Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» |
Игра-путешествие "Мы друзья природы"
Цель занятия – формирование у детей ценностного отношения к природе. Задачи: - формировать у обучающихся устойчивую систему взглядов ценностного отношения к природе; - учить уважать, активно и заинтересованно познавать окружающий мир; - расширять представления учащихся о природе Ставропольского края; - способствовать развитию мышления, творческих способностей обучающихся; - активизировать познавательный интерес к изучению биологии. Форма организации мероприятия: игра-путешествие Оборудование: иллюстрированный материал для оформления станций, фотографии с изображением растений Ставропольского края, сухие лекарственные травы, плакаты и газеты о природе родного края, поделки детей из природного материала, магнитофон, аудиозаписи. Подготовительная работа: 1. Выбор в каждом классе команды и группы поддержки; 2. Подготовка приветствия и представления; 3. Выпуск плакатов и газет о природе родного края, 4. Изготовление поделок из природного материала. 5. Изготовление пригласительных билетов в виде яблок, груш, грибов и т.д. Ведущие: Лесовичок, Ромашка, Царь Берендей, ученики, читающие стихи, вожатые 6 класса Жюри: библиотекарь, старшая вожатая Ход занятия 1. Встреча гостей и участников. На сцене появляются ведущие, которые предлагают принять участие в празднике командам «Солнышко» и «Капелька». Затем участники каждой команда показывают на сцене приветствие и представление. 2. Начало праздника (два ученика открывают праздник прочтением стихотворений) Ученик 1: Посмотри , мой юный друг! Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает, Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса, Человек и время года- Это все вокруг природа! Ученик 2: Есть одна планета-сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелетных. Лишь на ней одной увидишь Ландыши в траве зеленой, И стрекозы только тут В речку смотрят удивленно. Береги свою планету, Ведь другой на свете нету! Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем осеннем празднике, посвященном природе родного края. Сегодня мы совершим незабываемое путешествие в удивительный мир природы, окунемся в его тайны и сделаем для себя новые открытия. (Звучит музыка «Лесной марш». В зал входит Царь Берендей). Царь Берендей: Добрый день! Мое почтенье! Я хочу напомнить вам, Что сегодня в день осенний Мы проводим карнавал! Вот перед вами тропинка лежит, Улица в поле дорогой бежит, Шли по дороге мы, к лесу пришли, Где клены шумели, ромашки цвели. Сразу дорога сказкою стала, Тропкой в лесную чащу вбежала. Шли по тропе мы, солнце светило, Много чудес нам тропинка открыла. (Входят Ромашка, Лесовичок) Ромашка: Вот березы и рябины вдоль дороги встали в ряд. И березку молодую, и кустарник, и траву – Беззаветно все люблю я, все я Родиной зову! Лесовичок: Лес не только для нашей забавы, Он – богатство нашей страны. Все деревья в нем, ягоды, травы Нам на пользу, друзья, взращены. А уж сколько орехов и ягод, Так, пожалуй, считать – не сочтешь, Сердцу любо, коль знаешь, что за год В сосняке разрослась молодежь. Царь Берендей: Пойдемте, друзья, по тропинке знакомой, Где летней порой мы ходили не раз. Ходили мы полем цветущим, зеленым – Ни поле, ни лес не узнаешь сейчас. Трава пожелтела, и солнце остыло, Цветы растеряли свои лепестки… Прозрачными стали деревья густые – Их листья осыпались в волны реки. Осыпались листья, плывут челноками, Река их качает с волны на волну. Мы в след им посмотрим, помашем руками И вскоре опять повстречаем весну. ( Царь Берендей вручает капитанам команд маршрутные листы, начинается путешествие по станциям) 3.Основной этап Каждая команда, получив маршрутный лист, двигается от станции к станции. На каждом этапе вожатые, ученики 6 класса, предлагает вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Результат заносится в маршрутный лист команды. Станция «Остроглаз» 1. Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (У вороны оно, как лоток, у сороки - круглое, с крышей.) 2. Как по клюву можно отличить молодого грача от взрослого? (У взрослого грача основание клюва белое.) 3. Какие птицы прилетают весной раньше: стрижи или ласточки, почему? (Ласточки прилетают раньше, они могут ловить насеко¬мых у земли, а стрижи ловят насекомых в воздухе.) 4. Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец.) 5. У птенцов рот ярко-красный или оранжевый, почему? (Кричат голодные птенцы, птицы-родители, привлеченные красным цветом (сигнал тревоги), суют корм в раскрытый клюв птенцов.) 