Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» |
Экологическая викторина «Знай! Люби! Береги!» для 1-4 классов
Содержание: 1.Игры «Земля – наш дом»____________________________________1-6 2.Экологические задачи на тему «Земля – наш дом»._______________ 7 3.Экологическая викторина «Знай! Люби! Береги!»________________ 8-9 4.Олимпиада по окружающему миру для 2-4классов _____________ 9-10 5.Литература ______________________________________________ 10 Человек неотделим от природы. Он учится у природы. Земля – наш дом. Надо, чтобы наши дети поняли: леса, реки, луга оказались на краю гибели. Взрослых экологических проблем детям пока не решить. Но кое-что ребята уже смогут сделать. Посадить деревья, ухаживать за рощей, подкармливать птиц и зверей зимой, взять под охрану муравейник, полянку… Для своих учеников я собираю и составляю игры и сказки, экологические задачи, викторины на тему «Земля – наш дом». Цель игр – познакомить детей с основными проблемами охраны природы и путями их решения. Из урока в урок учащиеся получают достаточную информацию о природных закономерностях – экологических правилах. «Секреты Лесовичка» У нас в гостях Лесовичок, наш старый друг, хозяин леса. Он принес нам несколько секретов. Но мы узнаем о них, если выполним верно все задания. (Во время устного счета между заданиями дети узнают секреты) Первый секрет: показываю подорожник. Если порезали или натерли ногу, сорвите лист подорожника, разомните его и приложите к ране. Второй секрет. При укусах пчел помогает млечный сок одуванчика: и боль проходит, и опухоли не останется. Третий секрет. От комаров в лесу помогает пижма или дикая рябинка: надо натереть руки и лицо, запах цветка отпугивает насекомых. Секрет в конце урока. Учитель раздает детям березовые листочки с рецептом варенья из земляники. «На озере» (Игра на весь урок. Используется при повторении, закреплении темы. - Мы отправимся на озеро. Посмотрите, озеро местами покрыто зеленым ковром – это самый крошечный цветок - ряска. Листьев у нее нет. Она состоит из пластинки и корешка, погруженных в воду. Ряску любят домашние птицы, а в высушенном виде и домашние животные. (Первая остановка. Устный счет.) «Охотник и утки». -Злой охотник решил пострелять в такое время, когда охота запрещена, так как у уток появились утята. (За правильный ответ прячу утку в камыши.) (Минутка чистописания.) -Идем дальше. А вот еще водные растения: это водяной лютик, элодея, водокрас, гречиха земноводная. Не на глубоких местах растет много камыша. Там устраивают свои гнезда водоплавающие птицы. Смотрите, вдалеке плывет утка с утятами. Увидев опасность, утка кричит: «Кря-кря-кря!» Это означает: «Дети, ныряйте!» Под водой дышать трудно, поэтому малыши чуть-чуть высовывают головки, держась за стебель тростника или камыша. (Вторая остановка. Решение задач на темы природы.) -И снова в путь. Что это за сказочная птица? Это белоснежная птица - лебедь. Лебеди живут парами. Самка строит гнездо из веток и тростника, выстилая его внутри мхом, мягкой травой и пухом, выщипанным у себя на груди и животе. Откладывает до шести яиц. Самец сторожит жилище, предупреждая подругу об опасности. Если потребуется, самец нападает на хищников и браконьеров, не щадя себя и порой рискуя жизнью. (Третья остановка. Самостоятельная работа.) - А теперь мы поиграем, посоревнуемся. (Две команды: Лебеди и Утки.) (Четвертая остановка. Решение примеров у доски.) -Пора возвращаться назад. С другими жителями озера познакомимся в другой раз. (Итог урока. Оценки.) «На