Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» |
Внеклассное мероприятие «Экологическая тропа в Травниковском лесу»
ЦЕЛИ: формирование активной жизненной позиции обучающихся к экологическим проблемам; способствовать воспитанию бережного отношения к общечеловеческим ценностям. Оформление и оборудование: презентация, гербарный материал, Красная книга Челябинской области. Вступительное слово учителя: Слайд 3. Мы живём в Чебаркульском районе, что в Челябинской области – это наша малая Родина. Слайд 4. Обратимся к карте нашего района Слайд 5-10. Вот они, родные Травники! (фонограмма «Гимн Травникам») Слайд 11. Совершим путешествие по экологической тропе В Травниковском лес. Слайд 12. Условно будем продвигаться от Камбулатовской дороги влево, в сторону д. Щапино. Это примерно 8 км. Помогут мне любители природы Кристина, Света, Катя, Аня. Термин «экология» образован двумя словами, которые в переводе с греческого обозначают «oikos» - убежище, дом; «логос» - наука. Мы познакомимся ближе с окружающей природой нашего села Травники. Какие тайны мы узнаем во время нашего путешествия? Растительный мир исследуемой экологической тропы разнообразен. Слайд13. С дороги сразу входим в «Лесную гостиную». Лес – основной тип растительного сообщества. По положительным качествам и свойствам, воздействию на человека и окружающую среду. С ним не могут сравниться никакие другие сообщества. Лес – основной поставщик кислорода, обладает санитарно-гигиеническими, целебными свойствами. Неоценимо его эстетическое значение. Слайд 14. Ученик. Встречается лиственница. Долговечна, живет 450-500 лет, её древесина охраняется сотни и даже тысячи лет. Лиственница – одна из немногих хвойных пород, что сбрасывает хвою. Весной ветви её покрываются щеточками нежных ярко-зелёных хвоинок. Она хорошо переживает холодную зиму, стойко переносит южную жару. Светолюбива, поэтому и крона изрежена, ажурна. Твердую и прочную древесину используют для подводных сооружений, кораблестроения. Слайд 15. Ученик. Углубляясь, открывается панорама: темно-коричневые колонны стволов елей – стройных и прямых, покрытых сверху темно-зелёными кронами. Царит полумрак, тишина, влажный воздух. Древесина, если мягкая, используется в строительстве музыкальных инструментов. Слайд 16. Учитель. В нашей лесной гостиной речь пойдёт о царице северных лесов – сосне. Особым авторитетом пользуется сосна обыкновенная. Могучее дерево 30-40 метров высотой, в диаметре до 1 метра. Возраст 350-400 лет. Светолюбива, поэтому в сосновом бору крона в верхней части ствола. Сосна - лесная аптека. Чистую живицу (смолу) можно накладывать на раны. Когда ты входишь в лес душистый и прохладный, Средь пятен солнечных и строгой тишины Встречает грудь твоя так радостно и жадно Дыханье влажных трав и аромат сосны. Хвойные растения – индикаторы загрязнения воздуха, чувствительны к его чистоте. Слайд 17. Ученик. Самое распространенное дерево нашего края – белоствольная красавица – береза бородавчатая. Белая окраска стволов объясняется, что в клетках бересты содержится особое красящее вещество. «Зелёная прическа Девическая грудь, О, тонкая берёзка…» Воспевает С.Есенин березу в своих стихах. Древесина используется в мебельном производстве, листья и почки как лечебное средство. Редко встречается пихта. Из древесных форм можно встретить: «И вся благоуханная, Роняя лепестки, Цветёт, цветет черёмуха В овраге у реки». (В.Жуковский) А также рябину, осину, липу. Кустарники – боярышник, малину, волчье лыко. В районе деревни Щапино - посадки кедра и дуба. (Демонстрационный материал: побеги сосны, ели, берёзы, рябины, кедра, черемухи; шишки сосны, ели, кедра). Ученик Угадайте загадку: 1.Будто снежный шар бела, По весне она цвела, Нежный запах источала, А когда пора настала, Разом сделалась она Вся от ягоды черна. (Черёмуха) 2.В сенокос – горька А в мороз – сладка Что за ягода? (Рябина) 3.