Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют» |
Классный час « Слово о матери ».
Цель: Привитие потребности в чутком, отзывчивом, добром, вежливом отношении к женщине - матери. Задачи: Обогащение сознания обучающихся знаниями об обществе, человеке, женщине. Воспитание нежного и благодарного отношения к матери; Формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений между людьми. Оформление: Плакаты со словами: «Есть прекраснейшее существо на свете, у которого мы всегда в неоплатном долгу. Это мать» «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя мать!» Н.Островский. Фотографии, иллюстрации. Учитель: Встаньте все и выслушайте стоя Сохраненное во всей красе Слово это - древнее, святое! Распрямитесь! Встаньте! Встаньте все! Слово это сроду не обманет, В нем сокрыто жизни существо. В нем – исток всего. Ему конца нет. Встаньте!.... Я произношу его: «Мама!» Р.Гамзатов. Учитель: Не пора ли заговорить во весь голос о самой святой любви на земле – любви к матери, в муках родившей тебя, в трудах вскормившей и воспитавшей тебя. Ибо с нее, с любви к матери, начинается все лучшее в человеке. 1 учащийся : Мать-начало рода, первооснова жизни на земле. Она стоит за рулем государственного корабля, строит фабрики, шьет красивую одежду, воспитывает детей. Да и невозможно назвать сегодня какую-либо область нашей жизни, где бы ни работала женщина. «Мое чувство родины исходит от слова, которое унаследовал я через мать мою от русского народа, - это наследство и есть моя родина, - писал один из кудесников слова, писатель М. Пришвин. 2 учащийся : Поэт А.Твардовский в стихотворении «Матери» писал: И первый шум листвы еще неполный, И след зеленый по росе зернистой, И одинокий стук валька на речке, И грустный запах молодого сена, И отголосок поздней бабьей песни, И просто небо, голубое небо- Мне всякий раз тебя напоминает. Учитель: Мама!- это слово, которое ребенок говорит впервые. Мать не только рожает, но и рождает. Если бы она только рожала, она не была бы творцом рода человеческого. Мать рождает наше бытие, мать одухотворяет живой комочек жизни духом твоего народа, родным словом, мыслью, любовью и ненавистью, преданностью и непримиримостью. Нет ничего прекраснее матери, склонившейся к младенцу, уснувшему на ее груди. Нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее ласки и заботы материнской, нет тревоги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз материнских. «Если в сердце сыновнем загорится искра в тысячу раз меньше факела материнской любви, то и тогда эта искра будет всю жизнь гореть неугасимым пламенем, гласит мудрое старинное изречение. 3 учащийся: Мать. Их миллионы, и каждая несет в сердце подвиг – материнскую любовь. Женщины всех рас, говорящие на разных языках, опаленные солнцем и едва согретые им на Крайнем Севере, все они сестры в едином , беспокойном порыве чувства. Если бы столько добра, сколько излучает сердце матери, излучалось бы им на всех окружающих, зло погибло бы, как чахоточная палочка под чистым, могущественным лучом солнца. Звучит песня « Священная война» Учитель: В тяжелую годину войны, когда бронированные орды нового претендента на мировое владычество хлынули на нашу землю, тысячи матерей делали все возможное и невозможное, чтобы спасти своих детей. 4 учащийся: В голодном блокадном Ленинграде оставалась жена фронтовика, простая русская женщина Ольга Андреевна Стещенко. В последний день 1941г ее маленькие девочки Эмма и Галя сидели дома с тетей, ожидая мать. Где она задержалась? Немцы обстреливали район из дальнобойных орудий. Уж не случилось ли что с ней? И вдруг открылась дверь, и в комнату просунулась заиндевевшая елочка. Это Мама, закончив работу, пешком пошла в лес, непослушными закоченевшими руками выломала маленькое деревце. Пусть у девочек будет праздник! Мать вынула неприкосновенный запас - последний стакан муки, которую месяц назад привез знакомый моряк, и испекла девочкам баранки, тоненькие, бледные блокадные баранки. Это был редкий гостинец! Сама мать не стала есть, сказав дочкам, что она уже пообедала на работе, но это было не так. А весной Ольга Андреевна умерла, отдав дочкам последние крохи тепла своего сердца. 