Главная » Статьи » Конкурсные работы » Фестиваль методических разработок "Герои Отечества" |
Классный час "Урок героя. Пётр Иванович Багратион" (7 класс)
Цель: раскрыть на примере П.И. Багратиона такие черты характера, как мужество, честь, героизм, преданность Отечеству. Задачи: познакомить учащихся с биографией и военной карьерой П.И. Багратиона; способствовать формированию представления об Отечественной войне 1812 года; способствовать воспитанию патриотизма; активизировать познавательную и аналитическую деятельность учащихся. Участники: учащиеся 12 – 13 лет. Форма проведения: устный журнал с элементами рассуждения. Подготовительная работа: учащиеся готовят устные сообщения о жизни и военной карьере П.И. Багратиона. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор для демонстрации слайдов, экран. ХОД КЛАССНОГО ЧАСА Учитель. Ребята, послушайте стихотворение известного дагестанского поэта Мусы Джалиля и определите, о ком мы с вами сегодня будем говорить. Знаю, в песне есть твоей, джигит, Пламя и любовь к родной стране. Но боец не песней знаменит: Что, скажи, ты сделал на войне? Встал ли ты за родину свою В час, когда пылал великий бой? Смелых узнают всегда в бою, В горе проверяется герой. Бой отваги требует, джигит, В бой с надеждою идет, кто храбр. С мужеством свобода, что гранит, Кто не знает мужества - тот раб. Не спастись мольбою, если враг Нас возьмет в железный плен оков. Но не быть оковам на руках, Саблей поражающих врагов. Если жизнь проходит без следа, В низости, в неволе, что за честь? Лишь в свободе жизни красота! Лишь в отважном сердце вечность есть! Если кровь твоя за родину лилась, Ты в народе не умрешь, джигит. Кровь предателя струится в грязь, Кровь отважного в сердцах горит, Умирая, не умрет герой - Мужество останется в веках. Имя прославляй свое борьбой, Чтоб оно не молкло на устах! (Муса Джалиль. О героизме. Декабрь 1943 г.) (О том, кто такой настоящий герой.) - А кто такой герой? Давайте заглянем в “Толковый словарь” Ушакова. (Распечатки толкования слова – на партах.) ГЕРОЙ, героя, м. (греч. heros). 1. Исключительный по смелости или по своим доблестям человек. || Выделившийся своей храбростью на войне. Герой гражданской войны. 2. В теориях некоторых буржуазных социологов - выдающаяся личность как сила, направляющая исторический процесс (в противоп. массе). "Герои и толпа" (название сочинения Н. К. Михайловского). 3. Главное действующее лицо древних эпических поэм и мифов, одаренное сверхчеловеческими силами (истор. лит.). Ахилл был героем древних греков. Парсифаль - герой легенды о Граале. 4. Лицо, привлекающее к себе общее внимание в течение известного времени. Герой дня. Герой газетной хроники. 5. Главное действующее лицо литературного произведения. Базаров – герой романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”. - Как мы видим, слово “герой” многозначное. В каком значении оно употребляется в стихотворении Мусы Джалиля? Почему? (Ответы учащихся.) - Сегодня я хочу поговорить с вами об удивительном человеке, о герое Отечественной войны 1812 года, чьё имя связано и с историей Владимирской области. Грузинский князь, но русский генерал, Непобедимый муж, каких лишь единицы, Он жил Россией, и при этом жизнь отдал За нашу православную столицу. (Г. Готовцев) - О ком пойдёт сегодня речь? ( О Петре Ивановиче Багратионе.) - Солдаты называли Багратиона «Орел». Беспредельная храбрость его была легендарна. Он брался за самые рискованные операции и часто своей храбростью исправлял ошибки других. Там, где грозила явная гибель, появлялся этот удивительный человек, и русские солдаты под его руководством совершали чудеса. Багратион всегда находился на самых опасных местах боя. Это видели и ценили солдаты и любили его так, как они любили Суворова. Служить под началом Багратиона