Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют»

Предметная олимпиада
Предметная Олимпиада проводилась в рамках школьного образовательного форума «Школа искусств – детям третьего тысячелетия» (2011). Она стала итогом изучения темы «Искусство Возрождения» и проходила в форме состязания между двумя командами.
Цели олимпиады: создать условия для проявления знаний по предмету, активизировать творческие способности детей, способствовать развитию интереса к истории искусств.
Задачи:
сформировать навыки распознавания произведений, созданных в эпоху Возрождения;
закрепить в словарном запасе детей новые термины;
развить аналитические навыки при сопоставлении произведений искусства;
активизировать творческое воображение учащихся путем включения их в театрализованную игру;
создать атмосферу состязания.
В ходе состязания дети отвечают на вопросы, узнают произведения искусств, разгадывают кроссворды, узнают картины по фрагменту и по словесному описанию и т.д. Каждая команда поддерживается своей группой болельщиков.
Оценивает результаты конкурсов жюри.
Мероприятие проводится в актовом зале
Последовательность конкурсов:
Блиц-опрос (за каждый правильный ответ - один балл)
Узнавание картин (за каждый правильный ответ - один балл)
Демонстрация сценок (максимально – 5 баллов)
Узнавание картин по фрагменту (за каждый правильный ответ - один балл)
Конкурс болельщиков (за каждый правильный ответ - один балл)
Кроссворд (за каждый правильный ответ - один балл, за составление кроссворда – до 5 баллов)
Конкурс болельщиков (за каждый правильный ответ - один балл)
Словесное описание картины (за каждый правильный ответ - один балл)
Конкурс рабочих тетрадей (максимально – 5 баллов).

Награждения: грамота команде-победительнице, свидетельство для каждого участника, сладкие призы.


Сценарий предметной олимпиады по истории изобразительных искусств между группами ХВ и ХК

Тема: искусство эпохи Возрождения

Домашнее задание: составление кроссворда и работа над сценкой.
Оборудование: экран, проектор, диск с записью, стулья по количеству участников, четыре стола, ручки, фломастеры.
Для жюри: методические комментарии к олимпиаде, ответы на кроссворды, ответы на коллаж, награды (свидетельства, грамота, призы).

Ход мероприятия:

Ведущий: Сегодня в этом зале мы проведем предметную олимпиаду. Олимпиады стали проводить в Древней Греции, они выявляли сильнейших в спорте. У нас тоже соревнование. Жюри определит сильнейших в знаниях по истории изобразительных искусств. Тема предметной олимпиады – «Искусство Возрождения» (на экране появляется заставка)
Сегодня соревнуются две команды по 5 человек в каждой. Выходите на сцену. Их болельщики находятся в зале. Они также будут участвовать в нашей олимпиаде.
Представляю жюри:...

Предварительное задание командам – придумать себе название, выбрать командира.

Команды, стоящие на сцене, в течение первой четверти на уроках «Беседы об искусстве» штудировали тему «Искусство Возрождения». Они узнали о творчестве великих художниках Ренессанса Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Брейгеля, Босха и др. При подготовке к этому соревнованию они составили кроссворд, разучили сценку. Их рабочие тетради содержат очень много полезной информации, но, по условиям соревнований, тетрадями пользоваться нельзя. Пять лучших тетрадей я передаю жюри для участия в одном из конкурсов – в конкурсе тетрадей. Наибольшее количество баллов в этом конкурсе – 5.
Команды скандирую своё название и представляют командира.
А сейчас блиц-опрос. Я поочередно задаю вопросы командам. Правильный ответ засчитывается за один балл. Время на размышление – 10 секунд. Если ответ неправильный, отвечает группа поддержки. Если и здесь ошибка, то право ответа переходит в другую команду. Ответы постарайтесь давать полным предложением. Внимание на экран!

Какой период времени охватывает эпоха Возрождения? (14-16 вв.)
Бытовой жанр в живописи возник в искусстве Северного или Южного Возрождения? (Северного)
Какое искусство Микеланджело называл «искусством отсекания лишнего»? (Скульптуру)
Кто изобрёл живописный приём «сфумато»? (Леонардо да Винчи)
В чем заключается приём «сфумато»? (это лёглая дымка, окутывающая предметы на картине)
Что означает слово «мона»? (сокращенное слово «мадонна»)
Какого художника называют мастером мадонн? (Рафаэля)
На площади какого города установлена статуя Давида? (Флоренция)
Как называется здание круглой формы? (тондо)
Сколько персонажей изображено на фреске «Тайная вечеря»? (13)
Какова высота статуи Давида? (3 метра 40см.)
Как переводится слово «боттичелли»? (боченочек)
В каком городе родился Леонардо да Винчи? (Винчи)
Какая статуя является символом города Флоренция? (статуя Давида)


Ведущий: Пока жюри подводит итоги конкурса, вы услышите рассказ эпизода из жизни Леонардо да Вичи.

Жюри объявляет результаты блиц-опроса.

