Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» |
Разработка интегрированного урока русского языка по теме: «Подготовка к написанию сочинения по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»
Цели: развитие чувства прекрасного, понятия Родины, бережного отношения к природе, через музыку, живопись, поэзию учить детей видеть красоту окружающего мира, развивать их творческие способности, развивать знания о деревьях, умение наблюдать, логически мыслить, видеть эстетическую ценность в объектах живой природы, показать детям на примере березы красоту и ценность природы для человека, необходимость заботливого к ней отношения. Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа проектор, книги со стихотворениями о березе разных поэтов, репродукции картин «Березовая роща» И Левитана, «Русские берёзки» С. Курицына, «Берёзовая аллея», «Февральская лазурь» И. Грабаря, «Берёзовая аллея» О. Кангина, «Берёза» Э. Тер-Балян, диск с записью песни «Отговорила роща золотая». Ход урока. I. Вступительное слово учителя. 1. Сегодня мы приступаем к изучению новой темы. А чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, вам придется отгадать загадку. Русская красавица Стоит на поляне, В зелёной кофточке, В белом сарафане. – Как вы думаете, о чем пойдет речь в этой теме? Ученики: о березе. (Слайды № 1, 2) Наряд её легок, чудесен Нет дерева сердцу милей. А сколько задумчивых песен Поётся в народе о ней. - Верно. Береза, березонька – это дерево ассоциируется с родиной, красивой стройной девушкой, родным домом, поэтому мы с вами посвятим наш урок березе. Писатели пишут прекрасные тексты, поэты – стихотворения, а композиторы сочиняют замечательную музыку на стихотворения поэтов о березе. – Сейчас мы послушаем песню на музыку композитора Григория Пономаренко и на стихи Сергея Есенина «Отговорила роща золотая». – Вы прослушаете песню и скажите, какие чувства вызвала у вас эта песня? (Прослушивание песни, ответы детей) – Вы прослушали, как композитор передает свои чувства по отношению к березе. Но есть поэты, которые по своему отражают свою любовь к этому дереву. Например, у русского поэта С. Есенина есть стихотворение «Береза». Оно было написано в 1914г. В этом стихотворении поэт, восхищаясь березой в зимнем наряде, хотел показать красоту природы. Образ березы у поэта становится символом Родины. Вот почему так названо стихотворение. (Ученица читает наизусть художественное произведение). II. Работа над стихотворением С. Есенина “Береза” -Какой увидел зимнюю березу поэт? (Поэт увидел зимнюю березу красивой, нарядной, заснеженной, пушистой, в белом уборе.) - Почему она привлекла его внимание, вызвала удивление и восхищение, ведь он часто видел ее из окна? (Такой красивой, как в это утро она еще не была) - Как вы понимаете, принакрылась? (слегка накрылась) - С чем поэт сравнивает ветки берёз? Почему? (Ветки берёз поэт сравнивает с кистями на бахроме, с каймой, от которой свисают тонкие нити. Иней так украсил ветви берёз, как бахромой можно украсить изделие.) - Как это помогает точно передать красоту заснеженных ветвей? (Читая, мы представляем на ветвях украшение, бело-серебристую бахрому.) - Прочитайте, как же меняется вид берёзы под лучами солнца? Почему снежинки горят? Как это понять? Они на солнце ярко блестят, искрятся, словно огонь. Ветви переливаются блеском восходящего солнца. - Подумайте, какими словами поэту удалось передать краски заснеженной березы. (белая береза, снег, точно серебро, снежинки в золотом огне, ветки, обсыпанные новым серебром) III. Работа над текстом. – Много существует произведений о березе и мы с вами прочитаем еще один текст, который называется «Береза» и написал этот текст Кайгородов. – Вы внимательно слушайте и скажите, что особенно в этом тексте понравилось. (Чтение текста «Береза» сильными учениками) Нет дерева прекраснее березы. Как очарователен розовый отблеск на белой коре от румяных лучей восходящего солнца! А нежная весенняя зелень березы разве не прелесть? Как ласкает наш глаз остроконечные душистые блестящие листочки! А летом? Сколько красоты в покрытых листьями березах! Длинные тонкие ветви, словно зеленые гирлянды, низко свешиваются к земле и придают всему дереву какой – то торжественно – печальный вид. И, наконец, зимой. Какое дерево сравнится по красоте с березой, когда она стоит, изукрашенная миллионами сверкающих на солнце кристалликов! Она стоит словно громадный фонтан, брызги которого внезапно оледенели и повисли в воздухе. Да, нет прекрасное дерево береза, и нет ее прекраснее. – Какие выражения, сравнения вам особенно понравились в тексте о березе? Подчеркните. – Зачитайте вслух, что вы подчеркнули о листьях, о стволе, о ветках. Это вам пригодится в дальнейшей работе. Физкультминутка Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки нагнули, кисти встряхнули, Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем, Крылья сложили назад. IV. Работа над картиной И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» - Ведь не только поэты и писатели в своих произведениях обращались к образу русской березы. Но и художники любовались ее красотой и не могли остаться равнодушными. Рассмотрите репродукцию с картины И.