Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!»

Педагогические модели организации экологического образования в специализированном дошкольном учреждении
План:
1. Модели построения экологического воспитания детей дошкольного возраста используемые в дошкольных образовательных учреждениях (теоретический аспект).
2. Экологизация работы педагогического коллектива: определение направлений практической деятельности педагогических работников специализированного ДОУ (практическая часть).
Экологическое образование не является изолированным направлением (дополнительным предметом) работы детского сада; оно имеет мировоззренческое значение, и поэтому необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса. Это предполагает участие в экологическом образовании всех сотрудников ДОУ. В сложившейся практике можно выделить две основные педагогические модели, отличающиеся принципами организации работы. Назовем их условно: модель «эколог» и модель «воспитатель».
Модель «эколог». Ее особенность – создание в детском саду системы работы по экологическому образованию, предполагающей тесного сотрудничества всех специалистов, методиста и воспитателей на основе интегрированного подхода к экологизации различных видов деятельности дошкольников
В рамках модели «эколог» каждый сотрудник выполняет определенные функции в области экологического образования. Необходимым условием ее использования является наличие в дошкольном учреждении педагога - эколога, выполняющего функцию координатора. Такая модель создает условия, необходимые для эффективной реализации экологического образования. Целенаправленная и согласованная деятельность всех сотрудников детского сада позволяет осуществлять:
• экологизацию различных видов деятельности ребенка и развивающей предметной среды;
• экологическое просвещение родителей;
• подготовку и переподготовку кадров;
• оценку окружающей среды;
• координацию с другими учреждениями.
В настоящее время в разных детских садах работа экологов организована по-разному, но в основном можно выделить два варианта:
• эколог регулярно проводит занятия с детьми и является координатором всей работы дошкольного учреждения в области экологического образования;
• эколог периодически посещает группы, где беседует с детьми, проводит игры и т.п., ухаживает за растениями, животными, огородом.
Первый вариант представляется более предпочтительным, так как именно он способствует постепенной экологизации работы всего учреждения. Во втором же случае некоторые воспитатели как бы устраняются от работы, мотивируя это тем, что для экологического образования есть специалист. Рассмотрим подробнее возможные направления работы и взаимоотношения сотрудников в рамках первого варианта модели «эколог», который реализуется во многих детских садах, работающих по программе «Наш дом – природа». Схематически эти взаимосвязи показаны на рис. 1.
Направления работы руководителя
• Организация всего воспитательного процесса (при необходимости – экспериментальной работы); распределение функциональных обязанностей членов коллектива.
• Сотрудничество с органами управления образованием.
• Выделение необходимых ставок (эколога, лаборанта, садовника), подбор кадров и повышение их квалификации в области экологического образования.
• Составление дизайн - проекта учреждения; экологизация развивающей предметной среды.
• Финансовые вопросы (приобретение оборудование, литературы, картин, игрушек, животных, растений и т.п.).
• Работа с родителями.
• Координация работы с другими учреждениями.
• Связь со школой.
Направления работы методиста
• Ознакомление коллектива с существующими программами и методами экологического образования.
• Выбор программы и методики (совместно с экологом).
• Определение места экологического образования в общем, образовательном пространстве детского сада, его связи с другими направлениями.
• Контроль за координацией работы всех специалистов и воспитателей; реализация интегрированного подхода в экологическом образовании.
• Мониторинг деятельности всего коллектива.
• Участие в экологизации развивающей предметной среды.
• Участие в распространении опыта работы детского сада (семинары, конференции, ярмарки идей и т.п.).
• Руководство составлением «Экологического паспорта».
• Организация родительских собраний, связанных с проблемами экологического образования.
• Обобщение результатов работы.
• Координация работы всех специалистов: музыкального руководителя, преподавателя по изодеятельности, физкультуре и т.п.
• Координация работы воспитателей: составление для них рекомендаций конкретным темам и (при необходимости) контроль за выполнением.
• Консультирование педагогов дошкольного учреждения в области экологического образования.
• Оформление экологических паспортов растений, животных экологического комплекса.
Направления работы психолога
• Психологическая поддержка работы по экологическому образованию ( в т.ч. экспериментальной работы).
• Анализ программ, методик с точки зрения их соответствия уровню развития детей дошкольного возраста.
• Присутствие на занятиях эколога с целью определения (по соответствующим методикам) поведения и характеристик дошкольников (произвольность, комфортность и т.п.)
• Участие в диагностической работе, проведение комплексной диагностики совместно с экологом (разработка диагностических заданий с учетом материала по экологическому образованию).
• Составление рекомендаций экологу с учетом индивидуальных особенностей детей.
• Анализ результативности качественной диагностики, проводимой воспитателями и экологом (записи особенностей поведения детей, их высказываний и т.п.).
• Участие в составлении диагностических карт.
• Работа с родителями.
Направления работы эколога
• Участие в выборе программы, методики и их адаптация к условиям детского сада.
• Подготовка и проведение занятий с детьми в экологической комнате, лаборатории, живом уголке, на экологической тропинке, участие в подготовке праздников детского сада.
• Активное участие в разработке концепции и создании развивающей предметной среды;
• Выбор растений, животных для экологического комплекса, групповых помещений;
• Подготовка наглядного материала, выбор литературы.
• Участие в диагностике результатов эксперимент.
• Работа с родителями.
• Распространение опыта работы (открытые занятия, обобщение материала).
Направления работы музыкального руководителя
• Проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребенком природы.
• Согласование музыкальных занятий с тематикой занятий эколога, педагога по изобразительной деятельности и т.п.
