Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» |
Творческий проект по экологии «Наш дом - Земля»
Введение Наша планета Земля - наш общий дом. Миллионы живых существ живут на планете Земля: деревья и кустарники, трава и грибы, птицы, звери, насекомые, амфибии, рептилии, пауки все остальные животные, к числу которых относится и человек. Богата наша планета полезными ископаемыми. Мы с увлечением работали на уроках окружающего мира, добывали, собирали дополнительную информацию о нашей планете – Земля. Это все дало нам толчок для создания творческого проекта и участия в экологическом марафоне « Земля – наш дом!». Цель проекта: Разбудить интерес детей к судьбе нашей Земле, вызвать чувство озабоченности отношением человека к природе, как родного края, так и Земли в целом, воспитывать бережное отношение к окружающему миру. Задачи проекта: Развить умения обобщать и сравнивать собранный материал, развивать познавательную активность. Формировать умение любить, любоваться тем, что нас окружает, а вместе с этим беречь и приумножать богатства нашей планеты, заботиться о будущих поколениях. Основная часть 1. Экология – наука о доме. «Мы все на одной и той же планете – мы экипаж одного корабля» Антуан де Сент – Экзюпери «Земля у нас только одна. Этот прекрасный корабль имеет всё необходимое для бесконечного долгого путешествия на нём. Но люди не должны обращаться с запасом жизнеобеспечения как подгулявшие моряки. Механизм тут настолько прочен, однако не беспределен» Всемирная стратегия охраны природы Экология – (эко-дом, логос – наука, в переводе с греческого языка) – наука о доме. Впервые термином «экология» был назван один из разделов биологической науки для изучения взаимоотношений организмов со средой обитания – то есть своим домом. Ввел его в науку немецкий учёный Эрнст Геккель в 1866г. Растение, животные, грибы, дробянки, горные породы и почвы, вода и воздух. Свет и тепло – все эти взаимодействующие между собой компоненты составляют глобальную экосистему-биосферу-сферу жизни на планете Земля как единое целое. Нарушение и разрушение таких (экологических) связей чрезвычайно опасно для жизни на Земле. Таких примеров известно уже множество, многие из них существуют о резком ухудшении экологической обстановки в нашем земном доме – и главным виновником их возникновения является человек. С чем это связано? По – видимому, тем, что к этому времени человек многому научился у природы. Многое открыл. Многое создал. Машины, самолеты, космические корабли, роботы, телевизоры. И почувствовал себя Великаном! Царём, покорителем природы, всемогущим Властелином, для которого нет никаких преград! В одной из книг М. Ильин сказал «Как человек стал Великаном» Сегодня человечество подошло к критической черте: отравлены вода и воздух, загрязнены океаны, моря, реки и озёра, уничтожены места обитания множества живых организмов, гибнут многие обитатели природы – это реальная угроза для сохранения жизни и здоровья современной цивилизации. И в ответе за всё – человек. Надо каждому человеку крепко подумать над этим: здесь нельзя оставаться сторонним наблюдателем – проблемы экологии должны решаться всеми жителями Земли. Человек – дело рук природы, Он существует в природе, Он подчинён её законам. П. Гольбах «Птицам даны крылья, рыбам – плавники, а людям, которые живут в природе – изучение и познание Природы: вот их крылья!» Х. Марти Так давайте же жить в согласии с природой: любить, ценить, беречь, уважать её и сохранять для будущих поколений! 2. «Земля – наш общий дом» «Человек стал человеком, когда услышал шелест листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку» ( В.