Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» |
Сценарий интеллектуальной игры «Умники и умницы»
Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Здравствуйте, дорогие коллеги! Мы приветствуем вас на интеллектуальной игре «Умники и умницы» по биологии. И сегодня тема нашей игры «Эволюция живого мира на земле» Наша с вами планета - Земля является лишь малой частью огромной вселенной. Земля в отличии от большинства других небесных тел обладает атмосферой. Вода занимает большую часть планеты. Без этой живительной влаги жизнь на Земле была бы невозможна. Богатая растительность, «воздушный океан», оптимальное расстояние от Солнца – всё это также способствовало развитию жизни. Эволюция - от лат. "развертывание" - историческое развитие природы. В ходе эволюции, во-первых, возникают новые виды, т.е. увеличивается разнообразие форм организмов. Во-вторых, организмы адаптируются, т.е. приспосабливаются к изменениям условий внешней среды. В-третьих, в результате эволюции постепенно повышается общий уровень организации живых существ: они усложняются и совершенствуются. Вот о всех тех изменениях, происходящих на планете в ходе эволюции мы и будем сегодня разговаривать. Я уверена, что все присутствующие здесь с большим интересом относятся к изучению биологии. И как знать, вдруг среди присутствующих здесь ребят есть те, кто свяжет свою жизнь с биологией, которая станет для кого то будущей профессией. И может быть кто то из здесь присутствующих прославит нашу малую своими собственными открытиями в области медицины, генетики, цитологии, физиологии и других областях науки где ведущую роль играет биология. Ну, а пока сегодня нам предстоит выявить лучшего лучшего эрудита в области биологии Яшкинского района. А поможет нам в этом наше экспертное жюри: _____________ учитель биологии «Средней общеобразовательной школы №1»; _________________ учитель биологии «Средней общеобразовательной школы №5»; председатель жюри _______________ – методист информационно-методического центра Администрации Яшкинского района. Бороться за звание Эрудита к нам приехали: 1. ________________учащийся МОУ «СОШ №1» 2. ______________ учащийся МОУ СОШ №5 3. _____________ учащаяся МОУ «Ботьевская СОШ» 4. _____________учащаяся МОУ «Колмогоровская СОШ» 5. _______________учащаяся МОУ «Колмогоровская СОШ» 6. ______________ учащаяся МОУ «Пашковская СОШ» 7. ____________ учащаяся МОУ «Пашковская СОШ» 8. ___________________ учащаяся МОУ «Пачинская СОШ» Итак, наша сегодняшняя игра будет состоять из двух этапов. На первом этапе вам предстоит ответить на ряд каверзных вопросов. За правильные ответы вам будут вручены «ордена умников». Три лидера, набравшие наибольшее количество орденов, выйдут во второй этап. Всем желаю успехов. И пусть девиз нашей игры звучит так: «быть умным – это модно». Вопросы 1 этапа 1.Что означает термин «эволюция»? Ответ: развитие органического мира. 2.Назовите главную движущую силу эволюции. Ответ: естественный отбор. 3.Что называют онтогенезом? Ответ: индивидуальное развитие. 4.Сформулируйте биогенетический закон Геккеля и Мюллера. Ответ: онтогенез повторяет филогенез. 5.Какое существенное дополнение в этот закон внес А.Н. Северцов? Ответ: онтогенез повторяет филогенез только в зародышевом состоянии. 6.Назовите главные направления эволюции. Ответ: идиоадаптация, ароморфоз, дегенерация. 7.Какие ароморфозы произошли у хордовых при переходе к наземному образу жизни? Ответ: легочное дыхание, 2 круга кровообращения, трехкамерное сердце, пятипалая конечность. 8-9.Назовите гомологичные органы из перечисленных (рука, лапа, крыло, ласт, хвост) и у растений (корнеплод, клубень, корневище, луковица). 10. Какие органы являются аналогичными у животных (крыло стрекозы, крыло летучей мыши, крыло птицы, рука, плавник) и у растений (усики гороха, усики огурца, усы земляники). 11.Какие атавизмы встречаются у человека? Ответ: волосатость, хвост, мгогососковость, заячья губа, волчья пасть. 12.Что такое рудименты? Ответ: органы, утратившие свое первоначальное значение. 13.Глаз осьминога и глаз человека имеют большое сходство. Это пример конвергенции или дивергенции? Ответ: конвергенции. 14. Что такое дивергенция? Приведите примеры. Ответ: расхождение признаков (пример-клювы у галапагосских вьюрков). 