Главная » Статьи » Конкурсные работы » Фестиваль методических разработок "Герои Отечества"

Классный час "Весточка из дома. Письмо ветерану". (2-3 классы)
Цели:
1. Познакомить учащихся со значением переписки в жизни людей, письмом как разновидностью текста, имеющего свою структуру и стилистические особенности русского языка ; расширить исторические знания детей.
2. Познакомить с правилами и вежливыми формами переписки.
3. Воспитывать языковую компетентность, толерантности ,доброжелательное отношение к окружающим, а также уважительное отношение к людям разных профессий; чувства патриотизма , памяти к прошлому своего народа , чувства сострадания и доброты.
Оборудование:
компьютер с мультимедиапроектором;
конверты с марками, карточки с письмом, карточки «Проверь себя»;
мультфильмы «Ну, погоди», «Простоквашино».
видеоролик о войне ;
аудиозапись «День Победы»

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
1. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок –
Значит, начался урок.
Прекратим шуметь мы в срок,
Сели все за парты дружно –
Нам теперь работать нужно.
2. Вводная беседа.
Учитель: Здравствуйте, врачи и учителя, токари и поэты, спортсмены и космонавты, артисты и мореплаватели, строители и фермеры! Не удивляйтесь, что я вас так называю. Пройдут школьные годы – и именно вы встанете за штурвал корабля, построите уютные дома, сошьете красивую одежду. Но, чтобы кем-то стать в жизни, вам надо, прежде всего, вырасти и выучиться.
Есть профессии умственного и физического труда. Вот профессии:
секретарь
врач
рабочий
дворник
Назовите профессии умственного и физического труда.
У меня есть предметы. По ним угадайте профессию:
а) расческа, ножницы, зеркало, фен (дети: «Парикмахер»);
б) лекарство, шприц, фонендоскоп (дети: «Врач»).
Я хочу вам напомнить еще об одной профессии.
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он, это он…
(С. Маршак. «Почта»).
Кто, ребята?
Дети: Почтальон.
(Входит почтальон)
Почтальон: Здравствуйте, дети!
Я лиманский почтальон,
Детям я давно знаком.
Много писем и газет,
Разноцветные конверты,
И открытки, и пакеты,
И посылки, телеграммы
Доставляю всех их вам я.
(М. Лаписова).
(Вручает письмо учителю)
Почтальон: До свидания, ребята. Я спешу. У меня еще много писем. А кто- нибудь из вас писал письма? (Дети поднимают руки)
(Почтальон уходит)
Учитель: Ребята, а как почтальон узнал, кому письмо предназначено? Кто имеет право распечатать и прочитать письмо? (Дети: «Тот, кому его прислали»).
3. Сообщение темы урока.
Учитель: Сегодня на занятии научимся писать письма, поговорим о частях, из которых состоит письмо.
5. Словарная работа.
Учитель: Письмо приходит к нам по адресу. Как называется человек, которому пришлют письмо, то есть получатель письма?
Дети: Адресат.
Учитель: Как называется человек, который отправил письмо?
Дети: Отправитель.
Учитель: Как называется наше государство, куда должно придти письмо?
Дети: Россия.
Учитель: На почте все письма сортируются по цифрам на конверте. Они называются индекс. Запишем. А кому можно послать письма?
Дети: Маме, бабушке, другу, учителю.
Учитель: Президенту . А что можно написать в письме?
Дети: Поздравить кого-либо, узнать что-либо, рассказать что-либо, поделиться мыслями и чувствами.
Учитель: С чего вы начнете свое письмо? С приветствия.
21 ноября (в календаре) объявлен как Всемирный день приветствий. Они могут быть разными. Мужчины могут подать друг другу руки, снимают шляпы. Еврей скажет: «Мир вам», перс: «Будь весел», монгол: «Здоров ли ваш скот?», папуас: «Дай я тебя обнюхаю»; тибетцы снимали головной убор правой рукой, левую они закладывали за ухо и высовывали язык. Даже животные приветствуют друг друга. Собаки лают и виляют хвостом, а аисты трещат клювами. Поэтому любое общение надо начать с приветствия. В письме это «здравствуйте» и «привет».
К кому можно обратиться со словом «здравствуйте»?
Дети: К взрослым.
Учитель: А «привет»?
