Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!»

Сценарий экологического мероприятия, посвященного празднованию Дня Птиц «Птичий базар»
Цели:
1. Обобщить и расширить знания детей о птицах;
2. Развивать логическое мышление, внимание, творческие способности;
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.
Подготовка: Стены зала оформляются плакатами "Птицы – друзья леса, сада и огорода!", "Ребята, любите и охраняйте птиц!", "Школьники, готовьтесь к встрече пернатых друзей!", «Народные приметы»;, оформляется выставка детских рисунков и поделок на тему "Мир птиц"; сцена зала оформляется силуэтами берёз и елей, чучелами птиц, взятых из кабинета биологии. Участники: учащиеся 5-8классов. Участвуют 2 команды по 6-9 учащихся. Выбираются капитаны, названия команд.
ВЕДУЩАЯ: Миллионы лет назад появились первые пернатые. И доселе мрачный, населённый лишь динозаврами мир, огласился птичьим пением. А ещё через миллионы лет зашагал по Земле человек, способный оценить это пение. Поднял человек голову вверх, посмотрел в голубое небо, а в небе жаворонок! Поёт, заливается, трепещет крылышками. Первый весенний месяц... Прекрасная пора для всего живого. Пробуждается природа. И мы с нетерпением ждём наших друзей - пернатых странников. А они появятся вот-вот. Скворцы, грачи, жаворонки, трясогузки, ласточки, стрижи... Именно в это время проводится День птиц. А мы приглашаем всех на школьный «Птичий базар».
1 конкурс: Разминка. Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них. Ребята, вам нужно ответить на вопросы, а также назвать автора и название книги, о которой идёт речь.
1. Кто снёс яичко не простое, а золотое? (Русская народная сказка «Курочка Ряба»).
2. С кем путешествовал Нильс? (С дикими гусями; С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями»).
3. С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).
4. В какую птицу превращался министр подземного королевства в сказке Антония Погорельского? (В чёрную курицу; А. Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители»).
5. Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»).
6. В каких птиц злая королева превратила одиннадцать братьев-принцев в сказке Г. Х. Андерсена? (В диких лебедей; Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»).
7. Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»).
8. У кого лисица украла сыр в одной из басен Ивана Крылова? (У вороны; И. А. Крылов «Ворона и лисица»).
9. Какая птица, когда стучались в дверь спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).
10. Назовите имя вороны из передачи «Спокойной ночи, малыши!». (Каркуша).
2 конкурс: «Живые синонимы». Необходимо подобрать названия птиц, чтобы получились выражения, употребляемые в сравнении с людьми. Например, «мокрый» (беспомощный), как курица (мокрая курица).
Мудрый, как … (ворон). Задиристый, как … (петух).
Вороватый, как … (сорока). Важный, надутый, как … (индюк).
Длинноногий, как … (цапля).Глазастый, как … (филин.
Взгляд хищный, как у … (ястреба).Взгляд зоркий, как у … (сокола).
Нос с горбинкой, как у … (орла).Нос приплюснутый, как у … (утки).
Шея нежная, длинная, как у … (лебедя).Величавая походка, как у … (павлина) (выступает будто пава).
3 конкурс: Грамматейки. Сейчас из этой коробки–грамматейки выскочат 12 кубиков с изображёнными на них буквами. Вы должны за 2 минуты составить слова, имеющие отношение к миру пернатых, используя буквы только один раз. Сколько использовано букв, столько и очков.
П Я И Т А Ц С Р Б Ж Л Е
(Птица, аист, ястреб, стриж, цапля и т. д.)
Музыкальный номер команды№1: Домашнее задание подготовить музыкальный номер: тематические песня или танец.
ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ: Предлагается головоломка. Ведущий читает описание птицы, а зрители должны угадать её название. Правильные ответы сопровождаются демонстрацией иллюстрации с изображением этой птицы. За правильный ответ участник игры получает приз.
Вопросы:
1. Птица семейства вороновых отряда воробьиных. Оперение рыхлое, красновато-серое; хвост чёрный, на крыле голубое пятно с чёрными пёстринами, на голове хохол с чёрными пятнами. Полезна уничтожением насекомых; делает на зиму запасы желудей, чем способствует расселению дуба; вместе с тем вредит, разоряя гнёзда мелких птиц. (Сойка.)
