Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!»

Конспект НОД «На пасеке»
Программное содержание:
Дать представление о том, что пчёлы приспособились к окружающей среде (делают запасы мёда на зиму, защищаются от врагов ядовитым жалом, живут большими семьями; о взаимосвязи насекомых с цветущими растениями; пьют нектар, опыляют). Познакомить с продуктами пчеловодства (мёд, воск), их свойствами.
Активизировать и обогащать словарь детей словами: шестиугольник, нектар, ульи, пыльца, воск, соты, яд, жало, хоботок.
Развивать любознательное отношение к природе. Воспитывать любовь к пчёлам, уважение к труду пчеловода.

Предварительная работа:
Наблюдение за насекомыми на участке (пчёлами), беседы «Насекомые – кто они?», «Цветы и пчёлы»; чтение рассказа К.Ушинского «Пчёлки на разведках», книги Иванова С. «На пасеке», энциклопедии «Всё обо всём»; рассматривание коллекций насекомых; разгадывание загадок, разучивание поговорок, считалок, подвижных игр; составление альбома «Всё о пчёлах»; выращивание рассады цветов (бархатцы).

Оборудование:
Дидактическая игра «Насекомые», набор геометрических фигур, улей, посуда для продуктов мёда, мёд разного вида, воск, выставка продукции пчеловодства, технические средства, костюм пчеловода, дымарь.

Ход занятия:
Звучат музыкальные позывные. Воспитатель входит с детьми в зал, разделённый на три сектора: пасека, луг, игровая.
1.Организационный момент.
- Дети, как сегодня необычно в зале. Вам нравится?
- Что бы вам хотелось заняться в таком зале?
- Не хотите ли вы отправиться в путешествие?

2. Составление картинки насекомого из отдельных частей.
Ребята, прежде чем отправиться в путешествие, нам необходимо выполнить задание. Вам нужно разделиться на группы по 4 человека (делятся), сесть на коврик (садятся) и собрать из пазлов картинку, но какую, вы сами догадаетесь, если внимательно присмотритесь к частям рисунка. И так, начали! (звучит музыка, дети собирают картинки насекомых: бабочки, жука, пчелы)
- Я вижу, все готовы. Внимание на доску. Сравните, пожалуйста, мои картинки с вашими, они должны совпадать.
- Кто изображен у вас на картинке? (спрашивает у первой группы детей)
- А у вас? (вторая группа)
- А что скажите вы? (третья группа)

3. Выделение класса насекомых.
- Продолжите мое предложение: бабочка, жук, пчела – это …
Ответ детей (Насекомые)
- Докажите?
- Ответ детей (У насекомых есть голова, грудь, брюшко, крылышки, 6 лапок, глаза, усики и т.д. )
- Чем отличается пчела от других насекомых?
- Ответ детей (У нее есть жало)
- Как вы думаете, зачем пчеле жало?
- Ответ детей (Защищаться от врагов)
- Дети, кого жалила пчела? Что вы испытывали? Как помочь ужаленному?
- Вместе с жалом пчела выпускает яд, поэтому место, которое ужалила пчела, очень болит. А представляете, если человека или животное ужалят много пчёл. Каковы могут быть последствия?
- Ответ детей (Человек может умереть)
- А что происходит с пчелой после того как она ужалит? ( После этого умирают и сами пчёлки.) А почему, кто знает? (Вместе с жалом вырывают у себя внутренние органы).
- Но есть люди, которые не боятся пчёл, любят их, заботится о них. Как вы думаете, кто это?
- Ответ детей (Пчеловод)
- Вслушайтесь в слово «пче-ло-вод», что оно обозначает? (Пчёл водит- разводит, водится- дружит)

