Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» |
Экологическая игра по станциям "Сохраним природу родного края"
Ход игры Ведущий: Здравствуйте ребята! Мы рады приветствовать вас в этом зале. Сегодня у нас экологическая игра по станциям «Сохраним природу родного края». Для нас с вами родной край – это Коми Республика. Независимо от того, где мы родились, сейчас мы живем здесь. Республика Коми - это родной дом, который необходимо беречь и охранять. Почему мы решили сегодня говорить об охране природы? Что с ней случилось? Природа может быть больна, так же, как и мы с вами иногда болеем. Эти болезни природы мы называем экологическими проблемами. Какие же это проблемы? Учащиеся участвуют в разговоре, выдвигают свои гипотезы: проблема чистоты воздуха, проблема чистоты и нехватки пресной воды, проблема разрушения почв, проблема биологического разнообразия, проблема изменения климата, проблема нарушения озонового слоя и другие. В Коми Республике главные экологические проблемы это: - проблема сохранения лесов – главного богатства Коми края, - проблема сохранения биологического разнообразия лесов и тундры, - сохранение уязвимого и ранимого почвенного покрова Севера. Ведущий: Предлагаем вам посмотреть фрагменты фильмов: «Менам парма» - о лесах коми, «Последний остров» - о национальном парке «Югыд Ва» и Печоро-Илычском заповеднике. Будьте внимательны, так как некоторые сведения из фильма пригодятся вам во время игры. Ведущий: А теперь предлагаем вам разделиться на команды. Каждой команде выдается маршрутный лист с пунктами назначения. Вам необходимо выбрать капитана команды, он будет ответственный за маршрутный лист. В вашем маршрутном листе указано, с какой станции вы начинаете движение. Время пребывания на станции 5 минут. Итак, в ПУТЬ! Маршрутный лист команды_______________________ № п/п Название станции Кол-во баллов Штрафн. баллы Общий балл 1. Братья наши меньшие. 2. Лесное царство. 3. Правила поведения в природе. 4. Охрана природы. Общий итог__________________________ Место____________________________ 1 станция «Братья наши меньшие» Задание 1. Загадки о животных (ребята работают в группе): 1). Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел) 2). Над цветком на миг замрет быстрокрылый самолет. На былинке посидит - вдруг вспорхнет и полетит. (Стрекоза) 3). Зимой голоден, а летом сыт. (Волк) 4). Восемь ног, как восемь рук вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк. Покупайте, мухи, шелк. (Паук) 5). Днем молчит, ночью кричит. (Филин) 6). Плутовка вороватая, пред всеми виноватая, Но уходит от беды с целой головою, Заметает все следы золотой метлою. (Лиса) 7). Зверька мы узнаём с тобой по двум таким приметам: Он в шубке серенькой зимой, а в рыжей шубке летом. (Белка) 8). Есть на речках лесорубы в серебристо-бурых шубах. Из деревьев, веток, глины строят прочные плотины. (Бобры) 9). Маленький конек за морями бывал. Спереди – шильце, сзади – вильце, На груди – бело полотенце. (Ласточка) 10). Птичка – невеличка ножки имеет, а ходить не умеет. Хочет сделать шажок, получается прыжок. (Воробей) Задание 2. Кроссворд «РЫБЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ» (учащиеся заполняют кроссворд): 2 станция «ЛЕСНОЕ ЦАРСТВО» Задание 1. Кроссворд «Елочка»: 1. Пихта. 2. Черника. 3. Костяника. 4. Лиственница. 5. Можжевельник. 6. Смородина. 7. Сосна. Кроссворд «Волнушка»: ребятам необходимо вписать в пустые клетки названиями грибов, встречающихся в республике Коми. Ответы: Боровик, опенок, белый, масленок, груздь, шампиньон, моховик, сыроежка. Задание 2. Ответьте на вопросы викторины: 1. Что такое девственный лес? (лес, не тронутый человеком) 2. Сколько лет живет брусника? (300лет) 3. Растет ли дерево зимой? (нет) 4. У какого хвойного дерева осень опадают хвоинки? (лиственница) 5. Кто кого перегонит в росте, ель или береза? Почему? (ель, т.