Главная » Статьи » Конкурсные работы » Фестиваль методических разработок "Герои Отечества" |
Герои Отечественной войны 1812 года
Предмет (направленность): окружающий мир и литературное чтение. УМК «Школа 2100» Цели урока. • приобщение учащихся к культурному и историческому наследию нашей страны. • развитие креативных способностей; способствовать развитию логического мышления и образного восприятия. • воспитывать уважение к героям, мужественно защищавшим свою Родину, уважение и гордость к героическому прошлому своего Отечества. Оборудование: • презентация "Герои 1812 года" • кроссворд «Война 1812 года» • толковые словари • портреты героев Отечественной войны 1812 года • творческие мини-проекты учащихся • схема «река времени» • аудиозапись: песня Окуджава Б. "Кавалергарда век не долог...". Литература для учащихся: • Алексеев С. «Рассказы о русском подвиге» (сборник рассказов) • Глинка Ф.Н. «Партизан Давыдов» • Коротич В. "Идя на подвиг" • Лермонтов М. Ю. «Бородино» • Стрелкова И. «Во славу Отечества» • Русские пословицы и поговорки/Сост. Круглов Ю.Г. Методическая литература: • Сизова Е.В., Данилов Д.Д., Турчина М.Е. «Окружающий мир. 3 класс. Методические рекомендации для учителя», М.: «БАЛАСС», 2012 • Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С., Сизова Е.В., Тырин С.В. учебник «Окружающий мир» для 3 класса, часть 2 «Моё Отечество», М.: «БАЛАСС», 2010 • Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В. «Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 3 класс» (часть 2 «Моё Отечество») М.: «БАЛАСС», 2010 Интернет-ресурсы: • http://patrio.ru/ • http://www.museum.ru/1812/ • http://www.metodkabinet.eu/ • http://www.rusemp.ru/ Ход урока. Организационный момент. Постановка проблемы. 1. Работа с учебником – Посмотрите на «реку времени». Вспомните, когда и с кем приходилось воевать нашему государству? (ответы учащихся) – Сегодня мы поговорим ещё об одной войне, в которой принимало участие наше государство. Эта война получила название «Отечественная». Ни одна из предыдущих войн такого названия не имела. Найдите в тексте на стр. 80 указание, когда и с кем пришлось воевать России (В 1812 году, с французским войском) 2. Работа с рабочей тетрадью (часть 2 «Моё Отечество») – На «реке времени» в тетради на странице 30, обозначьте 1812 год (учащиеся работают в тетради, ученик совместно с учителем – на схеме на доске, сверяют результаты) – Давайте вспомним и установим последовательность событий Отечественной войны 1812 года (тетрадь, стр. 37, задание 2) – За какое отличие от других войн война 1812 года получила название «Отечественная»? 3. Версии учащихся, актуализация знаний: работа со словарями, в группах – На защиту Родины встала не только русская армия. Весь народ, всё население России дало отпор врагу. Поэтому война с Наполеоном получила название Отечественной, так как все русские люди: и богатые, и бедные, и горожане, и крестьяне – поднялись на защиту своего Отечества. Сообщение темы. Формирование новых знаний. – 1812 год. Огромная, полумиллионная армия французского императора Наполеона 1 напала на нашу Родину. Наполеон был очень опытный полководец, его армия считалась самой сильной в мире. Много мужества, стойкости и великую преданность Родине проявили наши деды и прадеды, защищая свою Отчизну. О наших прославленных прадедах – героях войны 1812 года – мы и поговорим сегодня на уроке. (На доске появляется запись «Герои Отечественной войны 1812 года») – Урок наш необычен сегодня тем, что мы много узнаем из художественной, познавательной и исторической литературы о защитниках Отечества 1812 года, услышим и увидим творческие работы, мини-проекты учащихся по теме «Герои Отечественной войны 1812 года» Проверка домашнего задания – Дома вы должны были решить кроссворд «Война 1812 года» (проверка). Какое слово было зашифровано в кроссворде? (Кутузов). Расскажите, что вы знаете об этом выдающемся человеке? (сообщения учащихся, слайд «М.И.