Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!»

Исследовательская работа "Сенные фантазии"
«Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создаёт что-либо новое».
Лев Семёнович Выготский
У каждого человека есть хобби, от которого он получает удовольствие. Я не стала исключением, и у меня тоже есть то, от чего я получаю удовольствие. Моим хобби стало творчество, оно у меня разностороннее. Уже в младших классах школы я всегда что-то творила своими руками. В то время когда мои ровесники играли, я шила своим куклам разные вещи, взрослые удивлялись, что в моём маленьком возрасте у меня получались разные модели одежды.
Я считаю, что каждый человек, что бы он ни делал должен вложить туда частичку своей души. Моё творчество - это моё второе дыхание, игра для души.
Сейчас стало очень популярным всё, что мы можем сделать своими руками. Ведь это так приятно!!! Одни люди делают оригами, другие вышивают крестиком, а третьи занимаются бисероплетением и это далеко не весь список…
Летом 2012 года я впервые познакомилась с техникой изготовления поделок из сена на мастер-классе на мультифестивале Ыбица, проводимом на территории Финно-угорского этнокультурного парка в селе Ыб Республики Коми. Я решила остановить свое внимание на различных интерьерных поделках из сена. Это могут быть и забавные рыбки, петушки, уточки, лошадки и все, что подскажет фантазия.
Особо актуальное направление сейчас – экологический дизайн. Направление в дизайне - Sustainable design, «зеленый», экологический дизайн - это дизайн, который учитывает интересы окружающей среды. Экологический дизайн символизирует гармоничное отношение природы и человека.
Цель данной работы заключается в том, чтобы, освоив алгоритм изготовления поделок из сена самой, усовершенствовать его и научить этому ремеслу других.
В соответствии с основной целью задачами данной работы являются:
- внести новизну в поделки, выполненные по «сенной технологии», используя различные материалы;
- популяризировать авторские находки изготовления поделок из сена с использованием других материалов, проводя мастер-классы.
Актуальность работы заключается в том, что изготовление декоративных поделок из сена воспитывает любовь к природе, позволяет организовать досуг интересно и с пользой для себя и для окружающих, а также увлечение рукоделием воспитывает усидчивость и железное терпение, которое помогут не только в творчестве, но и в жизни.

1. ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛА
Проанализировав материал из Интернета по подготовке сена, мы систематизировали его и предлагаем рекомендации для тех, кто имеет возможность самостоятельно подготовить сено (или передать эти рекомендации тем, у кого вы в дальнейшем это сено будете получать), потому что от качества сена будет зависеть, будет ли ваше изделие с красивой однородной фактурой и плавными углами.
Трава для работы не должна состоять из слишком высоких и прочных стеблей, содержать вкрапления крапивы, крупнолистных растений, колючек. Лучше брать траву, скошенную во влажном состоянии, после росы или дождя, просушенную в солнечную погоду, ту, которую очень часто ворошили, а на ночь помещали под навес.
Качественное готовое сено пахнет медом, приятно шуршит, легко гнется, имеет зеленоватый цвет. Недосушенный материал имеет сыроватые на ощупь включения, в будущем он заплесневеет и потеряет волшебный аромат. Пересушенное сено крошится, не давая скрутить даже обычный жгут.
Перед работой переберите сено в руках, очистив его от колючих и твердых включений. Хорошо вплести в сено части побегов мяты, душицы, лаванды, тимьяна – эти ароматные травы сделают фигурки из сена прекрасными освежителями воздуха для жилища.
Глядя на поделки из сена, можно подумать, что они сделаны с помощью специального каркаса, но это не всегда так. Сухая трава – не только экологичный, душистый, красивый, но и очень пластичный материал. Из него можно скрутить практически любую форму, главное в работе – крепко держать скрутку и вовремя фиксировать витки нитью. Сено отлично режется ножницами, а детали из него хорошо склеиваются клеем-гелем или с помощью клеевого пистолета.
Сухая трава прекрасно сочетается с другими природными материалами, такими как кора, ветки, длинная хвоя сосны, плоды и сухие листья, побеги и цветы растений, а также с поделочной глиной, льняным шпагатом, зернами кофе, перьями птиц.
Чтобы фигурки животных «ожили», им необходимы глазки, носики, лапки. Все это можно сделать из природных материалов: глаза – крупные фасолины и бобы, крылья, декоративные перья, клюв из природного окрашенного в яркие цвета сизаля.
Материалы и приспособления: деревянные палочки-шпажки; картон; сено; крепкая льняная или хлопчатобумажная нить в цвет сена; ножницы; клей ПВА и/или клеевой пистолет; упаковочная бумага для цветов; крупная фасоль для глаз; льняные ленточки для украшения.

