Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют»

«Черное золото Кузбасса» Внеклассное мероприятие 7 класс
Цели: формирование нравственно-патриотических убеждений подростков; развитие внимания, любви к поэтическому слову.
Задачи:
Развивать интерес к литературному краеведению.
Воспитывать чувство любви к малой родине, ответственности за её судьбу.
Воспитывать уважение к труду людей, чувство гордости за трудовые достижения земляков.
Обогащать знания детей о природных богатствах Кузбасса, ее роли в социальном и экономическом развитии области.
Оборудование:
различные сборники кузбасской поэзии, портреты поэтов, фотоальбомы, плакат с записью темы урока и эпиграфа к нему, карта Кемеровской области, музыкальные записи песен.
Эпиграф:
Мы дышим тем, что родина живет:
Её заботы в сердце оседают,
Её печали мучают и давят,
Её веселье к радости зовет.
Валерий Ковшов.
Сценарный план мероприятия:
Вступительное слово учителя.
Выступление обучающихся первой группы «фольклористов».
Выступление обучающихся второй группы «краеведов».
Выступление обучающихся третьей группы «чтецов».
Подведение итогов занятия.
Ход мероприятия:
Вступительное слово учителя.
Учитель. Чтение эпиграфа
Мы дышим тем, что родина живет:
Её заботы в сердце оседают,
Её печали мучают и давят,
Её веселье к радости зовет.
Валерий Ковшов.
- Ребята, наша маленькая Родина называется Кузбасс, Кемеровская область.
- Чем наша малая Родина живет? Чем славится?
Обучающиеся: Углем, сталью.
Учитель: что у меня на столе?
Обучающиеся: каменный уголь.
Учитель: правильно, это наше черное золото Кузбасса. Наша Кемеровская область славится каменным углем.
Вы готовились к нашему занятию, каждая группа подбирала материалы к своим выступлениям. Надеюсь на плодотворную работу всех вас, ибо тема нашего семинара очень сокровенная. Малая родина — это твой родительский дом, место, где ты родился, жил с родителями, родимый край, родная земля, она на всю жизнь остается в сердце каждого человека. Существует предание о том, как человек обнаружил этот драгоценный камень — уголь. Эту легенду вам расскажет первая группа — «фольклористы».
2. Выступление обучающихся первой группы «Фольклористы»:
Легенда об угле.
В далекие времена, в годы мамаевских походов на Русь, бежал из Пронска старик Ягун, приговоренный за непокорность к смерти. Вместе с ним ушли красавица-дочка Пращена, конопатый сын Михаил, невестка Махоня. Пробирались они осторожно, по лесным тропам: ожидали погони. Но позади все было спокойно. В лесу тишина, веет прохладой.
Путники успокоились, и когда дорогу на юг им преградила широкая, полноводная река, решили передохнуть на берегу. Старик Ягун нагнулся и корявой горстью зачерпнул студеной прозрачной воды. Попил, выпрямился и молвил: «Вода добрая».
Дальше они уже не пошли. Избу построили из глины. Здесь-то, в овраге и нашел старик Ягун диковинный смоляной камень. Принес его в мазанку и, решил испытать в огне, раскрошил обухом топора, засунул в каминку, раздул подтопок и замер в удивлении: «Гори-ит!»
Учитель:
Кто открыл залежи каменного угля в Кузбассе?
Обучающиеся:
Михайло Волков.
Учитель: о нем нам расскажет группа «краеведов».
3. Выступление обучающихся второй группы «Краеведы»:
- В 1721 году Михайло Волков в семи верстах от Верхотомского острога обнаружил выходы «горючего камня». Этим было положено начало открытию главного богатства Кузнецкой земли — каменного угля.
С открытия М.Волкова началась история освоения Кузбасса.
В одном из преданий рассказывается: «В осеннюю пору одинокий путник плыл по Томи в лодке, осматривая приподнятые берега. Человек причалил к берегу – под защиту высокой горы, привязал лодку к коряге и осмотрелся. Он был высок, плечист.
Путник вынул из-за пояса топор и начал рубить корягу для костра. Скоро костер разгорелся, человек подвесил котелок с водой и задумался. И вдруг показалось путнику, что рядом затлела сама земля. Человек проследил взглядом - откуда здесь камни. Поднялся к черному срезу и набрал для костра еще груду камней, и они горели оранжевым жаром осенней ночью на берегу Томи, а возле костра сидел Михайло Волков. Гора, на которой М.Волков нашел уголь, названа Черной Горкой.
