Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» |
Ознакомление детей с естественно-научными представлениями
Жизненный путь человека немыслим вне мира живого. Взаимоотношения ребенка с природой еще далеко не исследованы. Вот почему изучение экологического сознания и закономерности его формирования уже в дошкольные годы быть может в некоторой мере позволит приоткрыть загадочность и таинственность бытия. Природа является естественной средой обитания человека, он не может жить вне ее условий: без условий неживой природы (воды, воздуха, земли и др.), без других живых существ (людей, растений, животных); человек взаимосвязан с природой. Человек учится у природы: наблюдая за природными явлениями и особенностями строения растений и животных, он создает необходимые для жизни предметы. К трем годам основная база о мире у ребенка уже создана. Начинается этап установления причинно-следственных связей, существующих между объектами и явлениями природы. СЛАЙД 2: Поэтому тема моей работы : Ознакомление детей с естественно-научными представлениями. СЛАЙД 3: Цель работы: Воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир СЛАЙД 4: Задачи: • Развивать у ребенка восприимчивость к явлениям в своей среде обитания • Обеспечить ребенка знаниями о природе и о месте человека в окружающем мире • Дать навыки общения с дикой природой и творениями ума и рук человеческих СЛАЙД 5: Для достижения поставленных задач у детей младшего дошкольного возраста мною используется программа Л.Б. Фесюковой и О.О. Григорьевой «Я в Мире». «Уроки экологии» этих авторов хорошо совместимы с такими программами, как « Программа воспитания и обучения в детском саду (издание 6-е, исправленное и дополненное) ./Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и «Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте» С.Н. Николаевой. СЛАЙД 6: При формировании у детей экологических представлений и навыков использую интегрированный подход, включающий в себя конструирование, изобразительную деятельность, литературу, театрализованную деятельность, игры, трудовую деятельность, музыку и экспериментирование (исследование). ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Любовь к природе достигается не словами, а тем, как человек знает ее, как умеет и любит трудиться в природе, стремится к ее улучшению, к бережному отношению. Воспитывать трудолюбие и бережное отношение детей к природе - одна из важных задач при ознакомленщ6еии детей с естественно-научными представлениями. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Помимо опыта работы с красками, пластилином или природным материалом дети получают знания о мире вокруг, поэтому занятия по изодеятельности зачастую становятся основой для комплексных или интегрированных занятий с элементами ознакомления с природой и с окружающим миром. КОНСТРУИРОВАНИЕ Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру — дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, Сущность игры как ведущей деятельности состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающей действительности. Представленные дидактические и настольно-печатные игры помогают формировать у детей бережное отношение к природе, умение отражать в рисунке красоту окружающего мира; воспитывают у детей потребность в заботе о живых существах; учат анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, а также способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки ЛИТЕРАТУРА Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. СЛАЙД 7: Экспериментирование помогает знакомить детей с различными естественно-научными представлениями. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей. Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования. ГЕРОИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, ОПЫТОВ, ПРИСУТСТВУЮТ СКАЗОЧНЫЕ ПЕРСОНАЖИ. Характеристика персонажей ГАРМОНИЯ – девочка, ей очень нравится, когда все существа на Земле живут в ладу между собой и не нарушают законы природного равновесия. Она расскажет как дружить с природой. ЛЕСОВИЧОК – живет в дупле, большого дерева среди старого Дремучего Леса. Он - следопыт, знаком со всеми лесными обитателями и хранит их тайны. Лесовичок делится с дошкольниками знаниями о загадочном мире Леса. ВОЗДУШНЫЙ ПУЗЫРЕК – такой легкий, что летает, обгоняя облака. Когда он устает то присаживается на веточку дерева или на облачко и качается из стороны в сторону как на качели. Воздушный Пузырек живет в стране голубого неба и познакомит с ее секретами. КАПЕЛЬКА – живет с веселым водяным народцем. Он жизнерадостный гномик, любит сказки, игры, волшебные приключения и превращения. От капельки дети узнают о чудесном мире Воды. СОЛОМИНКА - такая хрупкая, тоненькая, а своим волшебством она поможет проткнуть картошину, передвинуть без труда толстую, тяжелую книгу. НЕКОТОРЫЕ ИЗ ОПЫТОВ ПРОВОДИМЫХ НА УРОКАХ ЭКОЛОГИИ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ. ВЕРТУШКА – «боковая», «осевая». Изменение и сила ветра (персонаж Воздушный Пузырек). ШАРЫ – при попадании в «воздушную яму» шары соприкасаются. ТОНЕТ- ПЛАВАЕТ – зависит от материала (опыт проводится с несколькими видами материалов: бумага, пластмасса, дерево). КАК НА КОЛЕСАХ – коктельная Соломинка выполняет роль колес – передвигая груз (книги). КАК ПОЙМАТЬ ВОЗДУХ – свойство воздуха при таянии снега, опуская пустой стакан в воду. СЛАЙД 8: Таким образом: дошкольный возраст - благодатная и ответственная пора, когда перед ребенком открывается во всем своем многообразии удивительный мир окружающей действительности. Благодаря игре, трудовой деятельности, обучению дошкольник проникает в суть предметов и явлений природы, общественной жизни и осваивает этот мир в действительной форме. Именно в этот период закладываются основы характера человека. СЛАЙД 9:Использованная литература: 1. Дубровская Н.В. Природа. Тематические занятия по формированию изобразительных навыков у детей 2-7 лет. – Изд. «Детство- ПРЕСС» - 2009 2. Жукова О.Г. Учебно-методические рекомендации 3. Логинова В.Н. Опытно-поисковая деятельность. –Изд.»Детство» - 2009 4. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте. 5. Программа «Мы» под ред. Кондратьевой 6. Фесюкова Л.Б. Григорьева О.О. Времена года. Комплексные занятия для детей 4-7 лет - Изд. «Утро» - 2007 7. Фесюкова Л.Б. Панасюк И.С. Уроки экологии. Пособие для дошкольных учреждений – Изд. «Утро» - 2008 8. «Карапуз. Забавные опыты» -Изд.2004 9. Мир вокруг нас. Географический атлас для детей. Автор: Трускова Галина Петровна - воспитатель I категории, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г.Мурманска детский сад комбинированного вида № 105 | |
Категория: Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» | Добавил: Дмитрий_Николаев (27.01.2013) | | |
Просмотров: 683 |
Всего комментариев: 0 | |