Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют» |
Классный час в 8 классе «ЭТИ ВРЕДНЫЕ КОНФЛИКТЫ»
Цели: ознакомить детей с понятиями «конфликт» и «конфликт¬ная ситуация», со способами предупреждения конфликтов; способ¬ствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побу¬ждать детей к сотрудничеству, взаимопониманию. Форма проведения: час общения. Оформление: • написать на доске тему, эпиграф; o написать на доске незаконченное предложение: «Причиной конфликта было то, что...»; o написать на доске: Способы предупреждения конфликтов: мягкое противостояние; конструктивное предложение. Ход классного часа I. Интерактивная беседа по теме «Варить суп или заваривать кашу?» Классный руководитель. Ребята, приходилось ли вам «заваривать кашу»? В чем это заключалось? Примерные ответы детей: • Сделал такое, что потом еле-еле распутал. • Натворил гадостей, потом родители расхлебывали. • Напутал чего-то, перессорился со всеми. • Попадал в трудное положение, из которого не мог найти выход. • Очень осложнил, запутал одно дело, которое исправлять при¬шлось другим. Классный руководитель. А есть и другая поговорка со словом «каша»: «С тобой каши не сваришь!» О ком так говорят?Примерные ответы детей: • О бестолковых, ленивых, тупых. • Об упрямых, несговорчивых. • О тех, кто не может сотрудничать. • О таком человеке, с которым невозможно договориться. Классный руководитель. Прочитайте эпиграф к классно¬му часу (читает). Как бы вы объяснили его значение? Примерные ответы детей: • Те, кто не способен к общению и пониманию, попадают в запутанные ситуации. • Кто не может ладить с людьми, тот постоянно создает трудности для себя и других. • Если в коллективе не могут работать дружно, там любое дело превращается в кашу. Классный руководитель. Если коллектив не может рабо¬тать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения. Как их избежать? Как пре¬кратить расхлебывать кашу, которую заварили во время таких столк¬новений? Об этом мы и будем говорить во время классного часа. • Незаконченные предложения по теме «Отчего происходят конфликты?» Классный руководитель. Поднимите руки, кому прихо¬дилось когда-либо участвовать в конфликтной ситуации? Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта? Для этого предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске: «Причиной конфликта было то, что...» Примерные ответы детей: • У нас с подругой были разные мнения о школьной дискотеке. • Мы по-разному относились к одному мальчику. • Мы обе хотели быть лидерами в классе. • У нас совершенно разные характеры. • Мне не понравилось его поведение. • Он оскорбил моего брата. • Мы стали болеть за разные футбольные команды. • Он стал фанатом музыкальной группы, которую я не переношу. Классный руководитель. Как видим, конфликты возни¬кают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несов¬падение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться. • Мини-лекция «Эти вредные конфликты» Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть ме¬жду людьми. Ученые выявили несколько разновидностей конфликтов. Самый распространенный - неуправляемый конфликт. Вот в автобу¬се вам кто-то наступил на ногу и вы возмутились: «Вот нахал, даже не извинился!» Теперь уже тот вынужден нападать: «На такси нужно ездить!» В результате дело может дойти и до драки. Другой вид конфликта - холодная напряженность (внутренний конфликт). Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто-то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, ве¬теран показывает свое удостоверение, люди молчат, но внутри у них все кипит. Но вот кто-то не выдержал и запротестовал, очередь его поддерживает и разгорается скандал. Этот вид конфликта называется «пристройка снизу». Есть и третья разновидность - избегание, когда человек явно по¬казывает, что не хочет поддерживать общение. В чем же вред таких конфликтов? Во-первых, от конфликтов стра¬дает достоинство человека. Во-вторых, на каждую минуту конфлик¬та приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, все валится из рук. В-третьих, страдает физиче¬ское здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты. Прежде всего ни в коем случает нельзя употреблять запрещен¬ные приемы - это фразы типа: «Да брось ты!», «Что ты понимаешь?», «Ты же вроде умный человек, а говоришь чепуху». Наоборот, просто волшебное действие производят слова: «мне кажется», «может быть, я ошибаюсь», «может быть, ты со мной согласишься» и т. п. Правиль¬ное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спо¬койнее и счастливее не только вас, но и других. IV. Практикум. Способы предотвращения конфликтов Классный руководитель. Как и болезни, конфликты луч¬ше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреж¬дать конфликтные ситуации. Для этого существует множество спосо¬бов. Мы рассмотрим два самых распространенных. Первый способ предупреждения конфликта - это мягкое противостояние. Мягкое противостояние - это решительное возражение, высказанное в мяг¬кой форме. Так можно и отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека. Второй способ называется «конструктивное предложение». Это попытка найти компромисс, то есть выход, который бы смог уст¬роить всех. Рассмотрим конкретные ситуации. Мягкое противостояние Классный руководитель. Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко намекнуть ему на это. (Учитель дает слово детям, желающим высказаться. Если желающих не будет, можно предложить высказаться детям, сидящим в первом ряду. Каж¬дый ученик, не вставая с места, должен обратиться по имени к соседу и выска¬зать свои претензии (в максимально доброжелательной форме). Не страшно, что все дети будут говорить одни и те же слова. Важно, чтобы они нашли нужную интонацию - достоинство и твердость в мягкой форме.) Примерные фразы: • Дима, не хочется ссориться, но мне очень не нравится, когда моими вещами пользуются другие. • Саша, не обижайся, но это мои учебники, и мне удобнее поль¬зоваться ими одному. Конструктивное предложение Классный руководитель. У вас очень хорошо получается мягкое противостояние. А как можно в этой ситуации избежать кон¬фликтов с помощью конструктивного предложения? (Дети высказываются также, как и в предыдущем случае.) Примерные ответы детей: • Лена, мне кажется несправедливым то, что я одна ношу в школу учебники, давай будем делать это по очереди. Тогда никому не будет обидно. • Я понимаю, Аня, как тяжело носить в школу полный портфель книг. Сейчас есть такие портфели на колесиках и с выдвигающийся ручкой, как чемоданы. Может, попросишь у родителей такой на Новый год или на день рождения? Мягкое противостояние и кон¬структивное предложение - это два способа поведения, которые по¬могут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное дос¬тоинство. V. Проблемная ситуация «Шесть шагов к миру» Классный руководитель. Если не остановить конфликт, он разгорается как пожар. И потушить его иногда бывает невозможно. А если это конфликт между народами, он может закончиться непри¬миримой войной. Тогда в район конфликта приходят миротворцы, которые пытаются погасить вражду и ненависть, восстановить диалог между народами. Для погашения конфликта психологи придумали специальное противопожарное правило - «Шесть шагов к миру». Предлагаю вам выступить в роли миротворцев. В нашем классе не¬давно вспыхнул конфликт между (имена, фамилии). Попробуем пога¬сить этот конфликт с помощью шести шагов. Для начала приглашаю конфликтующие стороны к доске. (Дети выходят к доске и становятся с двух сторон от учителя, причем Учитель просит их встать подальше друг от друга.) Ребята, нам кажется, что этот конфликт надоел уже и вам самим, Но никто не хочет первым делать шаги к примирению. Мы вам пред¬лагаем сделать целых шесть шагов. Чтобы сделать эти шаги, вам нужно честно и четко ответить на мои вопросы. Итак, сделайте первый шаг! (Дети делают один шаг навстречу друг другу.) А теперь дайте честный и точный ответ на вопросы: «Какое мое желание привело к конфликту?» и «Чего хочет человек, с которым у меня конфликт?» (Дети по очереди отвечают.) Так, теперь нужно сделать шаг второй... (Дети делают один шаг навстречу друг другу.) ...и ответить на вопросы: «Из-за чего возник конфликт? Нам обо¬им хочется получить одно и то же? Или мы хотим, чтобы что-то разное происходило одновременно?» (Дети отвечают.) Делаем третий шаг. (Дети делают один шаг навстречу друг другу.) Спросите себя: «Могу ли я придумать решение, при котором мы оба получим то, чего хотим? Какое это может быть решение? (Дети отвечают.) А теперь спросите себя: «Сколько таких решений мы можем при¬думать вместе с моим противником?» (Дети отвечают.) А какие решения вам могут подсказать одноклассники? (Дети, сидящие за партами, поднимают руки, отвечают.) Когда возможные компромиссы найдены, пора делать четвер¬тый шаг. (Дети делают один шаг навстречу друг другу.) Подумайте, какое из этих решений самое лучшее? К чему приве¬дет каждое из предлагаемых решений? Буду ли я доволен их резуль¬татами? Будет ли доволен мой противник? (Дети отвечают.) Мы уже почти погасили конфликт - делаем пятый шаг. (Дети делают один шаг навстречу друг другу.) Отвечаем, какие решения устроят нас обоих? Будем ли мы вы¬полнять эти решения? (Дети отвечают.) Остался один шаг! (Дети делают один шаг навстречу друг другу.) Нужно дать ответ на последний вопрос: «С чего начать наше пе¬ремирие? Что покажет нам, что мы не ошиблись?» (Нужно пожать друг другу руки.) (Пожимают руки.) Вот мы и погасили этот конфликт - перемирие состоялось. Но не всегда будет рядом с вами учитель или взрослый. В таких случаях каждый из вас может выступить миротворцем и попытаться погасить конфликт или хотя бы развести конфликтующие стороны подальше друг от друга. Дискуссия «Нужны ли нам миротворцы?» Классный руководитель. Как вы считаете, ребята, помо¬гут эти 6 шагов примирить противников? Нужно ли вообще устанав¬ливать перемирие? Может быть, у вас есть какие-то другие способы выхода из конфликтных ситуаций? Примерные ответы детей: • Даже и 10 шагов не помирят тех, кто презирает друг друга. o А если один из них поступил подло и некрасиво? Я считаю, что тогда не нужно им мириться. o Да они через 2 дня уже забудут, из-за чего подрались, и не нуж¬но будет никакого перемирия. o Можно сцепиться мизинцами: «Мирись, мирись, мирись... и т. д.» - это будет гораздо лучше, а главное - короче. o Если они захотят помириться, они это сделают и без 6 шагов. А если кто-то из них не захочет, и сто шагов не помогут. o Есть пословица: «Двое дерутся, третий не лезь!» Станешь их мирить, сам двух врагов наживешь. o Способы выхода из конфликта в каждой ситуации разные. Мож¬но осудить обе стороны, можно наказать (если, например, дети подрались), можно каждому объяснить, в чем он неправ. o В конфликте неправы оба, нужно просто им объяснить это, а ни в коем случае не вставать на сторону одного. o Заключительное слово В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфлик¬тов. Чтобы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти. Подведение итогов (рефлексия) Автор: Облакова Светлана Валентиновна, учитель русского языка и литературы МОУ Петропавловская СОШ п.Петропавловский Верхнеуральского района Челябинской области | |
Категория: Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (06.10.2012) | |
Просмотров: 1166 | Комментарии: 1 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||