было почетно, но и опасно, так как Багратионовы адъютанты считались обреченными людьми. Первый ученик. Пётр Иванович Багратион родился 11 ноября 1765 года предположительно в городе Кизляре в семье грузинских князей из старинного рода Багратиони. Это сказалось на его внешности: он был среднего роста, худощавый, мускулистый брюнет с типичным грузинским лицом. Спокойный, сдержанный, медлительный в манерах, но в гневе был несдержан, а по отношению к врагам неукротим и страстен. В 17 лет Багратион был определён на военную службу, принимал участие в экспедициях против чеченцев. В одном из боёв получил тяжёлое ранение и оказался в плену, но горцы вернули его без выкупа из признательности к его отцу, оказавшему им какую-то услугу. Пётр Иванович Багратион участвовал в русско-турецкой войне 1787 – 1791 годов и польской кампании. Во время Итальянского и Швейцарского походов А.В. Суворова он командовал авангардом русской армии. Багратион был любимым учеником Суворова. В 1799 году Петру Ивановичу Багратиону присвоили звание генерал-майора. Второй ученик. Багратион был великим мастером наступательного боя. «На него находили минуты вдохновения. Огонь сражения зажигал что-то в душе его», — рассказывали очевидцы. Багратион, будучи одним из наиболее способных учеников Суворова, помнил его наказ: «...прямо нападать на противника с самой чувствительной для него стороны, а не сходиться, робко пробираясь окольными дорогами». Багратион обладал для этого необходимыми качествами: железным упорством и тактическим глазомером. Наполеон, который в течение многих лет посылал против Багратиона своих лучших маршалов, говорил: «Багратион — лучший генерал русской армии». Но у Багратиона был один недостаток, который помешал ему превратиться в полководца такого ранга, как Суворов и Кутузов. У него не было большого военного образования. Он не был стратегом, но на поле боя он был «лев, не знавший, ни опасности, ни страха». В походах Багратион был неприхотлив. Военная служба началась в 1782 году, когда Багратиону было 17 лет, и была крайне разнообразна и невероятно тяжела. Багратион Петр Иванович участвовал в 20-ти походах и 150-ти сражениях. Славу храбреца он пронес от стен Очакова, через горы Италии и вершины Альп до Бородинского поля, где французская граната поставила кровавую точку в его биографии. Третий ученик. В войну 1812 г. Багратион получил крупное назначение — командующим 2-й армией. Под началом находились два пехотных и один кавалерийский корпуса — всего около 50 тысяч человек и 180 орудий. Армия занимала фронт около 100 километров, между Неманом и Бугом. Когда войска Наполеона перешли русскую границу, у Багратиона было 6 дивизий, против которых неприятель направил одиннадцать. Багратион получил приказ отступить для соединения с Барклаем-де-Толли в Минске. 29 июня Багратион двинулся к Минску. Наполеон решил истребить армию Багратиона или взять в плен. Против Багратиона двинулось 50-ти тысячная армия французов. Багратион попал в клещи, надо было обязательно вырваться. Искусно маневрируя, Багратион ушел из клещей Наполеона. Французские генералы долго потом оправдывались перед Наполеоном, а Петр Иванович писал Ермолову в эти дни: «Насилу выпутался из ада! Дураки меня выпустили, теперь иду к Могилеву; авось их в клещи поставлю». Идти на Минск без продовольственных баз, через леса и болота было безумием. И Багратион меняет направление, но Наполеон не собирался выпускать Багратиона. Неприятель шел следом. В эти трудные дни Багратион не терял присутствия духа, он снова меняет направление и ведет войска к Смоленску, где 15 августа соединился с армией Барклая. 