Кутузов») Изучение нового материала. – На прошлом уроке окружающего мира мы говорили с вами о Кутузове, Багратионе, Барклай де Толли, Платове, Раевском, Ермолове… Эти и многие другие имена теперь стали легендой о доблести, мужестве, героизме. Слайд «Денис Давыдов» – А известно ли вам, что русской армии в ведении боевых действий против французов очень помогали партизаны – народные мстители. Лихой гусар, весельчак, поэт Денис Давыдов (учитель показывает портрет Д.Давыдова) создал отряд, который действовал в тылу врага. О нем с восторгом и почтением отзывались и дворяне, и крестьяне. Его имя обрастало легендами. Однажды, имея 50 гусар и 80 казаков, он атаковал неприятельский транспорт с припасами, который охраняло 250 кавалеристов. Очевидец вспоминал: «Все рассыпались при нашем появлении: иных мы захватывали в плен не только без оружия, но даже без одежды, иных вытащили из сараев. Сей наезд доставил нам 10 провиантных фур и одну фуру с патронами». О подвигах Дениса Давыдова написано много. Прочитаем, что пишет об этом отважном партизане Сергей Алексеев. Чтение и пересказ учащихся отрывков из сборника «Рассказы о русском подвиге» С.Алексеева – А вот как о нем написал Ф.Н.Глинка в своем стихотворении «Партизан Давыдов» (наизусть стихотворение читает ученица) Усач. Умом, пером остер он, как француз, Но саблею французам страшен: Он не дает топтать врагам нежатых пашен И, закрутив гусарский ус, Вот потонул в густых лесах с отрядом — И след простыл!.. То невидимкой он, то рядом, То, вынырнув опять, следом Идет за шумными французскими полками И ловит их, как рыб, без невода, руками. Его постель—земля, а лес дремучий—дом! И часто он, с толпой башкир и с казаками, И с кучей мужиков, и конных русских баб, В мужицком армяке, хотя душой не раб, Как вихорь, как пожар, на пушки, на обозы, И в ночь, как домовой, тревожит вражий стан. Но милым он дарит, в своих куплетах, розы. Давыдов! Это ты, поэт и партизан!.. Слайд «Александр Фигнер» – Много легенд было сложено и о другом руководителе армейского отряда – Александре Фигнере. Он проникал в штабы противника и, пользуясь прекрасным знанием французского языка, приносил Кутузову ценные сведения. Однажды объединенные силы армейских партизан Д. Давыдова и А. Фигнера захватили в плен колонну французов в 2 тысячи человек во главе с генералом. Чтение рассказа С.Алексеева «Награда» – Прочитаем рассказ С.Алексеева «Награда». – Как вы думаете, какими качествами обладал А.Фигнер? (ответы учащихся) – Слухи о доблестных делах партизан катили в русскую армию валом. Многие хотели попасть к партизанам. Но достаточно ли одного желания? Послушайте рассказ «Туда и обратно» С. Алексеева. Чтение рассказа С.Алексеева «Туда и обратно» – Можно ли назвать корнета героем? Почему молодой корнет Васильчиков был наказан дважды? Чтобы вы ему посоветовали, если бы оказались рядом? Как бы вы поступили на его месте? – А вот как о подвиге героев пишет поэт В.Коротич. Чтение стихотворения В. Коротич "Идя на подвиг" Идя на подвиги, Не алчут орденов, Не бредят Благодарностью державы, Не узнают примерный вес чинов, Достойных стать Эквивалентом славы. Идя на подвиги, Не ведают о том, Насколько щедрость родины огромна, И называют чрезвычайно скромно Все то, что станет подвигом потом. – Как вы думаете, какими качествами должен обладать солдат, воин, чтобы защитить свою семью, свою страну от неприятеля? Каждый ли может стать героем? Работа в группах: игра «Кто больше?» – Да, вы правы, говоря о том, что героями не рождаются, ими становятся, когда в час великих испытаний человек может проявить себя как отважный, находчивый, смелый защитник своей Родины, – Давайте вспомним с вами и назовем пословицы о подвиге, силе, храбрости, мужественности русского народа. Смелый боец и в ученье, и в бою молодец. Храброму смерть не страшна. На француза и вилы – ружье. Где робкий Семён, там враг силён. Француз боек, да русский стоек. Не силою дерутся, а умением и др. Слайд «Во славу Отечества» – Французы жаловались, что русские воюют «неправильно», неожиданно нападают на обозы с продовольствием, забирают оружие и скрываются в лесах. И действительно, партизаны наносили ощутимый урон захватчикам. Так, отряд под командованием крестьянина Герасима Курина состоял из пяти тысяч пеших и пятисот конных человек. Они были вооружены ружьями, отбитыми у неприятеля, пистолетами, саблями, а также самодельными пиками. – Не знали поражений партизаны под командованием старостихи Василисы Кожиной. Ее имя наводило ужас на французских солдат. Вот как об этой замечательной женщине пишет Сергей Алексеев. Чтение рассказа С.