Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» |
Жаворонушки
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание»(формирование целостной картины мира) Тема: «Жаворонушки» Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа) Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Социализация»,«Музыка», «Безопасность», «Здоровье», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» Цель: Формировать представление детей о принадлежности к русской культуре, традициям русского народа. Содействовать приобщению к истокам русской народной культуры. Задачи: Образовательная область «Познание» - Расширять представление об окружающем мире, формировать потребность к новым познаниям. Развивать сенсорные эталоны; способствовать накоплению сенсорно- моторного опыта при работе с пластилином. Образовательная область «Художественное творчество» - Развивать навык лепки из целого куска пластилина птичку, передавая овальную форму тела, оттягивать и прищипывать мелкие части: клюв, хвост, крылышки. Развивать навык нанесения полос, вмятин стекой для создания выразительного изображения. Уметь отмечать разнообразие получившихся изображений. Образовательная область «Коммуникация» - Дать представление о народных праздниках, о весне, первых весенних птицах. Закреплять умение отгадывать загадки о птицах. Повторить знакомые пословицы, заклички. Побуждать желание употреблять в речи слова, обозначающие эстетические характеристики (красивый, нарядный, праздничный) Образовательная область «Социализация» - Продолжать формировать умение объединяться для совместной деятельности, договариваться и распределять материал для работы. Образовательная область «Труд» - Совершенствовать умение выполнять работу аккуратно, доводить начатое до конца. После завершения работы убирать материалы на свои места. Образовательная область «Чтение художественной литературы» - Продолжать знакомить детей с русским народным фольклором (прослушивание и заучивание закличек, стихотворений о весне, птицах). Уметь четко произносить и пропевать слова в закличках, владеть чувством ритма. Образовательная область «Здоровье» - Развивать мелкую моторику рук. Продолжать прививать гигиенические навыки, пользоваться влажной салфеткой во время лепки, мыть руки с мылом после работы. Образовательная область «Безопасность» - Закреплять умения безопасного поведения за столом во время лепки и при использовании стеки. Образовательная область «Музыка» - Продолжать знакомить с произведениями музыкального народного творчества. Предварительная работа: Совместно с родителями подобрать картинки, открытки, иллюстрации птиц, русских народных игрушек, народных костюмов. Атрибуты: - убранство для горницы, атрибуты быта, русский народный костюм; - иллюстрации, картинки с изображением жаворонка, перелетных птиц, народных игрушек; - жаворонки из картона, пластилиновые, глиняные; - подборка книг сказок о птицах; - магнитофон, записи с народными мелодиями; - магнитная доска; - пластилин, доски, стеки, салфетки. Ход образовательной деятельности: Хозяйка, в русском народном костюме, приходит в группу и приглашает детей в горницу. Звучит русская народная мелодия. Хозяйка: Здравствуйте, мои хорошие, да пригожие! Приглашаю вас к себе в горенку, к теплой печке. Хоть зима и прошла, да холода не унесла, а у меня тепло и уютно. Посидим рядком, поговорим ладком. Поиграем, потрудимся- пора к встрече птиц подготовится. Ведь недаром в народе говорят «Весна на дворе, коли грач на горе». Хозяйка:- А чтоб не скучать, давайте вспомним, какие весенние приметы вы знаете: ТАЕТ СНЕГ, В ТЕНИ СНЕГ РЫХЛЫЙ, ГРЯЗНЫЙ. ЯРКО СВЕТИТ СОЛНЫШКО. ЩЕБЕЧУТ ПТИЦЫ. НА ДЕРЕВЬЯХ НАБУХАЮТ ПОЧКИ. Хозяйка: Послушайте ребята мой рассказ о том, как на Руси весну ждали, к себе закликали. Впервые дни весны одевались празднично и ярко, закликали солнце – Ярилу, чтобы дал жизни силу, чтобы Светило земное не медлило, а катилось красным колесом к теплу, к лету, заманивало птиц перелетных, вызывало капель да оттепель. Весной наступает день, когда солнышко начинает светить ярче и дольше чем зимой, в этот день люди ожидают прилет жаворонков. Дети закликают весну словами «Жаворонки, прилетите, красно лето принесите!». А еще в народе этот день называют «Сороки». Хозяйка: Есть поверье, что в этот день из тёплых стран прилетает 40 разных птиц. И первая из них жаворонок. (Хозяйка раздаёт детям жаворонков из картона, глины, пластилина- с распростертыми крылышками) Хозяйка: На Сороки хозяйки пекли сорок «жаворонков» с распростертыми крыльями, как бы летящими, и с хохолками. Птичек раздавали детям