Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» |
театрализованный экологический урок для детей младшего школьного возраста «Приключения на Птичьем острове»
Цели и задачи: развивать любознательность, сформировать ценностное отношение к природе, воспитывать желание охранять птиц и помогать им. Заставка: Два мальчугана идут по улице, обсуждают школьные дела, грызут семечки, их окружает стайка голубей. (фоновое сопровождение) 1 мальчик. Вон какой голубь красивый, посмотри. 2 мальчик. Да что в нем красивого!? Летают тут, под ногами путаются, пройти спокойно нельзя. Кыш, кыш отсюда пернатые. С утра галдите. Ну вот я сейчас вас (достает рогатку, стреляет) 1 мальчик. Зачем ты так. Они же хорошие. Посмотри, ты ей крыло поранил, как она теперь летать будет. А вдруг у нее птенцы? Погибнут без матери. (гром, шум крыльев) появляется Повелительница птиц. Повелительница птиц: как ты смел поднять руку на беззащитное существо? Мои подданные приносят больше пользы, чем вреда. Трудно даже представить себе, что было бы, если птицы исчезнут совсем. Мрачная, безрадостная картина. Кругом полчища вредных всепожирающих насекомых, голодных мелких хищников. Что ты будешь есть, если гусеницы съедят весь урожай? Я, Повелительница птиц , решила тебя отправить на Птичий остров. Верные слуги мои, перенесите этого хулигана на остров и будем он там до тех пор, пока не исправиться или кто-нибудь ему не поможет оттуда выбраться. (гром, шум) Повелительница птиц и мальчик 2 исчезают. 1 мальчик. Ой-ой-ой. Что же делать? Надо Митьку выручать. Он ведь ничего не знает, один там не выживет. Как же на этот остров попасть? (оглядывается) Что это? Перо. Его наверно Повелительница птиц уронила. (разглядывает перо) Странное какое. Да это же перо-карта. Ура! Мы знаем дорогу. Ребята, вы поможете мне спасти Митьку? Он не плохой, просто у него настроение никудышное было. Я же один не справлюсь. Согласны? Рассмотрим карту. Так, морской порт, корабль. До порта мы на поезде быстро домчимся, а вот кто же нас согласиться перевести на Птичий остров? Отправляемся в порт. (шум поезда, моря) появляется Морской капитан. 1 мальчик. Здравствуйте. Вы не поможете нам добраться до Птичьего острова? Морской капитан. Конечно помогу. Но чтобы корабль отплыл от берега, надо отгадать загадки. 1 мальчик. Мы с ребятами ответим на все вопросы. Морской капитан. Тогда прошу всех на корабль, и слушайте внимательно загадки. Если ответ будет неверным, то мы никуда не поплывем. Им запоминайте первые буквы ответов. Нам с вами нужно будет сложить ключевое слово. 1. распустила хвост жар-птица, Он горит и золотиться. Из заморских к нам долин Этот хвост принес (павлин) 2. Краснобровый, чернопёрый, Хвост косой, на берёзе урчит. (тетерев) 3. очень любит он щипаться, Потому его бояться. Отойди в сторонку, друг, По двору идет (индюк) 4. на одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад- Ищет в речке лягушат (цапля) 5. Он живет на крыше дома – Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту За лягушками к болоту. (аист ) Морской капитан. Какое ключевое слово у нас получилось? (ответы детей) Правильно, птица. И мы с вами на Птичьем острове. Удачи. (фонограмма птичьих голосов) Капитан уходит. 1 мальчик. Спасибо, капитан. Куда нам двигаться дальше? Посмотрим на карту. Дворец птиц. Там наверное находиться Митька. Как же к нему пройти. (оглядывается). Вот какая-то еле приметная тропка. Пойдем по ней. (фонограмма) выходит Маугли. Маугли. Кто вы? Зачем пришли в мои джунгли? Проказничать? Лучше сразу возвращайтесь назад. 1 мальчик. Здравствуйте, нам нужно попасть во дворец птиц, чтобы помочь моему другу. Маугли. Я могу провести вас короткой дорогой, только вы же по деревьям прыгать не умеете. Но я вас научу, остров у нас волшебный. Задам я вам вопросы и каждый правильный ответ будет одним прыжком. Знаете ли вы, как зовут моих друзей: Медведь (Балу) Питон (Каа) Пантера (Багира) Вожак волчьей стаи (Акела) Маугли. Молодцы, прыгать научились. Теперь отправляемся в путь. А по дороге сыграем в игру. Вам нужно будет повторять за мной движения. Кто ошибется – с пути собъется. (Маугли идет и показывает, дети повторяют за ним) Маугли: Как идешь? (ходьба на месте) Как сидишь? (присаживается) Как шалишь? (показывает нос-дразнилку) Как бежишь? (бежит) Как спишь? (закрывает глаза, руки под голову) Как жуешь? (жует) Как живешь? (отлично) Ура, мы добрались во дворец птиц. Стража здесь злющая. Я лучше в джунгли пойду. Пока. 1 мальчик. Спасибо, Маугли. (Маугли ушел, выходят стражники) 1 мальчик. Здравствуйте. Можно пройти к Повелительнице птиц? Стражники. Нет. Не пустим. Нельзя. Вы ничего не знаете о птицах, только разоряете птичьи гнезда, стреляете из рогаток. Стражник 2. А знаете ли вы, что во многих странах ежегодно на высоковольтных линиях электропередач погибают тысячи хищных птиц? Стражник 1. А знаете ли вы, что птица стервятник никогда не охотиться на живых зверей. Часами парит в небе, высматривая на земле погибших животных. Они выполняют на земле трудную роль санитара, очищают окружающую среду. Стражник 2. А знаете ли вы, что птиц на земле – 8500 разных видов. Из них 770 живут у нас. Сова за год ловит тысячу мышей, грач за один раз приносит птенцам до 70 гусениц. За месяц стая скворцов может съесть 100 тонн саранчи. Стражник 1.