Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» |
Конспект урока "Что такое почва"
Цели: формировать у учащихся понятие “почва”;ознакомить с составом почвы, ее свойствами; Задачи: продолжать учить детей выделять существенные признаки предметов (почвы ), делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений, развивать исследовательский подход к изучению природных объектов; воспитывать заботливое отношение к природе. Оборудование: образцы почвы, прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло (лабораторное), колба, спиртовка, штатив, держатель, толковый словарь русского языка, Ход урока : 1.Организационный момент. -Начинаем наш урок . Психологическая установка на работу: Орешек знаний тверд, но все же. Мы не привыкли отступать, Нам расколоть его поможет. Стремленье вечно познавать. 2. Актуализация знаний . - Сейчас проверим домашнее задание . Если вы правильно ответите на все вопросы, то получите оценку «5», допустите 1 ошибку, получите «4», 2 ошибки «3», а 3 ошибки – это уже «2», но надеюсь, что у вас такого не случится и вы все получите положительные оценки. Если же вы всё-таки плохо подготовились, то у вас есть возможность в течение урока её повысить. Тест «Как разрушаются камни?» 1.Твёрдые тела при нагревании А) сжимаются Б) расширяются В) лопаются 2.Твёрдые тела при охлаждении А) сжимаются Б) расширяются В) лопаются 3.Что образуется в камнях из-за изменений температуры? А) полоски Б) глина В) трещины 4.Что ещё играет роль в разрушении камней? А) воздух, ветер, дождь Б) Вода, ветер, растения В) Вода, ветер, животные 5.Что образуется в результате разрушения камней? А) песок и глина Б) Слюда и гранит В) глина и гранит Проверка детьми своих работ(самоконтроль) -Кто не допустил ошибок? Молодцы, 5. 3.Постановка проблемы. -Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в мешок картофеля. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется? -Это Земля. Это слово имеет несколько лексических значений. Назовите мне их. Сегодня на уроке мы остановимся на последнем значении этого слова -Что мы должны сегодня узнать? 4.Открытие нового знания. Учитель: Что мы называем почвой? Работа в учебнике с.65 А.А.Плешаков «Мир вокруг нас» часть 1, 3 класс -Рассмотрите рисунок, прочитайте определение. Запись определения в тетрадь -Какое же её главное свойство? -Что это значит , как вы думаете? Чтение определения в толковом словаре -Вы были когда-нибудь в лаборатории? Там работают учёные-исследователи. Они проводят опыты. У нас сегодня выдалась такая счастливая возможность, представить себя в роли учёных. Мы сейчас проведём несколько опытов и выясним: из чего состоит почва и почему она плодородна. Практическая работа. Состав почвы. Опыт № 1 Учитель: Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели? Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха. Учитель: Какой вывод можно сделать? Дети: В почве есть воздух. За правильные ответы ставить плюсики на листочках. (Дети сами, кому скажет учитель) Если дети не могут сами сделать вывод, читаем постепенно текст учебника с.66 Обязательно после опыта и вывода проверяем себя по учебнику, прежде чем сделать запись в тетради. (Дети делают запись в рабочих тетрадях) Инструктаж по ТБ -Все остальные опыты самостоятельно не проводить. К лабораторному столу подходить только после разрешения. Можно обжечься или порезаться стеклом. Опыт № 2 Учитель: Посмотрите на лабораторный столик, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает этот опыт? Дети: В почве есть вода. Опыт № 3 Учитель: Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? Дети: Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах. Учитель: Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает почве темный цвет. Какой вывод мы с вами должны сделать? Дети: В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки насекомых, червей, из этого получается перегной. Опыт № 4(прокалить и высыпать в воду заранее) Учитель: прокалённую почву насыплем в стакан с водой. Что вы видите? Дети: Песок поверх которого осела глина. Учитель: Какой вывод можно сделать? Дети: В почве есть песок и глина. Опыт № 5 Учитель: Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго .Что произошло? Дети: Это похоже на соль. (Дети рассматривают налет на стекле,чтение вывода,запись в тетрадь) . Вам, наверное, случалось видеть, как на огородах, дачных участках, полях, прежде чем сеять, люди сжигают сухую траву, листья, ветки. Можно это делать? - Этого делать нельзя. Почему?(Вредный дым) -Что нужно сделать, чтобы принести пользу? -Нужно закопать их в землю, чтобы вернуть те соли, которые растения поглотили из почвы. - Как же они там образуются? Как вы думаете? -Если бы мы могли заглянуть внутрь почвы, то увидели бы сказочную картинку. Оказывается, что в почве есть микроорганизмы, то есть очень маленькие живые существа, которые видны только в микроскоп. Они делятся на две группы: 1 группа – заготовители пищи. Они разрушают растительные и животные останки. 2 группа – повара, которые день и ночь готовят пищу растениям из сложных веществ, превращая их в минеральные соли. Учёные установили, что в одном квадратном метре почвы находится 50 кг микроорганизмов. Учитель: Пользуясь тетрадями, перечислите, из чего состоит почва. Дети: Почва состоит из воздуха, воды, перегноя, песка, глины и минеральных солей Экологический момент -Наука установила, что миллионы лет назад Земля была безжизненна. Почвы не было, её образование идёт очень медленно. Так, в разных условиях слой почвы в 1см в природе образуется за 100, а иногда 300 лет. Значит, всеми мерами нужно беречь почву. -Давайте определим, что для почвы полезно, а что нет. (бумага, стекло, дождевой червь, крот) Выходят дети -Полезное отодвинем налево, а вредное направо. -Давайте предоставим им самим слово. -Я - бумага. Полностью разлагаюсь в почве только в течение 100 лет. -Я- стекло. Не разлагаюсь вовсе. А если меня хорошенько пригреет солнышко, то могу и загореться и устроить пожар. -Я- крот. Рою длинные туннели под землёй. В рыхлую почву лучше поступают вода и воздух. -Я- дождевой червь. Затаскиваю в свои норки остатки растений, они там потом перегнивают. -Правильно ли мы распределили? 5.Закрепление Игра “Хлопки”. Учитель: А сейчас проверим, хорошо ли вы запомнили, что входит в состав почвы. Песок, глина, стекло, вода, воздух, бумага, целлофановые пакеты, перегной. (Дети не хлопают в ладоши, когда учитель называет стекло, бумагу, целлофановые пакеты) Вывод: Что полезно и что вредно для почвы? Подведение итогов -О чём говорили на уроке? -Что узнали нового? -Что запомнилось? -Чего вы никогда не будете делать? -Что такое почва? - Назовите её главное свойство. -Из чего она состоит? Выставление оценок Подсчёт по листочкам с комментированием Домашнее задание -Напишите небольшой рассказ «Путешествие маленького червячка» В рабочей тетради «100 заданий по природоведению» с.19 придумайте и нарисуйте плакат «Берегите почву!» Литература: О.И.Дмитриева, Т.В.Максимова « Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3 класс», Москва «Вако» 2007г П. В. Третьяков, А. И. Холина «Рабочая тетрадь для учителя по предмету "Окружающий мир". 3 класс», Москва «Экзамен», 2007 Автор: Калугина Людмила Алексеевна, учитель начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Ульяновка Минераловодского района Ставропольского края | |
Категория: Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» | Добавил: Дмитрий_Николаев (25.01.2013) | | |
Просмотров: 1048 |
Всего комментариев: 0 | |