Ведущий: Следующий конкурс называется «Угадайка». На экране телевизора появляется изображение, вы узнаёте автора и название произведения. Условия те же. Если ответ неправильный, отвечает группа поддержки. При ошибочном ответе право ответа переходит в другую команду. Внимание на экран. (показ слайдов)
Микеланджело. Пьета.
Босх. Воз сена.
Боттичелли. Рождение Венеры.
Брейгель. Крестьянский танец.
Рафаэль. Мадонна с книгой.
Микеланджело. Роспись потолка Сикстинской капеллы.
Рафаэль. Афинская школа.
Боттичелли. Весна.
Леонардо. Автопортрет.
Брейгель. Вавилонская башня.
Леонардо. Мона Литта.
Босх. Фокусник.
Боттичелли. Венера и Марс.
Микеланджело. Святое семейство.

Ведущий: Послушаем еще один эпизод из жизни Леонардо. Жюри готовится объявить результаты.
Жюри объявляет результаты «Укадайки»
и общий результат.
Ведущий: Домашним заданием для команд была подготовка сценки. Жюри оценит проделанную работу по пятибалльной системе. Действие происходит в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве. В фойе этого музея стоит одна из копий статуи Давида.
Команда №1 исполняет сценку (см. газета «Искусство» №12, 2007).
Ведущий: Эта сцена происходит на краю городской площади в день праздника Масленица.
Команда №2 исполняют сценку.(см. приложение к сценарию олимпиады)

Ведущий: Следующий конкурс сложный. На этих двух листах представлены фрагменты картин двух живописцев. Первое: надо определить название каждой картины, фрагмент которой представлен, вписать в нужную клеточку. Второе: определить автора всех этих картин и написать его имя сверху. Время ограничено - 7 минут.
Дети собираются вокруг стол, выполняют задание. (см. приложение в сценарию олимпиады)


Ведущий: Пока команды заняты, я буду адресовать вопросы болельщикам, каждой группе поочерёдно. Ответы постарайтесь давать полным предложением.

Как на французский язык переводится слово «возрождение»?
В какой стране изобразительное искусство в 15-16 веках переживало наибольший подъём?
В каком музее находится картина Леонардо да Винчи «Джоконда»?
Кто расписывал потолок Сикстинской капеллы?
Кто автор «Сикстинской Мадонны»?
Какой художник Ренессанса с удовольствием выполнял анатомические зарисовки?
Почему начали осыпаться краски на фреске Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»?
Какой художник Возрождения конструировал купол Собора Святого Петра в городе Рим?
На знаменитой картине Леонардо «Дама с горностаем» изображен вовсе не горностай, а другое животное. Какое?
В эпоху Возрождения в моде был меланхолический темперамент. Чтобы заставить женщину, позировавшую для одной из его картин улыбаться, Леонардо пришлось приглашать на сеансы рисования музыкантов и шутов, которые постоянно поддерживали в ней весёлое настроение. Итогом этой работы стало полотно, о котором сам Леонардо писал: «Мне удалось создать картину действительно божественную». О какой картине идет речь?
Сандро Боттичелли – выдающийся живописец раннего Возрождения, работы которого снискали славу самого лиричного художника Возрождения. Его картины «Весна», «Рождение Венеры», «Мадонна с книгой» полны поэтичности и изысканности. Определите, в какой из названных картин Боттичелли соединил в единую композицию фигуры Венеры, Меркурия, трёх граций, нимфы, весны, зефира и др.
В творчестве Рафаэля значительное место занимают картины с изображением Мадонн. Какое произведение признано самым прекрасным воплощением темы материнства в ренессансной живописи? Назовите это произведение.

Ведущий: Следующий конкурс – отгадывание кроссвордов. Кроссворды составлены коллективными усилиями на уроке. Команды, обменяйтесь кроссвордами.

Команды работают над кроссвордом. Время ограничено –7минут.

Ведущий: А мы услышим еще один эпизод из жизни Леонардо да Винчи.

Ведущий: Задание болельщикам: по словесному описанию надо узнать картину.
Если болельщики одной команды не дают правильного ответа, вопрос переходит другой команде, но описание дополняется еще одним предложением. И так до получения правильного ответа.

После угадывания показать картину на экране.

В центре этой знаменитой картины – Платон и Аристотель;
с молодым воином беседует Сократ;
на ступеньках сидит погруженный в мысли Гераклит;
Евклид, окруженный учениками, склонившись, чертит геометрическую фигуру, рядом – группа астрономов;
а за ними в темном берете – сам автор.
(Рафаэль. Афинская школа).

На картине нет ни неба, ни земли, нет привычного пейзажа или архитектурной декорации в глубине.
Всё свободное пространство между фигурами заполнено облаками.
Грузная старческая фигура святого застыла в торжественном поклонении.
С другой стороны склонилась святая Варвара.
Благоговеянно и нежно Мария прижимает к груди сына.
Она босыми ногами легко ступает по облакам.
Она несёт навстречу людям своего сына, и в ее одиноком шествии выражена вся та скорбь и трагическая жертвенность, на которую обречена богоматерь.
Эта картина сейчас находится в Дрезденской галерее.
Эта работа была создана для церкви Святого Сикста.
(Рафаэль. Сикстинская мадонна)

Жанр этой картины – портрет, но то, что написал художник, далеко выходит за рамки простого портрета.
На заднем плане возникает обрывистая цепь скал с ледяными вершинами.
На зрителя льётся золотистый тёплый свет итальянского вечера.
Изящным спокойствием дышит вся фигура женщины.
Её поза и выражение лица рождают ощущение естественности и простоты.
Её лицо постоянно меняется на глазах у зрителя.
Её улыбка выражает печаль сложной жизни человеческой души.
(Леонардо. Джоконда)

Ведущий: Подобное задание будут выполнять команды. Это следующий конкурс.

