Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» |
Урок Чистой воды
Главная цель урока Донести до сознания школьников и всей молодежи понимание бережного отношения к воде как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы России. Необходимо побудить школьников к самостоятельному размышлению о важности воды для жизни планеты в настоящем и, главное, в будущем. Задачи урока 1. Донесение информации о водных ресурсах мира, России, региона (местности) и их экологическом состоянии; о влиянии воды на здоровье и жизнедеятельность человека, о важности экологического сознания в России. 2. Обсуждение плана мероприятий по оздоровлению экологической водной среды региона (местности). 3. Информация о проекте ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Чистая вода», ставшем основой государственной программы «Чистая вода». Основные содержательные линии урока 1. Формирование понимания проблемы чистой воды у учащихся. 2. Возможные варианты и сценарии развития событий в будущем. 3. Что надо делать сегодня, чтобы качество воды улучшалось и не происходило дальнейшее загрязнение. 4. Примеры экологических проектов/мероприятий, направленных на сохранение чистой воды. Этапы урока: 1. Орг. момент 2-3 мин. Определение цели и задач урока и акции. 2. Показ видеофильма «Урок чистой воды» - 10 мин. 3. Рассказ учителя «Водные богатства и их охрана» - 20мин. 4. Тестирование – 5-7 мин. Основное содержание урока: Вступление: 1. Определение целей и задач урока: Добрый день, дорогие ребята! Мы сегодня встретились с вами на необычном уроке, такого урока нет в вашем расписании, но он является очень важным. В стране стартовала акция «Чистая вода» (слайд 1). Мы взрослые хотим, чтобы вы поняли, как важно беречь воду и что это вполне по силам даже в вашем возрасте. Вода - вещество необычное и уникальное, требующее трепетной охраны и заботы. Почему же возникла такая необходимость встретиться с вами? Вот это мы и выясним на сегодняшнем уроке. А помогут нам это сделать члены Государственной Думы, министр образования и науки, министр природных ресурсов, которые сейчас выступят с обращением к вам. 2. Просмотр видеофрагмента 10 минут. (слайд 2) 1. Вода необходимое для жизни вещество (слайд 3) Стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода» Вы, слыхали о воде? Говорят она везде! Вы в пруду её найдёте, И в сыром лесном болоте. В луже, в море, в океане И в водопроводном кране, Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, На плите у вас кипит, Паром чайника шипит. Без неё нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без неё нам не прожить! Даже это маленькое стихотворение показывает, какое важное вещество - вода! 1. Влияние воды на организм человека (слайд 4). Человек на 60-70% состоит из воды, однако с возрастом ее количество в организме человека уменьшается. Общий объем воды, необходимый человеку в сутки, равен 2-2,5 л. При потере организмом человека даже 6-8% влаги сверх обычной нормы повышается температура тела, краснеет кожа, учащается сердцебиение и дыхание, появляется мышечная слабость и головокружение, головная боль. Потеря 10% воды может привести к необратимым изменениям в организме, 15- 20% приводит к смерти, поскольку кровь настолько густеет, что с ее перекачкой не справляется сердце. Таким образом, если без пищи человек может прожить около месяца, то без воды– всего лишь несколько суток. Влияние воды на здоровье человека огромно. По оценкам Всемирной организации здравоохранения 80% заболеваний в мире вызваны низким качеством воды. Наличие в питьевой воде таких вредных веществ, как хлор и хлорорганические соединения, железо, жесткость, нефтепродукты, может привести к тяжёлым заболеваниям. Вывод: Вода необходима для жизни и здоровья каждого человека. 