Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» |
Методики, диагностирующие и развивающие экологическую культуру детей младшего школьного возраста
Экологический светофор». С помощью этой методики можно развивать: - Представления детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности. - Умения оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно) - Расширить опыт ребёнка в экологически ориентированной деятельности Оборудование. 1. Набор из цветных кружков (красного, жёлтого, зелёного) для каждого ученика. 2. Набор карточек с изображением и описанием деятельности, поступков человека на природе. Методика в форме игры, которую можно провести в классной комнате, актовом зале и т.д. Ход игры. Все участники получают по три кружка: красный, жёлтый, зелёный. Ведущий поясняет, что каждый цвет имеет своё значение. Так же, как и светофор на проезжей части дороги, наш экологический светофор, зажигая красный свет, запрещает, жёлтый – предупреждает, а зелёный – разрешает. На видном месте вывешивается таблица, напоминающая о значении цветов – сигналов экологического светофора. Красный – запрещает действия, приносящие вред окружающей среде и жизни людей. Жёлтый – предупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести вреда природе. Зелёный – разрешает и поощряет действия, помогающие растениям, животным. Ведущий зачитывает описание поступка человека на природе, демонстрирует детям соответствующий рисунок. Участники игры должны оценить этот поступок, подняв по сигналу ведущего один из имеющихся кружков, - включить тот или иной сигнал светофора. Методика может проводиться как коллективная игра и как индивидуальная работа по карточкам – на полученные карточки дети наклеивают сигнал светофора соответственно тексту или рисунку на карточке. По количеству правильных и неправильных ответов определяется победитель. « Письмо зелёному другу». Методика помогает не только определить готовность уч-ся начальных классов помогать природе и заботиться о ней, но и развивает у них чувство сострадания, сопереживания представителям животного и растительного мира. Ребёнок вводится в следующую ситуацию. « Представь, что где-то в глубине леса растёт небольшое деревце. Иногда его поливает дождик, иногда покачивает ветер. Бывает, что на деревце прилетает стайка птиц – поют, суетятся, дерутся…и улетают. Это деревце сказало по секрету, что ему очень хочется иметь друга – человека, лучше школьника, чем взрослого. И что сначала ему хочется получить от него письмо….» Методика может проведена как небольшое сочинение, лучше - с игровыми элементами: письмо вкладывается в конверт, сопровождается рисунком, заполняется адрес и т. п. Например: «Дорогое деревце, пишу тебе письмо! Я тоже хочу иметь лесного друга. Может, я смогу ухаживать за тобой? Тебя надо поливать, когда жарко. Не рвать листья. За тобой надо очень хорошо ухаживать, чтобы тебя не съели насекомые…» ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ « Здравствуй, дорогое деревце! Я с радостью пишу тебе письмо, потому что я очень люблю природу. Деревце, скажи, как ты пережило эту зиму? Я так рада, что с тобой дружу. На каникулах я к тебе приду и будем разговаривать. До свидания, деревце. Жди меня. Твой друг Оксана «Секретный разговор» Методика способствует развитию эмоционально – чувственной сферы личности младшего школьника в процессе, общения с природой, а также выявляет имеющийся у детей опыт такого общения. Вариант 1. Уч-ся предлагается вспомнить о том, как они разговаривали с каким-либо растением или животным: « О чём ты спросил его? О чём он тебе рассказал?…» Далее дети получают задание записать свой секретный разговор. Вариант 2. Методика проводится в два этапа. Первым этапом является прогулка в лес (парк), во время которой каждый ученик выбирает приглянувшееся ему растение и по секрету разговаривает с ним. Вторым этапом будет запись секретного разговора. Вариант 3. Детям предлагается представить, что во время прогулки в лес они встретили красивое деревце (цветок) и сумели по секрету поговорить с ним. Пример: « Я встретил цветок – колокольчик. Я первый раз встретил в этой стороне этот цветок. Мне нравится, что у него синие стебли. Колокольчик пахнет вкусным запахом. Я смотрел на него. Этот цветок необыкновенный!» «Лес благодарит и сердится» Методика позволяет выявить отношение младших школьников к природе и развивать представления детей о правилах, нормах взаимодействия с нею. После предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминают свои прогулки в лес (парк), восстанавливают в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, детям предлагается ответить на два вопроса, заполнив карточку в следующей форме: Напиши, за что лес мог бы сказать тебе спасибо: ____________________________________________________________________________________________________________ Рассердится на тебя: ____________________________________________________________________________________________________________ При анализе детских работ обратить внимание на следующее: 1. Что преобладает в детских ответах в графе «Лес благодарит» - перечисление норм и правил поведения в лесу (например, «Лес скажет спасибо, если мы не будем рвать листья, ломать ветки, бросать мусор) или примеры практической экологически ориентированной деятельности ( например, «Лес скажет спасибо за то, что мы соберём мусор или будем подкармливать птиц» ) 2. Приводят ли дети в качестве примеров уже проделанную ими природоохранную работу. 3. Как часто в графе «Лес сердится» появляются ответы, указывающие в той или иной форме на бездействие детей (например, «Лес сердится, если мы не кормим птиц, не приходим очистить его от мусора» и др.). Эти ответы также говорят об активной позиции ребёнка как защитника природы. 4. Какие экологические проблемы звучат в ответах детей как наиболее актуальные. 5. Какие нормы и правила взаимодействия с природой, а также, какие практические дела дети выдвигают на первый план. Автор: Бетенькова Светлана Викторовна-учитель начальных классов Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Северная средняя общеобразовательная школа» Первомайский район, п.Северный | |
Категория: Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» | Добавил: Дмитрий_Николаев (17.01.2013) | | |
Просмотров: 1019 |
Всего комментариев: 0 | |