Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» |
ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «МЫ – ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ»
Краткая аннотация проекта Данный проект необходим не только воспитанникам дошкольных учреждений, но и всем участникам воспитательного процесса, так как позволяет повысить активность педагогического коллектива в пропаганде экологического воспитания. В результате реализации проекта педагоги, дети и родители получат простейший алгоритм ознакомления всех участников проекта с ближайшим окружением превращающий это познание в захватывающий, интересный процесс на основе совместного со взрослым «открытия» значимости экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия, как базисных качеств личности. Проект будет реализовываться через вовлечение детей, педагогов и родителей. Длительность проекта один год. Рассчитан на 5 возрастных групп старшего дошкольного возраста. Место реализации: «Центр развития ребенка – детский сад № 32», семья, ближайшие учреждения социума. Участники проекта: дети старших и подготовительных групп, родители воспитанников, воспитатель ИЗО, воспитатели групп, библиотекарь, педагоги клуба «Искра». ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Сегодня много говорят о глобальном потеплении и парниковом эффекте, которые катастрофически убыстряют естественные процессы и приближают всеобщую катастрофу. Но какова наша роль – всех и каждого жителя этой планеты – в приближении планетарных катаклизмов, угрожающих жизни на земле. В настоящее время на одного человека в среднем составляет около 4 тонн главного «виновника» парникового эффекта – углекислого газа. Главной причиной роста антропогенного парникового эффекта является энергетика, транспорт, исчезновение леса, сельское хозяйство. Пока мы не имеем достоверного сценария нашего общего будущего. Их существует множество и порой достаточно противоречивы. В предотвращении изменения климата и связанных с этим катастрофических явлений, мы считаем, многое зависит не только от всеобщих усилий, но и от каждого из нас. В нашем регионе вырубка лесов не является чем-то новым, но она никогда не была настолько масштабной и быстрой, как сейчас. Каждый год вырубается и погибает в пожарах миллионы гектаров леса. В результате этого образуется большой объем углекислого газа, что влияет на изменение климата. Так же нерациональное использование человеком бытовых отходов вызывает серьезные нарушения в окружающей среде. Идет всемирное загрязнение отходами не только воздуха, но и почвы. Мы надеемся дать детям и родителям пищу для размышления и определения своей собственной роли в мировых процессах, заставить изменить свое отношение к жизни и к иерархии ценностей в ней. Участие в экологических мероприятиях – это уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного города. Методика «Ранжирования» (методический прием, при котором воспитанники выстраивают все объекты в ряд – в порядке возрастания (убывания) заданного критерия) позволила выявить у детей о компонентах экологической культуры человека. Наиболее значимыми для себя дети считают: Представления детей 6-7 лет об экологической культуре человека. Таким образом, можно сделать вывод, что экологическое самосознание детей сформировано недостаточно; в большой степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своем мироощущении расстояние от «Я - природа» до «Я и природа». Все вышеприведенные данные позволили сформировать цель проекта и его задачи. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА Формирование у детей и взрослых чувства сопричастностико всему живому, гуманное отношение к окружающей средеи стремление проявлять заботу о сохранении природы. ЗАДАЧИ *Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры. *Развивать познавательные умения детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы. *Развивать первоначальные географические представления, знакомство с простейшими способами сохранения климата. *Создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации приоритетного направления. *Формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека. *Организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей. *Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе своего города. ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА В основу проекта заложены пять принципов: 1. Уважения: у ребенка есть права (соблюдение прав ребенка). Дети должны быть активными участниками проекта, а не только выполнять то, что разработали для них взрослые. Чем старше дети, тем активнее они участвуют в проекте. Необходимо отразить вопросы и идеи детей, обсудить с ними то, что вы планируете сделать, узнать их мнение на этот счет. 2. Переосмысление: люди начинают ценить то, что не ценили раньше (переоценка системы ценностей). Новый взгляд на свое поведение, поступки, на взаимоотношение со сверстниками и взрослыми, на окружающую среду. 