Главная » Статьи » Конкурсные работы » Фестиваль методических разработок "Герои Отечества" |
Виртуальная экскурсия «По следам Бородинского сражения" (5 класс)
Цель экскурсии: способствовать формированию представления учащихся о памятной дате в истории России, 200 - летию Бородинского сражения – одного из главных сражений в Отечественной войне 1812 года, через знакомство с иллюстрациями картин русских художников разных эпох о Бородинском сражении. Задачи: - создать условия для расширения знаний учащихся о Бородинском сражении через восприятие иллюстраций картин русских художников; - помочь учащимся понять значение Бородинской битвы для дальнейшей судьбы Отечественной войны 1812 года; - способствовать развитию чувства патриотизма. Подготовительная работа. Создание учителей мультимедиапрезентации – маршрута экскурсии, подготовка с учащимися -экскурсоводами сообщений по слайдам презентации (маршруту экскурсии). Урок-экскурсия проводится в рамках изучения стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» в 5-ом классе. Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер. В конспекте приведены примеры сообщений учащихся – экскурсоводов, которые могут изменяться или дополняться (источники информации для сообщений экскурсоводов указаны ниже). Ход экскурсии: 1. Введение в тему. Слайд 1. Тема экскурсии объявляется учителем. Бородинское сражение – одно из крупнейших сражений Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Состоялось оно 26 августа (7 сентября по новому стилю) 1812 года у села Бородино, в 125 км на запад от Москвы. Бородинская битва продолжалась всего один день Это сражение считается самым кровопролитным в истории среди однодневных сражений. 2. Объяснение маршрута экскурсии учителем. Слайд 2. Все художники войну 1812 года писали по-разному. Но цель у всех была одна: показать так далекое прошлое, чтобы оно приблизилось к другим поколениям, чтобы потомки гордились героизмом русского народа. 3. По маршруту экскурсии. Сообщение первого ученика-экскурсовода. Остановка «Перед боем», изображение 1. Привольная ширь русского поля. В березовые рощи заглянула золотая осень. На крестьянских полосках поспел хлеб. Однако клонятся колосья к земле, не подрезанные серпами жнецов, а раздавленные конскими копытами. Мирное поле стало полем смертельного боя. Тут и артиллерия, и пехота, и кавалерия. На солдатах мундиры того времени. И сражаются они, как сражались тогда, в старину, когда лучший стрелок мог за минуту выстрелить один раз. Врага рубили саблей, кололо штыком, глушили прикладом, топтали конём. Сообщение второго ученика - экскурсовода. Остановка «Перед боем», изображение 2. Один из участников событий вспоминает: «Кутузов велел обносить по всем полкам вывезенную из Смоленска икону Божьей Матери и в каждой дивизии справлять пред ней торжественный молебен. Вся армия встала на колени и произносила молитвы». Остановка «Перед боем», изображение 3. Кутузов в своём обращении к русским войнам перед Бородинским сражением сказал: «Вам придётся защищать землю родную, послужить верой и правдой до последней капли крови!». Сообщение третьего ученика- экскурсовода. Остановка «Сражение», изображение 1. Как ни велика панорама Рубо, но всего Бородинского сражения ей не вместить, как не вместить и двух армий: русской и французской. Рубо изобразил самое главное: левый фланг русских войск после полудня в момент наивысшего накала боя – атаки французов на деревню Семёновская. Остановка «Сражение», изображение 2. Более сорока тысяч русских солдат сложили голову на Бородинском поле. Но сломить дух русского войска Бонапарту не удалось. Остановка «Сражение», изображение 3. В этой великой битве померялись силами два полководца: грозный завоеватель и мудрый защитник. На картине Герасимова Кутузов руководит сражением, в котором решается судьба России. Фельдмаршал выслушивает донесения и отдает приказы здесь же, под открытым небом, на поле боя. Вдали виднеется горящая деревня Семёновская. Кутузов приказывает командирам конницы генералу Уварову и казачьему атаману Платову (они стоят с ним рядом) поддержать пехоту, которую он направил на левый фланг. Сообщение четвёртого ученика – экскурсовода. Остановка «Герои», изображение 1. 