А в честь Михайлы Волкова в городе Березовском в 2006г. воздвигнут памятник и названа площадь его именем.
Наша площадь Волкова Михайлы
Не спутать с площадью иной;
В больших руках мужик бывалый
Сжал каменный огонь земной.
С.Донбай
Учитель:
- Сегодня в Кузбассе работает много шахт, разрезов, где добывается каменный уголь. Какие из них вы знаете?
Обучающиеся:
- Разрез «Талдинский», шахты «Абашевская», «Есаульская», «Распадская», «Ерунаковская», «Узковская», «Алардинская», «Грамотеинская», «Есаульская», «Осинниковская», «Томская», «Ульяновская», «Кушеяковская», «Ерунаковская VIII».
Учитель:
- У кого из вас работают родители в угольной промышленности? (рассказы детей о профессии шахтера).
Обучающаяся (Моськина Александра):
- Мой папа-шахтер. Он работает в городе Новокузнецке на шахте «Абашевская». Своим папой я очень горжусь и восхищаюсь, потому что профессия шахтера, одна из самых опасных и экстремальных, её выбирают самые мужественные и смелые люди. Находиться на расстоянии сотен метров под землей, сможет далеко не каждый человек. Мой папа приходит домой уставшим, потому что его работа заключается в добыче угля в подземной шахте. Это очень тяжёлый труд, ему приходится спускаться на большую глубину в забой, где и происходит добыча угля. А еще мой папа занимает ответственную должность. Он работает механиком. От умения грамотно управлять технологией производства зависит многое: добыча, план и др. В шахте работают различные специалисты, в том числе горнорабочие, электрослесари – моему папе нужно еще и правильно распределять поручения, следить за процессом добычи. Профессия моего папы требует не только большого вложения физического труда, но и хороших интеллектуальных способностей. Ведь он знает все о земных породах, умеет управлять сложной техникой, правильно поступать в экстремальных ситуациях. Очень часто мой папа задерживается на работе, а еще чаще его вызывают на работу. Это связано с тем, что монтируют, демонтируют, регулируют, ремонтируют сложную технику. Они обслуживают горные машины, угольные и проходческие комбайны. Среди горняков нет случайных людей. Профессия шахтёра сложна, она требует определённых знаний, крепкого физического здоровья, большого самообладания, терпения, выдержки и силы воли. Профессия шахтера – почетна, достойна настоящих мужчин. Я горжусь своим папой и другими шахтерами, благодаря им, их труд заслуживает самых искренних слов признательности и восхищения.
2 ученик:
- Замечательная профессия шахтера! Ведь они своим углем «что в мире золотом зовут, приносят в дома тепло, уют». И для страны наш кузбасский уголь — и »хлеб», он очень важный, его в народе хлебом неспроста зовут. Поэтому недаром поэты создают песни, стихотворения о шахтерском труде, опасном и трудном, об угольных разрезах.
Учитель:
- В годы Великой Отечественной войны Кузбасс был «Всесоюзной кочегаркой», он обогревал всю страну и ковал в своих цехах броневой щит, заслонивший нас от фашистского нашествия. Это и определило специфику кузбасской поэзии. Поэты первыми заметили, что очертания Кузбасса на карте страны имеют форму сердца. Это — индустриальное сердце Сибири: уголь, металл, химия. Но сердце не может быть только индустриальным. Творчество наших лучших поэтов-земляков, начиная с их «крестного отца» В.Федорова, - это переживание за участь родной земли, гордость за богатство природных ресурсов.
-Давайте некоторые из них послушаем. Выступит группа чтецов.
Чтецы:
Участок добычи угля
Раскинулись широкие просторы.
Бескрайние, зелёные поля.
Пришли на землю здешние шахтёры.
Достали черный уголь для себя.
Тепло и свет приносят людям,
Шахтёры — армия труда.
Да возгорится факел жизни!
На долгий мир, на долгие года!
И в глубине огромного каньона,
Где экскаваторы железные стоят.
Колышут тихо русские берёзы,
Они о жизни вечной говорят.
Уходит вдаль шахтёрская дорога,
Для многих в памяти она жива.
Артём, посёлок Лучегорск и Реттиховка
Объединили многих навсегда.
Живёт […]