2. Эта птичка обитает преимущественно в лесах. Зимой часто встречается у жилья. Полезна уничтожением насекомых в садах и лесах. Оперение густое, пушистое, жёлтая грудка. (Синица.)
3. Певчая птица. Весной и летом оперение взрослых чёрное, с ярким металлическим блеском. Осенью, после линьки, оно покрыто белыми крапинами – это светлые концы контурных перьев, которые к весне стираются, и крапины исчезают. Молодые чёрно-бурой окраски с более светлым горлом. Клюв жёлтый, острый и довольно длинный. Заметный для человека, прилёт этих птиц означает, особенно для жителей городов, наступление весны. (Скворец.)
4. Птица подотряда стрижей отряда длиннокрылых. Крылья длинные, узкие. Оперение тёмно-бурое или черноватое. Гнёзда этой птицы состоят из растительных материалов, склеенных слюной, или из одной затвердевшей слюны (так называемые ласточкины гнёзда); в Китае эти гнёзда люди употребляют в пищу.(Саланган.)
5.Птица из отряда воробьиных. Голова большая, клюв на вершине с крючком и зубцом перед вершиной, хвост длинный. Оперение рыхлое, чаще серых тонов в сочетании с белым и чёрным, реже с рыжим. Избегая сплошных лесов, селится в лесотундре, на опушках леса, на полянах, в степи или пустыне с зарослями кустарника или отдельными деревьями. Некоторые из них запасают пищу, накалывая добычу на сучки или колючки. (Сорокопут).
6. Величиной со скворца, нарядная птица. Оперение розовато-серое. Горло и полоска от клюва к глазу чёрные, лоб красноватый. Крылья чёрные с широкими белыми и узкими жёлтыми полосками; на голове большой хохол; на конце хвоста поперечная жёлтая полоса. Распространена на севере лесной зоны от Кольского полуострова до Камчатки. Песня – нежное "свирири-свирири". (Свиристель).
4 конкурс: Пословицы.
На чужой сторонушке… (рад своей воронушке).
Лучше синица в руках… (чем журавль в небе).
У каждой птицы… (своя песня).Цыплят по осени… (считают).
Слово не воробей… (вылетит не поймаешь).
Рано пташечка запела… (как бы кошечка не съела).
Старого воробья… (на мякине не проведёшь).
Всякий кулик своё… (болото хвалит).
Глупа та птица… (которой своё гнездо не мило).
Одна ласточка… (весны не делает).
Молодой журавль высоко взлетел… (да низко сел).
Соловей месяц поёт, а ворона… (круглый год каркает).
Гусь свинье… (не товарищ). Как с гуся… (вода).
Домашнее задание. Выступление учащихся с сообщениями: Легендарные птицы.
О птицах в народе слагали не только пословицы, стихи, песни, но и легенды. Легенды всегда связаны с чем-то загадочным и таинственным. Домашнее задание у каждой группы было подготовить несколько повествований о пернатых. А группа-противник должна догадаться, о какой птице идет речь. Выступление учащихся с сообщениями, подготовленными дома (после ответа демонстрируются рисунки соответствующих птиц).
Кукушка.В одном из самых распространенных преданий об этой птице говорится, что одна женщина погубила своего мужа и в наказание была обращена Богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет с тех пор птица. Ее слезы превращаются в траву, а грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди называют ее бедной вдовушкой, а каково же настоящее ее имя?
Верно, это кукушка. В то время как почти все птицы, выбиваясь из сил, выкармливают птенцов, кукушка живет припеваючи: она подкидывает свои яйца в чужие гнезда и ни горя, ни забот не знает. Но это полбеды - главное, кукушонок выкидывает из гнезда детей законных хозяев. Это явление в биологии называется гнездовым паразитизмом. Но все-таки эта птица полезна, благодаря своему аппетиту. Взросла кукушка за час съедает до 100 гусениц. Однако прожорливость не единственное ее достоинство. Среди гусениц есть немало таких, которые не едят другие птицы - волосатых и ядовитых. А кукушка поедает их с удовольствием.
