Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!»

Разработка интегрированного урока русского языка по теме: «Подготовка к написанию сочинения по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»
Цели:
 развитие чувства прекрасного, понятия Родины, бережного отношения к природе,
 через музыку, живопись, поэзию учить детей видеть красоту окружающего мира, развивать их творческие способности,
 развивать знания о деревьях, умение наблюдать, логически мыслить, видеть эстетическую ценность в объектах живой природы,
 показать детям на примере березы красоту и ценность природы для человека, необходимость заботливого к ней отношения.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа проектор, книги со стихотворениями о березе разных поэтов, репродукции картин «Березовая роща» И Левитана, «Русские берёзки» С. Курицына, «Берёзовая аллея», «Февральская лазурь» И. Грабаря, «Берёзовая аллея» О. Кангина, «Берёза» Э. Тер-Балян, диск с записью песни «Отговорила роща золотая».

Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
1. Сегодня мы приступаем к изучению новой темы. А чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, вам придется отгадать загадку.
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
– Как вы думаете, о чем пойдет речь в этой теме?
Ученики: о березе. (Слайды № 1, 2) Наряд её легок, чудесен
Нет дерева сердцу милей.
А сколько задумчивых песен
Поётся в народе о ней.
- Верно. Береза, березонька – это дерево ассоциируется с родиной, красивой стройной девушкой, родным домом, поэтому мы с вами посвятим наш урок березе. Писатели пишут прекрасные тексты, поэты – стихотворения, а композиторы сочиняют замечательную музыку на стихотворения поэтов о березе.
– Сейчас мы послушаем песню на музыку композитора Григория Пономаренко и на стихи Сергея Есенина «Отговорила роща золотая».
– Вы прослушаете песню и скажите, какие чувства вызвала у вас эта песня?
(Прослушивание песни, ответы детей)
– Вы прослушали, как композитор передает свои чувства по отношению к березе. Но есть поэты, которые по своему отражают свою любовь к этому дереву.
Например, у русского поэта С. Есенина есть стихотворение «Береза». Оно было написано в 1914г. В этом стихотворении поэт, восхищаясь березой в зимнем наряде, хотел показать красоту природы. Образ березы у поэта становится символом Родины. Вот почему так названо стихотворение. (Ученица читает наизусть художественное произведение).
II. Работа над стихотворением С. Есенина “Береза”
-Какой увидел зимнюю березу поэт? (Поэт увидел зимнюю березу красивой, нарядной, заснеженной, пушистой, в белом уборе.)
- Почему она привлекла его внимание, вызвала удивление и восхищение, ведь он часто видел ее из окна? (Такой красивой, как в это утро она еще не была)
- Как вы понимаете, принакрылась? (слегка накрылась)
- С чем поэт сравнивает ветки берёз? Почему? (Ветки берёз поэт сравнивает с кистями на бахроме, с каймой, от которой свисают тонкие нити. Иней так украсил ветви берёз, как бахромой можно украсить изделие.)
- Как это помогает точно передать красоту заснеженных ветвей? (Читая, мы представляем на ветвях украшение, бело-серебристую бахрому.)
- Прочитайте, как же меняется вид берёзы под лучами солнца? Почему снежинки горят? Как это понять? Они на солнце ярко блестят, искрятся, словно огонь. Ветви переливаются блеском восходящего солнца.
- Подумайте, какими словами поэту удалось передать краски заснеженной березы.
(белая береза, снег, точно серебро, снежинки в золотом огне, ветки, обсыпанные новым серебром)
III. Работа над текстом.
– Много существует произведений о березе и мы с вами прочитаем еще один текст, который называется «Береза» и написал этот текст Кайгородов.
– Вы внимательно слушайте и скажите, что особенно в этом тексте понравилось.
(Чтение текста «Береза» сильными учениками)
Нет дерева прекраснее березы. Как очарователен розовый отблеск на белой коре от румяных лучей восходящего солнца! А нежная весенняя зелень березы разве не прелесть? Как ласкает наш глаз остроконечные душистые блестящие листочки! А летом? Сколько красоты в покрытых листьями березах! Длинные тонкие ветви, словно зеленые гирлянды, низко свешиваются к земле и придают всему дереву какой – то торжественно – печальный вид. И, наконец, зимой. Какое дерево сравнится по красоте с березой, когда она стоит, изукрашенная миллионами сверкающих на солнце кристалликов! Она стоит словно громадный фонтан, брызги которого внезапно оледенели и повисли в воздухе. Да, нет прекрасное дерево береза, и нет ее прекраснее.
– Какие выражения, сравнения вам особенно понравились в тексте о березе? Подчеркните.
– Зачитайте вслух, что вы подчеркнули о листьях, о стволе, о ветках. Это вам пригодится в дальнейшей работе.
Физкультминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.