Алексеева «Василиса Кожина» Слайд 5 «Наталья Дурова» – А сейчас, посмотрите внимательно на этот портрет. Это офицер, герой Отечественной войны 1812 года, участник Бородинской битвы и многих других сражений. Звали его Александром Александровым. Службу начал он простым солдатом. В одном из боёв он спас раненного офицера и был награждён Георгиевским крестом. Известно, что Александров искусно владел саблей, лихо держался на коне, всегда готов был прийти на выручку товарищу. Сам Михаил Илларионович Кутузов взял Александрова к себе ординарцем. И долгое время никто не знал, что под именем Александра Александрова сражалась с врагом ….. замечательная русская женщина Надежда Андреевна Дурова. Об этом герое Отечественной войны рассказывает на своих страницах Ирина Стрелкова. Сообщение группы учеников «Во славу Отечества. Наталья Дурова» МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА – У многих из нас в семейных архивах сохранилась память о наших прадедах, героях Отечественной войны 1812 года. И сейчас вы услышите рассказы ребят, которые провели большую исследователь исследовательскую работу «Славою дедов гордимся» и расскажут, в каких сражениях принимали участие их прадеды. Творческие мини-проекты учащихся «Славою дедов гордимся» Слайд «Во славу Отечества. Бородинское сражение» – Кто же они - герои Отечественной войны 1812 года? Это талантливые военачальники, блестящие офицеры, и прежде всего – это народ. Поистине подвиг их незабвенен и будет звучать в веках. Вот кем их видит поэт – исполнитель Булат Окуджава. (Песня “ Кавалергарда век не долог…” звучит аудиозапись) Заключение Слайд «Памятники героям Отечественной войны 1812 года» – В 2012 году наша страна отмечает 200-летие победы России в Отечественной войне 1812 года. Прошло два века, но память народа о тех событиях не проходит. Сегодня мы много узнали из художественной, познавательной и исторической литературы. Учащиеся отлично подготовили свои проекты о тех героических событиях. Художники, композиторы, писатели, поэты в своих произведениях отразили события тех лет, подвиг народа в освобождении своего Отечества от захватчиков. О славе и доблести нашей армии говорят величайшие памятники: это Музей российского оружия и Музей-панорама Бородинской битвы. Это и памятник М.И. Кутузову и славным сынам русского народа, поставленный перед музеем-панорамой "Бородинская битва". Это и каменная триумфальная арка, высотой 28 м, у Тверской заставы, которая была сооружена сразу после окончания войны. Теперь это главное украшение святого места – Поклонной горы, на которой слились два великих подвига воедино: подвиг героев России войны 1812 года и героев СССР Великой отечественной войны 1941 – 1945 го-дов. Навсегда в памяти потомков останутся имена героев войны 1812 года. Они увековечены в названиях улиц многих городов России, в них увековечены имена Кутузова, Давыдова, Барклая, Кожиной и др. Отечественная война 1812 года - одна из самых славных страниц истории России. О событиях того героического периода нам напоминают награды 1812 - 1814 гг. Этих наград несколько: медаль «В память Отечественной войны 1812 года», медаль «За любовь к Отечеству», и другие. И сейчас в мирное время награждают воинов, проявивших в бою доблесть, отвагу и смелость орденами и медалями имени героев Отечественной войны 1812 г. Никто не забыт, ничто не забыто. Сегодня мы с гордостью можем сказать: «Вечная слава героям!» и почтить их память минутой молчания. Домашнее задание. Написать мини-сочинение – воспоминание от имени солдата (партизана, горожанина, крестьянина) о военных действиях 1812 года. Автор: Посаднева Наталия Юлиановна, учитель начальных классов МОУ ООШ № 99 г. Сочи имени Героя России Д. Д.Тормахова. | |
Категория: Фестиваль методических разработок "Герои Отечества" | Добавил: Лариса_Михайловна (02.02.2013) | |
Просмотров: 1685 | |
Всего комментариев: 0 | |