Много рук, а нога одна. (Дерево) Ученик Вдруг взором окинули нижнюю часть стволов деревьев, привлекло внимание, потому что здесь поселился интересный организм. Узнали? (демонстрация гербария). Лишайник – пармелия. Эти организмы сказочно живучи. Они переносят жестокую стужу, годами мокнут в воде, не бояться горячих лучей солнца, живой пылью летают над пустыней. Лишайники используют для своей жизнедеятельности влагу туманов, дождей. Однако ни в жаре, ни в холоде они не могут жить без чистого воздуха. Стоит только атмосфере стать загрязненной, лишайники погибают. В нашей местности, на нашей экологической тропе повсеместно распространены лишайники. Значит, воздух достаточно чист. И это отрадно. На нашем пути встречаются папоротники (гербарий) с красивыми рассеченными листьями вайями; лесной хвощ (гербарий); растение с интересным названием, зелёный мох – кукушкин лён (гербарий) – встречаются там, где мало солнца, всегда царит тень, где сохраняется влага, рос, туманов, дождей. Ученик. По лесной дороге можно дойти от села Травники до деревни Щапино. Вдоль лесной дороги запутываешься в густой живой сетке. Это ползучие стебли, которые образуют многие сорняки. У лапчатки ползучий стебель 110 см. у будры плющевидной – 126 см., ползучего лютика 150 см. Разнообразные способы расселения сорняков позволяет им широко расселяться и конкурировать с культурными растениями. К сорнякам относят лопух, крапиву, полынь, и все крестоцветные. Все эти растения известны нам. Но сорные растения человек использует и как лекарственные. Сорняки способствуют минеральному питанию культурных растений, т.к. у них лучше развита корневая система. Многие сорняки в виде сена, силоса поедаются животными. Семена крестоцветных содержат много масла, для технических целей используют. Все это говорит о полезных свойствах сорняков, которые ученые мало изучили. (Демонстрация гербария) Слайд18. Ученик. Некоторые растения таят в себе опасность. Чтобы не омрачать отдых в лесу, лагере, ядовитые растения нужно знать. Белена черная. Название растения в честь бога солнца - Белениуса. Ядовиты все части растения. Именно беленой был отравлен король в трагедии У.Шекспира «Гамлет». Слайд 18. Ученик. Дурман обыкновенный. Испробовав это растение, человек теряет способность ясно видеть. Ядовит и его приятный запах, обладает наркотическим действием. Слайд 19. Ученик. Горицвет весенний (адонис) – назван в честь Адониса, который у древних греков олицетворяя жизнь царства растений, пробуждающегося весной и умирающего осенью. Слайд 19. Ученик. Вех ядовитый – его смертоносное действие известно с древности. Особенно ядовит корень. Слайд 20. Ученик. Ландыш майский – ядовито не только растение, но и вода в вазочке, где стояло растение. Слайд 20. Ученик. Вороний глаз – словно на блюдце предлагает отведать свою ягоду, но помните, что она ядовита. Большинство ядовитых растений имеют неприятный запах и вкус. Слайд 21-23. Ученик Исследуя экологическую тропу, видим, что рядом с сорными ядовитыми растениями настоящая зелёная аптека. Среди лекарств самого разнообразного назначения примерно 1/3 получают из лекарственных растений. Средства растительного происхождения обладают высокой биологической активностью и комплексным воздействием на организм. В медицине используются 200 видов лекарственных растений. Ежегодно заготавливают 70-80 тонн растительного сырья – сушат растения. Слайд 24-25. Ученик. Узнав о смерти возлюбленного, Афродита - богиня красоты, бросилась в горы разыскивать тело Адониса. Долго она искала его, а когда нашла, с плачем припала к нему. Велико было горе Афродиты, и пожелала она юноше, чтобы из его крови вырос великолепный цветок, распускавшийся с приходом весны. Адонис или горицвет весенний. Отвар используют при заболеваниях сердца. Слайд 26. Ученик. В лекарственных целях полынь употребляется разными народами как жаропонижающее, дезинфицирующее и противоглистное средство. Слайд 27. Ученик. Эфирное масло, содержится в корнях валерианы, действуют успокаивающе и очень полезно при бессоннице, астме, мигрени, неврозах сердечнососудистой системы и спазмах желудка. Слайд 28. Ученик. Душицу применяется в виде отвара при болезнях дыхательных путей. Слайд 29. Ученик. Зверобой - ему приписывают «силу от 99 болезней». Содержит в больших количествах витамин «С» и каротин, поэтому зверобой – сильнейшее стерилизующее и дезинфицирующее средство. Слайд 30. Ученик. Для повышения аппетита и при болезнях кишечно-желудочного тракта используют тысячелистник. Слайд 31. Ученик. Первоцвет весенний - Сильнейшее отхаркивающее средство. Отвары из него используются при бронхите, воспалении легких, коклюше и других заболеваний дыхательных путей. Слайд 32. Ученик. Подорожник. А надо – так на рану вмиг повязкой, А надо – он сто лекарей земных. От поля к полю, и от века к веку Дорога есть на радость и беду. Сопровождать в дороге человека Написано у травки на роду. Учитель Какие лекарственные растения знаете вы? Какие используют ваши мамы, бабушки для лечения в домашних условиях? Учитель Если кого-то из вас заинтересовали лекарственные растения, можно обратиться к литературе (демонстрирует). Лекарственные растения. Н.