Сова.Пожалуй, ни об одной птице не сложено столько легенд, ни с одной не связано столько поверий, как с этой. Одни народы ее возвеличили, другие проклинали. Китайцы считали ее символом благосостояния, полинезийцы - ночным злым богом, у древних греков она олицетворяла мудрость. В средние века церковь объявила эту птицу "нечистым животным", слугой дьявола. Что это за птица?
Правильно, сова. Эта птица испокон веков привлекала внимание людей: необычная внешность, бесшумный полет, страшный голос, ночной образ жизни - все это тревожило людское воображение. Били сов, уничтожали нещадно, пока за них не вступилась наука. Сова единственная птица, у которой оба глаза расположены на лицевом диске и направлены вперед. И в то же время, не поворачивая корпуса, она может смотреть и в бок, и даже назад, голова совы поворачивается на 180о. Бесшумный полет совам необходим, т.к. их добычей служат такие чуткие зверьки, как мыши. Сейчас известно, что одна сова уничтожает за год в среднем от 1000 до 1200 мышей. А это значит, что она спасает минимум тонну зерна!
ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ:А сейчас мы проверим знания о птицах у наших зрителей. В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним их. Нужно соединить первую часть пословицы с другой. За правильный ответ учащийся получает приз.
• НА ЧУЖОЙ СТОРОНУШКЕ… , А МОРЯ НЕ ЗАЖГЛА.
• ЛУЧШЕ СИНИЦА В РУКАХ… КОТОРОЙ СВОЁ ГНЕЗДО НЕ МИЛО.
• У КАЖДОЙ ПТИЦЫ… РАД СВОЕЙ ВОРОНУШКЕ.
• ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ… ВСЕЙ ПТИЧКЕ ПРОПАСТЬ.
• СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ… ЧЕМ ЖУРАВЛЬ В НЕБЕ.
• РАНО ПТАШЕЧКА ЗАПЕЛА… ДА НИЗКО СЕЛ.
• СТАРОГО ВОРОБЬЯ… СВОЯ ПЕСНЯ.
• ВСЯКИЙ КУЛИК… ВЕСНЫ НЕ ДЕЛАЕТ.
• ГЛУПА ТА ПТИЦА… СЧИТАЮТ.
• ОДНА ЛАСТОЧКА… СВОЁ БОЛОТО ХВАЛИТ.
• НАДЕЛАЛА СИНИЦА СЛАВЫ… ВЫЛЕТИТ, _ НЕ ПОЙМАЕШЬ.
• МОЛОДОЙ ЖУРАВЛЬ ВЫСОКО ВЗЛЕТЕЛ,… КАК БЫ КОШЕЧКА НЕ СЪЕЛА.
• КОГОТОК УВЯЗ… НА МЯКИНЕ НЕ ПРОВЕДЁШЬ.
Музыкальный номер команды№2: Домашнее задание подготовить музыкальный номер: тематические песня или танец.
5 конкурс: Конкурс капитанов. Составить полный систематический портрет для птиц: сорока обыкновенная, серый журавль
Пример:
Вид воробей домовой
Род воробей
Семейство ткачиковые
Отряд воробьинообразные
Надотряд типичные птицы
Класс птицы
Тип хордовые
Царство животные.
6 конкурс: Птицы Татарстана.
В указе Людвига Баварского от 1328года говорится: « Тяжкий штраф ждет того, кто поймает синицу, усердного ловца насекомых. Нарушивший закон должен уплатить королевскую подать 60 шиллингов, а также отдать красивую рыжую курицу и 12 цыплят как возмещение».
Еще более ранний закон об охране синиц был принят архиепископом германского города Трира в начале 13.века. Вероятно, эти законы одни из первых законов об охране птиц.
Какие птицы находятся под охраной? Какие из них занесены в Красную книгу?
Назвать птицы Татарстана занесенных в Красную книгу (у кого больше названий птиц).
7 конкурс: Викторина
ВЕДУЩАЯ: А знаете ли вы:- У кого аппетит больше: у птиц или у птенцов?
Небольшой птенец весит около 2-х граммов, а у самых мелких птиц даже менее 1 грамма. Уже через 12-13 дней из гнезда вылетает птичка весом 15-20 граммов, хотя ещё короткохвостая. Понятно, что при таком росте птенцы должны есть очень много.