IV. Работа над картиной И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»
- Ведь не только поэты и писатели в своих произведениях обращались к образу русской березы. Но и художники любовались ее красотой и не могли остаться равнодушными. Рассмотрите репродукцию с картины И.Грабаря «Февральская лазурь».
- Какое время года изображено? (зима, последний её месяц февраль)
- Чем своеобразен последний месяц зимы? (чаще светит солнце, оттепели, метели, небо выше и голубое)
- По каким признакам узнали? (внизу снег, берёзки принакрыты снегом)
- Какой день изображён на картине? (солнечный, морозный)
- Как определили? (тени от деревьев бывают только в солнечную погоду)
- Расскажите о небе, (небо переливчатое, отражается на снегу редкими синеватыми полосами)
- Расскажите о берёзах. Какими их изобразил художник? (берёзы заснеженные, нарядные, пушистые, красивые, на веточках иней)
- Что вам особенно понравилось в этой картине? (великолепные берёзы, синее небо, белый снег ит.д.)
- Какие чувства вызывает эта картина? (Чувство восхищения, восторженности, Хочется в морозное утро пойти в лес и полюбоваться этой красотой.)
- Послушайте, что сам художник рассказал о создании этой картины: В то необычное утро природа праздновала какой-то небывалый праздник-праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток, и сапфирных теней на сиреневом снегу. Я стоял около дивной берёзы, редкостной по ритмическому построению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие- то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённые голубой эмалью неба.
Если бы десятую часть этой красоты передать?
Как вы считаете, удалось ли художнику передать увиденную красоту, то настроение и чувства, которые охватили его? (Конечно, удалось.)
- Определение темы и идеи картины.
Тема »Берёзы в зимнем наряде».
Идея »Великолепны берёзы зимой!»
- А как автор назвал картину? Почему? ( Только в феврале бывает такое лазоревое небо. Великолепие берёз он увидел на фоне этого неба.)
- А как другие художники смогли показать красоту березы?
(Слайды 3-9)
Ответы учащихся.
V. Обобщение.
Что общего между картинами художников, стихотворением С.Есенина и текстом «Береза»? (Они показали нам красоту русской природы, убедили нас в том, что нужно учиться её видеть и беречь.
- Из глубины веков идёт любовь русского народа к белоствольной берёзе. Древние славяне считали ее священным деревом, олицетворяющим свет, чистоту, женственность и посвящали её богине Ладе. Само мироздание наши предки представляли в виде дерева - берёзы. Берёза, считали наши предки приносит счастье, оберегает от зла и всякой нечисти. В преставлении славян берёза похожа на красную девицу. Веря в целебную силу этих деревьев, древние славяне заболевших девочек носили к берёзе. В свадебных песнях и приговорах невесту называли берёзкой. Считалось, что после смерти душа женщины переселяется в берёзу. Это красивое дерево сажали рядом с домом для благополучия семьи, для отпугивания зла, для защиты от молнии. Ребята, ни в одной стране нет столько берез, как у нас, в России. Мила она русскому человеку. Береза - и в песнях, и в загадках, и в сказках. А сколько сел, деревень, рек, названо в честь нашей веселой березки! Любит наш народ свою зеленую красавицу и за ее красоту и за пользу, которую она приносит. А какую пользу приносит береза?
(Сообщения учащихся, которым было дано заранее задание подготовить о пользе березы)
1 ученик. Из бересты народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора ягод и грибов. Березовые дрова - лучшее топливо в русской печке. Из древесины березы изготовляют фанеру, мебель, прочные лыжи, уксус.
2 ученик. А березовый сок - прохладительный напиток. Раненое дерево истощается. Запасы сока нужны для образования молодых ветвей и листьев. Через ранку попадают микробы, и они вызывают болезнь дерева. Если человек берет сок березы, он обязан замазать это место, чтобы сок больше не выделялся и не капал впустую на землю. Очень важно беречь березу.
3 ученик. Бересту использовали при строительстве жилья для защиты от холода, гнили и сырости. Берестой обшивали лодки, делали из нее поплавки и другие рыбацкие принадлежности. Берестяные грамоты, дошедшие до нас, именуют берестяной почтой столетий.
4 ученик. В стародавние времена люди нарекли ее деревом четырёх дел:
«Есть дерево об четыре дела:
Первое дело - мир освещает,
Другое дело - крик утешает,
Третье дело - больных исцеляет,
Четвертое дело - чистоту соблюдает». (Слайды № 10-12)
И всё это верно, ведь самая светлая - берёзовая лучина. Берёзовый веник в бане чистоту соблюдал. Скрип телеги утишался берёзовым дёгтем. От всяких хворостей лечат почки, листья и кора берёзы. И по сей день, рекомендуются они как мочегонное, желчегонное, кровоочистительное и противовоспалительное средство. Даже дёготь используется в медицине и входит в состав ранозаживляющей мази Вишневского.
Учитель. Постарайтесь почаще соприкасаться с прекрасным, видеть красоту родной природы, края. Любить её так, как любил С.Есенин. Ведь человек-это часть природы. Недаром, в одном из своих стихотворений поэт сказал:
Я думаю:
Как прекрасна
Земля
А на ней человек!»
VI. Итог урока.
Какие открытия вы сегодня сделали?
А теперь прислушайтесь к себе: какие чувства у вас вызвал образ русской берёзы?
VII. Домашнее задание:
Написать сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»

Автор: Шарипова Эльза Сабаховна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа ст. Миннибаево» Альметьевского муниципального района Республики Татарстан
Категория: Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» | Добавил: Дмитрий_Николаев (28.01.2013) | Автор: Дмитрий E W
Просмотров: 1363
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]