Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют»

Классный час « Слово о матери ».
Цель: Привитие потребности в чутком, отзывчивом, добром, вежливом отношении к женщине - матери.
Задачи: 
Обогащение сознания обучающихся знаниями об обществе, человеке, женщине. Воспитание нежного и благодарного отношения к матери;
Формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений между людьми.

Оформление:
 Плакаты со словами: «Есть прекраснейшее существо на свете, у которого мы всегда в неоплатном долгу. Это мать»   «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя мать!»                                                          Н.Островский.                   
Фотографии, иллюстрации.                                                                                                                                        
                                                                                                                                

Учитель:  Встаньте все и выслушайте  стоя
                   Сохраненное во всей красе
                   Слово это - древнее, святое!
                    Распрямитесь! Встаньте! Встаньте все!

                    Слово это сроду не обманет, 
                    В нем сокрыто жизни  существо.
                    В нем – исток всего.
                    Ему конца нет.
                    Встаньте!.... Я произношу его:
                    «Мама!»                                                 
                                                                Р.Гамзатов.

 Учитель:  Не пора ли заговорить во весь голос о самой святой любви на земле – любви к матери, в муках родившей тебя, в трудах вскормившей и воспитавшей тебя. Ибо с нее, с любви к матери, начинается все лучшее в человеке.

1  учащийся :          Мать-начало рода, первооснова жизни на земле. Она стоит за рулем государственного корабля, строит фабрики, шьет красивую одежду, воспитывает детей. Да и невозможно назвать сегодня какую-либо область  нашей жизни, где бы ни работала женщина.
«Мое чувство родины исходит от слова, которое унаследовал я через мать мою от русского народа, - это наследство и есть моя родина, - писал один из кудесников слова, писатель М. Пришвин.

2  учащийся :  Поэт А.Твардовский в стихотворении «Матери» писал:

И первый шум листвы еще неполный, 
И след зеленый по росе зернистой,
И одинокий стук  валька на речке,
И грустный запах молодого сена,
И отголосок поздней бабьей песни,
И просто небо, голубое небо-
Мне всякий раз тебя напоминает.

Учитель:  Мама!- это слово, которое  ребенок говорит впервые. Мать не только рожает, но и рождает. Если бы она только рожала, она не была бы творцом  рода человеческого. Мать рождает наше бытие, мать одухотворяет живой комочек жизни духом твоего народа, родным словом, мыслью, любовью и ненавистью, преданностью и непримиримостью. Нет ничего  прекраснее матери, склонившейся к младенцу, уснувшему на ее груди. Нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее ласки и заботы материнской, нет тревоги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз  материнских.
«Если в сердце сыновнем загорится искра в тысячу раз меньше факела материнской любви, то и тогда эта искра будет всю жизнь гореть неугасимым пламенем, гласит  мудрое старинное изречение.

3 учащийся: Мать. Их миллионы, и каждая несет в сердце подвиг – материнскую любовь. Женщины всех рас, говорящие на разных языках, опаленные солнцем и едва согретые им на Крайнем Севере, все они сестры в едином , беспокойном порыве  чувства. Если бы столько добра, сколько излучает сердце матери, излучалось бы им на  всех окружающих, зло погибло бы, как чахоточная палочка под чистым, могущественным лучом солнца.

Звучит песня « Священная война»

Учитель: В тяжелую годину войны, когда  бронированные орды нового претендента на мировое  владычество  хлынули на нашу землю, тысячи матерей делали все возможное и невозможное, чтобы спасти своих детей.

4 учащийся:     В голодном блокадном Ленинграде оставалась жена фронтовика, простая русская женщина Ольга Андреевна Стещенко. В последний день 1941г ее маленькие девочки Эмма и Галя сидели дома  с тетей, ожидая мать. Где она задержалась? Немцы обстреливали район из дальнобойных орудий. Уж не случилось ли что с ней?
И вдруг открылась дверь, и в комнату просунулась заиндевевшая елочка. Это Мама, закончив работу, пешком пошла в лес, непослушными закоченевшими  руками выломала маленькое деревце. Пусть у девочек будет праздник!
Мать вынула неприкосновенный запас - последний стакан муки, которую месяц назад привез знакомый моряк, и испекла девочкам баранки, тоненькие, бледные блокадные баранки. Это был редкий гостинец! Сама мать не стала есть, сказав  дочкам, что она уже  пообедала на работе, но это было не так.
А весной Ольга Андреевна умерла, отдав дочкам последние крохи тепла своего сердца.

