Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» |
Взаимное влияние растений
Среди жителей поселков, деревень и даже городов есть много тех, кто имеют огороды или дачные участки, на которых выращивают овощи. Некоторые огородники, уже давно отказались от применения на грядках минеральных удобрений и ядохимикатов. Они считают, что выращивание овощей на естественных органических удобрениях позволяет получать самые вкусные и питательные плоды. Конечно, и для них имеет значение величины урожая, но главное, внимание они обращают на качество. А разве это не самое важное для тех, кто выращивает овощи и фрукты для своей семьи? Есть еще один момент, заслуживающий внимания. Размеры земли, отведенных под посадки в невелико, а хотелось бы посадить и получить урожай многих культур. В сельском хозяйстве существует множество методов и приемов, позволяющих обходиться без минеральных удобрений и ядохимикатов и получать хороший урожай. Один из них называется методом смешанных или совмещенных посадок овощей. В нашей стране этот метод еще мало распространен, но в западноевропейских и многих азиатских странах используется с незапамятных времен. В доколумбовой Америке индейцы сажали вместе кукурузу, тыкву и бобы. Тыква своими большими листьями затеняла почву от палящих лучей солнца и тормозила рост сорняков. Кукуруза сквозной листвой защищала тыкву от перегрева, а бобы вносили свою лепту в это сообщество, обогащая почву азотом. Традиция смешанных посадок основывается главным образом на старом опыте и результатах, полученных многолетними трудами огородников-любителей уже нашего времени. У любителей заниматься земледелием, вполне возможно, могли возникать такие вопросы. Можно ли на одной грядке посадить сразу несколько видов растений? Почему на одной грядке выгоднее выращивать не один вид овощей, а несколько? Почему одни овощи можно сажать рядом, а другие нельзя? Как организовать на грядке «зеленый» конвейер, снабжающий нас свежей зеленью с ранней весны до поздней осени? Для себя я определила цель: исследование взаимного влияния растений друг на друга. Чтобы достичь цели, мы с руководителем обозначили следующие задачи: - Изучить литературу о влиянии растений. - Определить примеры положительного и отрицательного влияния растений друг на друга. - Заложить опыт, доказывающий какие растения выгодно высаживать вместе. Растения могут влиять друг на друга прямо или косвенно. Прямое влияние осуществляется при непосредственном соседстве растений через выделение различных веществ корнями и листьями. Листья выделяют соединения или летучие вещества, как, например, сильно пахнущие ароматические травы, или водорастворимые, которые при поливе или дожде смываются и попадают в почву. Они поглощаются корнями расположенных рядом растений и оказывают на них определенное влияние. Каждый вид растений обладает своим, особым, свойственным только данному виду обменом веществ. Вещество, которое для одного вида безразлично и выделяется им в окружающую среду, может оказать сильное положительное или отрицательное действие на соседние растения другого вида. Это непосредственное влияние на соседние растения через выделение летучих веществ в воздух или водорастворимых в почву назовем условно «химическими». Также условно можно назвать «физическим» влияние через создание определенного микроклимата, когда более высокие растения создают частичное затенение и повышенную влажность для растений нижнего яруса. Еще один вид прямого взаимодействия, природа которого не ясна, можно было бы обозначить как "биологический". Внесение растворимых минеральных удобрений можно рассматривать как силовой прием, заставляющий растения вне зависимости от их потребности поглощать большое количество легкодоступных веществ и интенсивно расти. Такое растение дает большой урожай, но оно очень чувствительно к вредителям и болезням. В естественных условиях растение само выбирает, что ему нужно, и хотя оно дает не максимальный урожай, но зато более устойчиво к болезням и вредителям, и его плоды обладают высокой питательной ценностью и хорошим вкусом. В таких условиях растение сохраняет чувствительность ко всем слабым воздействиям, включая воздействие окружающих растений. Это воздействия слабые, но существенно влияющие на здоровье, на энергию роста и на вкус плодов. Особого внимания заслуживает защитное действие соседних растений друг на друга. В этом случае выделения корней или листьев одного вида растения не оказывают непосредственного стимулирующего или угнетающего влияния на соседей, но защищают их от распространения болезнетворных инфекций или отпугивают вредных насекомых своим сильным, неприятным для вредителей запахом. Косвенное взаимодействие растений осуществляется в основном через почву. Влияние предшествующих растений на следующие за ними проявляется через изменение свойств почвы, обогащение ее или обеднение органическими или минеральными веществами, разрыхление или уплотнение. Корни растений выделяют в почву большое количество органических соединений. Состав корневых выделений не одинаков у разных видов растений. Косвенное взаимодействие растений через почву определяет правила чередования овощных культур в севообороте. Для изучения влияние растений друг на друга были взяты два основных растения: свекла и капуста. Рассада этих овощей была подготовлена заранее. При постановке опыта, мне хотелось выяснить, как на урожай свеклы и капусты повлияют бархатцы и лук. По таблице совместимости (Приложение 1) и лук, и бархатцы должны благоприятно влиять на рост свеклы и капусты. Всего было подготовлено 7 грядок. 1 грядка. На ней были высажены капуста с бархатцами. 2 грядка. На ней чередовались посадки капусты и лука. 3 грядка была засажена только капуста. 4 грядка. На ней чередовались ряды свеклы с бархатцами. 5 грядка засажена свеклой с луком. 6 грядка. На ней росла только свекла. 7 грядка. На ней росли свекла и капуста. За лето все грядки поливались равномерно, проводились подкормки одним удобрением, почва рыхлилась, и удалялись сорняки. В начале сентября урожай был собран. Результаты оказались следующими (таблица 1 приложения 2). Средний вес кочана с первой грядки составил 430 грамм. Со второй грядки – 380 грамм. На третьей грядке кочаны были самыми крупными, в среднем кочан весил около 700 грамм. Средний вес корнеплода свеклы с грядки, где совместно произрастали с бархатцами, составил 110 грамм. В совместных посадках с луком вес одной свеклины составил 125 грамм. Там, где росла только одна свекла (6 грядка), средний вес оказался наибольшим: 170 грамм. Урожай с капусты с седьмой был достаточно хорошим. В среднем кочан весил 455 грамм, а для свеклы такое соседство оказалось невыгодным: корнеплод в среднем весит 30 грамм. Таким образом, для свеклы соседство с бархатцами и луком оказалось безразличным. То же самое можно сказать и про капусту. Данные таблицы не подтвердились, лучший урожай был получен на грядках, где высаживались только капуста и только свекла. Автор: Уварова Светлана Владимировна- ученица 9а класса МБОУ «Урдомская СОШ» п. Урдома Ленского района Архангельской области. Руководитель: Кызьюрова Елена Васильевна -учитель биологии МБОУ «Урдомская СОШ» | |
Категория: Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» | Добавил: Дмитрий_Николаев (29.01.2013) | | |
Просмотров: 770 |
Всего комментариев: 0 | |