- Когда растёт птенец ночью или днём? Ночью птенец не растёт, даже теряет в весе. Но днём за каждый час пребывания в гнезде увеличивается в весе на 5-7 грамм. Если бы человек рос так быстро, то школьник, пришедший в 1- класс, к концу второго урока должен стать второклассником и на следующий день пришёл бы в школу семиклассником.
- А сейчас викторина:
1. Какие птицы не садятся ни на землю, ни на деревья, хотя и летают?
2. Какие птицы не умеют летать?
3. Строят ли наши птицы в дальних странах гнезда?
4. Какие птицы прилетают к нам самыми первыми?
5. Какие птицы прилетают позже других и раньше всех улетают на юг?
6. Каких хищных птиц вы знаете?
7. Где ночуют белые куропатки?
8. Когда выводит своих птенцов клест?
9. Разводят ли страусов в нашей республике?
10. Какая птица называется фамилией великого русского писателя?
11. Чем и как питается фламинго?
12. Откуда плывет утка?
13. Чем питаются аисты?
14. Издают ли звуки аисты?
15. Какая птица может измерять температуру клювом?
16. Какие птицы делают друг другу подарки?
17. Какая певчая птица может нырять и ходить по дну?
18. Какая птица поет хвостом?
19. Какая птица выкармливает своих птенцов рыбой и из рыбьих косточек делает себе гнездо?
20. Что делают маленькие птички, когда видят сову?
21. Названия каких птиц связаны с цветом?
22. Почему весной скворцы и галки садятся на лошадей, коров, овец?
23. Какие птичьи тайны открывает листопад?
24. Почему тело мертвого клеста не разлагается даже в теплом месте?
25. Дышит ли цыпленок в яйце?
26. Почему птицы не могут вылететь из колодца?
27. Какие певчие птицы хищники?
28. Что птицам страшнее зимой —холод или голод?
8 конкурс: Угадай кто Я?. Включается запись с голосами птиц, необходимо определить чей голос. Побеждает команда правильно угадавшая большее количество голосов.
ВЕДУЩАЯ: Что дали птицы человечеству? Вот несколько ответов. Сопереживание полёта. Без птиц человечество мыслило бы более приземлено. Краски, пение, движение, вдохновение, победу над силой тяжести, глубокое ощущение свободы и радости. Каким скучным местом был бы мир без птиц! Но число птиц катастрофически уменьшается. И одним орнитологам с этой бедой не справиться. Сколько дел, посильных каждому из нас. Это и подкормка в суровую зимнюю пору, и устройство искусственных гнездовий, и охрана дуплистых деревьев. И запомните главное правило: даже если вы ничем не можете помочь, в ваших силах всегда не мешать, а это уже немало. Очень важно чтобы птицы такие прекрасные создания, неустанные труженики, полные притягательных тайн, жили счастливо на нашей Земле! Ведь там, где плохо нашим соседям по планете, плохо и нам самим. Я надеюсь, что каждый из вас будет помнить от том, что птицы – наши друзья. А в трудное для них время вы окажете им посильную помощь. Не разоряйте гнезд, не трогайте птенцов! Помните, птицы – часть природы. А природу нужно любить и беречь!
Литература
1. Кудряшёва Л. А. Турнир орнитологов [Текст] / Л. А. Кудряшёва // Читаем, учимся, играем. – 2009. - № 1. – С. 92-95.
2. Михайлов К. Е. Птицы мира / ред. группа: К. Михайлов, Т. Евсеева. – М. : Мир энциклопедий, 2006. – 184 с. : ил. – (Самые красивые и знаменитые).
3. Птицы средней полосы России [Электронный ресурс] : записи голосов птиц / Сост. А. Рубцов . – М. : ООО «Мир энциклопедий Аванта +», 2006. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – (Энциклопедия для детей Аванта +).
4. Сладков Н. И. Азбука леса : рассказы, сказки, миниатюры / Н. И. Сладков. – Смоленск : Русич, 2002. – 104 с. : ил.
5. Терова Т. Е. «Птичьему пенью внимаем с волненьем…» [Текст] / Т. Е. Терова // Читаем, учимся, играем. – 2004. - № 1. – С. 63-67.

Автор: Зарипова Гулюся Гирфанутдиновна, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №166» Советского района г.Казани
Категория: Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» | Добавил: Дмитрий_Николаев (28.01.2013) | Автор: Дмитрий E W
Просмотров: 1635
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]