Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» |
Конспект НОД «На пасеке»
Программное содержание: Дать представление о том, что пчёлы приспособились к окружающей среде (делают запасы мёда на зиму, защищаются от врагов ядовитым жалом, живут большими семьями; о взаимосвязи насекомых с цветущими растениями; пьют нектар, опыляют). Познакомить с продуктами пчеловодства (мёд, воск), их свойствами. Активизировать и обогащать словарь детей словами: шестиугольник, нектар, ульи, пыльца, воск, соты, яд, жало, хоботок. Развивать любознательное отношение к природе. Воспитывать любовь к пчёлам, уважение к труду пчеловода. Предварительная работа: Наблюдение за насекомыми на участке (пчёлами), беседы «Насекомые – кто они?», «Цветы и пчёлы»; чтение рассказа К.Ушинского «Пчёлки на разведках», книги Иванова С. «На пасеке», энциклопедии «Всё обо всём»; рассматривание коллекций насекомых; разгадывание загадок, разучивание поговорок, считалок, подвижных игр; составление альбома «Всё о пчёлах»; выращивание рассады цветов (бархатцы). Оборудование: Дидактическая игра «Насекомые», набор геометрических фигур, улей, посуда для продуктов мёда, мёд разного вида, воск, выставка продукции пчеловодства, технические средства, костюм пчеловода, дымарь. Ход занятия: Звучат музыкальные позывные. Воспитатель входит с детьми в зал, разделённый на три сектора: пасека, луг, игровая. 1.Организационный момент. - Дети, как сегодня необычно в зале. Вам нравится? - Что бы вам хотелось заняться в таком зале? - Не хотите ли вы отправиться в путешествие? 2. Составление картинки насекомого из отдельных частей. Ребята, прежде чем отправиться в путешествие, нам необходимо выполнить задание. Вам нужно разделиться на группы по 4 человека (делятся), сесть на коврик (садятся) и собрать из пазлов картинку, но какую, вы сами догадаетесь, если внимательно присмотритесь к частям рисунка. И так, начали! (звучит музыка, дети собирают картинки насекомых: бабочки, жука, пчелы) - Я вижу, все готовы. Внимание на доску. Сравните, пожалуйста, мои картинки с вашими, они должны совпадать. - Кто изображен у вас на картинке? (спрашивает у первой группы детей) - А у вас? (вторая группа) - А что скажите вы? (третья группа) 3. Выделение класса насекомых. - Продолжите мое предложение: бабочка, жук, пчела – это … Ответ детей (Насекомые) - Докажите? - Ответ детей (У насекомых есть голова, грудь, брюшко, крылышки, 6 лапок, глаза, усики и т.д. ) - Чем отличается пчела от других насекомых? - Ответ детей (У нее есть жало) - Как вы думаете, зачем пчеле жало? - Ответ детей (Защищаться от врагов) - Дети, кого жалила пчела? Что вы испытывали? Как помочь ужаленному? - Вместе с жалом пчела выпускает яд, поэтому место, которое ужалила пчела, очень болит. А представляете, если человека или животное ужалят много пчёл. Каковы могут быть последствия? - Ответ детей (Человек может умереть) - А что происходит с пчелой после того как она ужалит? ( После этого умирают и сами пчёлки.) А почему, кто знает? (Вместе с жалом вырывают у себя внутренние органы). - Но есть люди, которые не боятся пчёл, любят их, заботится о них. Как вы думаете, кто это? - Ответ детей (Пчеловод) - Вслушайтесь в слово «пче-ло-вод», что оно обозначает? (Пчёл водит- разводит, водится- дружит) 4. Беседа о пчеловоде. - А почему пчеловод не боится пчел? - Ответ детей (Хорошо знает повадки пчел.