Грабаря «Февральская лазурь». - Какое время года изображено? (зима, последний её месяц февраль) - Чем своеобразен последний месяц зимы? (чаще светит солнце, оттепели, метели, небо выше и голубое) - По каким признакам узнали? (внизу снег, берёзки принакрыты снегом) - Какой день изображён на картине? (солнечный, морозный) - Как определили? (тени от деревьев бывают только в солнечную погоду) - Расскажите о небе, (небо переливчатое, отражается на снегу редкими синеватыми полосами) - Расскажите о берёзах. Какими их изобразил художник? (берёзы заснеженные, нарядные, пушистые, красивые, на веточках иней) - Что вам особенно понравилось в этой картине? (великолепные берёзы, синее небо, белый снег ит.д.) - Какие чувства вызывает эта картина? (Чувство восхищения, восторженности, Хочется в морозное утро пойти в лес и полюбоваться этой красотой.) - Послушайте, что сам художник рассказал о создании этой картины: В то необычное утро природа праздновала какой-то небывалый праздник-праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток, и сапфирных теней на сиреневом снегу. Я стоял около дивной берёзы, редкостной по ритмическому построению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие- то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённые голубой эмалью неба. Если бы десятую часть этой красоты передать? Как вы считаете, удалось ли художнику передать увиденную красоту, то настроение и чувства, которые охватили его? (Конечно, удалось.) - Определение темы и идеи картины. Тема »Берёзы в зимнем наряде». Идея »Великолепны берёзы зимой!» - А как автор назвал картину? Почему? ( Только в феврале бывает такое лазоревое небо. Великолепие берёз он увидел на фоне этого неба.) - А как другие художники смогли показать красоту березы? (Слайды 3-9) Ответы учащихся. V. Обобщение. Что общего между картинами художников, стихотворением С.Есенина и текстом «Береза»? (Они показали нам красоту русской природы, убедили нас в том, что нужно учиться её видеть и беречь. - Из глубины веков идёт любовь русского народа к белоствольной берёзе. Древние славяне считали ее священным деревом, олицетворяющим свет, чистоту, женственность и посвящали её богине Ладе. Само мироздание наши предки представляли в виде дерева - берёзы. Берёза, считали наши предки приносит счастье, оберегает от зла и всякой нечисти. В преставлении славян берёза похожа на красную девицу. Веря в целебную силу этих деревьев, древние славяне заболевших девочек носили к берёзе. В свадебных песнях и приговорах невесту называли берёзкой. Считалось, что после смерти душа женщины переселяется в берёзу. Это красивое дерево сажали рядом с домом для благополучия семьи, для отпугивания зла, для защиты от молнии. Ребята, ни в одной стране нет столько берез, как у нас, в России. Мила она русскому человеку. Береза - и в песнях, и в загадках, и в сказках. А сколько сел, деревень, рек, названо в честь нашей веселой березки! Любит наш народ свою зеленую красавицу и за ее красоту и за пользу, которую она приносит. А какую пользу приносит береза? (Сообщения учащихся, которым было дано заранее задание подготовить о пользе березы) 1 ученик. Из бересты народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора ягод и грибов. Березовые дрова - лучшее топливо в русской печке. Из древесины березы изготовляют фанеру, мебель, прочные лыжи, уксус. 2 ученик. А березовый сок - прохладительный напиток. Раненое дерево истощается. Запасы сока нужны для образования молодых ветвей и листьев. Через ранку попадают микробы, и они вызывают болезнь дерева. Если человек берет сок березы, он обязан замазать это место, чтобы сок больше не выделялся и не капал впустую на землю. Очень важно беречь березу. 3 ученик. Бересту использовали при строительстве жилья для защиты от холода, гнили и сырости. Берестой обшивали лодки, делали из нее поплавки и другие рыбацкие принадлежности. Берестяные грамоты, дошедшие до нас, именуют берестяной почтой столетий. 4 ученик. В стародавние времена люди нарекли ее деревом четырёх дел: «Есть дерево об четыре дела: Первое дело - мир освещает, Другое дело - крик утешает, Третье дело - больных исцеляет, Четвертое дело - чистоту соблюдает». (Слайды № 10-12) И всё это верно, ведь самая светлая - берёзовая лучина. Берёзовый веник в бане чистоту соблюдал. Скрип телеги утишался берёзовым дёгтем. От всяких хворостей лечат почки, листья и кора берёзы. И по сей день, рекомендуются они как мочегонное, желчегонное, кровоочистительное и противовоспалительное средство. Даже дёготь используется в медицине и входит в состав ранозаживляющей мази Вишневского. Учитель. Постарайтесь почаще соприкасаться с прекрасным, видеть красоту родной природы, края. Любить её так, как любил С.Есенин. Ведь человек-это часть природы. Недаром, в одном из своих стихотворений поэт сказал: Я думаю: Как прекрасна Земля А на ней человек!» VI. Итог урока. Какие открытия вы сегодня сделали? А теперь прислушайтесь к себе: какие чувства у вас вызвал образ русской берёзы? VII. Домашнее задание: Написать сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь» Автор: Шарипова Эльза Сабаховна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа ст. Миннибаево» Альметьевского муниципального района Республики Татарстан | |
Категория: Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» | Добавил: Дмитрий_Николаев (28.01.2013) | | |
Просмотров: 1363 |
Всего комментариев: 0 | |