1 учащийся: А разве мы не знаем коллективного подвига матерей, особенно в годы войны. Об одном из них сделал потрясающую по своему драматизму запись во фронтовом дневнике писатель Павленко. Заняв в 1941 г Вильнюс, фашисты случайно захватили эшелон с детьми. Поезд под охраной был поставлен на запасной путь. Спустя несколько дней железнодорожница Стефания Конкович, идя к себе, домой, услышала детский плач и крики. Она сразу поняла, что это из эшелона, и подошла поближе. Истомленные многодневным голодом и жаждой дети истерически кричали, высовывались из окон, звали на помощь. Пьяный часовой бил их прикладом. За 5 марок Женщина договорилась, что принесет несколько ведерок воды, а за 10 марок страж великодушно разрешил ей выбрать себе любого ребенка. Женщина выбрала себе 4-х летнюю девочку, едва державшуюся на ногах, и той же ночью известила соседей и знакомых, что каждая из них может сделать доброе дело - купить ребенка. Утром у нее в кармане было уже 100 марок, и она выкупила 10-х ребят. Но за последующих детей часовой запросил уже по 15 марок и советовал поторопиться, пока не все дети умерли. Назавтра она купила еще двоих ребят, но потом знакомого немца сменили, и все пути к страшному эшелону были отрезаны. Да и эшелон куда-то угнали. И вот однажды, когда Стефании не было дома, тот самый знакомый немец появился у ее дома, таща за собой на веревке мальчика семи лет. - Где тут покупательница этих чертей?- закричал он.- Покупайте скорей, а не то я его убью. Стефании не было. А без нее соседи боялись вступать с ним в переговоры: черт его знает, сегодня продает ребенка, а завтра выдаст покупателя гестапо. Тогда дети , игравшие на улице, стали умолять немца, чтобы он не убивал мальчика, собрали 10 марок и кусок сала и получили умирающего ребенка. Он прожил не более 2-х часов и был втихомолку погребен самими детьми. 2 учащийся: Меня, например, потрясла история, которую мне рассказал мой дедушка. В одном немецком журнале он прочитал воспоминания бывшего немецкого офицера, как в 1941 г над расположением их части был подбит и загорелся в воздухе советский самолет. Через час в штаб привезли русского летчика. Лицо, руки, ноги, его были покрыты сплошными ожогами. Когда летчика начали раздевать, выяснилось, что это женщина. Вместе с одеждой сдирали куски обгорелой кожи. Летчица была в сознании, но ни звука, ни стона не прорвалось сквозь сомкнутые губы. Фашист сфотографировал этот феномен – с орденами на обгоревшей гимнастерке – и теперь, публикуя снимок, сознается, что все время задавал тогда себе вопрос: «Откуда взялось у этой женщины столько мужества, чтобы все вынести, чтобы молчать?» Он и сейчас еще не нашел ответа на этот вопрос: откуда эта сила, эта воля, эта убежденность, где источник такой стойкости. 3 учащийся: А я хочу рассказать о тех тяготах войны, которые выпали на хрупкие плечи наших новокузнечанок: матерей, дочерей, невест, которые не только воевали, но и ковали победу в тылу своим самоотверженным трудом. Женщины заменили мужчин у мартеновских печей, работали на железной дороге, спускались в шахты. За четыре года войны госпитали Новокузнецка приняли сотни санитарных поездов. Медсестры и врачи сутками не выходили на улицу. В нашем городе около двадцати пяти тысяч женщин – участниц Великой Отечественной войны. Некоторых из них мы сегодня пригласили на наше мероприятие. Жигунова Пелагея Филипповна в восемнадцать лет ушла на фронт совсем несмышленой девчонкой. Всю войну прошла она со своей сто двадцатой стрелковой дивизией, имела множество ранений, но из госпиталя вновь и вновь шла на фронт. День Победы Пелагея Филипповна встретила в Чехословакии. Сейчас она воспитывает внуков и очень неохотно вспоминает о войне. Дети вручают памятный подарок и цветы. Абрамова Устинья Григорьевна в сорок втором году в возрасте двадцати двух лет добровольцем ушла на фронт и в составе восьмисот шестидесяти девятой авиационной дивизии прошла всю войну. Она выполняла очень важную и ответственную миссию в своей дивизии. Устинья работала поваром, и от нее в значительной степени зависело, будет ли сегодня выполнено боевое задание. Устинья Григорьевна имеет множество правительственных наград: Орден Отечественной войны, Орден боевой славы, Орден за Отвагу, Орден Красной Звезды и медали. Дети вручают памятный подарок и цветы. Веницкая Эсфирь Наумовна служила в зенитно-артиллерийском полку 10.83. На ее хрупкие плечи легло много обязанностей. Она одновременно была зенитчицей и медсестрой. Медленно, с боями продвигался ее полк вперед, освобождая русскую землю от врага. Когда прогремел салют победы, Эсфирь Наумовна была в Пруссии, там-то и закончилась для нее очень долгая война. Всю свою жизнь она проработала на Кузнецкой ТЭЦ. Имеет правительственные награды. Сейчас ей восемьдесят шесть лет, но она еще бодра и жизнерадостна. С удовольствием принимает дома гостей, посещает наши школьные мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне. Дети вручают памятный подарок и цветы. Вот такие героические женщины проживают в нашем районе. Спасибо вам большое и низкий поклон от всех присутствующих . 