2. Круговорот воды в природе: Вода – это источник жизни для всего живого. Однако 97% всех водных ресурсов – это запасы Мирового океана, не пригодные для питья. Приблизительно 2% воды сосредоточено в полярных льдах и ледниках. В ледниках вода может хранится 1000 лет. Вся пресная вода в озерах, реках и в составе грунтовых вод составляет лишь 0,29 % от ее общего количества. А ведь людям нужна пресная вода, которой на Земле не так уж много. (слайд 5). Вода находится в постоянном движении между поверхностью Земли и атмосферой: Работа в группах: У вас на столах лежат карточки. Мы будем с ними работать, вам необходимо разложить карточки в правильной последовательности. -Что у вас получилось? – Что это за процесс? (Правильно, – это круговорот воды в природе) (слайд 6). Вода появляется из ручейка, Ручьи по пути собирает река. Вода полноводно бежит на просторе, Пока, наконец, не вливается в море. Моря наполняют запас океана, Сгущается влага над ним, как сметана. Она поднимается выше, пока Не превращается в облака. А облака, пролетая над нами, Дождём проливаются, сыплют снегами. Снега превращаются весной в ручейки, Ручьи пробегут до ближайшей реки. Все это и зовут в народе … круговорот воды в природе. Воду дают не одни родники, Тают в горах весной ледники. Если на карту Земли посмотреть, Земли на Земле одна только треть. Но странный вопрос возникает тогда, Планета должна называться ВОДА! Вопросы: (Демонстрация чистой воды в стакане) - В каких состояниях вода встречается в природе? -Какая бывает вода? - Имеет ли чистая вода запах? - Какого цвета вода? - Какую форму имеет вода? - Что произойдет с солью, если её бросить в воду?(Показать опыт.) - Какие превращения происходят с водой при действии температуры? (При охлаждении вода сжимается, а при нагревании расширяется). (Слайд 7) Вывод: Три состояния - это уникальное свойство воды, которое обеспечивает присутствие воды во всех средах обитания, в самых разных уголках нашей планеты. Вода и уникальная атмосфера обеспечивает Жизнь на Земле во всём её разнообразии. 3. Водные ресурсы России. Загадки о воде: А теперь я предлагаю вам отгадать загадки о воде. 1. Я и туча, и туман, я ручей, я океан, И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода) (Слайд 8) 2. Не вода, не суша – на лодке не уплывёшь И ногами не пройдёшь. (Болото) (Слайд 9) 3. С высоты большой срываясь, грозно он ревёт, И о камни разбиваясь, пеною встаёт. (Водопад) (Слайд 10) 4. Рассыпался горох на семьдесят дорог, Никто его не подберёт (Град) (Слайд 11) 5. Рыбам зиму жить тепло, Крыша – толстое стекло. (Лёд) (Слайд 12) 6. Он без рук, он без ног, Из земли пробиться смог. Нас он летом, в самый зной, Ледяной поит водой. (Родник) (Слайд 13) 7. Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе. Узкий кончик- в роднике, А широкий в море. (Река) (Слайд14) 8. Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали. А пошли искать их днём, Ищем, ищем не найдём. (Роса) (Слайд15) 9. Покружилась звёздочка в воздухе немножко, Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка) (Слайд 16) 10. Посреди поля зеркало, Стекло голубое, рама зелёная. (Озеро) (Слайд 17) 11. Кругом вода, а с питьём беда. Кто знает, где это бывает? (Море) (Слайд 18) 12. В белом бархате деревня- И заборы, и деревья. А как ветер нападёт Этот бархат опадёт. (Иней) (Слайд 19) Обратите внимание, как красивы эти пейзажи и явления природы, эту красоту нужно уметь увидеть и сохранить. Вопросы классу: - В каких загадках идёт речь о явлениях природы, а в каких о водных ресурсах? Что их объединяет? (Слайд 20) -Какие водные ресурсы встречаются в нашей местности? - Богата ли наша страна водными ресурсами? (слайд 21) Россия – страна с богатейшими водными ресурсами (обратить внимание на карту). На карте множество рек, речек, речушек и озёр. Россия стоит на втором месте по запасам пресной воды. -Какая река протекает в нашем городе? Есть у нас в стране и удивительные озёра и самое уникальное – это озеро Байкал (слайд 22). На берегу Байкала построен целлюлозно-бумажный