Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!»

ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «МЫ – ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ»
Краткая аннотация проекта
Данный проект необходим не только воспитанникам дошкольных учреждений, но и всем участникам воспитательного процесса, так как позволяет повысить активность педагогического коллектива в пропаганде экологического воспитания. В результате реализации проекта педагоги, дети и родители получат простейший алгоритм ознакомления всех участников проекта с ближайшим окружением превращающий это познание в захватывающий, интересный процесс на основе совместного со взрослым «открытия» значимости экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия, как базисных качеств личности.
Проект будет реализовываться через вовлечение детей, педагогов и родителей.
Длительность проекта один год.
Рассчитан на 5 возрастных групп старшего дошкольного возраста.
Место реализации: «Центр развития ребенка – детский сад № 32», семья, ближайшие учреждения социума.
Участники проекта: дети старших и подготовительных групп, родители воспитанников, воспитатель ИЗО, воспитатели групп, библиотекарь, педагоги клуба «Искра».

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Сегодня много говорят о глобальном потеплении и парниковом эффекте, которые катастрофически убыстряют естественные процессы и приближают всеобщую катастрофу.
Но какова наша роль – всех и каждого жителя этой планеты – в приближении планетарных катаклизмов, угрожающих жизни на земле.
В настоящее время на одного человека в среднем составляет около 4 тонн главного «виновника» парникового эффекта – углекислого газа.
Главной причиной роста антропогенного парникового эффекта является энергетика, транспорт, исчезновение леса, сельское хозяйство.
Пока мы не имеем достоверного сценария нашего общего будущего. Их существует множество и порой достаточно противоречивы.
В предотвращении изменения климата и связанных с этим катастрофических явлений, мы считаем, многое зависит не только от всеобщих усилий, но и от каждого из нас.
В нашем регионе вырубка лесов не является чем-то новым, но она никогда не была настолько масштабной и быстрой, как сейчас. Каждый год вырубается и погибает в пожарах миллионы гектаров леса. В результате этого образуется большой объем углекислого газа, что влияет на изменение климата.
Так же нерациональное использование человеком бытовых отходов вызывает серьезные нарушения в окружающей среде. Идет всемирное загрязнение отходами не только воздуха, но и почвы.
Мы надеемся дать детям и родителям пищу для размышления и определения своей собственной роли в мировых процессах, заставить изменить свое отношение к жизни и к иерархии ценностей в ней.
Участие в экологических мероприятиях – это уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного города. Методика «Ранжирования» (методический прием, при котором воспитанники выстраивают все объекты в ряд – в порядке возрастания (убывания) заданного критерия) позволила выявить у детей о компонентах экологической культуры человека. Наиболее значимыми для себя дети считают:
Представления детей 6-7 лет об экологической культуре человека.
Таким образом, можно сделать вывод, что экологическое самосознание детей сформировано недостаточно; в большой степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своем мироощущении расстояние от «Я - природа» до «Я и природа». Все вышеприведенные данные позволили сформировать цель проекта и его задачи.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Формирование у детей и взрослых чувства сопричастностико всему живому, гуманное отношение к окружающей средеи стремление проявлять заботу о сохранении природы.
ЗАДАЧИ
*Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры.
*Развивать познавательные умения детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы.
*Развивать первоначальные географические представления, знакомство с простейшими способами сохранения климата.
*Создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации приоритетного направления.
*Формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека.
*Организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей.
*Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе своего города.
ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА
В основу проекта заложены пять принципов:
1. Уважения: у ребенка есть права (соблюдение прав ребенка). Дети должны быть активными участниками проекта, а не только выполнять то, что разработали для них взрослые. Чем старше дети, тем активнее они участвуют в проекте. Необходимо отразить вопросы и идеи детей, обсудить с ними то, что вы планируете сделать, узнать их мнение на этот счет.
2. Переосмысление: люди начинают ценить то, что не ценили раньше (переоценка системы ценностей). Новый взгляд на свое поведение, поступки, на взаимоотношение со сверстниками и взрослыми, на окружающую среду.
3. «Переиспользование»: старые вещи можно использовать по-новому. Повторное использование вещей сокращает количество отходов, а значит, загрязнение окружающей среды.
4. Экономия: с меньшими затратами можно сделать больше (экономия материалов, ресурсов).
5. Переработка: ненужные вещи снова станут кому-то полезными (сбор, утилизация, переработка отходов).
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап – организационный. Задачи этапа: экологизация всех образовательных областей программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций.
2 этап – аналитический. Задачи этапа: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.
3 этап – практико-исследовательский. Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций.
4 этап - итоговый. Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.
ГИПОТЕЗА
Педагоги: освоят идеи и методы формирования экологической культуры. Получат опыт проведения исследовательской деятельности.
Дети: станут соучастниками совместно со взрослыми познания окружающего мира – экологии родного города. Научатся наблюдать и правильно оценивать экологические ситуации.
Родители: усовершенствуют уровень знаний, экологическую компетентность по теме проекта.
ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
• наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе;
• создание видеофильмов, презентаций, слайд шоу;
• познавательное чтение;
• «Уроки доброты»;
• конкурсы и викторины, КВН;
• продуктивная деятельность, защита плакатов, проектов;
• лаборатория (опыты и эксперименты);
• выпуск экологический газеты,
• день (неделя) “Волшебная экология души”;
• инсценировки и театрализации;
• экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
• эколого-познавательные праздники и развлечения
Итоговое мероприятие по завершению проекта « Праздник Земли».
В начале проекта: посвящение в клуб «Мы - защитники природы» с
вручением экологических билетов.
В середине проекта: вручение галстуков и пилоток.
В конце проекта: вручение дипломов и медалей «Защитник природы».Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников воспитательно - образовательного процесса в экологических акциях, которая проходит через четыре ступени.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Акция «Мой дом – моя планета»
Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на земле.

