Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!»

Методики, диагностирующие и развивающие экологическую культуру детей младшего школьного возраста
Экологический светофор».
С помощью этой методики можно развивать:
- Представления детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности.
- Умения оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно)
- Расширить опыт ребёнка в экологически ориентированной деятельности
Оборудование.
1. Набор из цветных кружков (красного, жёлтого, зелёного) для каждого ученика.
2. Набор карточек с изображением и описанием деятельности, поступков человека на природе.
Методика в форме игры, которую можно провести в классной комнате, актовом зале и т.д.
Ход игры.
Все участники получают по три кружка: красный, жёлтый, зелёный. Ведущий поясняет, что каждый цвет имеет своё значение. Так же, как и светофор на проезжей части дороги, наш экологический светофор, зажигая красный свет, запрещает, жёлтый – предупреждает, а зелёный – разрешает.
На видном месте вывешивается таблица, напоминающая о значении цветов – сигналов экологического светофора.
Красный – запрещает действия, приносящие вред окружающей среде и жизни людей.
Жёлтый – предупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести вреда природе.
Зелёный – разрешает и поощряет действия, помогающие растениям, животным.

Ведущий зачитывает описание поступка человека на природе, демонстрирует детям соответствующий рисунок. Участники игры должны оценить этот поступок, подняв по сигналу ведущего один из имеющихся кружков, - включить тот или иной сигнал светофора.
Методика может проводиться как коллективная игра и как индивидуальная работа по карточкам – на полученные карточки дети наклеивают сигнал светофора соответственно тексту или рисунку на карточке. По количеству правильных и неправильных ответов определяется победитель.

« Письмо зелёному другу».
Методика помогает не только определить готовность уч-ся начальных классов помогать природе и заботиться о ней, но и развивает у них чувство сострадания, сопереживания представителям животного и растительного мира.
Ребёнок вводится в следующую ситуацию.
« Представь, что где-то в глубине леса растёт небольшое деревце. Иногда его поливает дождик, иногда покачивает ветер. Бывает, что на деревце прилетает стайка птиц – поют, суетятся, дерутся…и улетают. Это деревце сказало по секрету, что ему очень хочется иметь друга – человека, лучше школьника, чем взрослого. И что сначала ему хочется получить от него письмо….»
Методика может проведена как небольшое сочинение, лучше - с игровыми элементами: письмо вкладывается в конверт, сопровождается рисунком, заполняется адрес и т. п.
Например:
«Дорогое деревце, пишу тебе письмо!
Я тоже хочу иметь лесного друга. Может, я смогу ухаживать за тобой? Тебя надо поливать, когда жарко. Не рвать листья. За тобой надо очень хорошо ухаживать, чтобы тебя не съели насекомые…»
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
« Здравствуй, дорогое деревце!
Я с радостью пишу тебе письмо, потому что я очень люблю природу. Деревце, скажи, как ты пережило эту зиму? Я так рада, что с тобой дружу. На каникулах я к тебе приду и будем разговаривать.
До свидания, деревце. Жди меня. Твой друг Оксана

«Секретный разговор»

Методика способствует развитию эмоционально – чувственной сферы личности младшего школьника в процессе, общения с природой, а также выявляет имеющийся у детей опыт такого общения.

Вариант 1.
Уч-ся предлагается вспомнить о том, как они разговаривали с каким-либо растением или животным: « О чём ты спросил его? О чём он тебе рассказал?…» Далее дети получают задание записать свой секретный разговор.

Вариант 2.
Методика проводится в два этапа. Первым этапом является прогулка в лес (парк), во время которой каждый ученик выбирает приглянувшееся ему растение и по секрету разговаривает с ним. Вторым этапом будет запись секретного разговора.

Вариант 3.
Детям предлагается представить, что во время прогулки в лес они встретили красивое деревце (цветок) и сумели по секрету поговорить с ним.

Пример:

« Я встретил цветок – колокольчик. Я первый раз встретил в этой стороне этот цветок. Мне нравится, что у него синие стебли. Колокольчик пахнет вкусным запахом. Я смотрел на него. Этот цветок необыкновенный!»

«Лес благодарит и сердится»

Методика позволяет выявить отношение младших школьников к природе и развивать представления детей о правилах, нормах взаимодействия с нею.
После предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминают свои прогулки в лес (парк), восстанавливают в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, детям предлагается ответить на два вопроса, заполнив карточку в следующей форме:
Напиши, за что лес мог бы сказать тебе спасибо:
____________________________________________________________________________________________________________

Рассердится на тебя:
____________________________________________________________________________________________________________

При анализе детских работ обратить внимание на следующее:
1. Что преобладает в детских ответах в графе «Лес благодарит» - перечисление норм и правил поведения в лесу (например, «Лес скажет спасибо, если мы не будем рвать листья, ломать ветки, бросать мусор) или примеры практической экологически ориентированной деятельности ( например, «Лес скажет спасибо за то, что мы соберём мусор или будем подкармливать птиц» )
2. Приводят ли дети в качестве примеров уже проделанную ими природоохранную работу.
3. Как часто в графе «Лес сердится» появляются ответы, указывающие в той или иной форме на бездействие детей (например, «Лес сердится, если мы не кормим птиц, не приходим очистить его от мусора» и др.). Эти ответы также говорят об активной позиции ребёнка как защитника природы.
4. Какие экологические проблемы звучат в ответах детей как наиболее актуальные.
5. Какие нормы и правила взаимодействия с природой, а также, какие практические дела дети выдвигают на первый план.

Автор: Бетенькова Светлана Викторовна-учитель начальных классов Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Северная средняя общеобразовательная школа» Первомайский район, п.Северный
Категория: Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» | Добавил: Дмитрий_Николаев (17.01.2013) | Автор: Дмитрий E W
Просмотров: 1019
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]