Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют» |
«Черное золото Кузбасса» Внеклассное мероприятие 7 класс
Цели: формирование нравственно-патриотических убеждений подростков; развитие внимания, любви к поэтическому слову. Задачи: Развивать интерес к литературному краеведению. Воспитывать чувство любви к малой родине, ответственности за её судьбу. Воспитывать уважение к труду людей, чувство гордости за трудовые достижения земляков. Обогащать знания детей о природных богатствах Кузбасса, ее роли в социальном и экономическом развитии области. Оборудование: различные сборники кузбасской поэзии, портреты поэтов, фотоальбомы, плакат с записью темы урока и эпиграфа к нему, карта Кемеровской области, музыкальные записи песен. Эпиграф: Мы дышим тем, что родина живет: Её заботы в сердце оседают, Её печали мучают и давят, Её веселье к радости зовет. Валерий Ковшов. Сценарный план мероприятия: Вступительное слово учителя. Выступление обучающихся первой группы «фольклористов». Выступление обучающихся второй группы «краеведов». Выступление обучающихся третьей группы «чтецов». Подведение итогов занятия. Ход мероприятия: Вступительное слово учителя. Учитель. Чтение эпиграфа Мы дышим тем, что родина живет: Её заботы в сердце оседают, Её печали мучают и давят, Её веселье к радости зовет. Валерий Ковшов. - Ребята, наша маленькая Родина называется Кузбасс, Кемеровская область. - Чем наша малая Родина живет? Чем славится? Обучающиеся: Углем, сталью. Учитель: что у меня на столе? Обучающиеся: каменный уголь. Учитель: правильно, это наше черное золото Кузбасса. Наша Кемеровская область славится каменным углем. Вы готовились к нашему занятию, каждая группа подбирала материалы к своим выступлениям. Надеюсь на плодотворную работу всех вас, ибо тема нашего семинара очень сокровенная. Малая родина — это твой родительский дом, место, где ты родился, жил с родителями, родимый край, родная земля, она на всю жизнь остается в сердце каждого человека. Существует предание о том, как человек обнаружил этот драгоценный камень — уголь. Эту легенду вам расскажет первая группа — «фольклористы». 2. Выступление обучающихся первой группы «Фольклористы»: Легенда об угле. В далекие времена, в годы мамаевских походов на Русь, бежал из Пронска старик Ягун, приговоренный за непокорность к смерти. Вместе с ним ушли красавица-дочка Пращена, конопатый сын Михаил, невестка Махоня. Пробирались они осторожно, по лесным тропам: ожидали погони. Но позади все было спокойно. В лесу тишина, веет прохладой. Путники успокоились, и когда дорогу на юг им преградила широкая, полноводная река, решили передохнуть на берегу. Старик Ягун нагнулся и корявой горстью зачерпнул студеной прозрачной воды. Попил, выпрямился и молвил: «Вода добрая». Дальше они уже не пошли. Избу построили из глины. Здесь-то, в овраге и нашел старик Ягун диковинный смоляной камень. Принес его в мазанку и, решил испытать в огне, раскрошил обухом топора, засунул в каминку, раздул подтопок и замер в удивлении: «Гори-ит!» Учитель: Кто открыл залежи каменного угля в Кузбассе? Обучающиеся: Михайло Волков. Учитель: о нем нам расскажет группа «краеведов». 3. Выступление обучающихся второй группы «Краеведы»: - В 1721 году Михайло Волков в семи верстах от Верхотомского острога обнаружил выходы «горючего камня». Этим было положено начало открытию главного богатства Кузнецкой земли — каменного угля. С открытия М.Волкова началась история освоения Кузбасса. В одном из преданий рассказывается: «В осеннюю пору одинокий путник плыл по Томи в лодке, осматривая приподнятые берега. Человек причалил к берегу – под защиту высокой горы, привязал лодку к коряге и осмотрелся. Он был высок, плечист. Путник вынул из-за пояса топор и начал рубить корягу для костра. Скоро костер разгорелся, человек подвесил котелок с водой и задумался. И вдруг показалось путнику, что рядом затлела сама земля. Человек проследил взглядом - откуда здесь камни. Поднялся к черному срезу и набрал для костра еще груду камней, и они горели оранжевым жаром осенней ночью на берегу Томи, а возле костра сидел Михайло Волков. Гора, на которой М.Волков нашел уголь, названа Черной Горкой. А в честь Михайлы Волкова в городе Березовском в 2006г. воздвигнут памятник и названа площадь его именем. Наша площадь Волкова Михайлы Не спутать с площадью иной; В больших руках мужик бывалый Сжал каменный огонь земной. С.