Акция: «Кафе для зимующих птиц».
Цель: развитие наблюдательности, чувства сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой, любви к природе родного края

Акция: «Ёлочка - хозяйка леса».
Цель: обучение бережному отношению к зелёным друзьям

Акция «Превращения из мусора»
Цель:обучение переработке мусора (сбор,преобразование отходов).

Ярмарка
Продаваемая продукция сделана руками детей и их родителями, сотрудниками ДОУ (изделия из бросового и природного материала).
Мусор использованный для изготовления костюмов на праздник(фантики, коробки из под сока, молока) Подведение итогов, кто больше собрал бутылок для украшения участка д/с.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
В результате реализации проекта:
• Будет создана на территорииДОУ экологически благоприятная среда
• Повысится уровень знаний по экологии у детей
• Дети и взрослые внесут вклад в снижении выбросов углекислого газа, путем создания «Аллеи здоровья»
Информационные источники.
1.Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», Воронеж, 2002г.
2.Волина В.М., Учимся играя. М., 1999 г.
3.Зотов В.В. «Лесная мозаика» М., 1993 г.
4.Маневцова Л.М. «Мир природы и ребенок» СПб., 1998 г.
5.Рыжова Н.А. «Невидимые ниточки природы» М., 1995 г.
6.Рыжова Н.А. «Я и природа» М., 1996 г.
7.Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду» М., 1990 г.
8. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
С.Н. Николаева. Издательство «Новая школа», Москва, 1995 г.
9.«Природа и художник», Т.А. Копцева.
10.«Природа и ребенок», Шаехова Р.К, Казань, 2002 г.
11.«Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста»С.Н. Теплюк, Москва, 2001 г.
12.«Тесты для воспитателей и родителей дошкольников» Мочалова Н.М., Казань 2003г.
13. «Любить труд на родной земле» Н.Н. Кокорева, А.К. Бондаренко
14. Интернет ресурсы - http://www.ecology-portal.ru, http://www.med-rast.ru , http://images.yandex.ru

Авторы: Остапчук Наталья Александровна, Поныровская Татьяна Ивановна, Набиуллина Елена Анатольевна-воспитатели МБДОУ «ЦРР – ДС № 32» Братска
Категория: Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» | Добавил: Дмитрий_Николаев (14.01.2013) | Автор: Дмитрий E W
Просмотров: 934
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]