Дети: К одноклассникам и т.д.
Учитель: А как бы вы обратились к президенту? (Дети поднимают руки).
6. Знакомство с эпистолярным жанром.
Учитель: Раз мы сегодня заговорили о письме, то вы должны знать, что оно относится к эпистолярному жанру. Слово эпистола означает послание. Эпистолярный жанр – обращение в форме письма.
(Эти слова – на доске)
7. Возникновение письма.
(Презентация о том, как возникло желание оставить сообщение
кому-то. Знакомство с иероглифами, клинописью, греческим и славянским
алфавитами)
8. Физкультминутка.
9. Правила переписки:
Учитель: Давайте повторим правила переписки.
1. Письмо откроет только ___________________ (адресат).
Учитель: Может ли открыть кто-либо другой?
Дети: Нет.
Учитель: А надо ли ответить на полученное письмо ?
2. Невежливо не ответить на полученное письмо.
Учитель: Каким почерком должно быть написано письмо? Это обязательно и почему?
Дети: Аккуратно. Иначе письмо не уйдет.
3. Письмо должно быть написано аккуратным почерком,
без исправлений.
Учитель: запомните эти правила.
Письмо должно быть написано красиво и грамотно. На столе у вас лежит письмо одного школьника. Исправьте его ошибки.
(На экране:
для второго класса – «Привет, друк! У меня идут_ дила харашо.
Пишы, не забывай! Твой друк Раман» - 8 ошибок;
для третьего класса – «Здраствуй, дет! Как твае здаровье?
Я сегодня лижал на бирегу рики и загорал. Пишы мне! Твой внук Аликсей – 9 ошибок)
11. Мультфильм «Простоквашино».
Учитель: А теперь давайте посмотрим, как писали письмо герои мультфильма.
(Просмотр отрывка «Как Дядя Федор письмо писал»)
12. Бутылочное письмо.
Учитель: Существовали очень древние способы отправления письма: голубиная почта и бутылочная почта. Как понять – бутылочное письмо?
(В книге Т. Рик «Здравствуй, имя существительное» описаны бутылочные письма).
(Просмотр отрывка из мультфильма «Ну, погоди!»)
13. Отправка письма.
Учитель: Давайте поговорим о том, как надо отправлять письма. Любые написанные письма надо сложить в конверт и обязательно написать адрес. В рассказе Антона Павловича Чехова девятилетний мальчик был отдан сапожнику. Ему было там очень плохо, и Ванька Жуков попросил забрать его домой. На конверте написал: «На деревню дедушке». Мог ли дедушка получить письмо? Почему?
Дети: Надо на конверте написать адрес.
Учитель: Возьмем в руки конверт. Письма – это маленькие путешественники. Они едут на машине, в поезде, плывут на пароходе, летят в самолете. И, как каждому пассажиру, нужны «билеты» - каждый, кто посылает письмо, должен купить почтовую марку. Почтовые марки придуманы в Англии около 150 лет назад. Давайте наклеим марку на конверт и заполним его для отправки письма .(Дети заполняют графы « от кого» и «кому»)
Учитель: 416410 Астраханская область, п. Лиман,ул.-------,д.----- Молодцы! Давайте решим ,кому отправим письмо. В 2013году наша страна отмечает 68-летие Великой победы. Что вы знаете об этом празднике? ( Дети рассказывают о том, что знают о войне)
Учитель: Давайте посмотрим видеоролик о войне.
(Демонстрация ролика)
Сейчас ветеранов ВОВ осталось очень мало. И только письма могли сохраниться и рассказать о том , что происходило на фронте, о чем думали наши солдаты .Они выглядели вот такими треугольниками ,без конвертов. Эти весточки были желанными . Послушайте такое письмо.
(Учитель открывает и читает письмо военных лет)
_-От кого-
-Петрова Юрия
Военная часть:
85317 Сталинградская область
г.Астрахань ,ул.Победы, Петровой Маше
Дорогая моя доченька Машенька!
Посылаю тебе василек….Представь себе- идет бой ,кругом воронки ,и здесь же растет цветок…И вдруг очередной взрыв. Василек сорван .Я его поднял и положил в карман гимнастерки. Цветок рос ,тянулся к солнцу. Но его бы затоптали.
Дорогая моя доченька Машенька! Я твой папа, буду биться с фашистами до последней капли крови, до последнего воздуха, чтобы фашисты не посту пили с тобой ,так ,как с этим цветком!
До свидания, моя любимая доченька!
Целую тебя .
Твой папа.