к. береза создает условия для жизни ели: тень и перегной в почве) 6. Почему плачет береза? Когда это происходит? (сокодвижение, весной) 7. Почему лес погиб, когда вырубили старые дуплистые деревья? (исчезли дуплогнездящиеся птицы, летучие мыши, которые истребляют насекомых-вредителей). Задание 3. Найдите среди предложенных растений лекарственные и занесенные в Красную книгу. Лекарственные: калина обыкновенная, кубышка желтая, кедр сибирский. В Красную книгу занесены: башмачок настоящий, башмачок сибирский, пион уклоняющийся, прострел раскрытый, змееголовник рюиша, волчеягодник обыкновенный (волчье лыко). 3 станция «Охрана природы» (Викторина) 1. Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку? (Лесную подстилку образуют на поверхности почвы листья деревьев. Она влияет на рост растений, молодых всходов, создает благоприятные условия для жизни землероек, личинок насекомых, предохраняет корни растений от заморозков, жары.) 2. Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе? (Он погубил грибницу, возраст которой может быть 300-500 лет, значит, грибов здесь больше не будет.) 3. Почему не в каждом лесу растут лишайники? (Они растут там, где чистый воздух.) 4. Почему, особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать музыку, жечь костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверей – искать укромные места.) 5. Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его? (Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на траве, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов.) 6. Вылетевших из гнезда птенцов называют слетками, почему их нельзя брать домой? (Птицы учат их летать, искать пищу, защищаться от врагов; дома кормить птенца трудно, выпущенный на волю птенец будет беспомощным, умрет.) 7. Почему к весеннему шмелю нужно относиться очень осторожно, бережно? (Зимуют у шмелей только самки, дающие потомство.) 8. Каковы причины лесных пожаров? (Непотушенный костер, окурок, молния, спички). 9. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота.) 10. Каковы причины исчезновения некоторых видов растений? (Распашка земель, осушение, орошение земель, рубка лесов, загрязнение окружающей среды, неконтролируемые сборы растений, медленное восстановление растений, вытаптывание и уплотнение почвы, пожары.) 12. Какие правила необходимо соблюдать в природе? (Не ломать деревья, не рвать цветы, не уничтожать насекомых, не разорять птичьи гнезда, убирать за собой мусор, не разводить костры.) Дополнительная информация: Каким образом государство заботится об охране природы? В любом государстве, в любом административном подразделении существует общество по охране природы. Оно контролирует, регулирует все действия, связанные с использованием природы человеком. Создаются охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки. На территории Коми республики с 1930 года существует Печоро-Илычский заповедник, национальный парк Югыд-Ва, около 200 заказников. Составляются списки редких растений и животных, нуждающихся в охране. Все эти данные заносятся в Красную книгу (1978г.). В нашей республике в Красную книгу РК занесено видов млекопитающих - 11, птиц - 34, земноводных – 1, пресмыкающихся – 3, рыб – 5. 162 вида растений находятся под охраной. 4 станция «Правила поведения на природе» На специальных листах написаны правила поведения в природе, сопровождаемые рисунками. Каждой команде выдаются макеты условных знаков: 3 - в виде кружочка, 3 – в виде треугольника. Задание: прочитать правила и нарисовать (заполнить макеты) условные знаки в виде кружочка – запретные, в виде треугольника – предупреждающие. Каждый знак оценивается по пятибалльной системе, учитывается смысл, четкость и аккуратность рисунка. 1. Не рвите цветы! Всех редких растений, занесенных в Красную книгу вы можете не знать, поэтому не рвите цветы, которых встречается мало. Не собирайте больших букетов. Лесные и полевые цветы быстро вянут, привезти их в город свежими не удается. Растения надо охранять! Пусть они украшают поля, луга и леса нашей Родины. Цветы украшают луга и леса… Но это не только природы краса – В них пчелы находят целительный дар, А бабочки пьют из них сладкий нектар. Не надо, друзья, их бессмысленно рвать, Не надо букеты из них составлять. Завянут букеты… Погибнут цветы… И больше не будет такой красоты. 