А. Сухомлинский) Учитель: Все мы – и малыши, и взрослые – дети одного большого царства Природы на планете Земля. Как сохранить природу? Как жить с нею в согласии? А может, лучше научится понимать её и бережно относится к ней с самого детства? Об этом мы сейчас и поговорим. Где вы живёте? Где построен ваш дом? Ученик: Живу я в квартире, Номер её – 124. Дом на Восточном, Рядом – школа. Всё, что кругом, Мне давно знакомо. Учитель: Дом на Восточном? Этого мало. Город свой назови для начала. Ученик: Город Новый Уренгой. Учитель: Расскажи, что кругом: Всё, что кругом – Это тоже твой дом? Ученик: Город стоит На красивой реке. А за рекой Виден лес вдалеке Тянутся к лесу тундра, земля Очень красива наша земля! Учитель: Верно, красива. Но где же она? Ученик: В России – Это наша страна. Учитель: Ну, а страна где? Сумеешь ответить? Ученик: Как и все страны – На нашей планете! Учитель: (обращается ко всему классу) Как называется наша планета? Дети: Земля! Учитель: Земля – какая она? Дети: Огромная, зеленая, красивая. Ученик: Есть одна планета – сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных. Лишь на ней одной увидишь Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут В реку смотрят удивлённо. Береги свою планету, Ведь другой на свете нету! Учитель: - Друзья, наша планета – колыбель человечества, наш дом. И пусть он всегда будет чистым и уютным домом для людей, животных, растений! Ученик: - Я утверждаю: мир прекрасен. Его красота во всём: лучах солнца, в буйстве трав, в радуге и дожде, инее и метели, голосах птиц и шуме воды. (звучит запись голосов птиц.) Учитель: Ребята, поэт Ф. Тютчев писал: «Природа не слепок, Не бездушный лик, В ней есть душа, В ней есть свобода, В ней есть любовь, В ней есть язык». Ученик: Все – все, Все на свете, На свете нужны, И мошки Не меньше нужны, Чем слоны. Нельзя обойтись Без чудищ нелепых И даже без хищников, Злых и свирепых. Нужны все на свете! Ученик: Нужны все подряд Кто делает мёд И кто делает яд! Плохие дела У кошки без мышки, У мышки без кошки! Не лучше делишки И если мы с кем-то Не очень дружны, Мы всё-таки очень Друг другу нужны. Ученик: А если нам кто-нибудь Лишним покажется, То это, конечно, Ошибкой окажется! Все-все, Все на свете, На свете нужны И это все дети запомнить должны! Все дети взялись за руки, хором читают Земля во Вселенной у нас одна! Давайте жить дружно, друзья, Чтоб живы были все мы и наша планета Земля! 3. «Красная книга» Ученик 1: Ребята, кто знает, что такое Красная книга? Это книга, в которую заносят редкие виды растений и животных. Эта книга называется так потому, что красный цвет – сигнал опасности. Красную книгу учредили Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В неё заносятся данные обо всех растениях и животных, которые срочно нуждаются в охране и защите человека. Иначе они могут навсегда исчезнуть с лица земли, как исчезла, например, морская корова. Ученик 2. Это было примерно 250 лет назад. В 1741 году экспедиция Витуса Беринга обнаружила в море, у самого берега, невиданных животных, которые мирно паслись в зарослях морской капусты на мелководье. Их назвали морскими коровами. Эти доверчивые медлительные животные размерами со слона не боялись людей, близко подплывали к их лодкам. А люди безжалостно их убивали. С каждым годом их становилось всё меньше и меньше, и к 1769 году истребили всех. Так навсегда исчезли морские коровы. Теперь никто, нигде и никогда не увидит этих замечательных животных. Ученик3. В международную красную книгу попали и животные нашей страны. Например, в Амурской области охраняются амурский тигр, красный волк, дальневосточная черепаха, журавли-белый и черный, маньчжурский дальневосточный аист, белый медведь, атлантический морж и другие. Эти животные ещё не попали в красную книгу, но и к ним нужно относиться бережно. Ученик 4. Многие страны стали составлять собственные книги. В марте 1974 г. Была учреждена красная книга СССР (так называлась тогда наша страна). В первые её список были внесены 52 вида зверей и 65 видов птиц нашей