Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!»

Жаворонушки
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание»(формирование целостной картины мира)
Тема: «Жаворонушки»

Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа)

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Социализация»,«Музыка», «Безопасность», «Здоровье», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация»

Цель: Формировать представление детей о принадлежности к русской культуре, традициям русского народа. Содействовать приобщению к истокам русской народной культуры.

Задачи:
Образовательная область «Познание»
- Расширять представление об окружающем мире, формировать потребность к новым познаниям. Развивать сенсорные эталоны; способствовать накоплению сенсорно- моторного опыта при работе с пластилином.
Образовательная область «Художественное творчество»
- Развивать навык лепки из целого куска пластилина птичку, передавая овальную форму тела, оттягивать и прищипывать мелкие части: клюв, хвост, крылышки. Развивать навык нанесения полос, вмятин стекой для создания выразительного изображения. Уметь отмечать разнообразие получившихся изображений.
Образовательная область «Коммуникация»
- Дать представление о народных праздниках, о весне, первых весенних птицах. Закреплять умение отгадывать загадки о птицах. Повторить знакомые пословицы, заклички. Побуждать желание употреблять в речи слова, обозначающие эстетические характеристики (красивый, нарядный, праздничный)
Образовательная область «Социализация»
- Продолжать формировать умение объединяться для совместной деятельности, договариваться и распределять материал для работы.
Образовательная область «Труд»
- Совершенствовать умение выполнять работу аккуратно, доводить начатое до конца. После завершения работы убирать материалы на свои места.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
- Продолжать знакомить детей с русским народным фольклором (прослушивание и заучивание закличек, стихотворений о весне, птицах). Уметь четко произносить и пропевать слова в закличках, владеть чувством ритма.
Образовательная область «Здоровье»
- Развивать мелкую моторику рук. Продолжать прививать гигиенические навыки, пользоваться влажной салфеткой во время лепки, мыть руки с мылом после работы.
Образовательная область «Безопасность»
- Закреплять умения безопасного поведения за столом во время лепки и при использовании стеки.
Образовательная область «Музыка»
- Продолжать знакомить с произведениями музыкального народного творчества.

Предварительная работа: Совместно с родителями подобрать картинки, открытки, иллюстрации птиц, русских народных игрушек, народных костюмов.
Атрибуты:
- убранство для горницы, атрибуты быта, русский народный костюм;
- иллюстрации, картинки с изображением жаворонка, перелетных птиц, народных игрушек;
- жаворонки из картона, пластилиновые, глиняные;
- подборка книг сказок о птицах;
- магнитофон, записи с народными мелодиями;
- магнитная доска;
- пластилин, доски, стеки, салфетки.

Ход образовательной деятельности:

Хозяйка, в русском народном костюме, приходит в группу и приглашает детей в горницу. Звучит русская народная мелодия.

Хозяйка: Здравствуйте, мои хорошие, да пригожие! Приглашаю вас к себе в горенку, к теплой печке. Хоть зима и прошла, да холода не унесла, а у меня тепло и уютно. Посидим рядком, поговорим ладком. Поиграем, потрудимся- пора к встрече птиц подготовится. Ведь недаром в народе говорят «Весна на дворе, коли грач на горе».

Хозяйка:- А чтоб не скучать, давайте вспомним, какие весенние приметы вы знаете:
ТАЕТ СНЕГ, В ТЕНИ СНЕГ РЫХЛЫЙ, ГРЯЗНЫЙ.
ЯРКО СВЕТИТ СОЛНЫШКО.
ЩЕБЕЧУТ ПТИЦЫ.
НА ДЕРЕВЬЯХ НАБУХАЮТ ПОЧКИ.

Хозяйка: Послушайте ребята мой рассказ о том, как на Руси весну ждали, к себе закликали. Впервые дни весны одевались празднично и ярко, закликали солнце – Ярилу, чтобы дал жизни силу, чтобы Светило земное не медлило, а катилось красным колесом к теплу, к лету, заманивало птиц перелетных, вызывало капель да оттепель. Весной наступает день, когда солнышко начинает светить ярче и дольше чем зимой, в этот день люди ожидают прилет жаворонков. Дети закликают весну словами «Жаворонки, прилетите, красно лето принесите!». А еще в народе этот день называют «Сороки».

Хозяйка: Есть поверье, что в этот день из тёплых стран прилетает 40 разных птиц. И первая из них жаворонок. (Хозяйка раздаёт детям жаворонков из картона, глины, пластилина- с распростертыми крылышками)

Хозяйка: На Сороки хозяйки пекли сорок «жаворонков» с распростертыми крыльями, как бы летящими, и с хохолками. Птичек раздавали детям и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

Хозяйка: Давайте и мы позовем весну: (выполняется с движениями).
Ой, кулики, жаворонушки,
Прилетайте к нам во дворушки.
Жаворончики, прилетайте к нам,
Красно леточко принесите нам!