4. Беседа о пчеловоде.
- А почему пчеловод не боится пчел?
- Ответ детей (Хорошо знает повадки пчел.У него есть специальная одежда.)
- Я сегодня побуду в роли пчеловода. Мы - пчеловоды, обязательно надеваем (проговаривает вместе с детьми части костюма и рассматривают их, изучают на ощупь, примеряют: сапоги со шнуровкой, плотные брюки и куртка, перчатки, шляпа с сеткой –маска). Обязательно берём с собой дымарь. Но сегодня мы не будем подходить к пчелам, ведь сейчас у них самая горячая пора, т.к. все вокруг цветет. И поэтому я ограничусь халатом и маской.
- Ребятки, не хотите ли вы побывать со мной на пасеке?
- А кто знает, что такое «пасека»?
- Ответ детей (Место,куда вывозят ульи на лето)
- А пчел не забоитесь?
- Почему?
- Ответ детей (Мы не будем бегать, кричать, размахивать руками)
- Ну что ж, тогда в путь.
Дети с пчеловодом отправляются на пасеку. По дороге беседуют.

5. Правила безопасности поведения
Вот кто-то говорит,что пчелы жалят, а кто-то кусают. А как правильно?
Ответ детей (Жалят, у пчел нет зубов)
Останавливаются у «лужайки». Рассматривают пчел на цветах.
- А знаете ли вы, почему пчела жалит?
- Ответ детей (Думает,что ее обидят враги)
- Можно ли убедить пчелу, что вы друг?
- Ответ детей (Не сгонять пчелу, если она сядет на вас, не дергаться, а подождать, когда она улетит)

6. Беседа о выборе места для пасеки.
- Вот мы и пришли. Моя пасека стоит среди цветущего сада, рядом есть большой цветущий луг, мимо которого мы проходили. Как вы думаете, это случайно? Почему я выбрала это место для пасеки?
- Ответ детей (Пчелам нужны цветы, чтобы собирать нектар и пыльцу)

7. Беседа об улье
- Где живет пчелка на пасеке?
- Ответ детей (В улье)
- А вам интересно узнать, что там внутри улья?
- У нас сегодня есть уникальная возможность рассмотреть вот этот улей, так как он еще пустой. В нем никто не живет. Я приготовила его для молодой семьи пчел.
-Улей- это домик из дощечек, который можно разобрать по частям. ( Рассказ сопровождается показом) Снимаем крышку у домика, а под ней – подушка. А зачем она здесь? Предохраняет от перегрева.
- Внутри в ряд подвешены рамки, сбитые из реек. В рамках пчелы лепят свои соты, которые заполняют медом. Пчелам надо запасти много меда и пыльцы. Зачем, кто знает? (Чтобы зимой, когда холодно и нет цветов, не умереть с голода.)
- Так что же такое улей?
-Ответ детей (Домик из дощечек, который можно разобрать. Под крышей лежит подушка, которая защищает от перегрева. Под ней подвешены рамкисбитые из реек.)

8. Физминутка
А теперь закройте все глазки и представьте, что вы пчёлки: маленькие, пушистенькие, с блестящими крылышками и тонким хоботком.
Проводится игра «Пчёлы»
- Понравилось быть пчёлками?
- Что почувствовали?
- Что могли бы о себе сказать?

9. Знакомство с видами мёда.
- Дети, как вы думаете, где ещё могут жить пчёлки?
- Ответ детей (На лугу, в лесу, поле)
- Почему именно там?
- Ответ детей (Есть цветы)
- А как вы думаете, все ли цветы одинаково пахнут?
- Чем отличается мёд с разных цветов?
- Ответ детей (Цветом, вкусом, запахом)
- Как вы считаете, мёд, собранный с луговых трав, и мёд, собранный с гречишного поля, будет одинаковым?
- Действительно, мёд с лугов будет иметь жёлтый цвет и запах цветов. Он будет отличаться и на вкус. (Показ мёда) Этот мёд называется цветочным. Мёд с поля гречихи – гречишный, он коричневого цвета, со своим вкусом. А ещё бывает мёд липовый, подсолнечный, вересковый и мн. др. С каких цветов он собран?

