Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!»

Присурский заповедник
Цели:
Познавательная:
• познакомиться с историей создания Присурского заповедника, его работой
• получить целостное представление о деятельности молодежных экологических организаций в нашей республике.
• расширение кругозора

Развивающая и воспитательная:
• развитие творческих способностей;
• развитие активной жизненной позиции;
• воспитание любви к природе, родному краю;
• развитие мышления, внимания, воображения;
• развитие положительного эмоционального настроения;
• привлечение молодежи к проблеме охраны природы

Ход классного часа:
1. Организационный момент:
• преподаватель приветствует студентов, гостей
• проверяет готовность к проведению классного часа.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Сообщение темы, целей и плана проведения классного часа.

4. Сообщение студента «История Присурского заповедника»

5. Выступление инспектора Присурского заповедника Степанова С.М.

6. Закрепление материала. Конкурс « Правила поведения в заповеднике»

7. Сообщение студента «Животные заповедника»

8. Закрепление материала. Конкурс «Следы»

9. Сообщение студента «Птицы заповедника»

10. Закрепление материала. Конкурс «Голоса птиц»

11. Сообщение студента « Растения Чувашской Республики».

12. Закрепление материала. Конкурс «Легенды цветов»

13. Сообщение студента «Молодежное экологическое движение Чувашской Республики».

14. Беседа со студентами об охране природы.

15. Конкурс «Пословицы о природе»

16. Обобщение знаний, подведение итогов конкурса.

17. Рефлексия.

Сценарий классного часа.
Тема «Присурский заповедник»
Студент1. Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чутким,
Не оскверняй ее святынь.
Преподаватель: Добрый день студенты, преподаватели, гости. Сегодня на классном часе мы поговорим о природе родного края, экологии, правилах поведения человека в заповедных местах.прежде чем объявить тему классного часа, хотелось бы выяснить:
Что же такое экология? (Эколо́гия— наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.)

Что такое заповедник? ( Заповедник — одна из категорий особо охраняемых природных территорий исключительно федерального значения, полностью изъятая из хозяйственного использования в целях сохранения природных процессов и явлений, редких и уникальных природных систем, видов растений и животных)

Что такое заказник? (Зака́зник — охраняемая природная территория, на которой (в отличие от заповедников) под охраной находится не весь природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды)

Сколько всего заповедников в России?
(В настоящее время в России имеется 100 природных заповедников общей площадью 33,3 млн. га и 35 национальных парков (около 7 млн. га).
Есть ли заповедник в Чувашии?
Есть ли заповедник в Алатырском районе?
Как называется заповедник в Алатырском районе?
Что такое «Красная книга»? (Аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Красные книги бывают различного уровня — международные, национальные и региональные.)

Студент 2.На планете нашей голубой
Есть то место, где живём с тобой,
Родина моя – Чувашские края
Будем мы всегда беречь тебя:
Здесь растут и ёлка и сосна,
И берёзка белая моя,
Дуб, осина, клён
Все деревья в нем
Край чувашский –
Я в тебя влюблён!!!
Преподаватель: Итак, тема нашего классного часа «Присурский заповедник».
В этом 2010 году ему исполняется 15 лет и я хотела бы вас познакомить с его деятельностью. Классный час будет проводиться в форме познавательной игры, для которой выбраны 2 команды: «Знатоки природы» и «Ценитеоли природы». Оценивать конкурс будет жюри: Лунькова Т.И.- заведующая отделением Алатырского сельскохозяйственного техникума, Степанов Сергей Михайлович- государственный инспектор Присурского заповедника, Стекольщикова Н. Ю. –заместитель директора по воспитательной работе, Ермолаева Т.- студентка группы 23 ПВ.

Классный час будет содержать несколько страниц, на которых мы познакомимся с историей заповедника, животными, птицами и растениями, которые обитают на территории Чувашии, в частности на территории Присурского заповедника, узнаем какие виды растений, животных, птиц занесены в Красную книгу, познакомимся с молодежным экологическим движением в Чувашии.