1 учащийся:        А разве мы не знаем коллективного подвига матерей, особенно в годы войны. 
Об одном из них сделал  потрясающую по своему драматизму запись во фронтовом дневнике писатель Павленко.
Заняв в 1941 г Вильнюс, фашисты случайно захватили эшелон с детьми. Поезд под охраной был поставлен на запасной путь. Спустя несколько дней  железнодорожница Стефания Конкович, идя к себе, домой, услышала детский плач и крики. Она сразу поняла, что это из эшелона, и подошла поближе. Истомленные многодневным голодом и жаждой  дети  истерически кричали, высовывались из окон, звали на помощь. Пьяный часовой бил их прикладом. За 5 марок Женщина договорилась, что принесет несколько ведерок воды, а за 10 марок страж великодушно разрешил ей выбрать себе любого ребенка. Женщина выбрала себе 4-х летнюю девочку, едва державшуюся на ногах, и той  же ночью  известила соседей и знакомых, что каждая из них может сделать доброе дело - купить ребенка. Утром у нее в кармане было уже 100 марок, и она выкупила 10-х ребят. Но за последующих  детей  часовой запросил уже по 15 марок и советовал поторопиться, пока  не все дети умерли. Назавтра она купила еще двоих ребят, но потом знакомого немца сменили, и все пути к страшному эшелону были отрезаны. Да и эшелон куда-то угнали.
И вот однажды, когда Стефании не было дома, тот самый знакомый немец появился у ее дома,
таща за собой на веревке мальчика семи лет.
- Где тут покупательница этих чертей?- закричал он.- Покупайте скорей, а не то я его убью.
Стефании не было. А без нее соседи боялись вступать с ним в переговоры: черт его знает, сегодня продает ребенка, а завтра  выдаст покупателя гестапо. Тогда дети , игравшие на улице, стали умолять немца, чтобы он не убивал мальчика, собрали 10 марок и кусок сала и получили умирающего ребенка. Он прожил не более 2-х часов и был втихомолку погребен самими детьми. 

2 учащийся:         Меня, например, потрясла история, которую мне рассказал мой дедушка.
 В одном немецком журнале он прочитал воспоминания бывшего немецкого офицера, как в 1941 г  над расположением их части был подбит и загорелся в воздухе советский самолет. Через час в штаб привезли русского летчика. Лицо, руки, ноги, его были покрыты сплошными ожогами. Когда летчика начали раздевать, выяснилось, что это женщина.
Вместе с одеждой сдирали куски обгорелой кожи. Летчица была в сознании, но ни звука, ни стона не прорвалось сквозь сомкнутые губы. Фашист сфотографировал этот феномен – с орденами на обгоревшей гимнастерке – и теперь, публикуя снимок, сознается, что все время задавал тогда себе вопрос: «Откуда взялось у этой женщины столько мужества, чтобы все вынести, чтобы молчать?»  Он и сейчас еще не нашел ответа на этот вопрос: откуда эта сила, эта воля, эта убежденность, где источник такой стойкости. 
  
3 учащийся:   А я  хочу рассказать о тех тяготах войны, которые выпали на хрупкие плечи наших новокузнечанок: матерей, дочерей, невест, которые не только воевали, но и ковали победу в тылу своим самоотверженным трудом. Женщины заменили мужчин у мартеновских печей, работали на железной дороге, спускались в шахты. За четыре года войны госпитали Новокузнецка приняли сотни санитарных поездов. Медсестры и врачи сутками не выходили на улицу. В нашем городе около двадцати пяти тысяч женщин – участниц Великой Отечественной войны. Некоторых из них мы сегодня пригласили на наше мероприятие. 
Жигунова Пелагея Филипповна в восемнадцать лет ушла на фронт совсем несмышленой девчонкой. Всю войну прошла она со своей сто двадцатой стрелковой дивизией, имела множество ранений, но из госпиталя вновь и вновь шла на фронт. День Победы Пелагея Филипповна встретила в Чехословакии. Сейчас она воспитывает внуков и очень неохотно вспоминает о  войне.

 Дети  вручают памятный подарок и цветы.

Абрамова Устинья Григорьевна в сорок втором году в возрасте двадцати двух лет добровольцем ушла на фронт и в составе восьмисот шестидесяти девятой авиационной дивизии прошла всю войну. Она выполняла очень важную и ответственную миссию в своей дивизии. Устинья работала поваром, и от нее в значительной степени зависело, будет ли сегодня выполнено боевое задание. Устинья Григорьевна имеет множество правительственных наград: Орден Отечественной войны, Орден боевой славы, Орден за Отвагу, Орден Красной Звезды и медали.

Дети  вручают памятный подарок и цветы.

Веницкая Эсфирь Наумовна служила в зенитно-артиллерийском полку 10.83. На ее хрупкие плечи легло много обязанностей. Она одновременно была зенитчицей и медсестрой. Медленно, с боями продвигался ее полк вперед, освобождая русскую землю от врага. Когда прогремел салют победы, Эсфирь Наумовна была в Пруссии, там-то и закончилась для нее очень долгая война. Всю свою жизнь она проработала на Кузнецкой ТЭЦ. Имеет правительственные награды. Сейчас ей восемьдесят шесть лет, но она еще бодра и жизнерадостна. С удовольствием принимает дома гостей, посещает наши школьные мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне.
Дети  вручают памятный подарок и цветы.

Вот такие героические женщины проживают в нашем районе. Спасибо вам большое и низкий поклон  от всех присутствующих .