26 августа на Бородинском поле Багратион совершил свой последний подвиг. На левом фланге русской армии у деревни Семеновской были построены земляные укрепления - «Багратионовы флеши». На них обрушился главный удар наполеоновской армии. Багратион, возглавивший контратаку 2-й гренадерской дивизии на Северную флешь, захваченную французами, был ранен осколком ядра, раздробившим ногу. 12 сентября 1812 г. Багратион скончался и был похоронен в селе Симы Владимирской губернии. Бородинская битва была для него 150-й и последней Остановка «Герои», изображение 2. Бородинскую битву Уваров начал, находясь в резерве. Утром 26 августа 1812 года по приказу Кутузова конница Уварова и Платова атаковала левый фланг французов и зашла в тыл неприятеля, вызвав панику и задержав наступление на центр русских позиций. Тем самым Кутузов получил возможность подвести резервы к батарее Раевского. Уваров и Платов - немногие из генералов, не представленные к наградам за Бородинское сражение. Остановка «Герои», изображение 3. С началом Отечественной войны Кутайсов был назначен начальником артиллерии в армии Барклая-де-Толли, а затем и Кутузова. Поэтому отличное действие русской артиллерии при Бородине многим обязано руководительству Кутайсова, который был убит в Бородинском сражении во время атаки французами курганной батареи. Сообщение пятого ученика - экскурсовода. Остановка «Шевардинский редут», изображения 1-3. Шевардинский редут - передовое укрепление русской армии близ села Шевардино. Укрепление было очень сильно выдвинуто вперед относительно остальных русских позиций. Бой за редут произошел за два дня до Бородинского сражения, 24 августа (5 сентября по новому стилю) 1812 г. Взять редут французам удалось только ценой больших потерь. Русские же благодаря этому редуту выиграли время для лучшего расположения своих частей. Сообщение шестого ученика – экскурсовода. Остановка «Иллюстрации к стихотворению», изображения 1-3. Художник Шевченко проиллюстрировал небольшую книгу М.Ю. Лермонтова «Бородино» и показал своё восприятие стихотворения великого поэта и великой исторической битвы. Шикарные панорамные картины, занимающие весь разворот, тщательно прорисованные мундиры и лица русских солдат, горящая Москва – от иллюстраций В. Шевченко просто невозможно оторвать взгляд. Они не просто украшают текст, они идеально дополняют каждую строчку и дают нам возможность подробно рассмотреть многие интересные мелочи. 4. Рефлексия. - Какими вы представили себе героев Отечественной войны 1812 года? - Почему русские войны одержали победу над врагом в Отечественной войне 1812 года? 5. Домашнее задание. Написать небольшое сочинение «Что язнаю о Бородинском сражении?» Источники информации. 1. Бородино - http://borodinoru.ru/Pamyatniki/voenins/voenins3.htm 2. Герои Отечественной войны 1812 г.http://hero-1812.narod.ru/p30.html 3. Книжка с картинками - http://pro100-mica.livejournal.com/147117.html 4. Русский библиографический словарь - http://www.museum.ru/museum/1812/Persons/Brokhause/brbs.htm 5. Бородинская битва - http://borodinbattl.amoti.ru/borodinskoe_srazhenie 6. Учёный кот - http://www.intelkot.ru/item9835.html 7. Книга Н. Надеждиной «Недаром помнит вся Россия». Издательство «Малыш», 1983 год. Ссылка на скачивание презентации «По следам Бородинского сражения»: http://narod.ru/disk....> Автор: Бродягина Ольга Семеновна, учитель русского языка и литературы МАОУ Улётовская СОШ. | |
Категория: Фестиваль методических разработок "Герои Отечества" | Добавил: Лариса_Михайловна (08.12.2012) | |
Просмотров: 1414 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 2 | |
| |