и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Хозяйка: Давайте и мы позовем весну: (выполняется с движениями). Ой, кулики, жаворонушки, Прилетайте к нам во дворушки. Жаворончики, прилетайте к нам, Красно леточко принесите нам! Хозяйка: Птицы первые вестники весны и мы поговорим о птицах. (На магнитной доске закреплены картинки перелетных птиц). • Каких птиц вы знаете? • Как называют птиц, которые прилетают к нам весной? • Найдите перелетных птиц на картинках и назовите их • Чем похожи все птицы? (Внешним видом: есть клюв, две лапки, перья, крылья, хвост; умеют летать) • Чем они отличаются друг от друга? (Величиной, цветом оперения, формой хвоста, размером крыльев) Дети вспоминают общие признаки и отличия птиц. Воспитатель осторожно направляет беседу в нужное русло. Хозяйка: Молодцы ребята, вы очень много знаете о птицах. А какие сказки вы знаете, в которых действующими лицами являются птицы?(На столике выложены книги со знакомыми детям сказками о птицах, среди них нужно выбрать сказки, в которых говориться о птицах:«Серая шейка», «Гуси- лебеди», «Кукушка», «Гадкий утенок») Хозяйка: И сказки вы знаете! А теперь давайте с вами поиграем в игру «Кто как кричит». Я буду у вас спрашивать, а вы отвечайте да картинку с птицей показывайте: Воробей – чирикает, Кукушка – …. Сорока – ….. Ворона – ….. Голубь – ….. Курица – ….. Утка – ……. Соловей -…… Хозяйка: И кто как кричит, знаете! А загадки разгадывать умеете? Давайте проверим (при правильном ответе педагог показывает картинку птицы) - Всех перелетных птиц черней Чистит пашню от червей (грач). - Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный, Лепит домик под окном Из травы и глины. (Ласточка). - Он прилетает каждый год Туда где домик его ждет. Чужие песни петь умеет, А все же голос свой имеет. (Скворец). - Гнездо свое он в поле вьет, Где тянутся растения, Его и песни, и полет Вошли в стихотворения! (Жаворонок). Хозяйка: Пришло время и нам слепить из пластилина «жаворонковв» и позвать к нам весну-красну. Проходите за столы, выбирайте место поудобнее и перед тем как начать лепить, разомнем наши пальчики. Я буду говорить, а вы выполнять действия. Ручка в зеркало глядит, Ладошки на столе друг против друга. Ручка пальчикам велит: Загибайтесь, выпрямляйтесь. Поочередно сжимать и разжиматькулачки. Вместе в горстку соберитесь. Пальцы складывают в горстку. Разбегитесь, распрямитесь. Распрямить пальцы. В кулачок теперь сожмитесь. Сжать пальцы в кулачок. Кулачок – на кулачок. Ставим один кулачок на другой. И ладошки на бочок. Распрямляем ладошки и кладем на стол. Хозяйка: Пальчики размяли, теперь приступим к работе. Внимательно посмотрите на нашего жаворонка, назовите его части тела и форму (Дети рассматривают заранее слепленного жаворонка: голова кругленькая, клюв остренький, туловище овальное, два крыла и хвост). На столе у каждого лежит стека. Ребята, а для чего она нам нужна? (Что бы резать пластилин, что бы украшать птичку).Верно, мы стекой украсим перышки жаворонку – будем надавливать на пластилин тупым или острым концом и на поверхности останутся следы. Но перед тем как взять стеку в руки вспомним правила безопасного обращения с ней: нельзя направлять друг на друга, тыкать друг в друга, бросаться. Ребята выбирают пластилин и приступают к лепке. Повторить приемы лепки: раскатывание прямыми и кругообразными движениями передавая округлую форму тела, оттягивать и прищипывать мелкие части: клюв, хвост, крылышки, украсить крылышки, голову, хвост вмятинами от стеки. Хозяйка: Вот и мы подготовились к встрече весны, к прилету птиц. Приди к нам, весна с радостью! С великою к нам с милостью! Какие замечательные жаворонки у вас получились. Теперь уж точно весна не испугается наших сугробов и поспешит к нам со своими верными друзьями, перелетными птицами - жаворонушками. Давайте исполним закличку, чтобы птицы быстрее прилетели. Жаворонушки, перелетушки, (Дети бегут по кругу (летят), машут руками) Прилетите к нам! Гу! Весну ясную, весну красную (Разводим руки в разные стороны) Принесите нам! Гу! Хозяйка: Пришло время нам прощаться. До встречи в нашей горнице. Литература: ХреновЛ.С. Народные приметы и календарь. - М.: ВО «Агропромиздат», 1991г. ПетровВ.М., ГришинаГ.Н., Короткова Л.Д.Весенние праздники, игры и забавы для детей. - М.: ТЦ «Сфера», 1998г. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987г. Автор: Тищенко Светлана Феликсовна- воспитатель МАДОУ ДС КВ «Ручеёк», ЯНАО г. Новый Уренгой | |
Категория: Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» | Добавил: Дмитрий_Николаев (27.12.2012) | | |
Просмотров: 663 |
Всего комментариев: 0 | |