6. На стволе березы кольцом ряд отверстий. Чья это работа? (Дя¬тел весной пал березовый сок.) 7. Кто кукует у кукушки? (Самец.) 8. Что означает «плач» березы весной, почему? (Сокодвижение начинается ранней весной, если кора повреждена, сок вытекает наружу.) 9. Какое травянистое растение зацветает первым, когда? (Мать-и-мачеха, апрель.) 10. Какое растение называют «цветок-букетик», почему? (Меду¬ница, сначала все цветки розовые, через несколько дней можно уви¬деть на стебельке голубые, синие, фиолетовые.) 11. Почему у березы молодые листья клейкие? (Смолистые ве¬щества защищают листья от заморозков.) 12. Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зимней засухе, выброс ненужных веществ с листьями.) Станция «Маленькие тайны природы» 1. Летом на траве, цветах можно увидеть комочки пены, похожие на слюну, что это такое? (Это домик личинки цикады , или слюняницы, она высасывает сок из растения, выпускает его и ножками взбивает пену, выделяя в нее особое клейкое вещество.) 2. «Летят паутины над сонным жнивьем» (М. Исаковский.) Объ¬ясните это явление, когда оно бывает? (Летающие нити — это пау¬тина, на которой летят маленькие паучки осенью.) 3. Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? (Нет, только в ответ на боль, даже слабую.) 4. Какое дерево «переодевается», становясь то серым, то серебристым, то зеленым? (Осина, это дрожат ее листочки, что может быть даже в безветренную погоду, так как черешок листа вверх ней части сильно сплющен.) 5. Почему крапива сильно «жжется»? (В волосках ее листьев есть муравьиная кислота, при прикосновении к коже кончик волоска ломается, сок выделяется в ранку и вызывает жжение.) 6. Как называется гнездо белки? (Тайно. Шарообразное снаружи гнездо замаскировано ветками ели, листьями, внутри выстлано мхом, шерстью.) 7.На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны, посидел некоторое время, для чего? (Принимая «муравьиную ванну», птица освобождается от паразитов, муравьи опрыскивают тело птицы пахнущей муравьиной кислотой.) 8.Назовите самого прожорливого хищника планеты. (Стрекоза, она съедает пищи за день в несколько раз больше, чем весит сама.) 9. Куда исчезают лягушки, жабы зимой? (Спят.) 10. Над цветком на миг замрет Быстрокрылый самолет. На былинке посидит - Вдруг вспорхнет и полетит. (Стрекоза.) 121. Почему муравьи передвигаются не врассыпную, а по тропинкам? (Дороги муравьев особые, душистые. Муравьи ползут по своим же следам. Все муравьи оставляют свои следы и по ним возвращаются, как бы далеко они ни уползли от своего муравейника.) Станция «Зеленый друг» 1. Какие деревья и кустарники растут в наших лесах? Какие из них вы знаете? 2. Какие грибы вы знаете? 3. Лесоводы иногда называют березу доброй няней ели. Почему? (Всходы ели под пологом молодого березняка не гибнут от замороз¬ков и от лучей солнца.) 4. Почему у сосны в лесу нижние ветки отмирают, а у ели нет? (Сосна - светолюбивое растение.) 5.Почему погибает лес, если вырубают старые дуплистые дере¬вья? (В дуплах гнездятся птицы, живут летучие мыши, которые поедают опасных вредителей леса.) 6. Какую роль играет ива для берега реки, водохранилища? (Своими корнями ива укрепляет берега, защищает от излишнего испарения воды.) 7.Какое дерево цветет позднее всех? (Липа.) 8.Какие ядовитые грибы растут в ваших лесах? (Бледная поганка, мухомор и др.) 9. Съедобен ли дождевик? (Молодые грибы едят.) Станция «Охрана природы» 1.Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку? (Лесную подстилку образуют лежащие на поверхности почвы ли¬стья деревьев. Она влияет на рост растений, молодых всходов, со¬здает благоприятные условия для жизни землероек, личинок насе¬комых, предохраняет корни растений от заморозков, жары.) 2. Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и под¬стилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе? (Он погубил грибницу, возраст которой может быть 300-500 лет, значит, грибов здесь больше не будет.) 3. Почему не в каждом лесу растут мхи? (Они растут там, где чистый воздух.) 4. Почему, особенно весной, в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать музыку, жечь костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверей - искать укромные места.) 5. Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его? (Не вытапты¬вать траву у гнезда, если оно на траве, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов.) 6. Вылетевших из гнезда птенцов называют слетками, почему их нельзя брать домой? (Птицы учат их летать, искать пищу, защи¬щаться от врагов; дома кормить птенца трудно, выпущенный на волю, птенец будет беспомощным, умрет.) 