15.Что такое идиоадаптации? Ответ: мелкие частные приспособления. 16.Как называется изменчивость, связанная с изменением генотипа? Ответ: мутационная. 17.Фенотипическая изменчивость иначе называется… Ответ: модификационной. 18.Что такое микроэволюция и где она протекает? Ответ: начальный этап эволюционного процесса, протекает внутри вида, в популяции. 19.Кто развил учение о микроэволюции? Ответ: Тимофеев-Ресовский. 20.Назовите прямые доказательства эволюции. Ответ: палеонтологические. 21.Как вы можете объяснить появление у многих животных самцов клыков, рогов, копыт и красивого оперения у птиц, бабочек? Ответ: Дарвин выделял 2 формы полового отбора: при первой самцы борются за право оставить потомство, при второй форме активные самки сами выбирают более привлекательного самца с красивым ярким нарядом. 22.Назовите форму естественного отбора, если в темном еловом лесу водятся темнокрылые жуки-усачи, а в светлом сосновом бору водятся жуки-усачи светлокрылые. Ответ: стабилизирующий отбор. 23.В каком году вышла в свет книга Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора»? Ответ: 1859г. 24.В 1828 г. впервые был сформулирован закон зародышевого сходства. Назовите фамилию этого ученого. Ответ: русский ученый Карл Максимович Бэр. 25.Когда началась геологическая история Земли? Ответ: 3,5 миллиардов лет назад. 26.Какими свойствами обладали коацерваты? Ответ: рост, обмен веществ. 27.Какие свойства присущи пробионту? Ответ: рост, обмен веществ, размножение. 28.Какой способ питания был у первых живых организмов? Ответ: гетеротрофный. 29.Какой новый способ питания появился у прокариот? Ответ: цианеи питались автотрофно. 30.Какие вещества возникли с появлением фотосинтеза? Ответ: кислород, углеводы. 31.Почему с появлением кислорода стала бурно развиваться жизнь на Земле? Ответ: из кислорода образовался озоновый экран, защищающий Землю от солнечной радиации. 32.Что доказали опыты Л.Пастера ? …возможность появления живого только из живого. (фотовопрос- портрет Л.Пастера) за что Л. Пастер получил Нобелевскую премию? 33.О чем говорится в гипотезе А.И. Опарина… Ответ: жизнь зародилась в водах первичного океана. 34.Расположите группы растений в порядке их возникновения. а)покрытосеменные б)ксилофиты в)папоротники г)голосеменные д)водоросли Ответ: (д,б,в,г,а) 35.Когда на земле появились папоротники? Ответ: в палеозойскую эру. 36.Голосеменные произошли от… Ответ: семенных папоротников. 37.От кого произошли млекопитающие? Ответ: от котилозавров, зверозубых ящеров. 38.Кто из ученых поместил человека в один отряд приматов вместе с обезьянами? Ответ: К.Линней, 1735г. 39.От кого произошли псилофиты? Ответ: от водорослей. 40.Почему мхи являются тупиковой ветвью эволюции? Ответ: взрослое растение - гаметофит, а коробочки со спорами - спорофиты, у всех других растений наоборот. 41.От кого произошли членистоногие ? Ответ: кольчатых червей. 42.Естественный отбор, в отличие от искусственного… Ответ: способствует сохранению полезных для организма признаков. 43. Что относят к результатам эволюции … Ответ: приспособленность. 44.Морфологический критерий вида характеризует… Ответ: сходство внешнего и внутреннего строения особей. 45.В популяции возникают мутации, происходит борьба за существование, действует естественный отбор, потому популяцию считают… Ответ: единицей эволюции. 46.Кто из этого ряда ученых является основоположником систематики? (портреты ученых) (портреты ученых: Тимирязев, Ламарк, Дарвин, Мечников, Линней) Ответ: Карл Линней.(5) 47.Назовите первого эволюциониста. (портреты ученых: Тимирязев, Ламарк, Дарвин, Мечников, Линней) Ответ: Жан Батист Ламарк. 48.Какие виды рода «человек» относились к древнейшим людям? Ответ: питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек. 49.Первыми представителями вида «человек разумный» был… Ответ: неандерталец. 50. Как звучит по латыни человек прямоходящий ? Ответ: Homo erectus (гомо эректус) 51. Как звучит по латыни человек умелый ? Ответ: Homo habilis (гомо габилис) 52.С чем связан переход предков человека от четвероногого к двуногому способу передвижения? Ответ: в степных пространствах легче было обозревать, добывать себе пищу и видеть хищников. 53.В какой эре сформировались все царства живого мира? Ответ: протерозой. 