Учитель: О тех, кто еще жив, наше государство заботится ,предоставляет жилье , личный транспорт. Об этом вы слышали по телевизору. Ребята, мы позабыли про письмо почтальона. Интересно, от кого оно?
(Учитель читает)
Оно от общественной организации ветеранов «Совета ветеранов»,которая заботится об участниках войны ,тружениках тыла,
Дорогие ребята!

Мы, участники Великой Отечественной войны, хотим выразить вам

благодарность за то, что вы, несмотря на юный возраст, в меру своих сил

пытаетесь оказать нам посильную помощь – убрать мусор на придомовой

территории, сказать «здравствуйте» и справиться о нашем здоровье, спросить, не

нуждаемся ли мы, в чем- нибудь. На первый взгляд другим покажется это мелочью,

но поверьте нам очень дорого ваше внимание и что вы помните о нас ветеранах

Великой Отечественной войны. Мы хотим, чтобы вы не знали войны, порабощения

гитлеровскими фашистами и жили в свободной стране, а когда вырастите, то

так же как и мы в своё время всегда будете готовы встать на защиту нашей

любимой Родины. Будьте всегда такими чуткими и внимательными к старшему

поколению.

Любите свою Родину и никому никогда не давайте её в обиду. Мы верим вам, и

эта уверенность помогает нам спокойно жить и чувствовать вашу о нас заботу.

С уважением участники ВОВ:
Красовский Илья Иосифович ул. Советская, 90 «Б»;
Камардин Алексей Иванович ул. Героев, 192;
Кондратьев Михаил Яковлевич ул. Кочубея, 40

Учитель: Какие вы молодцы, что помогли ветеранам !По правилам письма невежливо не ответить .Я предлагаю написать туда письмо с просьбой дать адреса ветеранов для того, чтобы пообщаться в письме , поздравлять с праздниками . Им будет приятно , что о их подвигах знают даже такие маленькие россияне , как вы. Предлагаю подумать над текстом письма дома.
Учитель: Может у вас есть знакомые или родственники ветераны войны?
( Ответы детей)
Учитель: О войне написано много рассказов и стихов .Послушайте стихотворение
.( Ученик читает стих)
Чтец: Люди ! Покуда сердца стучатся,
Помните!
Какой ценой завоевано счастье,
Пожалуйста ,помните!
Песню свою отправляя в полет ,
Помните!
О тех, кто уже никогда не споет,
Помните!
( Роберт Рождественский)
Не забыть нам этой даты,
Что покончила с войной.
Победителю-солдату
Сотни раз поклон земной!
(Звучат удары метронома, затем песня «День Победы» )
Учитель: Давайте почтим память всех погибших вставанием .
«Мы вспомним в этот час,
тех ,кто страну родную спас»
14. Итог урока.Рефлексия.
Учитель: Понравилось ли вам наше занятие? Если да, то чем?
(Ответы детей).
16. Вывод.
Учитель: Запомните, дети: письма в жизни играют важную роль..
17. Домашнее задание.
Учитель: напишите письмо Великой Отечественной,посетите или навестите победителя войны.

Автор: Горюнова Татьяна Федоровна, учитель начальных классов МОУ «Лиманская СОШ № 1».
Категория: Фестиваль методических разработок "Герои Отечества" | Добавил: Лариса_Михайловна (02.02.2013)
Просмотров: 1574 | Теги: Герои Отечества
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]