лесной поляне» (Заочное путешествие. Игра на весь урок.) -Сегодня мы отправимся в путешествие на лесную поляну. Посмотрите каким пышным разноцветным ковром из цветов смотрится наша поляна: васильки, голубые колокольчики, ромашка, шалфей. Эти душистые яркие цветы зовут и манят пчел, шмелей, бабочек, жуков. Здесь мы сделаем первую остановку. (1. Минутка чистописания.) (2. Словарная работа.) - А вот и первый житель полянки. Это муравей, а вот и муравейник, где он живет со своими друзьями. (Несколько слов о пользе муравьев) (Работа над развитием речи. Запись предложений о муравье с комментированием.) - А вот красивая бабочка Адмирал. У нее темная, бархатная окраска с ярко-красными полосами, белыми и бирюзовыми пятнами. У бабочки много подруг: махаон, павлиний глаз, крапивницы, капустницы, лимонницы и другие. Мы снова делаем остановку. (Работа по учебнику.) - Смотрите, что в траве? Это гнездышко. А вот и птичка вспорхнула. Нельзя подходить близко к гнезду и трогать яйца в гнезде. Иначе птичка не вернется, и птенцы погибнут. На земле гнездятся жаворонки, соловьи, лесные коньки, зарянки, пеночки. Давайте осторожно отойдем в сторону. (Физ-минутка.) (Дополни предложения: Я вышел на лесную поляну и …Пошел дождь и … «Соберем ягоды» (игра на полянке.) Если ягоды не знаешь, Лучше ты ее не рви, Если ягоды не знаешь, В рот ее ты не клади. Ягоды берите аккуратно, Не топчите зря кусты, Чтоб сюда другие люди, После вас могли прийти. (На доске слова с пропущенными буквами, за ответ кладу ягодку в корзинку. Запись слов.) -Идем дальше. Кто же это? Это мышка! Где-то здесь ее норка. Это маленькая полевка. Она тоже житель этой полянки. Питается зернами, семенами, ягодами. Видите, сколько тайн на одной полянке, здесь – своя жизнь со своими заботами. Находясь на лесной поляне, постарайтесь быть более осторожнее и внимательными. Пора возвращаться. С другими жителями мы познакомимся позже. (Повторение правил. Итог урока.) «Покормите птиц зимой». Приучите птиц в мороз к своему окну, Чтобы без песен не пришлось нам встречать весну. (На доске кормушка, за правильный ответ сажаю птицу на кормушку. Дети знакомятся с зимующими птицами и их кормом.) «Сажаем лесок». (Дети знакомятся с названиями деревьев) Несколько слов о пользе леса (чистый воздух, хорошее настроение, грибы, ягоды, орехи, дрова, бумага). -Сегодня к нам пришел Лесовичок, хозяин леса, плачет он, говорит, что люди совсем перестали беречь природу: рубят деревья, гнезда разоряют, грибницы разрушают. Хуже того: приходят в лес мальчишки, гнут тонкие молоденькие березки и катаются на них, пока беззащитное деревце не переломится. А мальчишки смеются. Обидеть может всякий, защитить – не каждый! Просил Лесовичок защитить природу, беречь лес, птиц и все остальное. Чтобы каждый из нас посадил свое дерево. Мы посадим с вами лес пока игрушечный, но и обязательно посадим и настоящий. (За каждое задание устного счета прикрепляю на доске сосну, дуб, ель и т.д). «Грибники» Встану вместе с солнышком, К лесу час ходьбы. Там в траве под листьями Ждут меня грибы. (Автор Р. Кучеренко) -Мы пойдем в лес за грибами, но надо вспомнить правила сбора грибов: грибы срезать ножом, выдергивать нельзя, старые грибы не брать; если не знаком гриб, пройди мимо, не сбивай его. Он может понадобиться другим людям или животным. (На доске задания и корзинка. За правильный ответ кладу гриб в корзинку. Дети узнают названия съедобных грибов). «Наряжайся елка» В лесу родилась елочка, В лесу должна расти, Не нужно рубить елочку И в дом