страны. Казалось бы, чем полезны волк, тигр, барс? Даже в сказках их изображают злыми. Но вот барс попал в Красную книгу. Хищники, как и другие животные, необходимы в цепи жизни. Они улучшают стада травоядных животных, истребляя больных и слабых. В особенной защите нуждаются растения. Сбор их запрещён. Это: Венерин башмачок, Ветреница дубравная, Горечавка лёгочная, Дремлик болотный, Колокольчик широколистный, Кувшинка белоснежная, Кубышка жёлтая, Ландыш майский, Живокость высокая, Хохлатка луковичная, Шпажник черепчатый, Ятрышник фукса, Любка двулетняя, Молодило обыкновенный. Заключение Ученик 1. Дело охраны природы, как и дело мира, касается каждую живущего на Земле. Оно требует усилий всех государств и народов. По решению ООН ежегодно 5 июня отмечается Международный день окружающей среды. Ученик 2. Сергей Махотин «Жук» Какого жука я в лесу повстречал! Он топал, как бык, и рогами качал. И очень серьёзным и грозным он был - Я даже дорогу ему уступил. Мне имя его неизвестно пока, Но я не забуду лесного жука. Я в городе в библиотеку пойду, Жука моего по рисункам найду. Узнаю, где водится, как он живёт, Зачем ему крылья и что он жуёт, И будут страницы, как травы шуметь, И будут, как птицы, трамваи звенеть. Я всем расскажу про жука своего, Как славно, что я не обидел его! Ученик 3. Человек изучает природу, использует её, но надо стремиться к тому, чтобы не причинить природе вреда. Нельзя забывать, что в природе всё взаимосвязано. Прекрасен мир живой природы, а люди-часть его. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир. Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит, и человека в самом высоком смысле этого слова. Ученик 4. Все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной Земле. Французский писатель Антуан де Сан-Экзюпери заметил: «Мы все пассажиры одного корабля по имени Земля». И пересесть из него просто некуда. Наша жизнь и наше будущее зависит от каждого из нас. Ученик 5. Смотрю на глобус – шар земной, И вдруг вздохнул он, как живой; И шепчут мне материки: -Ты береги нас, береги! В тревоге рощи и леса, Роса на травах, как слеза. И тихо просят родники: -Ты береги нас, береги! Остановил олень свой бег: -Будь человеком, человек! В тебя мы верим-не солги! Ты береги нас, береги! Смотрю на глобус-шар земной, Такой прекрасный и родной. И шепчут губы: «Сберегу, Я сберегу вас, сберегу!» Ученик 1. Что мы должны делать, чтобы наша планета оставалась цветущей и красивой? Не топтать и не рвать цветы. Расчищать родники, сажать цветы и кустарники. Не ловить бабочек и т.д. Будь добрым и умным Великаном! Вот таким, о котором нам рассказала поэтесса Е. Серова. Я шагаю по лужайке- Великан в трусах и майке. Сверху ясно мне видна Вся зелёная страна. Вот улитка, добрый гномик- На себе таскает домик. Вот квартира для жука- Дырка старого пенька. Вот стоит высотный дом- Муравьи хлопочут в нём. Вот цветок ромашка- В нём живут букашки. Это малая страна Вся кругом заселена! Если я, великан, Захочу, как лихой ураган, Налечу! Все дома я могу Разломать! Всех жильцов на лугу Растоптать! Если я захочу…. Только я не хочу! Я-добрый Великан! Список используемой литературы: 1. Л.П. Симонова «Как учить экологии в начальной школе» (М.: «Тобол»,1999г.) 2. Л.П. Симонова – Салеева «Земля – наш общий дом» (М., 1995г.) 3. О. Лапинина Интеллектуальные игры «Звёздный час» (ж. «Начальная школа», 2011г. №2) 4. Г. Гаркуша. Окружающий мир «Планета заболела» (ж. «Начальная школа», 2007г. №1) Авторы: Болотина Полина Викторовна,Якубин Даниил Сергеевич- учащиеся 4б класса МБОУ КСОШ №13 г. Новый Уренгой, ЯНАО Руководитель: Ероцкая Наталья Козьминична- учитель начальных классов МБОУ КСОШ №13 г. Новый Уренгой, ЯНАО | |
Категория: Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» | Добавил: Дмитрий_Николаев (17.01.2013) | | |
Просмотров: 2200 |
Всего комментариев: 0 | |