Внимание зрителя привлекает не только вся процессия целиком, но и каждый её участник в отдельности.
Последние идут ещё спокойно, ибо ещё не знают о грозящей беде.
Чем дальше, тем неувереннее становятся их движения, а земля уже уходит из-под ног.
Шесть фигур, пересекая холст по диагонали, идут, не подозревая, что их путь ведёт в овраг.
В основу этой картины легла притча о неразумном слепце, который взялся быть поводырём у своих собратьев по несчастью.
(Брейгель. Слепые.)

В этой картине художник воссоздаёт гармонию Вселенной.
Сиюминутные заботы людей соединены с величественным течением времени.
На картине изображена даль, которую не охватить взглядом.
Есть на ней шершавые стволы звонких от мороза деревьев.
Уставшие собаки плетутся за своими хозяевами.
Льдом покрыты обширные водоёмы, и люди катаются на коньках.
Тороплив шаг сосредоточенных охотников.
И покой льётся с картины на душу зрителя.
(Брейгель. Охотники на снегу.)


Жюри объявляет результаты конкурса «Театральная сценка», «Узнавание картин по фрагменту», «Кроссворд», конкурса болельщиков, конкурс рабочих тетрадей и общий результат.
Поздравление и награждение победителей.
Приложение 1
Сценка
Действующие лица: Маша, Оля, Ксюша, Даша, Соседка.
Действие происходит на краю городской площади во время праздника Масленицы.
Соседка: – Девчонки! Чего ж вы не пляшете? Смотрите, какое солнышко! Весна идет!
Все девочки: – Здравствуйте, тетя Зина!
Соседка: – Здравствуйте! Чего не танцуем?
Маша: – Что мы, в деревне что ли.
Соседка: – В городе, в городе! Да все равно ведь весело – вон, народ-то в пляс ударился! А вы скучные, неулыбчивые.
Оля: – Средневековье какое-то. Мы предпочитаем танцевать современные танцы под современную музыку.
Ксюша: – Культуры нет – вот и пляшут.
Соседка: – Так ведь культура-то не на пустом месте появилась – из того же Средневековья, из тех же деревень все современные праздники пришли. И Масленица оттуда же.
Даша: – Как у Брейгеля.
Соседка: – У кого?
Маша: – У Питера Брейгеля, нидерландского художника. У него есть картина про масленицу: «Битва Масленицы с Постом».
Оля: – У него много картин. Есть картина «Детские игры», в которой изображено много-много детских игр и забав. О некоторых из них мы и представления не имеем.
Соседка: – Это что же за игры?
Ксюша: – Чехарда, «Куча мала», катание обруча, хождение на ходулях и еще много других, от которых и названий не осталось.
Оля: – А еще есть картина «Деревенский танец». Там веселье изображено, как у нас на масленицу. Пляшут, за столом пьют и едят, целуются, а лица грустные – тоже мне, веселье.
Даша: – Брейгель рисовал крестьян, как они живут и как веселятся. За это ему дали прозвище Мужицкий.
Соседка: – А что же, этот Питер Брейгель Средневековье рисовал?
Маша: – Нет. Эпоху Возрождения, Северного Возрождения – оно было в 15 веке, сразу после Средневековья.
Оля: – Еще и есть художники того времени, например Иероним Босх.
Ксюша: – Картины у Босха назидательные – чтобы те, кто картины увидит, старались больше не грешить.
Даша: – Например, на картине Босха «Стог сена» каждый стремится украсть себе сена с телеги, стремится залезть на телегу, и не видит, что черти катят телегу в ад.
Маша: – Эта картина написана на трех досках – триптих. На средней доске стог сена с людьми, слева на доске изображен рай, справа – ад, в который и едет телега.
Соседка: – У русских тоже складные картины были – обычно иконы. Складень назывались.
Оля: – Может быть. Но некоторые картины у Брейгеля и Босха на отдельных досках были написаны. Например, «Слепые», «Страна лентяев» и «Охотники на снегу» у Бейгеля, а также «Блудный сын» у Босха.
Соседка: – Ой, девочки, как вы много знаете.
Даша: – А мы все это в школе искусств изучали.
Соседка: – Ну что, пошли на площадь? Гулять будем, как в эпоху Возрождения.
Маша: – Ну давайте сходим, посмотрим.





Автор: Адаева Наталья Анатольевна, преподаватель Детской школы искусств №2 г. Саров, Нижегородская область.
Категория: Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (06.10.2012)
Просмотров: 1035 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]