ее нести. В лесу так елке весело, Метель поет ей песенки. Укрыты веточки снежком, Стоят все елочки рядком. Не мерзнет елочка зимой, Не просит брать ее домой. Идите в лес вы к елке сами, И праздник встретьте там с друзьями. Не стоит елочку губить, А лучше жизнь ей сохранить. Искусственную елочку купи, И в своем доме наряди! - Лесовичок принес нам в подарок искусственную елочку, мы ее нарядим. (За правильный ответ на елку вешаю игрушку, использую при устном счете.) «Помоги пчелам» Жили-были маленькие пчелки. Радовались они солнышку, теплу, но больше всего любили цветы. Уж очень хорошо пахло от этих желтых цветов! Но однажды прибежали ребята. Они стали бегать, кричать и рвать цветы. Пчелки едва успели улететь, а их любимые цветы были сорваны. Ребята охапками рвали цветы, половину просто бросили и ушли. Грустно стало пчелкам. Среди разбросанных цветов, они узнали свои любимые цветы. Желтые головки склонились. Не было уже прежнего запаха, капель свежей росы. Цветочки просто умирали. Маленькие пчелки очень сильно рассердились и решили отомстить людям, ужалить кого-нибудь. Но их друзья посоветовали им обратиться к людям, предупредить их, что все цветы могут когда-то исчезнуть, если люди не будут беречь природу. Вот эти пчелки и прилетели к нам, ребята! Мы должны помочь им. Если выполним все задания, появится целая поляна цветов. (Сказку использую для устного счета. За правильный ответ, на доске прикрепляю цветок.) Экологические задачи на тему «Земля – наш дом». 1.Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека. В условиях города под влиянием загазованности выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько должно быть деревьев, чтобы обеспечить кислородом город в 250000 человек? 2.Дубовая роща выделяет в год 830 кг кислорода, а такая же сосновая роща – 540 кг. На сколько больше кислорода выделяет дубовая роща, чем сосновая? 3.Для образования в природе слоя почвы толщиной в 5 см требуется , по подсчетам ученых 2000 лет. Сколько лет потребуется для образования слоя почвы в 12 см? 4.Из 1 т тряпья при переработке получают 600 м ткани. Сколько метров ткани можно получить из 25 т тряпья? 5. Самые трудолюбивые санитары леса – муравьи. В среднем муравьи за 1 мин приносят в муравейник 2 десятка насекомых. Сколько насекомых принесут муравьи за 1 час? 6.Сова уничтожает за год 1000 полевых мышей. Сколько килограммов хлеба сохраняет в год одна сова, если одна полевая мышь в год запасает 1 кг зерна? 7.На территории Окского заповедника гнездятся сотни птиц. Пара поползней приносит своим птенцам в день 300 гусениц, пара дятлов в 3 раза больше, чем пара поползней, а пара скворцов - в 5 раз больше, чем пара поползней. На сколько больше гусениц приносит своим птенцам пара скворцов, чем пара дятлов? 8. Большая синица уничтожает в день примерно 120 гусениц кольчатого шелкопряда, равных по массе 34г. Чему равна масса гусениц кольчатого шелкопряда, съеденных синицей за лето и начало осени (июнь, июль, август, сентябрь)? Экологическая викторина «Знай! Люби! Береги!» 1.Уникальный природный комплекс нашей планеты. С 1998 г. В списке объектов Всемирного наследия Юнеско. По унифицированной экологической классификации поверхностных вод суши, согласно отчету Института водных и экологических проб в 2006году вода – «Очень чистая». Единственный из сибирских пресноводных водоемов, на котором полный ледостав периодически отсутствует. Наибольшая глубина 325м. Прозрачность 15м. Впадающя река Чулышман, вытекающая Бия. 400 лет назад обитали алтайские племена (телеуты). Как называется этот уникальный водоем? 