7.Почему к весеннему шмелю нужно относиться очень осторожно, бережно? (Зимуют у шмелей только самки, дающие потомство.) 8.Каковы причины лесных пожаров? (Непотушенный костер, окурок, молния, спички.) 9.Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота) Станция «Лесная аптека» 1. Ты натер ногу в пути, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.) 2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Мох сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает и содержит дезинфицирующее вещество.) 3. Какая лесная ягода может заменить лимон? (Клюква, она со¬держит лимонную кислоту.) 4. Плоды каких кустарников богаты витамином С ? (Черной смо¬родины, шиповника.) 5. Каким лечебным свойством обладает мать-и-мачеха? (Отвар из листьев и цветов - хорошее средство от кашля.) 6. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает людям? (Валериана. Капли, настои употребляют при нервных рас¬стройствах, бессоннице.) 7. Какие болезни лечит красавица береза? (Березовые почки ис¬пользуют как мочегонное средство.) 8. Чем полезны ягоды земляники? (Богаты минеральными соля¬ми, полезны при малокровии, содержат много витаминов.) 9. Как нужно собирать лекарственные травы? (Цветки - в начале цветения, корни и корневища - весной или осенью, листья - в сухую погоду.) 10. Черемуха - любимое дерево русского народа, почему ее называют лекарственным растением? (Ягоды используют как закрепляющее и вяжущее средство.) 11. И если случится тебе простудиться, Появится кашель, поднимется жар, Подвинь к себе кружку, в которой дымится Слегка горьковатый, душистый отвар. (Ромашка.) 12. Чем знаменита пастушья сумка? (Настои, препараты из этой травы хорошо останавливают кровь, средство против рвоты.) Царь Берендей: - Наши команды отправились в путешествие, а мы с вами расположимся на этой удобной полянке, к которой привела нас Тропинка. Посмотрите, какие удивительные цветы растут здесь. Каждый цветок хранит под своими лепестками загадки и конкурсы, разгадав которые, вы поможете своей команде. (Приложение 2) (Тропинка снимает первый цветок) Ромашка: - Вы любите загадки? Этот цветок приготовил нам конкурс загадок. Давайте разгадаем их вместе. Каждый правильный ответ принесет 1 балл вашей команде. Конкурс загадок 1. Здесь идет борьба за свет У березы с юной елью Дайте правильный ответ Кто своей добьется цели? (Победитель - ель, она более выносливая порода, она перерастет березу и, лишив ее необходимого света, погубит.) 2. Я имею кислый вкус И для щей всегда гожусь Я люблю в тени таиться И название….. (кислица). 3. Почему мы дышим вольно И судьбой всегда довольны, Хоть растем мы вдоль дорог, И нас топчут сотни ног? (подорожник) (Листья подорожника благодаря упругим жилкам не рвутся и не мнутся под ногами) 4. По какой такой причине Так высоко на осине, Присосавшись, как полип, Появился старый гриб? (Гриб появился из споры, занесенной ветром в трещину ствола осины) 5. В летнюю пору растут золотые горы. (Хлеб) 6. Кругла, да не луна, зелена, да не дубрава, с хвостиком, да не мышь. (Репа) 7. Лежит Егор под межой, накрыт зеленой фатой. (Огурец) 8. Неказиста, шишковата, а придет на стол она, скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна» (Картофель) 9. Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш) 10. Самая тонкая нить в природе (Паутина). 11. Первый слог - нота, второй - тоже, а в целом на горох похожа (Фа - соль) 12. Хоть я сахарной зовусь, Но от дождя я не размокла. Крупна, кругла, сладка на вкус, Узнали, это ….. (свекла) 13. Как на нашей грядке выросли загадки- Сочные да крупные, вот такие круглые. Летом зеленеют, к осени краснеют. (Помидоры) 14. Снаружи красна, внутри бела, На голове хохолок-зеленый лесок. (Редиска) 15. Синенький звонок висит, никогда он не звенит. (Колокольчик) 4.Завершающая часть праздника Награждение победителей в конкурсе поделок из природного материала. Девочки – вожатые из 6 класса поют песню «Выглянуло солнышко». 5. Подведение итогов игры – путешествия. Анализ результатов. Автор: Терехова Алла Викторовна - учитель начальных классов МКОУ СОШ No. 8 с.Ульяновка Минераловодский район Ставропольский край | |
Категория: Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» | Добавил: Дмитрий_Николаев (24.01.2013) | | |
Просмотров: 1042 |
Всего комментариев: 0 | |