Страница 1. История создания заповедника.
Студент 3: Присурский заповедник был создан в 27 декабря 1995 году на юге Чувашской республики и вначале состоял лишь из одного участка – Алатырского, затем в 2000 году к заповеднику были присоединены еще Батыревский и Яльчикский участок.
Алатырский участок расположен в бассейне реки Сура и составляет 9025 га, а также там имеется более 80 озер и сохраненных лесов, и торфяные болота с клюквой. По территории этого участка проходит железная шоссейная дорога Чебоксары - Алатырь, а также однопутная железная дорога Казань-Харьков. Все остановки расположены вне территории заповедника, однако заповедник дорогами разбит на фрагменты, что негативно сказывается на животном и растительном мире заповедника.
Почвы Атратского участка в основном супесчаные и песчаные, на водораздельных участках – суглинистые, преимущественно подзолистые, дерново-подзолистые и серые лесные. Содержание гумуса в почвах участка варьирует от 1,7 до 5,6% в сухой почве
Заповедник изначально создавался для охраны южнотаежных долинных лесов и водно-болотных угодий с присущей им флорой и фауной, в особенности для охраны выхухоли, сезонных скоплений водоплавающих птиц. Новые участки предназначены для охраны фрагментов степной растительности с поселениями сурков. Главными задачами заповедника стоит сохранение и восстановление ставших редкими видов в результате восстановления первозданных местообитаний, а также научно-просветительская деятельность.
По Постановлению 1995 года площадь заповедника составляла 9 025 га, в связи с Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 216 была расширена до 9 147,8 га.
Преподаватель: Сегодня у нас на классном часе присутствует работник Присурского заповедника, выпускник нашего техникума - государственный инспектор Степанов Сергей Михайлович. Он познакомит нас с работой в заповеднике.
( Выступление работника Присурского заповедника)
Преподаватель: Итак, мы познакомились с историей создания заповедника, работой в заповеднике, выяснили что такое заповедник и для чего они создаются.
А сейчас я вам предлагаю конкурс «Правила поведения в заповеднике». Обратите внимание на доску, Вы видите на ней дерево без листочков. Вы будете называть правила поведения в заповеднике, и с каждым правильным ответом на дереве будет вырастать листочек.
( Студенты называют правила поведения в заповеднике, преподаватель вешает листочки на дерево)
Страница 2.Животные заповедника.
Студент 4. Среди животных заповедника преобладает лось, кабан, заяц-беляк, а еще есть поселения бобра. В Красные книги Международного союза охраны природы и России занесен такой редкий вид, встречаемый на территории Присурского заповедника, как выхухоль. На Батыревском и Яльчикском участке представлены степи, на которых сохранились степные сурки – байбаки. Батыревский сурковый заказник был организован в 1961 г. и имел площадь 500 га, а сменивший его заповедник всего лишь 25 га.

Итак, чтобы лучше узнать о животном мире Присурского заповедника, предлагаю конкурс «Следы животных». Вам нужно угадать, чьи следы изображены и соотнести их с помощью стрелок с изображениями животных.
Заяц, Медведь, Кабан, Лось, Выхухоль.
( Время выполнения задания – 2 минуты)
Страница 3.Птицы Присурского заповедника.
Студент 5. Среди птиц Присурского заповедника обычными являются глухарь и тетерев. Из редких видов для Чувашии на территории заповедника обитают черная, белокрылая, речная и малая крачки, а также малый зуек, кулик-сорока. На оз. Черном наблюдаются сезонные скопления водоплавающих и околоводных птиц. В Красную книгу России из обитающих на территории видов включены серый журавль, скопа, могильник и змееяд. Многочисленны в заповеднике филин, сова-сплюшка, глухарь, тетерев и малая чайка.
Преподаватель: Давайте подробнее познакомимся с птицами нашей местности, приняв участие в конкурсе «Голоса птиц». Прослушав пение птицы, необходимо назвать ее.
Страница 4. Растения заповедника.