2.Озеро в центре Евразии. В это озеро впадает 336 рек, а вытекает всего лишь одна – Ангара. Максимальная глубина 1642м. Длина 636км. Ширина 80км. Целебная чистая вода. 3.Самое Большое озеро в мире, которое находится на территории стран СНГ. Площадь 400кв. метров. Из-за большой площади его называют морем. 4.Самое мелкое море. Глубина 14м. 5.Курорт Федерального значения. Открыт в 1889г. Озеро горько-соленое, содержащее неисчерпаемые запасы рапы и илово-сульфидной лечебной грязи, а также источник знаменитой минеральной воды. 6.Самое глубокое озеро в Новосибирской области. Сосны растут прямо из воды. Целебная вода (Флягами возят в Кыштовку). 7.Как называется участок земли, на котором совместно обитающие живые организмы чувствуют себя как дома? Ответы 1.Телецкое озеро. (Мне удалось побывать там! В Приложении см. фотоснимки. Меня узнаете: Бабочка села мне на плечо! Экскурсовод успела сфотографировать! Какая там действительно уникальная природа!) 2.Озеро Байкал. 3. Каспийское. 4. Азовское. 5. Карачи. Минеральная вода «Карачинская». 6.Данилово озеро. 7.Экосистема. Олимпиада по окружающему миру для 2-4классов 1. Где можно увидеть деревья высотой по колено, толщиной с карандаш? 2. Почему орешник цветет весной, а липа летом? 3. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? 4. В каком «лесу» грибы вырастают выше вершин деревьев? 5. Каких животных называют лесными инженерами? 6. В каком государстве, не пересекая его границ, протекает самая длинная река в Европе? 7. Какой континент не имеет рек? 8. Какие животные спят с открытыми глазами? 9. Какое растение отпугивает комаров? 10. Какую ягоду можно собирать осенью, зимой и весной? 11. Самый питательный из всех грибов. 12. Кто самый большой и самый маленький среди млекопитающих? 13. Какая птица к зиме белеет? 14. Какие дрова самые жаркие? 15. Какие птицы расселяют дуб? Ответы. 1. В тундре. 2. Орешник опыляется ветром, а цветки липы пчелами. 3. Мох сфагнум или торфяной мох. 4. В тундре грибы растут выше карликовых ив и берез. 5. Бобры. 6. Волга, на территории Российской Федерации. 7. Антарктида. 8. Змеи, рыбы. 9. Полынь. 10. Клюква. 11. Белый гриб. 12. Самое крупное млекопитающее на Земле голубой кит, его длина 33м, вес 160 т. А самое маленькое среди млекопитающих летучая мышь – бабочка, живущая в пещерах Таиланда. Она достигает чуть больше 25см и весит всего 2г. 13. Белая куропатка. 14. Дуб и береза. 15. Сойки. Литература 1.Знай и люби свой край: Из опыта организации краеведческой работы в начальной школе: методическое пособие. В 2 ч. Авт. Сост.З.В. Бродовская. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2009. – 92с. 2.Максимова Т.Н. Олимпиадные задания по курсу «Окружающий мир». 1-2 классы – М.: «ВАКО», 2010. – 144с. 3.Молодцова З.В. В стране экологических загадок. –Новосибирск: НИПКиПРО, 2003. 4.Молодцова З.В. Межпредметный подход в экологическом образовании младших школьников. –Новосибирск: Изд-во НИПКи ПРО, 2000 5.Молодцова З.В. Наблюдай и отгадывай тайны природы. –Новосибирск: НИПКиПРО, 2003. 6.Пупышева О.Н. Задания школьных олимпиад: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2010. – 144с. 6.Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. –М.: «Учитель», 2003. Автор: Пучкина Вера Васильевна -учитель начальных классов МБОУ СОШ №207 г. Новосибирск | |
Категория: Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» | Добавил: Дмитрий_Николаев (30.12.2012) | | |
Просмотров: 6238 |
Всего комментариев: 0 | |