10. Лабораторная работа.
- Ребята, кто из вас знает, в чём пчёлы хранят мёд?
- Ответ детей (В сотах)
- Сейчас Алёша нам расскажет, как пчёлы делают соты.
Ребёнок:У пчёлки на брюшке растут крохотные пластинки воска. Пчела снимает их с себя, разжёвывает, разминает и прикрепляет к стенке ячеи, вытягивает стенку. Так получается новая ячейка – кармашек. И так далее. (Показ)
- А знаете ли вы, какую геометрическую форму имеют ячейки?
- Ответ детей (Шестиугольник)
- Может, кто-то знает, почему шестиугольник?
- Тогда давайте подумает вместе.
А)Дети рассаживаются за столы. Им раздаются наборы геометрических фигур: треугольники, круги, шестиугольники.
- Попробуйте сложить соты из кругов. Как вы считаете, удобно получается?
- Ответ детей (Нет. Не прилегают друг к другу. Получаются большие щели.)
- Возьмите треугольники, попробуйте сложить. Что теперь скажете?
- Ответ детей (Легче чем круги, но надо подбирать.)
- А теперь возьмите шестиугольники. Попробуйте сложить соты из них. Что скажете?
-Ответ детей (Легко, быстро. Не надо подбирать. Нет трещин. Быстро складываются в любом направлении.)
- Вывод: Именно поэтому ячейки имеют шестиугольную форму.
Б) – А теперь давайте подумаем, что же из себя представляет воск, из которого сделаны соты. Возьмите кусочки воска, рассмотрите, понюхайте. Что вы можете о нём сказать?
- Ответ детей (Цвет, запах, твёрдость)
- Вы подержали воск в руках. Изменился ли он на ощупь? Как?
- Ответ детей (Стал мягче)
- Какой вывод можно сделать?
- Ответ детей (При нагревании воск плавится, а при охлаждении – застывает.)
- Исходя из этих свойств, где же могут люди использовать воск?
- Ответ детей (Фигурки - музей восковых фигур, свечки, оплавляют сыр, лекарства и др.)
- А мы – пчеловоды, из воска делаем новые пластинки, которые вставляем в рамки. Так мы помогаем пчёлам строить соты.
В) – А сейчас я угощу вас мёдом. Возьмите в руки розетки с мёдом, ложечки. Отведайте медку. Как вы думаете, с каких цветов этот мёд?
- Как узнали?
- Что вы можете сказать про свойства мёда, какой он?
- Ответ детей (Имеет цвет, вкус, запах, бывает в разном состоянии)
- Мёд очень полезный продукт. Кто ест мёд – мало болеет и долго живёт. А как люди используют мёд? (Ответы сопровождаются показом продуктов)
- Правильно, дети, молодцы. Все эти продукты мы имеем благодаря пчеле. И всё же, если бы даже пчёлы не давали нам мёд, воск и другие продукты, мы бы всё равно заботились о них. Кто знает почему? В чём главная заслуга пчёл?
- Ответ детей (Опыляют растения)
- Да. Без них не появились бы новые растения.

11. Итог.
- Дети, а вы знаете, что пчёлы дают людям не только мёд, воск, но и пчелиный клей, прополис, пергу, которую называют пчелиным хлебом, пчелиный яд, пчелиное молочко… Но об этом вы узнаете, если ещё раз приедете ко мне на пасеку. Приедете?
- Может быть, вы сами что-то ещё хотите узнать о пчёлах?
- А не хочется ли вам что-нибудь сделать для пчёл?
- Что вы сами хотели бы сделать?
- Молодцы. Я очень рада, что вы такие внимательные, заботливые. А сейчас я приглашаю вас, ребята, отведать не только мёда, но и кондитерских изделий, а они все – медовые.
Чаепитие сопровождается лёгкой музыкой.

Автор:Аристарина Вера Викторовна - воспитатель МДОУ Детский сад комбинированного вида №240 «Ручеёк» Волжский район г.Саратов
Категория: Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» | Добавил: Дмитрий_Николаев (27.01.2013) | Автор: Дмитрий E W
Просмотров: 686
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]