16 августа к Смоленску подошел Наполеон. Смоленск после героического сражения под его стенами был оставлен. Наполеон послал корпус Жюно с целью расстроить соединение русских армий. Жюно допустил большую ошибку, предоставив войскам отдых. Багратион следил за Жюно и расстроил весь план Наполеона, он задержал Жюно у деревни Синявино. Наполеон так кричал на Жюно, что вскоре тот сошел с ума. Русские армии продолжали отступать. Четвёртый ученик. Новым главнокомандующим вместо Барклая де Толли был назначен Михаил Илларионович Кутузов, который решил дать бой Наполеону у Бородино. Армия Багратиона занимала левое крыло позиции — два пехотных корпуса и один кавалерийский. 5 сентября в 6 часов утра прозвучал первый выстрел. Главный удар Наполеон направил на левое крыло русского боевого расположения — на Багратионовы армии. Против 29 тысяч солдат Багратиона Наполеон послал 7 пехот и 8 кавалерийских дивизий. — около 43 тысяч человек. Восемь раз шли французы на Багратионовские флеши и откатывались, оставляя на подступах к ним груды окровавленных тел. Русские тоже терпели огромный урон, но «храбрые воины, собравшись с последними силами, нападали на нас по-прежнему», — рассказывал французский генерал Пеле. Против 46 тысяч неприятельских солдат Багратион мог противопоставить только 18 тысяч бойцов. Французские войска двинулись плотными рядами в атаку. Это был самый замечательный и страшный момент боя. Это был ад и ужас. Была страшная сеча, в которой с той и другой стороны проявлялись чудеса сверхъестественной храбрости. Багратион не только постоянно оборонялся, но и продолжал со своими полками атаки на неприятеля. Внезапно он упал с лошади. Осколок разорвавшейся гранаты попал в Багратиона и раздробил ему ногу. Рана была тяжелой, и героя-командира вынесли с поля боя. Краткое замешательство в войсках, узнавших о тяжелом ранении Багратиона, было быстро восстановлено храбрым Дохтуровым, который принял командование. Перед лицом наседавших французов он приказал: «Умирать всем, ни шагу назад!». На Бородинском поле Наполеону так и не удалось сломить силы русской армии. В тяжелом состоянии истекающего кровью Багратиона доставили в имение Голицына, которое находилось в селе Сима Владимирской губернии Юрьев – Польского уезда. Врачи, как могли, боролись за его жизнь. 26 сентября 1812 г. врачи предложили Петру Ивановичу ампутировать ногу. Он отказался. В 12 часов дня Петр Иванович Багратион умер. Багратион был похоронен в селе Сима, но в 1839 году по настоянию Дениса Васильевича Давыдова прах Багратиона был торжественно перезахоронен на Бородинском поле. Учитель. Петра Ивановича Багратиона, как и всех офицеров 1812 года, отличало какое-то особенное чувство долга, чести, гордости, беззаветной храбрости и, конечно же, безграничной любви к своему Отечеству. И закончить наш разговор об этом героическом человеке я хочу строками из стихотворения Ирины Суворовой: И вспомни притчу о герое, Что не страшился ни невзгод, ни бурь. И чтоб в минуту лихолетья Тебе, как крысе, не бежать, Впечатай в сердце строки эти: «Достойно жить – Достойно умирать!» В заключение классного часа ребята сочиняют синквейн о Багратионе. ИНТЕРНЕТ - ИСТОЧНИКИ: 1. http://biopeoples.ru/polkovod/311-bagration-petr-ivanovich.html 2. http://ru.wikipedia.org/ 3. http://docfish.ru/documents/musa-dzhalil-stihi-o-voyne-poems-about-war 4. http://www.museum.ru./1812/ 5. http://tellur.ru (сайт российского электронного журнала «Мир истории) 6. http://slovonline.ru/slovar_ushakov/ 7. http://zanimatika.narod.ru/RF15_10.htm 8. http://citaty.su/kratkaya-biografiya-bagrationa/ 9. http://hrono.ru/biograf/bio_b/bagration_pi.ph Автор: Горчакова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МКОУ Краснооктябрьская СОШ Гусь-Хрустального района Владимирской области. | |
Категория: Фестиваль методических разработок "Герои Отечества" | Добавил: Лариса_Михайловна (12.12.2012) | |
Просмотров: 962 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 2 | |
| |