комбинат, который ежесуточно сбрасывает в озеро свыше 200 тыс. кубометров промышленных стоков, проходящих недостаточную очистку. Это вызывает гибель уникальной местной флоры и фауны. -Какова же ситуация с отношением человека к водным богатствам? (слайд 23) На нашей планете построены сотни тысяч химических и целлюлозно-бумажных комбинатов, гальванических цехов, металлургических и машиностроительных заводов, атомных электростанций, деятельность которых загрязняет воду. Ежегодно в водные бассейны попадают тысячи химических веществ с непредсказуемым действием. В воде эти вещества претерпевают различные изменения: разлагаются, вступают в реакции друг с другом, с хлором или озоном, которыми обеззараживают воду. В результате этого образуются новые модификации веществ, ранее неизвестные науке. В воде могут быть обнаружены повышенные концентрации токсичных тяжелых металлов (таких как кадмий, ртуть, свинец, хром), пестициды, нитраты и фосфаты, нефтепродукты, поверхностно-активные вещества (ПАВы) (слайд 24) Ежегодно в моря и океаны попадает до 12 млн. тонн нефти. С электростанций в круговорот воды в природе попадают радиоактивные отходы. Сброс неочищенных сточных вод в водные источники приводит к микробиологическим загрязнениям воды. Люди должны задуматься и начать правильно, обдуманно относиться к окружающему их миру, пока не поздно! Давайте проведём небольшой опыт (стакан с чистой водой): Давайте посмотрим, что происходит каждое утро? Мы встали утром, почистили зубы (в банку с водой добавляем пасту). Затем позавтракали, убрали со стола, и вымыли посуду (добавляем в банку с водой моющее средство). Вечером мы рисовали и забыли вымыть банку с водой (добавляем подкрашенную гуашью воду). Что получилось? Такую воду можно вернуть растениям и животным? Они обрадуются? Конечно, нет! Возвращённая нами грязная вода может стать причиной их неблагополучия. Заболеют рыбы, заболеют птицы, завянут растения… Помогают сберечь водные запасы, сохранить чистоту воды специальные организации,1 из которых есть и в нашем городе - это очистные сооружения.(слайд 25). В них загрязненная вода проходит через различные фильтры. Они задерживают вредные примеси, а чистую воду пропускают. Вопрос: -Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить чистоту нашей реки З.Двины? (слайд 26) Вода - удивительное вещество, она поражает нас многообразием форм. Снежинкой нежной в небе проплывёт, И в речке серебристой промелькнёт. Слезой прозрачной будет в роднике, Она и в почве есть, и даже есть в тебе. Вода источник жизни на Земле, А ведь она не бесконечна, И это значит быть беде, Пока ведём себя беспечно! 4. Потребление воды На сегодняшний день ситуация с мировыми водными ресурсами может быть названа крайне тяжелой. Многие регионы планеты испытывают недостаток воды. При этом в отношении воды питьевого назначения ситуация просто критическая. За последние 50 лет водопотребление увеличилось в 2 раза. Для того чтобы наглядно увидеть, в какой ситуации находится население планеты в плане обеспеченности водными запасами, приведем следующую статистику. В целом из 10 жителей планеты: 5 имеют доступ к водопроводу в своем доме; 4 не имеют приемлемого с санитарной точки зрения туалета; 3 получают воду из безопасных источников (регулярно инспектируемый колодец, артезианская скважина и пр.); 2 не имеют доступа к удобным и безопасным источникам. Одной из основополагающих причин недостатка воды является ее повсеместный перерасход. Расход воды населением непомерно огромен. На фоне того, что количество пригодной для потребления воды постоянно сокращается, перед каждой страной встает вопрос о рациональном использовании водных запасов (слайд 27) Примерные расходы такие: Вид потребления Расход воды, л Чистка зубов 10 Туалет, 1 смыв 9 Душ 15 минут 300 Ванна 200 Мытьё рук 10 (слайд 28) Мы с вами можем внести свой вклад в охрану водных ресурсов. Игра «Правильный путь» Выберите правильные пути по сохранению воды. 1. Можно ли сберечь воду, если грязную посуду перед мытьём очищать от остатков еды? + 2. Можно ли сберечь воду, если мыть посуду в раковине c закрытой пробкой, а потом споласкивать? + 3. Можно ли сберечь воду, если кран неисправен и постоянно протекает?