4 учащийся: 
                                           Все люди спят,
                                           Но мать не спит сейчас, 
                                           И не смыкает мать усталых глаз.                                  
                                           Была война, 
                                           Был сын убит в бою,
                                           Прикрыл он сердцем родину свою.
                                           Пред ним открыто было сто дорог-
                                           Он быть ученым мог,
                                           Он стать поэтом мог.
                                           Но верит мать и ждет-
                                           Раздастся в двери стук,
                                           И сын вернется вдруг…
                                           Все люди спят,
                                           Но мать не спит сейчас.
                                           И льются слезы  из усталых глаз.
                                           И много дней, и много лет
                                           Она все сына ждет,
                                           А сына нет.

Учитель:  Наступило мирное время, и женщины опять в гуще событий. Они строят дома, занимаются наукой, летают в космос. Но, несмотря на все это,  они, прежде всего, матери.
                                      Свет любви издревле ей завещан, 
                                       Так вот и стоит она в веках, 
                                       Самая прекрасная из  женщин-
                                       Женщина  с ребенком на руках..
                                       Все на свете  метится следами,
                                       Сколько б ты не вышагал путей.
                                       Яблоня украшена  плодами,  
                                       Женщина – судьбой своих детей.

Тягчайшее из тягчайших преступлений - измена матери, равнодушие к человеку, вырастившему тебя.

2 учащийся:       В своей  повести «Золотая роза» К.Паустовский рассказывает такую историю. В старой усадьбе доживала свой век добрая старушка Катерина Ивановна. У нее была единственная дочь Настя, проживавшая в Ленинграде. Настя редко писала матери, раз в два месяца посылала деньги.
-Не дай Бог, родной мой, - сказала как-то писателю  старая женщина,- дожить до такой одинокой старости! Не дай Бог!
Когда Катерина Ивановна почувствовала себя плохо, дочери дали телеграмму в Ленинград.
Но дочь опоздала на три дня, она приехала уже после похорон.
Поздно, слишком поздно  пришло к Насте понимание: « Мама! Как же это могло случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет, и не будет роднее». До конца дней своих будет ее мучить теперь горькое разочарование, чувство непоправимой вины, невыносимой  тяжести.

3 учащийся:
                        Она все стерпит без упрека,
                        Не проклиная, не грозя,
                        И только может раньше срока
                        Закроет добрые глаза
                        И сыну станет все постыло
                        Поймет он , подавляя стон:
                        Обид, что мать ему простила,
                        Себе простить не  может он.

4 учащийся:   Есть такая баллада о сердце матери, начинающаяся  словами: 
 « На свете бедный парень жил, он злую девушку любил»
Девушка требовала от парня все новых и новых  приношений, на многие жертвы пошел он ради нее. Но однажды она потребовала чудовищное: если  он действительно любит ее,  пусть вырежет из груди своей матери сердце и принесет ей. Потеряв голову от любви, тот пошел на страшное преступление. Когда он нес своей жестокой возлюбленной сердце матери, то споткнулся, уронил окровавленное сердце на камни. И сердце спросило в тревоге: « Тебе не больно, сынок, не поранил ли ты себе ногу?» Даже в эту минуту мать, прежде всего, думала о сыне.

Французский писатель Дюма говорил: «Мать продолжает делать добро сыну, даже испустив последний вздох»

Учитель:             И в заключении  я хотела бы прочитать вам стихотворение  Р.Гамзатова
                                                           « Берегите матерей»
 
   Как бы ни манил вас бег событий,
Как ни влек бы в свой водоворот,
                                            Пуще глаза маму берегите
                                            От обид, от тягот и забот.
                                            Если стали сердцем вы суровы,
                                            будьте , дети, ласковее с ней.
                                            Берегите мать от злого слова.
Знайте, дети ранят всех больней.
  Мать уйдет, в душе оставив рану.
                                             Мать умрет, и боли не унять..
                                             Заклинаю: берегите маму!
                                             Дети мира, берегите мать!
       Чтобы в душу не проникла плесень.
   Чтоб не стала наша жизнь темна.
        Чтобы не забыть прекрасных песен,
Тех, что в детстве пела нам она.

Звучит ’’Песня о матери’’ в исполнении учащихся 6 Б  и 7 Б класса.

                                           Песен о матери сложено много,
                                            Лучшую трудно назвать.
        Нету лишь песни нежной и строгой –
                                             Песни, похожей на мать.

                             Припев:  Ты всех напевов чудесней на свете,
                                             Чище, чем трель соловья.
                                             Самая нежная, добрая песня –
                                              Мама родная моя.

 Годы на нас оставляют морщины,
                                            И на висках белый снег.
 Только для мамы седые мужчины
                                             Милые дети на век.

                             Припев:

Нет материнскому сердцу покоя,
                                             С нами оно в трудный час.
                                             Мама от черного горя собою 
                                             Нас заслоняла не раз 

                             Припев.

Смело и прямо на свете живите,
                                             Будьте честней и добрей,
 Люди, прошу вас от бед берегите
                                             Сердца своих матерей.             



Автор:  Ткаченко Светлана Геннадьевна,  учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 110» г. НОВОКУЗНЕЦКА.         
Категория: Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (05.10.2012)
Просмотров: 866 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]