4 учащийся: Все люди спят, Но мать не спит сейчас, И не смыкает мать усталых глаз. Была война, Был сын убит в бою, Прикрыл он сердцем родину свою. Пред ним открыто было сто дорог- Он быть ученым мог, Он стать поэтом мог. Но верит мать и ждет- Раздастся в двери стук, И сын вернется вдруг… Все люди спят, Но мать не спит сейчас. И льются слезы из усталых глаз. И много дней, и много лет Она все сына ждет, А сына нет. Учитель: Наступило мирное время, и женщины опять в гуще событий. Они строят дома, занимаются наукой, летают в космос. Но, несмотря на все это, они, прежде всего, матери. Свет любви издревле ей завещан, Так вот и стоит она в веках, Самая прекрасная из женщин- Женщина с ребенком на руках.. Все на свете метится следами, Сколько б ты не вышагал путей. Яблоня украшена плодами, Женщина – судьбой своих детей. Тягчайшее из тягчайших преступлений - измена матери, равнодушие к человеку, вырастившему тебя. 2 учащийся: В своей повести «Золотая роза» К.Паустовский рассказывает такую историю. В старой усадьбе доживала свой век добрая старушка Катерина Ивановна. У нее была единственная дочь Настя, проживавшая в Ленинграде. Настя редко писала матери, раз в два месяца посылала деньги. -Не дай Бог, родной мой, - сказала как-то писателю старая женщина,- дожить до такой одинокой старости! Не дай Бог! Когда Катерина Ивановна почувствовала себя плохо, дочери дали телеграмму в Ленинград. Но дочь опоздала на три дня, она приехала уже после похорон. Поздно, слишком поздно пришло к Насте понимание: « Мама! Как же это могло случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет, и не будет роднее». До конца дней своих будет ее мучить теперь горькое разочарование, чувство непоправимой вины, невыносимой тяжести. 3 учащийся: Она все стерпит без упрека, Не проклиная, не грозя, И только может раньше срока Закроет добрые глаза И сыну станет все постыло Поймет он , подавляя стон: Обид, что мать ему простила, Себе простить не может он. 4 учащийся: Есть такая баллада о сердце матери, начинающаяся словами: « На свете бедный парень жил, он злую девушку любил» Девушка требовала от парня все новых и новых приношений, на многие жертвы пошел он ради нее. Но однажды она потребовала чудовищное: если он действительно любит ее, пусть вырежет из груди своей матери сердце и принесет ей. Потеряв голову от любви, тот пошел на страшное преступление. Когда он нес своей жестокой возлюбленной сердце матери, то споткнулся, уронил окровавленное сердце на камни. И сердце спросило в тревоге: « Тебе не больно, сынок, не поранил ли ты себе ногу?» Даже в эту минуту мать, прежде всего, думала о сыне. Французский писатель Дюма говорил: «Мать продолжает делать добро сыну, даже испустив последний вздох» Учитель: И в заключении я хотела бы прочитать вам стихотворение Р.Гамзатова « Берегите матерей» Как бы ни манил вас бег событий, Как ни влек бы в свой водоворот, Пуще глаза маму берегите От обид, от тягот и забот. Если стали сердцем вы суровы, будьте , дети, ласковее с ней. Берегите мать от злого слова. Знайте, дети ранят всех больней. Мать уйдет, в душе оставив рану. Мать умрет, и боли не унять.. Заклинаю: берегите маму! Дети мира, берегите мать! Чтобы в душу не проникла плесень. Чтоб не стала наша жизнь темна. Чтобы не забыть прекрасных песен, Тех, что в детстве пела нам она. Звучит ’’Песня о матери’’ в исполнении учащихся 6 Б и 7 Б класса. Песен о матери сложено много, Лучшую трудно назвать. Нету лишь песни нежной и строгой – Песни, похожей на мать. Припев: Ты всех напевов чудесней на свете, Чище, чем трель соловья. Самая нежная, добрая песня – Мама родная моя. Годы на нас оставляют морщины, И на висках белый снег. Только для мамы седые мужчины Милые дети на век. Припев: Нет материнскому сердцу покоя, С нами оно в трудный час. Мама от черного горя собою Нас заслоняла не раз Припев. Смело и прямо на свете живите, Будьте честней и добрей, Люди, прошу вас от бед берегите Сердца своих матерей. Автор: Ткаченко Светлана Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 110» г. НОВОКУЗНЕЦКА. | |
Категория: Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (05.10.2012) | |
Просмотров: 866 | Комментарии: 1 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||