- 4. Можно ли сберечь воду, если закрывать кран, когда чистишь зубы?+ 5. Можно ли сберечь воду, если не закрывать кран, когда работаешь на кухне или говоришь по телефону? - 6. Можно ли сберечь воду, если следить за исправностью крана, душа и сливного бачка? + 7. Можно ли сберечь воду, если полоскать бельё под струёй воды, а не в тазу?- 8. Можно ли сберечь воду, если чистишь картошку при постоянно открытом кране?- 9. Можно ли сберечь воду, если закрывать кран, после мытья рук и при умывании?+ 10. Можно ли сберечь воду, если размораживать продукты под струёй воды?- 11. Можно ли сберечь воду, если поставить счётчик на водопровод и контролировать водопотребление?+ 12. Можно ли сберечь воду, если рыхлить почву на огороде и уменьшать испарение?+ 13. Можно ли сберечь воду, если тратить столько, сколько пожелаешь?- 14. Можно ли сберечь воду, если думать, что это проблема взрослых?- Вывод: Мы с вами можем внести свой вклад в охрану воды (слайд 29) Бежит вода, струится Как к ценности большой. И прямо в домик твой. Коль зря течёт вода, К ней надо относится, Кран закрой, а то беда! (слайд 30) От нашего ответственного отношения к природе зависит наше будущее! - Какие же проблемы существуют? - Какие меры по сохранению воды вы можете предложить? Вы внимательно слушали, получили много информации, и теперь мне хотелось бы проверить ваши знания (слайд 31) Тестирование учащихся (слайд 32-40) (слайд 41) Мы выбираем будущее сами, С чем предстоит нам дальше жить: С рекой прохладной, с чистыми морями. Всегда могли, чтоб жажду утолить. И в заключение нашего урока я зачитаю обращение к нам людей из 22 века. Обращение к людям из 22 века. Дорогие соотечественники! Я обращаюсь к вам с этим посланием, так как если не сделаю этого, то случится то, что я видела. Я была в 22 веке и видела ужасное. Сейчас начало 21 века и до 22 века осталось 90 лет – для истории природы это совсем мало. В 22 веке не останется чистой воды – она вся будет только в искусственных закрытых хранилищах, там будет очищаться и будет стоить очень дорого. Это будет вся вода мира – в природе – реках и океанах – её не останется. Это все, потому что в 21 веке мы не берегли воду, очень много её расходовали без пользы. Вода в 20 и 21 веке загрязнялась мощными заводами фабриками, было множество утечек нефти, все отходы стекали в воды морей и рек. Не останется деревьев и растений вообще – леса вырубят, почва разрушится. Кислород будет вырабатываться искусственно. Воздуха не будет – мы его весь загрязнили. Не будет нефти. Берегите природу сейчас, пока не поздно, экономьте энергию, воду и природные ресурсы! Ребята! Хотите вы, чтобы ваши дети и внуки остались без чистой воды? (Нет). Согласны вы беречь природу и сохранить её в чистоте? (Да). Подведение итогов урока. Ссылка на презентацию с видеофрагментом к уроку. Использованная литература: 1. «Всероссийский урок Чистой воды» методические материалы для учителя, М., 2009 2. Сценарий экологического праздника "День воды", Нестерчук Ирина Викторовна, педагог дополнительного образования. Фестиваль педагогических идей. Интернет-источник http://festival.1september.ru/ 3. Природоведение. 5 класс: Материалы к урокам / Сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2004.- 89 с. Автор: Ефимова Светлана Николаевна - учитель биологии Муниципального общеобразовательного учреждения «Андреапольская средняя общеобразовательная школа №2» города Андреаполя Тверской области. | |
Категория: Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» | Добавил: Дмитрий_Николаев (21.01.2013) | | |
Просмотров: 827 |
Всего комментариев: 0 | |