2. Нельзя есть дикорастущие ягоды и плоды, если растение незнакомо! Встретив незнакомое растение, помни о своей безопасности. Ядовитые растения: бузина, волчье лыко, жимолость, вороний глаз, ландыш, белена, белокрыльник, лютик, вех, дурман и др. 3. Не губите растения! Не допускайте повреждения деревьев и кустарников. Не обламывайте деревья. Их в лесу много, но растут деревья медленно, всего на 20-30 см в год. Стоят деревья великаны… Их не жалеют хулиганы. И режут острыми ножами Слова на дереве «на память». Но так жестоко поступать, Нельзя деревья обижать! Пускай они в лесу растут – Добро и красоту несут! 4. Берегите лес от пожара! Не оставляйте непотушенным до конца костер. Стеклянные осколки работают как линзы, фокусирующие солнечные лучи. Они могут быть причиной возгорания. Без взрослых с огнем развлекаться опасно – Закончиться может забава ужасно. В лесу очень сухо бывает порой, Костер обернется серьезной бедой. Представьте, что пламя легко возгорится, Начнет полыхать, разбегаться, искриться – Его потушить невозможно тогда… Пожары лесные – большая беда! 5. Не засоряйте лес! За ущерб, нанесенный природе, закон предусматривает ответственность. Ущерб, причиненный детьми, возмещают родители. Вы в поход пришли, ребята, отдохнуть, конечно, надо: Поиграть и порезвиться, и наесться и напиться… Но вокруг остались банки, целлофан, железки, склянки… Оставлять их здесь нельзя! Не поленимся, друзья: Мусор тут, в лесу, чужой, заберем его с собой! 6. Не шумите в лесу! У леса музыка своя… Её послушайте, друзья… Вот птичьи трели раздались, вот белка скачет вверх и вниз, А вот кузнечик затрещал, по ветке дятел застучал. Как много звуков тут и там! В лесу не нужен шум и гам. Нельзя шуметь, галдеть, кричать и громко музыку включать! 7. Не разоряйте гнезда птиц! Дети запомнить должны и понять: гнезда у птичек нельзя разорять! Если в траве увидали яйцо или услышали крики птенцов, Не подходите, не лезьте туда и не тревожьте ни птиц, ни гнезда. 8. Не трогайте муравейники! Муравьи – лесные санитары. Так назвали люди их недаром. Чтобы лес красив был и здоров, без личинок вредных и жуков. Муравьи на страже день и ночь: гонят разных короедов прочь. Только ты им, друг мой, не мешай! Муравейники не разоряй! Эти санитары так нужны для лесов твоей родной страны. 9. Не лови бабочек! Бабочка цветная над тобой порхает, Стрекоза резвится, пляшет, веселится. Лету все так рады! Их ловить не надо… Пусть себе летают, землю украшают… 10. Не приноси из леса животных! Для ёжиков и белок лес – это дом родной. Они живут там смело и летом, и зимой. Находят пропитанье, своих детей растят… Поэтому не стоит их в город забирать. Поверь: они в неволе не будут есть и спать. Подведение итогов. Пройдены все станции, капитаны сдают маршрутные листы ведущему. Пока жюри подводит итоги, идет фильм «Животные РК». Затем награждаются команды-победители и самые активные её участники. Ведущий: закончить нашу игру нам хочется строчками из стихотворения Ты, человек, любя природу, Хоть иногда её жалей; В увеселительных походах Не растопчи её полей; В вокзальной сутолоке века Ты оценить её спеши: Она - твой давний добрый лекарь, Она - союзница души. Не жги её напропалую И не исчерпывай до дна, И помни истину простую: Нас много, а она одна. (Вадим Шефнер) ПРЕЗЕНТАЦИЯ Авторы: Федорова Г.М. (учитель биологии), Микушева Т.Н., (учитель биологии), Пилипавичене В.А. (учитель географии), Вербина В.Д. (учитель химии) Государственное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Республиканский Центр Образования», г. Сыктывкар, Республика Коми. | |
Категория: Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» | Добавил: Дмитрий_Николаев (24.01.2013) | | |
Просмотров: 2523 |
Всего комментариев: 0 | |