Учитель:
- А сейчас предлагаем вашему вниманию послушать песню о «черном хлебе промышленности».
Владимир Высоцкий
Марш Шахтеров

Не космос - метры грунта
Надо мной, 
И в шахте не до
Праздничных процессий,
Но мы владеем тоже внеземной –
И самою земною
Из профессий. 
Любой из нас - ну, чем 
Не чародей?
Из преисподней наверх 
Уголь мечем.
Мы топливо отнимем у чертей –
Свои котлы топить им будет
Нечем! 
Взорвано,
Уложено,
Сколото 
Черное
Надежное
Золото.
Да, сами мы, как дьяволы, в пыли.
Зато наш поезд не уйдет порожний.
Терзаем чрево матушки-Земли,
Но на земле теплее и надежней.
Вот вагонетки, душу веселя,
Проносятся, как в фильме о погонях.
И шуточку "Даешь стране угля!"
Мы чувствуем на собственных ладонях.
Взорвано,
Уложено,
Сколото
Черное
Надежное
Золото.
Да, мы бываем в крупном барыше,
Но роем глубже: голод - ненасытен.
Порой копаться в собственной душе
Мы забываем, роясь в антраците.
Воронками изрытые поля
Не позабудь и оглянись во гневе,
Но нас, благословенная Земля,
Прости за то, что роемся во чреве.
Взорвано,
Уложено,
Сколото
Черное
Надежное
Золото.
Вгрызаясь вглубь веков хоть на виток
(То взрыв, то лязг - такое безгитарье!),-
Вот череп вскрыл отбойный молоток,
Задев кору большого полушарья.
Не бойся заблудиться в темноте
И захлебнуться пылью - не один ты!
Вперед и вниз! Мы будем на щите -
Мы сами рыли эти лабиринты!
Взорвано,
Уложено,
Сколото
Черное
Надежное
Золото.
1970

5.Подведение итогов урока:
Учитель:
- Есть ли вопросы к выступавшим?
Спасибо всем участникам нашего урока-семинара. Сегодня вы узнали больше о своей малой Родине, профессии шахтеров. Давайте подведем его итоги.
-Кого из выступавших ребят на семинаре можно отметить?
-Чье чтение стихов звучало проникновеннее?
В заключение хочется сказать: любите поэзию. Она очищает наши души. Настоящая поэзия несет в себе доброе начало. Активнее включайтесь в литературное краеведение. И пробуйте свои силы в художественном слове.
А самое главное: мы должны любить свою Кемеровскую область, богатую «черным золотом»; гордиться нашими шахтерами!
Спасибо всем!



Автор: Ильина Наталья Юльевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №110» города Новокузнецка Кемеровской области.
Категория: Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (05.10.2012)
Просмотров: 1351 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 2
1  
Здравствуйте!
А мне до сих пор не прикреплен сертификат об участии в конкурсе "Педагогический дебют".

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]