Хозяйка: Птицы первые вестники весны и мы поговорим о птицах. (На магнитной доске закреплены картинки перелетных птиц).
• Каких птиц вы знаете?
• Как называют птиц, которые прилетают к нам весной?
• Найдите перелетных птиц на картинках и назовите их
• Чем похожи все птицы? (Внешним видом: есть клюв, две лапки, перья, крылья, хвост; умеют летать)
• Чем они отличаются друг от друга? (Величиной, цветом оперения, формой хвоста, размером крыльев)
Дети вспоминают общие признаки и отличия птиц. Воспитатель осторожно направляет беседу в нужное русло.

Хозяйка: Молодцы ребята, вы очень много знаете о птицах. А какие сказки вы знаете, в которых действующими лицами являются птицы?(На столике выложены книги со знакомыми детям сказками о птицах, среди них нужно выбрать сказки, в которых говориться о птицах:«Серая шейка», «Гуси- лебеди», «Кукушка», «Гадкий утенок»)

Хозяйка: И сказки вы знаете! А теперь давайте с вами поиграем в игру «Кто как кричит». Я буду у вас спрашивать, а вы отвечайте да картинку с птицей показывайте:
Воробей – чирикает,
Кукушка – ….
Сорока – …..
Ворона – …..
Голубь – …..
Курица – …..
Утка – …….
Соловей -……

Хозяйка: И кто как кричит, знаете! А загадки разгадывать умеете? Давайте проверим (при правильном ответе педагог показывает картинку птицы)
- Всех перелетных птиц черней
Чистит пашню от червей (грач).

- Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка).
- Он прилетает каждый год
Туда где домик его ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец).
- Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения,
Его и песни, и полет
Вошли в стихотворения! (Жаворонок).

Хозяйка: Пришло время и нам слепить из пластилина «жаворонковв» и позвать к нам весну-красну. Проходите за столы, выбирайте место поудобнее и перед тем как начать лепить, разомнем наши пальчики. Я буду говорить, а вы выполнять действия.

Ручка в зеркало глядит, Ладошки на столе друг против друга.
Ручка пальчикам велит:
Загибайтесь, выпрямляйтесь. Поочередно сжимать и разжиматькулачки.
Вместе в горстку соберитесь. Пальцы складывают в горстку.
Разбегитесь, распрямитесь. Распрямить пальцы.
В кулачок теперь сожмитесь. Сжать пальцы в кулачок.
Кулачок – на кулачок. Ставим один кулачок на другой.
И ладошки на бочок. Распрямляем ладошки и кладем на стол.

Хозяйка: Пальчики размяли, теперь приступим к работе. Внимательно посмотрите на нашего жаворонка, назовите его части тела и форму (Дети рассматривают заранее слепленного жаворонка: голова кругленькая, клюв остренький, туловище овальное, два крыла и хвост).
На столе у каждого лежит стека. Ребята, а для чего она нам нужна? (Что бы резать пластилин, что бы украшать птичку).Верно, мы стекой украсим перышки жаворонку – будем надавливать на пластилин тупым или острым концом и на поверхности останутся следы. Но перед тем как взять стеку в руки вспомним правила безопасного обращения с ней: нельзя направлять друг на друга, тыкать друг в друга, бросаться.
Ребята выбирают пластилин и приступают к лепке. Повторить приемы лепки: раскатывание прямыми и кругообразными движениями передавая округлую форму тела, оттягивать и прищипывать мелкие части: клюв, хвост, крылышки, украсить крылышки, голову, хвост вмятинами от стеки.

Хозяйка: Вот и мы подготовились к встрече весны, к прилету птиц.
Приди к нам, весна с радостью!
С великою к нам с милостью!
Какие замечательные жаворонки у вас получились. Теперь уж точно весна не испугается наших сугробов и поспешит к нам со своими верными друзьями, перелетными птицами - жаворонушками.
Давайте исполним закличку, чтобы птицы быстрее прилетели.

Жаворонушки, перелетушки, (Дети бегут по кругу (летят), машут руками)
Прилетите к нам! Гу!
Весну ясную, весну красную (Разводим руки в разные стороны)
Принесите нам! Гу!

Хозяйка: Пришло время нам прощаться.
До встречи в нашей горнице.

Литература:
ХреновЛ.С. Народные приметы и календарь. - М.: ВО «Агропромиздат», 1991г.
ПетровВ.М., ГришинаГ.Н., Короткова Л.Д.Весенние праздники, игры и забавы для детей. - М.: ТЦ «Сфера», 1998г.
Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987г.

 Автор: Тищенко Светлана Феликсовна- воспитатель МАДОУ ДС КВ «Ручеёк», ЯНАО г. Новый Уренгой
Категория: Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» | Добавил: Дмитрий_Николаев (27.12.2012) | Автор: Дмитрий E W
Просмотров: 663
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]