• Разработка сценариев, подготовка инсценировок, экологических праздников.
• Подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе и т.д.) к программе эколога.
• Музыкальное сопровождение экологических игр (в т. ч. включение музыкальных заданий), пластических этюдов, постановка танцев (танец цветов, «Радуга» и т.п.).
• Использование фольклора в целях экологического образования (народные праздники, потешки, песенки и т.п.).
Направления работы преподавателя по изобразительной деятельности
• Закрепление материалов экологических занятий в процессе рисования, аппликации, лепки.
• Иллюстрирование детьми книг (сказок, рассказов) — как изданных, так и собственных.
• Оказание помощи экологу в изготовлении наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к экологическим праздникам, постановкам.
• Проведение занятий с экологом.
• Участие в создании картинной галереи, выставочных уголков в группах.
• Подбор художественных произведений к программе эколога.
• Координация своей программы с программой эколога.
• Участие в диагностике, в частности, по детским рисункам.
• Использование фольклора в целях экологического образования (народная живопись, глиняные игрушки и т.п.).
Направления работы инструктора по физическом воспитанию
• Включение в занятия определенных физических упражнений, подвижных игр (имитация движений животных, растений) по согласованию с экологом.
• Участие в эколого-оздоровительной работе: подготовка и проведение походов на экологической тропе, экскурсий, в том числе вместе с родителями.
• Участие в экологических праздниках (спортивно-экологических).
• Согласование своей программы с программой эколога для выявления точек соприкосновения.
• Участие в экологических праздниках (например, «Волшебница вода»), проведении некоторых экспериментов (с надувными игрушками — тема «Воздух»), подвижных игр на воде (тема «Вода»).
• Обучение правилам безопасности во время походов, отдыха на природе.
Направление работы медицинского работника
• Оздоровительная работа с детьми.
• Участие в оценке развивающей предметной среды и экологической ситуации в районе дошкольного учреждения с точки зрения состояния здоровья детей.
• Эколого-оздоровительное просвещение родителей.
Направления работы педагога по художественному труду
• Изготовление поделок, коллажей, макетов из природного и бросового материала, оборудования, наглядных пособий для проведения экологических занятий (совместно с детьми).
• Изготовление декораций, масок, костюмов для экологических праздников.
• Согласование программы с программой эколога.
• Изготовление оборудования для экологической тропинки, природоохранных знаков.
Направления работы педагога по театральной деятельности
• Подготовка и проведение экологических праздников, инсценировок, спектаклей по сказкам, разыгрывание народных песен, потешек, связанных с животными (пальчиковый, кукольный театры и т. п.).
Направления работы воспитателя
• Экологизация деятельности дошкольников в группах.
• Выполнение заданий эколога: проведение наблюдений на прогулках и в группах; фиксация наблюдений в календарях природы; чтение и обсуждение литературы, проведение игр, прослушивание музыки, экспериментирование природным материалом, рисование, лепка (экологическое образование в разных видах деятельности).
• Выполнение отдельных экологических проектов (например, проекта «Наше дерево»).
• Создание условий для экологического образования в группах: организация уголка природы, уголка для экспериментирования, выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и экспериментирования.
• Подбор растений, животных и уход за ними (совместно с детьми).
• Работа с родителями (домашние задания детям, оформление необходимой информации и т.п.).
• Участие в диагностике по заданию эколога и психолога (опрос детей по готовым формам, регулярное ведение записей по определенным схемам и т.п.);
• Участие в сборе информации для некоторых разделов «Экологического паспорта» детского сада.
Модель «воспитатель» отличается от модели «эколог» принципами организации работы: функции экологического образования возлагаются на воспитателя, который самостоятельно реализует интегрированный подход через экологизацию развивающей предметной среды в группе и экологизацию различных видов деятельности ребенка в повседневной жизни (рис. 2).
Модель реализуется в детских садах, где нет возможности ввести в штатное расписание ставку эколога. Она представлена двумя вариантами: первый – экологическое образование осуществляют несколько воспитателей; второй - задачи по экологическому образованию включаются в план работы воспитателей всех групп, а направление в целом контролирует методист или руководитель учреждения. Воспитатель создает в группе необходимую развивающую предметную среду (в т. ч. условия для самостоятельной и совместной деятельности детей), в течение дня вовлекает ребенка в различные экологически ориентированные виды деятельности. В рамках модели «воспитатель» реализуются только отдельные компоненты системы экологического образования (экологизация различных видов деятельности ребенка и развивающей предметной среды, экологическое просвещение родителей).
В заключение следует отметить, что обе указанные модели предполагают реализацию интегрированного подхода в экологическом образовании. Однако при современном уровне подготовки кадров первая модель представляется более эффективной, так как позволяет создать систему взаимосвязи компонентов, что является необходимым условием реализации экологического образования в дошкольном учреждении. В системе экологического образования в дошкольных учреждениях мы выделяем ряд компонентов
Практика показывает: чем более полно реализованы указанные компоненты, тем эффективнее работа учреждения в области экологического образования.

Список литературы:
1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - Спб.: Детство-Пресс, 2004.
2. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» - М.: Линка-Пресс, 1996.
3. Кондратьева Н.Н. «Программа экологического образования детей «Мы» - Спб.: Детство-Пресс, 2000.
4. Рыжова Н.А. «Наш дом природа» - М.: Карапуз-дидактика, 2005.
5. Шишкина В.А. «Прогулки в природу» - М.: Просвещение, 2002.

Подробнее познакомиться с работой можно по ссылке

Автор: Бабичева Татьяна Александровна- заместитель заведующего по ВМР, МБДОУ «Детский сад № 86» г. Березники, Пермский край.
Категория: Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» | Добавил: Дмитрий_Николаев (18.12.2012) | Автор: Дмитрий E W
Просмотров: 1609
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]