Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!»

Тематическое занятие «Орнамент в быту народов Севера»
Форма: тематическое занятие

Цель: формирование представлений о природном и социальном окружении как среде жизнедеятельности человека.
Задачи:
* развивать познавательный интерес к традициям и быту коренных жителей, умение обучающих воспринимать окружающий мир;
* прививать интерес к народному творчеству;
* дать представление о секретах орнамента;
* воспитывать эстетическое, нравственное и практическое отношение к окружающей среде, уважение к прикладному творчеству других народов.
Методы и приемы: беседа, наглядно-иллюстративный, наглядно-практический, поисковый, творческая работа.

Оборудование: музыкальный центр, видеомагнитофон, орнаменты, рисунки, короб с узорами, флаг ЯНАО.

Подготовительный этап: подборка литературы об орнаментах, рисунки, картины, фотографии, словари.

Дата проведения: 23.04.11
Участники: обучающиеся 1 группы
Возраст: 9 лет
Продолжительность: 45м.

Ход занятия.
1. Введение:
- На предыдущих занятиях кружка мы познакомились с жизнью коренных народов Севера и имеем представление о культуре, быте, обычаях и традициях, о фольклоре ненцев и ханты.
Сегодня мы узнаем, какое значение имеет в жизни орнамент, какие секреты он скрывает в себе.
- Я просила дома поработать со словарём. Что означает слово «орнамент»?

(Ответ: живописное графическое или скульптурное украшение, узор из сочетания геометрических растительных или животных элементов).

- У Северных народов «орнамент» - это целая история, отдельный рассказ об охоте, рыбалке, лосе, олене, о растениях. Это своеобразный рисунок. Каждый орнамент имеет своё название. Из сказок, легенд ханты мы узнаём, что орнаментальное искусство появилось ещё в мифологические времена, когда на свет появилась первая девочка Мось.

(на доску вывешивается иллюстрация, на которой изображена девочка Мось)
2. Новый материал
- Девочка Мось – национальная мифологическая героиня легенд народа ханты. У народа ханты есть одна поговорка, как только дети услышат её, сразу замолкают, значит будет сказка.
( На доске: Слово народное – пламень дыханья,
Слушай слово с должным вниманием!) Прочитаем поговорку.

Инсценирование сказки: (Девочка в национальном костюме рассказывает сказку, игрушки – медведь, красный цветок, национальная кукла, короб с узорами)

Пришла весна, земля начала обновляться, и душа женщины Мось заползла в землю. Там, где она заползла, скоро начал расти красный цветок. Тут проходила медведица и съела красный цветок. Медведица родила ребёнка, произвела на свет хантыйскую девочку. А как подросла девочка, то сделала такую берестяную коробочку, что просто чудо. Когда пришли охотники, она выбросила коробочку из берлоги, чтобы дать знать – здесь есть человек.

-Какая идея выражена в этой легенде?
-Прекрасны хантыйские изделия прикладного искусства. Это радующие глаз изделия из дерева, бересты, кедрового корня, металла. Как же рождается орнамент?
- У природы народные мастера заимствуют богатую палитру красок, воспроизводят увиденное в природе в орнаменте. Вот большой короб для ягод, он весь в орнаментах. По краям идёт полоска узора «оленьи рога», затем «лягушки», «соболь с крестом», «берёзовая ветвь».
-Богат набор орнамента для украшения одежды, обуви, утвари: «берёзовая ветвь», «двойные головы», «заячьи ушки», «утиное крыло», «комары».
-На мешках для хранения рукоделия – другие узоры: «щучьи зубы», «голова соболя», «кедровые шишки».
3. Закрепление материала.
-Ребята, как вы думаете, почему у северных народов во всех изделиях так много орнамента?
- Как вы уже заметили, орнамент «берёзовая ветвь» встречается практически во всех изделиях прикладного искусства.
(показываю)
- Берёза в представлении ханты – это «Яманг Юк» - «Святое дерево».
(записываю на доске)
- О берёзе, как о священном небесном дереве, поётся во многих песнях – молитвах, в песнях – поклонениях богам, в песнях – наставлениях, рассказывается о берёзе в легендах. Например, в этой:
Забыли люди о добре. Забыли о чистоте. Завидуют друг другу. Обманывают друг друга. Чёрные чувства в их сердцах рождаются. Земля стонет. Коркой лжи покрывается. Великий стон до неба дошёл. Посмотрела дочь Неба на Землю. Чёрные мысли людей Землю душат. Умирает она. Содрогнулась небесная девушка от ужаса. Великая боль пронзила её сердце. Не выдержало оно. Рассыпалось. Кусочки по земле развеялись. В человека попадут – человек очищается. В дерево попадут – дерево белеет. Так и появились на нашей земле берёзы. Говорят, это – небесной жизни кусочек. Святое
дерево».
Какова главная мысль легенды?
- Ребята, берёзу почитают не только северяне, но и другие народы. И я хочу, чтобы этот орнамент стал эмблемой нашего сегодняшнего занятия. Он будет напоминать нам о том, что надо беречь Землю.
4. Практическая работа.
Наклеим орнамент на полоску бумаги.
- Наш город для многих из вас стал малой Родиной, родным краем, и хочется верить, что вы свою Родину будете любить, беречь и охранять.
- Рассмотрим флаг. Чей это флаг?
- Обратите внимание – на одном флаге – орнамент. Как он называется?
Загадка.
Вот он дышит из – за сопки,
Гордо голову держа.
Грациозный и пугливый, Чутко носом трепеща.
А рога бросают тень.
Это – северный …(олень)

- Как вы думаете, почему на флаге именно этот орнамент – «оленьи рожки»?
5.Итог занятия:
- Что нового узнали на занятии?
- Кто такая девочка Мось?
- Какие виды орнаментов запомнили?
6. Вручение поощрительных эмблемок с изображением орнамента присутствующим в классе.
7. Уборка рабочих мест.

Автор: Серебренникова Татьяна Николаевна- учитель МБОУ СОШ № 11, г. Новый Уренгой
Категория: Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» | Добавил: Дмитрий_Николаев (18.01.2013) | Автор: Дмитрий E W
Просмотров: 735
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]