Студент 6. Заповедник расположен в центральной части Присурского лесного массива
Согласно ботанико-географическому районированию европейской части России, территория заповедника входит в состав восточно-европейской подпровинции европейской широколиственной области, северная граница которой проходит по р. Волга. Зональный тип растительности – северные широколиственные леса с небольшим участием ели.
Хвойные леса Присурья в настоящее время представляют собой небольшие участки боров вторичного происхождения или культуры (посадки) разных возрастов, чистые или с примесью лиственных пород, иногда - значительной. Переходы между стратами хвойных и смешанных, а также между стратами смешанных и лиственных лесов расплывчаты. Ведущими критериями стратификации хвойных лесов мы избрали породный состав и возраст фоновых видов, что дополнительно оговаривается при описании страт.
Смешанные леса, объединяют очень разнообразные выделы, где доля хвойных варьирует от 80 до 50 % в спелых и средневозрастных насаждениях, и от 30 до 50 % в молодняках. Велик и разброс по породному составу выделов, составивших эту группу страт. Однако, необходимо помнить, что непосредственно в лесу налицо не столько с фитоценозы естественного происхождения, сколько вырубки на разных стадиях возобновления, в т. ч. искусственного. Членение такого леса на выделы методами лесной таксации, в значительной степени, условный процесс, результат которого зависит и от масштабов обобщения.
В лиственных лесах Присурья доминируют береза, осина, липа, несколько реже встречается ольха, дуб, ива. Обычно, в лесотаксационных выделах лиственных представлены все три доминирующих вида в разнообразных сочетаниях. Чистые березняки и осинники встречаются реже.
Яльчикский участок заповедника "Присурский" характеризуется наличием степной травяной растительности. Этот заповедный участок находится на склоне балки. Здесь сохранились редкие и исчезающие виды растений (ковыль - волосатик, оносма простейшая, шалфей степной, астрагал Цингера и др.)
Третий участок заповедника расположен в Батыревском районе Чувашской Республики, где сохранился реликтовый степной биогеоценоз
Студент 5. Опять черемухи в цвету,
Сбежались ландыши гурьбою.
Свою земную красоту
Природа дарит нам с тобою.
Ты вглядись, ты окунись
В ее рассветы и закаты,
В ее лесные ароматы
И до Земли ей поклонись.
Преподаватель: Предлагаю конкурс «Легенды цветов». По легенде вам необходимо узнать о каком цветке идет речь, а мы вместе со зрителями послушаем «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.( время проведения конкурса- 4 минуты)
Колокольчик
Рассказывают, будто гулял по лесу один благочестивый епископ по имени Паулиний, предаваясь молитвам и размышлениям о Боге. На закате лучи солнца залили все вокруг золотым светом. Священник пришел в восторг и умиление. Опустившись на колени, он стал молить Господа, чтобы тот послал ему какое-нибудь знамение. Тут ему почудилось, будто слышит он едва различимый, но мелодичный и приятный звон. Этот звон издавали цветы, качающиеся на полянке под легким ветерком. Епископ преисполнился ликованием и, вернувшись домой, повелел отлить из меди гигантский цветок колокольчика. Его укрепили под крышей собора. Так появился первый церковный колокол, созывающий людей на церковную службу.
Прострел или сон- трава
Легенда говорит, что когда-то у этого цветка были широкие, большие листья, такие большие, что за ними прятался сатана, изгнанный из рая. Но архангел Михаил, метнув в растение громовую стрелу, выгнал сатану из укрытия... А листья растения с тех пор так и остались простреленными, вот почему они рассечены на множество тонких долек.
Касатик (ирис)
Когда титан Прометей похитил на Олимпе небесный огонь и подарил его людям, на земле вспыхнула дивным семицветием радуга - так велика была радость всего живого на свете. Уже и закат отгорел, и день угас, и солнце ушло, а радуга по-прежнему светилась над миром, даруя людям надежду. Она не гасла до самого рассвета. И когда утром снова вернулось на свое место солнце, там, где горела и переливалась красками волшебная радуга, расцвели эти цветы…
Ромашка
Жила на свете лесная фея. Там, где она появлялась, оживала природа, деревья поднимали засохшие ветки, расцветали удивительные цветы. Люди и звери приходили к ней за исцелением и она никому не отказывала в помощи. Полюбила фея молодого пастуха. Прилетит, бывало, на луг, где он пасет стадо, спрячется в кроне дерева и слушает, как он играет на дудочке... Как-то вышла лесная фея к пастуху. Увидел он ее и полюбил без памяти. Стали они встречаться каждый день, и наделила фея пастуха даром целительства. Раскрыла ему тайны трав и цветов, деревьев и мира камня.
...Начал пастух лечить людей. И брал за это большие деньги. Перестал стадо пасти, разбогател. Все реже и реже приходит на лесную полянку, где ждет его фея. А потом и вообще перестал приходить. Сидит фея в кроне дерева, ждет своего пастуха. Текут слезы из ее глаз, чем больше текут, тем меньше она становится. Так вся слезами и изошла. А где эти слезы падали, там выросли цветы. Стоят они, тянут к солнышку руки-стебельки, роняют лепестки-слезинки: любит - не любит, придет - не придет. Чувствуют слезинки людскую боль и помогают каждому, кто с чистой душой просит о помощи.
Ландыш:
Существует поверье, что в светлые лунные ночи, когда вся земля объята глубоким сном, Пресвятая Дева, окруженная венцом из серебристых цветов, появляется иногда тем из счастливых смертных, которым готовит нечаянную радость. Когда цветок отцветает, вырастает маленькая круглая ягодка - горючие, огненные слезы, которыми ландыш оплакивает весну, кругосветную путешественницу, рассыпающую всем свои ласки и нигде не останавливающуюся. Влюбленный цветок также безмолвно перенес свое горе, как нес и радость любви. В связи с этим языческим преданием, возможно, возникло христианское сказание о происхождении цветка из горючих слез Пресвятой Богородицы у креста ее распятого сына.
Папоротник:
Хорошо известна легенда о растении, в которой волшебный цветок распускается раз в году в ночь на Ивана Купала (летнее солнцестояние). В древнеславянской традиции цветок получил известность как магическое растение. Согласно поверью, именно в купальскую полночь ненадолго зацветало растение и раскрывалась земля, делая видимыми скрытые в ней сокровища и клады. После полуночи те, кому посчастливилось найти цветок растения, бегали в чем мать родила по росистой траве и купались в реке для получения от земли плодовитости.
Преподаватель: Итак, еще раз хочу привлечь ваше внимание к растениям и животным, обитающим на территории Присурского заповедника и занесенным в Красную книгу Российской Федерации.
( слайд 22)
Страница 5. Молодежное экологическое движение в Чувашской Республике.