2. ОПИСАНИЕ РАБОТЫ
1. Перевести на картон контуры выбранного силуэта. Вырезать 2 одинаковых контура. Склеить два контура клеем ПВА, закрепив между ними палочку-шпажку, и оставить под грузом на время, необходимое для высыхания.
2. Взять немного сена и сложив его наполовину на картонную основу начать последовательно закреплять его нитками.
3. Взять длинные стебли растений, попадающиеся в сене и, разделив на два пучка, приложить с разных сторон будущего хвоста и фиксировать нитью.
4. Если стебли от хвоста очень грубые и видны, взять более однородное сено и закрыть их. Каждое движение сена вокруг туловища фиксировать нитью.
5. Продолжать последовательно закрывать картон сеном, закрепляя все нитками. Можно сделать хохолок для фантазийной птицы, используя тот же принцип, что при изготовлении хвоста.
6. Все тело из картона закрыто сеном и закреплено нитками, посмотреть насколько качественно все закрыто, если где просвечивает картон, устранить недостатки, добавив сено и зафиксировать нитью. На этом этапе можно взять ножницы и «произвести стрижку», срезав торчащее сено.
7. Теперь взять оберточный материал и вырезать из него крылья для птицы. Закрепить их к туловищу нитью. Взяв пучок сена, приложить его к месту крепления крыльев и зафиксировать нитью.
8. Вырезать из красной оберточной бумаги клювик и лапки и зафиксировать их нитью. Приклеить фасолины - глазки. Для того, чтобы сено меньше портилось и не осыпалось, можно побрызгать все лаком для волос.

3. РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Занятие творчеством рождает в нас живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или, хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития, способствует физическому развитию: воспитывает у нас способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает наш нервно-мышечный аппарат. Выполнение творческих изделий способствует воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится. Украшая свои изделия, мы приобретаем определенные эстетические вкусы.
Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.
В процессе освоения технологии изготовления поделок из сена накапливался практический опыт, мы решили внести в наши работы изменения: от замены каких-то деталей поделки до конструирования новых поделок. Выполнив поделки из сена, мы решили применить разработанный алгоритм для создания поделок из других материалов: ниток, ткани, «ёлочного дождя» и др.