У него есть специальная одежда.) - Я сегодня побуду в роли пчеловода. Мы - пчеловоды, обязательно надеваем (проговаривает вместе с детьми части костюма и рассматривают их, изучают на ощупь, примеряют: сапоги со шнуровкой, плотные брюки и куртка, перчатки, шляпа с сеткой –маска). Обязательно берём с собой дымарь. Но сегодня мы не будем подходить к пчелам, ведь сейчас у них самая горячая пора, т.к. все вокруг цветет. И поэтому я ограничусь халатом и маской. - Ребятки, не хотите ли вы побывать со мной на пасеке? - А кто знает, что такое «пасека»? - Ответ детей (Место,куда вывозят ульи на лето) - А пчел не забоитесь? - Почему? - Ответ детей (Мы не будем бегать, кричать, размахивать руками) - Ну что ж, тогда в путь. Дети с пчеловодом отправляются на пасеку. По дороге беседуют. 5. Правила безопасности поведения Вот кто-то говорит,что пчелы жалят, а кто-то кусают. А как правильно? Ответ детей (Жалят, у пчел нет зубов) Останавливаются у «лужайки». Рассматривают пчел на цветах. - А знаете ли вы, почему пчела жалит? - Ответ детей (Думает,что ее обидят враги) - Можно ли убедить пчелу, что вы друг? - Ответ детей (Не сгонять пчелу, если она сядет на вас, не дергаться, а подождать, когда она улетит) 6. Беседа о выборе места для пасеки. - Вот мы и пришли. Моя пасека стоит среди цветущего сада, рядом есть большой цветущий луг, мимо которого мы проходили. Как вы думаете, это случайно? Почему я выбрала это место для пасеки? - Ответ детей (Пчелам нужны цветы, чтобы собирать нектар и пыльцу) 7. Беседа об улье - Где живет пчелка на пасеке? - Ответ детей (В улье) - А вам интересно узнать, что там внутри улья? - У нас сегодня есть уникальная возможность рассмотреть вот этот улей, так как он еще пустой. В нем никто не живет. Я приготовила его для молодой семьи пчел. -Улей- это домик из дощечек, который можно разобрать по частям. ( Рассказ сопровождается показом) Снимаем крышку у домика, а под ней – подушка. А зачем она здесь? Предохраняет от перегрева. - Внутри в ряд подвешены рамки, сбитые из реек. В рамках пчелы лепят свои соты, которые заполняют медом. Пчелам надо запасти много меда и пыльцы. Зачем, кто знает? (Чтобы зимой, когда холодно и нет цветов, не умереть с голода.) - Так что же такое улей? -Ответ детей (Домик из дощечек, который можно разобрать. Под крышей лежит подушка, которая защищает от перегрева. Под ней подвешены рамкисбитые из реек.) 8. Физминутка А теперь закройте все глазки и представьте, что вы пчёлки: маленькие, пушистенькие, с блестящими крылышками и тонким хоботком. Проводится игра «Пчёлы» - Понравилось быть пчёлками? - Что почувствовали? - Что могли бы о себе сказать? 9. Знакомство с видами мёда. - Дети, как вы думаете, где ещё могут жить пчёлки? - Ответ детей (На лугу, в лесу, поле) - Почему именно там? - Ответ детей (Есть цветы) - А как вы думаете, все ли цветы одинаково пахнут? - Чем отличается мёд с разных цветов? - Ответ детей (Цветом, вкусом, запахом) - Как вы считаете, мёд, собранный с луговых трав, и мёд, собранный с гречишного поля, будет одинаковым? - Действительно, мёд с лугов будет иметь жёлтый цвет и запах цветов. Он будет отличаться и на вкус. (Показ мёда) Этот мёд называется цветочным. Мёд с поля гречихи – гречишный, он коричневого цвета, со своим вкусом. А ещё бывает мёд липовый, подсолнечный, вересковый и мн. др. С каких цветов он собран? 