Студент 6. Экологические мероприятия и сообщества Чувашии и Алатырского района.
В свое время большую роль в организации молодежного экологического движения в нашей республике сыграл Республиканский совет Всероссийского общества охраны природы, преобразованный в 1992 году в Чувашское республиканское общество охраны природы. Оно являлось добровольной, независимой, общественной экологической организацией, осуществляющей свою деятельность на принципах благотворительности. Основной задачей общества была организация движения за здоровую и благоприятную экологическую обстановку, воспитание в людях бережного отношения к природе. Особенно много было сделано по организации молодежного экологического движения. В городских школах создавались отряды и звенья по защите лесов, рек, озер, зверей и птиц. Это за ними закрепились звучные названия – «зеленые», «голубые» патрули.
Чувашия, расположенная между лесной и степной зонами, особенно сильно страдала от эрозии почв. Большую работу по борьбе с ней проводили созданные при школах отряды. В середине 80-х годов прошлого века в республике было создано рекордное количество таких отрядов- 531. В Алатырском районе на учет было взято 29 оврагов. Их склоны засаживали черенками ивы, тополя. Ребята тщательно следили за приживаемостью и сохранностью посадок. Было поставлено 223 запруды. Отряды школьников были закреплены за каждым оврагом.
И сегодня в Чувашии действует межвузовская экологическая организация, студенты участвуют в мероприятиях по охране природы, во всех экологических субботниках, проводимых в течение года.
Молодежная экологическая дружина Чувашской Республики была создана студентами вузов г. Чебоксары в 1997 году. Цель организации: сохранение биологического разнообразия на территории Чувашской Республики, формирование правильного общественного сознания населения Чувашии, повышение гражданской активности молодежи в области охраны природы и использовании природных ресурсов. Ребята в организации работают по различным направлениям: Экологическое образование, "Чистый город", "Фауна". Занимаются общественным экологическим контролем, проводят различные исследования на особо охраняемых природных территориях. Также освещают в прессе проблемы охраны природы и мероприятия организации. Дружинники часто устраивают "экологические десанты" на реки и озера республики с целью очистки водоемов и берега от мусора. Члены экологической дружины читают лекции, проводят тренинги, играют в экологические игры для школьников, чтобы научить самых маленьких жителей нашей планеты бережному и правильному отношению к природе.
Преподаватель: Давайте посмотрим небольшой фильм о деятельности молодежного экологического движения Чувашии.
(просмотр фильма).
Преподаватель: Ребята, какие мероприятия вы могли предложить для того, чтобы экологическая ситуация в Чувашии не ухудшалась?
Что бы вы могли сделать и что делаете для благоприятной экологической обстановки в городе, селе, том населенном пункте, где Вы проживаете?
( Студенты рассуждают, анализируют, делают выводы).

Преподаватель: Итак, мы пришли к выводу, что нужно бережно относиться к природе, охранять, заботится о благоприятной экологической обстановке.
Итогом классного часа будет конкурс «Пословица».
Задание конкурса: Составить пословицу из слов, и показать эту пословицу, взяв листочки в руки.( на размышление 1 минута)
1 команда: Не беречь поросли, не видать и дерева.
Одна ласточка весны не делает.

2 команда: Был бы лес, соловьи прилетят.
Лес и вода - родные брат и сестра.
( Студенты составляют пословицы. Жюри оценивает конкурс)
Итог классного часа. Жюри оценивает конкурс, объявляет победителей.
Преподаватель: Ребята, подводя итог, хотелось бы еще раз привлечь ваше внимание к животным и растениям, занесенным в Красную книгу Российской Федерации. Эти виды распространены в Чувашской Республике, некоторые из них также и на территории Присурского заповедника.
(Слайд ).
Рефлексия: Ребята, скажите, какую новую информацию Вы сегодня получили в ходе классного часа? Какие выводы сделали?
Как Вы думаете, нужно ли привлекать молодежь к проблемам охраны природы?
( Студенты отвечают, делают выводы)
Ссылка на презентацию

Автор- Николаева Светлана Ивановна- преподаватель математики и информатики Алатырского сельскохозяйственного техникума Чувашской Республики
Категория: Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» | Добавил: Дмитрий_Николаев (03.12.2012)
Просмотров: 1155
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]