И.Грикевич М., Высшая школа. 1991г. Лекарственные растения леса. Т.Д.Никиточкина М., Изобразительное искусство. 1991г. . Лекарственные растения. Выпуск I Открытки. М., 1980г. Ученик Интересно прогуляться по экологической тропе и грибнику, есть, что положить в свою корзину. Грибы называют лесными овощами, лесным мясом, лесным хлебом. Учитель О грибах говорят: «Интересные детища зелёного леса, не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветов, ни плодов, ни семян». Это верно? Какие съедобные грибы вы знаете? Слайд 33 -40. Викторина «Узнай и назови!» (учащиеся узнают гриб на слайде и называют его). Хорошо! Эти шляпочные грибы растут на нашей экологической тропе. Ученик Хороший гриб найти не просто. Для этого нужно познать многие тайны лесного царства, научиться отличать съедобные грибы от ядовитых. Учитель Только ли съедобные грибы встречаются в лесу? Назовите ядовитые грибы. Самый опасный гриб? Съели ядовитый гриб, почувствовали недомогание – что сделать в первую очередь, какую первую помощь окажите себе или другу? Помогите мне.… Как отличить съедобный гриб от ядовитого? Подскажите признаки отличия Слайд 41.Белый гриб – желчный гриб. Слайд 42.Съедобные лисички - ложные лисички. Слайд 43. Шампиньон – бледная поганка. Слайд 44.Опята ложные и съедобные. Слайд 45. Мухомор. Спасибо! Помогли разобраться, можно с вами идти в лес. Известно много прибауток о грибах: Ученик. Очень ловкие ребята Конопатые опята Застегнув воротники Оседлали все пеньки Ученик .Сыроежки модницы Шляп цветных поклонницы Ты её легонько срежь Да, смотри, сырой не съешь! Ученик. Подберёзовик старик Хмурится немножко Он в лесу давно стоит Заболела ножка. Ученик. Вся берёзовая Русь В радостном волненье Появился белый груздь Царский гриб в соленье. Ученик. Кто там, в солнечном наряде Шефствует как на параде Это ростом невелички Золотистые сестрички. Учитель Давай пройдёмся медленно по лугу, и «здравствуй» скажем, каждому цветку. Ты должен над цветами наклониться не для того, чтобы рвать или срезать, а чтоб увидеть добрые их лица и доброе лицо им показать. Доброе отношение человека к природе и природа ему платит добром, отдаёт все своё богатство, чистый воздух, красоту. Мы часто ходим в лес за грибами, за ягодами, отдохнуть, полюбоваться красотой, набраться сил. Мы живём в 21 веке, в веке научных и технических преобразований, когда человек внедряется в природу и изменяет её. Поэтому природа нуждается в защите, охране. В нашей стране предусмотрены разные меры по охране природы. Одна из них – Красная книга. Существует Красная книга России. В 2002 году учреждена Красная книга Челябинской области (демонстрация Красной книги) постановлением правительства Челябинской области. Главная цель Красной книги – привлечь внимание человечества к спасению исчезающих видов и восстановлению редких, объединить усилия человечества в сохранении растительного и животного мира. На нашей экологической тропе встречаются охраняемые растения. Слайды 46-53. Вот некоторые из них, наиболее известные. Заключительное слово учителя: Мы живём в селе, которое называется - Травники. Существует две версии происхождения названия нашего села. По фамилии казака-переселенца Травникова. А более красивая версия – много трав, разнотравье – Травники. И мы в этом убедились. Наш дом окружает большое многообразие растений. Спасибо всем! Л И Т Е Р А Т У Р А 1.Грикевич Н.И. Лекарственные растения.- М.: Высшая школа, 1991. 2. Денисенко Р.Н. Как прекрасен этот мир.- ЧГПУ, Челябинск. 2002. 3.Никиточкина Т.Д. Лекарственные растения леса.- М.: Изобразительное искусство, 1991. 4. Тюмасева З.И. На пути к природолюбию. - ЧГПУ, Челябинск: 2006. 5.Терзиев А.К.Лекарственные растения. Открытки. - М.:Планета 1980г. 6.Чибилёв Е.Красная книга Челябинской области.- Челябинск: Аркаим. 2002. Ссылка на презентацию « Экологическая тропа в Травниковском лесу» Автор: Тонких Татьяна Петровна МОУ «Травниковская СОШ» Челябинская область, Чебаркульский район, с. Травники | |
Категория: Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» | Добавил: Дмитрий_Николаев (24.01.2013) | | |
Просмотров: 1013 | Комментарии: 1 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||