3. «Переиспользование»: старые вещи можно использовать по-новому. Повторное использование вещей сокращает количество отходов, а значит, загрязнение окружающей среды. 4. Экономия: с меньшими затратами можно сделать больше (экономия материалов, ресурсов). 5. Переработка: ненужные вещи снова станут кому-то полезными (сбор, утилизация, переработка отходов). ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 1 этап – организационный. Задачи этапа: экологизация всех образовательных областей программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций. 2 этап – аналитический. Задачи этапа: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности. 3 этап – практико-исследовательский. Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций. 4 этап - итоговый. Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год. ГИПОТЕЗА Педагоги: освоят идеи и методы формирования экологической культуры. Получат опыт проведения исследовательской деятельности. Дети: станут соучастниками совместно со взрослыми познания окружающего мира – экологии родного города. Научатся наблюдать и правильно оценивать экологические ситуации. Родители: усовершенствуют уровень знаний, экологическую компетентность по теме проекта. ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: • наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе; • создание видеофильмов, презентаций, слайд шоу; • познавательное чтение; • «Уроки доброты»; • конкурсы и викторины, КВН; • продуктивная деятельность, защита плакатов, проектов; • лаборатория (опыты и эксперименты); • выпуск экологический газеты, • день (неделя) “Волшебная экология души”; • инсценировки и театрализации; • экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия. • эколого-познавательные праздники и развлечения Итоговое мероприятие по завершению проекта « Праздник Земли». В начале проекта: посвящение в клуб «Мы - защитники природы» с вручением экологических билетов. В середине проекта: вручение галстуков и пилоток. В конце проекта: вручение дипломов и медалей «Защитник природы».Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников воспитательно - образовательного процесса в экологических акциях, которая проходит через четыре ступени. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА. Акция «Мой дом – моя планета» Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на земле. Акция: «Кафе для зимующих птиц». Цель: развитие наблюдательности, чувства сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой, любви к природе родного края Акция: «Ёлочка - хозяйка леса». Цель: обучение бережному отношению к зелёным друзьям Акция «Превращения из мусора» Цель:обучение переработке мусора (сбор,преобразование отходов). Ярмарка Продаваемая продукция сделана руками детей и их родителями, сотрудниками ДОУ (изделия из бросового и природного материала). Мусор использованный для изготовления костюмов на праздник(фантики, коробки из под сока, молока) Подведение итогов, кто больше собрал бутылок для украшения участка д/с. ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ В результате реализации проекта: • Будет создана на территорииДОУ экологически благоприятная среда • Повысится уровень знаний по экологии у детей • Дети и взрослые внесут вклад в снижении выбросов углекислого газа, путем создания «Аллеи здоровья» Информационные источники. 1.Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», Воронеж, 2002г. 2.Волина В.М., Учимся играя. М., 1999 г. 3.Зотов В.В. «Лесная мозаика» М., 1993 г. 4.Маневцова Л.М. «Мир природы и ребенок» СПб., 1998 г. 5.Рыжова Н.А. «Невидимые ниточки природы» М., 1995 г. 6.Рыжова Н.А. «Я и природа» М., 1996 г. 7.Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду» М., 1990 г. 8. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» С.Н. Николаева. Издательство «Новая школа», Москва, 1995 г. 9.«Природа и художник», Т.А. Копцева. 10.«Природа и ребенок», Шаехова Р.К, Казань, 2002 г. 11.«Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста»С.Н. Теплюк, Москва, 2001 г. 12.«Тесты для воспитателей и родителей дошкольников» Мочалова Н.М., Казань 2003г. 13. «Любить труд на родной земле» Н.Н. Кокорева, А.К. Бондаренко 14. Интернет ресурсы - http://www.ecology-portal.ru, http://www.med-rast.ru , http://images.yandex.ru Авторы: Остапчук Наталья Александровна, Поныровская Татьяна Ивановна, Набиуллина Елена Анатольевна-воспитатели МБДОУ «ЦРР – ДС № 32» Братска | |
Категория: Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» | Добавил: Дмитрий_Николаев (14.01.2013) | | |
Просмотров: 934 |
Всего комментариев: 0 | |