10. Лабораторная работа. - Ребята, кто из вас знает, в чём пчёлы хранят мёд? - Ответ детей (В сотах) - Сейчас Алёша нам расскажет, как пчёлы делают соты. Ребёнок:У пчёлки на брюшке растут крохотные пластинки воска. Пчела снимает их с себя, разжёвывает, разминает и прикрепляет к стенке ячеи, вытягивает стенку. Так получается новая ячейка – кармашек. И так далее. (Показ) - А знаете ли вы, какую геометрическую форму имеют ячейки? - Ответ детей (Шестиугольник) - Может, кто-то знает, почему шестиугольник? - Тогда давайте подумает вместе. А)Дети рассаживаются за столы. Им раздаются наборы геометрических фигур: треугольники, круги, шестиугольники. - Попробуйте сложить соты из кругов. Как вы считаете, удобно получается? - Ответ детей (Нет. Не прилегают друг к другу. Получаются большие щели.) - Возьмите треугольники, попробуйте сложить. Что теперь скажете? - Ответ детей (Легче чем круги, но надо подбирать.) - А теперь возьмите шестиугольники. Попробуйте сложить соты из них. Что скажете? -Ответ детей (Легко, быстро. Не надо подбирать. Нет трещин. Быстро складываются в любом направлении.) - Вывод: Именно поэтому ячейки имеют шестиугольную форму. Б) – А теперь давайте подумаем, что же из себя представляет воск, из которого сделаны соты. Возьмите кусочки воска, рассмотрите, понюхайте. Что вы можете о нём сказать? - Ответ детей (Цвет, запах, твёрдость) - Вы подержали воск в руках. Изменился ли он на ощупь? Как? - Ответ детей (Стал мягче) - Какой вывод можно сделать? - Ответ детей (При нагревании воск плавится, а при охлаждении – застывает.) - Исходя из этих свойств, где же могут люди использовать воск? - Ответ детей (Фигурки - музей восковых фигур, свечки, оплавляют сыр, лекарства и др.) - А мы – пчеловоды, из воска делаем новые пластинки, которые вставляем в рамки. Так мы помогаем пчёлам строить соты. В) – А сейчас я угощу вас мёдом. Возьмите в руки розетки с мёдом, ложечки. Отведайте медку. Как вы думаете, с каких цветов этот мёд? - Как узнали? - Что вы можете сказать про свойства мёда, какой он? - Ответ детей (Имеет цвет, вкус, запах, бывает в разном состоянии) - Мёд очень полезный продукт. Кто ест мёд – мало болеет и долго живёт. А как люди используют мёд? (Ответы сопровождаются показом продуктов) - Правильно, дети, молодцы. Все эти продукты мы имеем благодаря пчеле. И всё же, если бы даже пчёлы не давали нам мёд, воск и другие продукты, мы бы всё равно заботились о них. Кто знает почему? В чём главная заслуга пчёл? - Ответ детей (Опыляют растения) - Да. Без них не появились бы новые растения. 11. Итог. - Дети, а вы знаете, что пчёлы дают людям не только мёд, воск, но и пчелиный клей, прополис, пергу, которую называют пчелиным хлебом, пчелиный яд, пчелиное молочко… Но об этом вы узнаете, если ещё раз приедете ко мне на пасеку. Приедете? - Может быть, вы сами что-то ещё хотите узнать о пчёлах? - А не хочется ли вам что-нибудь сделать для пчёл? - Что вы сами хотели бы сделать? - Молодцы. Я очень рада, что вы такие внимательные, заботливые. А сейчас я приглашаю вас, ребята, отведать не только мёда, но и кондитерских изделий, а они все – медовые. Чаепитие сопровождается лёгкой музыкой. Автор:Аристарина Вера Викторовна - воспитатель МДОУ Детский сад комбинированного вида №240 «Ручеёк» Волжский район г.Саратов | |
Категория: Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» | Добавил: Дмитрий_Николаев (27.01.2013) | | |
Просмотров: 686 |
Всего комментариев: 0 | |