54.В какой эре появляются и достигают огромного разнообразия древние членистоногие – трилобиты? (фото). Ответ: палеозой: кембрий, ордовик. 55.Когда произошло развитие хордовых организмов? Ответ: палеозой: кембрий, ордовик. 56.В какой эре и периоде произошел выход на сушу растений? Ответ: палеозой: силур. 57.В каком периоде палеозойской эры произошел выход животных на сушу? Ответ: палеозойская эра: девон. 58.Назовите период начала расцвета динозавров и появления первых теплокровных животных. Ответ: мезозойская эра: триас. 59.В каком периоде появились археоптериксы? Ответ: мезозойская эра: юрский период. 60.Как можно объяснить сходство фауны и флоры Евразии и Северной Америки? Ответ: между Азией и Северной Америкой были сухопутные мосты. Итак, по итогам первого этапа у нас определились три лидера. _____________________________________________________________________ Мы приглашаем вас. Вам на выбор предлагается три дорожки: красная, желтая и зеленая. На красной вам предстоит ответить на два вопроса, но ошибиться нельзя. На желтой – три вопроса, Можно ошибиться один раз. И зеленая дорожка – самая длинная из четырех вопросов, на ней может быть допушено две ошибки, но вас могут обойти соперники на красной и желтой дорожках. Итак, дорожки распределены. Мы начинаем второй этап Вопросы 2 этапа Эры и периоды Назовите эру и период появления человека на Земле. Ответ: кайнозойская эра-антропоген. Загадочный ученый Ученый, признавший вид, как таксономическую единицу, но не веривший в его существование: 1) А.Уоллес 2) Ж.Б.Ламарк 3) К.Линней 4)Ч.Дарвин. Ответ: К.Линней. Вид Какое из утверждений наиболее правильно? 1)вид-это категория, искусственно созданная человеком. 2)Вид-это категория, не существующая в природе, но принятая учеными для выявления различий между организмами. 3)Вид –это реальная категория изменяющихся организмов, существующая в природе. 4)Вид – это реальная категория, обозначающая группу неизменяемых организмов. Ответ: 3)Вид –это реальная категория изменяющихся организмов, существующая в природе. Критерии Исползуя генетический и морфологический критерии, определите, сколько видов и особей указано в следующем списке (знак «+х» показывает, что животные могут скрещиваться и давать плодовитое потомство): 2 голубя сизых и 3 голубя породы дутыш «+х». а)1 вид и 5 особей б) 5 видов и 2 особи в) 2 вида и 5 особей г) 5 видов и 5 особей Ответ: а)1 вид и 5 особей. Виды и критерии Два культурных растения – ячмень и рожь – имеют одинаковое число хромосом (14), но не скрещиваются. Определите количество видов и критерии, которыми надо руководствоваться: а) один вид, морфологическим критерием б) два вида, физиологическим критерием в) один вид, генетическим критерием г)два вида, морфологическим критерием Ответ: б) два вида, физиологическим критерием. Популяция. В двух озерах, которые между собой не сообщаются, живут различные виды рыб: карась, плотва, язь, лещ, судак. Определите, сколько популяций рыб живет в двух озерах: а) одна популяция б) две популяции в) пять популяций г)десять популяций Ответ: в) пять популяций. Эволюционный процесс? Что является единицией эволюционного процесса ? а) особь б) вид в) популяция г)род Ответ: в) популяция. Полное имя Назовите Полное имя этого ученого?: ? ? Пьер Антуан де Монье шевалье де ? Ответ: Жан Батист Пьер Антуан де Монье шевалье де Ламарк. Синквейн Определите, о каком ученом составлен синквейн: эрудит, верующий описывал, систематизировал, организовывал создал лучшую искусственную систему трудоголик Ответ: Карл Линней. Слово для подведения итогов предоставляем председателю жюри ___________________________________________________ Закончена наша игра и наше путешествие в мир биологии. Я еще раз поздравляю победителей и хочу пожелать нашим эрудитам терпения, трудолюбия и удачи. Игра закончена, но процесс познания продолжается, и еще многое предстоит вам узнать. Успехов всем участникам игры! Автор: Илюхина Марина Сергеевна- педагог-организатор МБОУ ДОД «Дом детского творчества Яшкинского муниципального района», пгт.Яшкино. Кемеровская обл | |
Категория: Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» | Добавил: Дмитрий_Николаев (28.01.2013) | | |
Просмотров: 3528 |
Всего комментариев: 0 | |