4. ПРОВЕДЕНИЕ МАСТЕР-КЛАССА
Занятие творчеством позволяет организовать досуг интересно и с пользой для себя и для окружающих. Мы решили популяризировать находки изготовления поделок из сена с использованием других материалов, проводя мастер-классы с ребятами 6-10 лет. При распределении заданий мы учитывали возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.
Каждое занятие, как правило, включало теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включали изготовление и оформление поделок.
Обучение проходило от изготовления простых поделок, переходя постепенно к освоению сложных.
Задачи мастер-класса:
1. Конструирование перед участниками мастер-класса авторских находок по изготовлению интерьерных поделок из сена.
2. Обучение участников мастер-класса конкретным навыкам по изготовлению интерьерных поделок из сена.
3. Популяризация авторских находок по изготовлению интерьерных поделок из сена.
Цели мастер-класса:
1 Распространение опыта путем прямого комментированного показа приемов и методов работы по изготовлению интерьерных поделок из сена.
2. Получение участниками мастер-класса полной информации о накопленном опыте, освоение апробированных им на практике технологий изготовления интерьерных поделок из сена.
Ожидаемые результаты мастер-класса:
1. Практическое освоение участниками мастер-класса навыков изготовления поделок из сена и других материалов.
2. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой деятельности.
Рефлексия:
1. Самоанализ проведенного мастер-класса.
2. Вопросы участников мастер-класса по проведенному занятию.
3. Общая дискуссия.
Особенности проведения мастер-класса:
1. Мастер-класс проводится для детей 6-10 лет.
2. Мастер-класс проводится в виде серии мероприятий, объединенных одной темой.
Организовывая мастер-класс необходимо учитывать правила проведения занятий с детьми:
1. Использовать работу малыми группами (по 5-6 человек), что способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться.
2. Для снятия эмоционального напряжения разрешать ребятам работать в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу и т. д.
3. Обучение проводить в игровой форме для развития внимания, слуха, мышления, умения взаимодействовать ребят друг с другом.
4. Занятия начинать с упражнения на создание эмоционального настроя, включения всех в общий процесс. Например, словами: «Ребята, у меня сегодня хорошее настроение и я хотела бы его передать вам. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и подарим всем свою улыбку, чтобы весь мир вокруг нас стал светлее и прекраснее!».
5. Выполнять работу, выбрав для себя роль:
- «фотографа», т.е. выполняя копию понравившейся работы с выставки;
- «рационализатора», т.е. используя инструкционную карту, дооформить работу другим материалом по своему замыслу;
- «новатора», т.е. работая творчески, самостоятельно выполняя авторскую работу, если чувствовать себя достаточно уверенно в работе с сеном.
По завершению мастер-класса мы устраиваем выставку наших работ, а потом ребята получают сделанную своими руками игрушку в подарок.
Особенностью мастер-класса является то, что он дает возможность каждому реально прикоснуться к волшебному миру декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Участие в организации и проведении мастер-классов:
- формирует устойчивую мотивацию на доброе отношение к людям;
- вырабатывает потребность проведения общественно-полезной деятельности, стремление к постоянному совершенствованию, развитию;
- вырабатывает умения и навыки организаторской деятельности, потребность заботливо относится к младшим, передавать им свой опыт и знания;
- расширяет профессиональные возможности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Готовые фигурки прекрасно смотрятся в саду и сохраняют декоративный вид в течение всего сезона (к осени сено темнеет). В помещении они, наоборот, светлеют, сено делается более хрупким, но в течение целого года фигурка не потеряет декоративности.
Создавая поделки своими руками для интерьера, мы добавляем своему дому или приусадебному участку, частичку своей души, добавляя оригинальные и неповторимые элементы декора.
Любой стиль интерьера, приусадебного участка без милых безделушек не будет таким уютным, а украшая свой дом поделками, сделанными своими руками, можно выявить много скрытых талантов. И вариантов здесь очень много…
Сначала мы сделали самодельную поделку из природного материала сена с мастером, а затем попробовали внести в технологию изготовления свои «новшества» в виде добавок различных материалов. Эта работа доставила нам много радости, которой захотелось поделиться с другими. Так возникла идея проведения мастер-классов с ребятами 6-10 лет, которые входят в младшую группу Театра Мод Сыктывкарского колледжа сервиса и связи, и тоже имеют представление о творчестве. Нашим девизом стали слова Уолта Диснея: «Если ты можешь это вообразить - значит, ты можешь это осуществить».
Итогом нашей работы стала выставка работ ребят, а итогом исследования рекомендации по проведению занятий с детьми.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Е.А.Гайдаенко «Нечто из ничего». Издательство «Феникс» г Ростов- на – Дону, 2008г.
2. Е. Румянцева. «Делаем игрушки сами». Издательство «Айрис Пресс» г. Москва, 2004г.
3. Н.С. Чернякова. «Уроки детского творчества». Издательство «Родничок» г. Тула, 2002г.
4. Пипер Анне. Игрушки из сена. Творческие идеи в стиле кантри -Издательство: Арт-родник, 2007. - С.32.
5. Мария-Луиза Мангей. Игрушки из сена. - Издательство: НИОЛА-ПРЕСС, 2007, - С.27.
6. Соколова Л., Некрылова А. Воспитание ребенка в русских традициях. – С-Пб.: Речь, 2006. - С.144.
7. Дайн Г.Д. Игрушечных дел мастера. - М.: Просвещение, 1994. - С.230.

Автор: Григорчук Оксана Николаевна- студентка 1 курса, группа Д-1-13, спец. 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведения»
Руководитель: Ильяшевич Вера Николаевна- преподаватель ГАОУ СПО РК «Сыктывкарский колледж сервиса и связи»
Категория: Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» | Добавил: Дмитрий_Николаев (28.01.2013) | Автор: Дмитрий E W
Просмотров: 783
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]