А давай их испытаем. Ответят на наши вопросы –пропустим во дворец, не ответят- пусть уходят. 1 мальчик. Мы согласны. Ребята, не подведите. Стражники. Какая птица живет дольше всех? (ворона) Какая птица может летать хвостом вперед? (колибри) У какой птицы самая большая семья? (куропатка) У каких птиц крылья покрыты чешуей? (у пингвинов) Какая птица ходит по стволу вниз головой? (поползень) Какие птицы едят грибы? (глухари) Какую птицу называют лесным доктором? (дятел) Какая птица считается лучшим бегуном в мире? (страус) Какая птица выводит птенцов зимой? (клест) Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (рябчики, тетерева) Стражник 1. оказывается вы неплохо знаете птиц. Понравились вы мне. А скажите мне напоследок, как называется домик, который каждый из вас может сам смастерить для птиц? (скворечник). Правильно. Что ж , ступайте по красной дорожке и не сверните на зеленую, а то в топь к Кикиморе болоной попадете. (Стражники уходят) 1 мальчик. Спасибо большое. Иду, бреду, подпрыгну, еще разок, вдруг быстрее будет. Ой, куда это меня несет?! Да я же нечаянно на зеленую дорожку наступил, что теперь будет?! (фонограмма) появляется Кикимора. Кикимора. Да ничего не будет. Развлекать меня станешь. Вишь ты какой шустрый да прыткий. Мне как раз такие быстрые нужны, пакости делать. Насыплешь птичкам зернышек, а сам в кустах притаишься. Как птичка прилети, ты ее сеткой «оп» и в клетку. Пусть у меня дома щебечет. 1 мальчик. Я не хочу ловить птиц. Они пользу приносят. А в неволе погибнут. Кикимора болотная. Что за речи? Чего ты мелешь? На улице еще хуже: дождь, мороз. А у меня сухо, тепло, корм добывать не надо. 1 мальчик. Но они же летать должны. Им простор нужен. Кикимора. Жалостливый ты мой. Ладно, ладно, отпущу я твоих пташек, если отгадаешь пташек, которые у меня в клетках сидят. Вот послушай про них загадки. 1. Черный, проворный, кричит «крак», червякам враг (грач) 2. спереди у птички шпильце, позади- вильце, сама птичка мала, а за морем была (ласточка) 3. мальчишка в сером армячишке, По дворам шныряет, крохи подбирает (воробей) 4. на шесте дворец, во дворце –певец (скворец) 5. в болоте плачет, а из болота не идет (кулик) 6. он серенький на вид, но пеньем знаменит (соловей) 7. непоседа пестрая, птица длиннохвостая, Птица говорливая, самая болтливая (сорока) 8. красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине Он появиться опять (снегирь) 9. По лужку он важно бродит, Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки. (гусь) 10. Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный, Лепит домик под окном Из травы и глины. (ласточка) Кикимора: Эх, всех угадали (уходит) (появляется Повелительница птиц) Повелительница птиц. Спасибо вам, ребята. Вы спасли моих пернатых друзей, и за это я отпущу вашего друга. Если конечно, он пообещает больше никогда не обижать птиц. 2 мальчик. Я больше никогда не причиню вреда никому: ни птицам, ни животным, ни насекомым. Буду лес охранять и лесничим помогать. 1 мальчик. И мы тоже будем бережно относиться ко всем. Повелительница птиц. Поверю вам. Надеюсь, что вы будет настоящими верными друзьями и защитниками всего живого на земле. А на память обо мне –птички-закладки, ведь именно из книг вы можете узнать много нового и интересного о птицах. До свидания. Мальчики. До свидания. (звучит песня о птицах) Используемая литература. Грехова, Л.И. В союзе с природой: учебно-методическое пособие. – Москва-Ставрополь: ЦГЛ, Сервисшкола, 2003. – 286 с. Гимн биологическому разнообразию. –Минск: Красико-Принт, 2012.- 176 с.- (Библиотека предлагает) Максимова, И.П. Сценарии интеллектуальных игр для начальной и средней школы.- Ростов н/Д: Феникс, 2010.- 206с. Автор: Макеева Анна Николаевна - методист по работе с детьми МБУ «ЦБС» п.Ясногорский | |
Категория: Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» | Добавил: Дмитрий_Николаев (14.01.2013) | | |
Просмотров: 626 |
Всего комментариев: 0 | |