Донбай Учитель: - Сегодня в Кузбассе работает много шахт, разрезов, где добывается каменный уголь. Какие из них вы знаете? Обучающиеся: - Разрез «Талдинский», шахты «Абашевская», «Есаульская», «Распадская», «Ерунаковская», «Узковская», «Алардинская», «Грамотеинская», «Есаульская», «Осинниковская», «Томская», «Ульяновская», «Кушеяковская», «Ерунаковская VIII». Учитель: - У кого из вас работают родители в угольной промышленности? (рассказы детей о профессии шахтера). Обучающаяся (Моськина Александра): - Мой папа-шахтер. Он работает в городе Новокузнецке на шахте «Абашевская». Своим папой я очень горжусь и восхищаюсь, потому что профессия шахтера, одна из самых опасных и экстремальных, её выбирают самые мужественные и смелые люди. Находиться на расстоянии сотен метров под землей, сможет далеко не каждый человек. Мой папа приходит домой уставшим, потому что его работа заключается в добыче угля в подземной шахте. Это очень тяжёлый труд, ему приходится спускаться на большую глубину в забой, где и происходит добыча угля. А еще мой папа занимает ответственную должность. Он работает механиком. От умения грамотно управлять технологией производства зависит многое: добыча, план и др. В шахте работают различные специалисты, в том числе горнорабочие, электрослесари – моему папе нужно еще и правильно распределять поручения, следить за процессом добычи. Профессия моего папы требует не только большого вложения физического труда, но и хороших интеллектуальных способностей. Ведь он знает все о земных породах, умеет управлять сложной техникой, правильно поступать в экстремальных ситуациях. Очень часто мой папа задерживается на работе, а еще чаще его вызывают на работу. Это связано с тем, что монтируют, демонтируют, регулируют, ремонтируют сложную технику. Они обслуживают горные машины, угольные и проходческие комбайны. Среди горняков нет случайных людей. Профессия шахтёра сложна, она требует определённых знаний, крепкого физического здоровья, большого самообладания, терпения, выдержки и силы воли. Профессия шахтера – почетна, достойна настоящих мужчин. Я горжусь своим папой и другими шахтерами, благодаря им, их труд заслуживает самых искренних слов признательности и восхищения. 2 ученик: - Замечательная профессия шахтера! Ведь они своим углем «что в мире золотом зовут, приносят в дома тепло, уют». И для страны наш кузбасский уголь — и »хлеб», он очень важный, его в народе хлебом неспроста зовут. Поэтому недаром поэты создают песни, стихотворения о шахтерском труде, опасном и трудном, об угольных разрезах. Учитель: - В годы Великой Отечественной войны Кузбасс был «Всесоюзной кочегаркой», он обогревал всю страну и ковал в своих цехах броневой щит, заслонивший нас от фашистского нашествия. Это и определило специфику кузбасской поэзии. Поэты первыми заметили, что очертания Кузбасса на карте страны имеют форму сердца. Это — индустриальное сердце Сибири: уголь, металл, химия. Но сердце не может быть только индустриальным. Творчество наших лучших поэтов-земляков, начиная с их «крестного отца» В.Федорова, - это переживание за участь родной земли, гордость за богатство природных ресурсов. -Давайте некоторые из них послушаем. Выступит группа чтецов. Чтецы: Участок добычи угля Раскинулись широкие просторы. Бескрайние, зелёные поля. Пришли на землю здешние шахтёры. Достали черный уголь для себя. Тепло и свет приносят людям, Шахтёры — армия труда. Да возгорится факел жизни! На долгий мир, на долгие года! И в глубине огромного каньона, Где экскаваторы железные стоят. Колышут тихо русские берёзы, Они о жизни вечной говорят. Уходит вдаль шахтёрская дорога, Для многих в памяти она жива. Артём, посёлок Лучегорск и Реттиховка Объединили многих навсегда. Живёт […] Учитель: - А сейчас предлагаем вашему вниманию послушать песню о «черном хлебе промышленности». Владимир Высоцкий Марш Шахтеров Не космос - метры грунта Надо мной, И в шахте не до Праздничных процессий, Но мы владеем тоже внеземной – И самою земною Из профессий. Любой из нас - ну, чем Не чародей? Из преисподней наверх Уголь мечем. Мы топливо отнимем у чертей – Свои котлы топить им будет Нечем! Взорвано, Уложено, Сколото Черное Надежное Золото. Да, сами мы, как дьяволы, в пыли. Зато наш поезд не уйдет порожний. Терзаем чрево матушки-Земли, Но на земле теплее и надежней. Вот вагонетки, душу веселя, Проносятся, как в фильме о погонях. И шуточку "Даешь стране угля!" Мы чувствуем на собственных ладонях. Взорвано, Уложено, Сколото Черное Надежное Золото. Да, мы бываем в крупном барыше, Но роем глубже: голод - ненасытен. Порой копаться в собственной душе Мы забываем, роясь в антраците. Воронками изрытые поля Не позабудь и оглянись во гневе, Но нас, благословенная Земля, Прости за то, что роемся во чреве. Взорвано, Уложено, Сколото Черное Надежное Золото. Вгрызаясь вглубь веков хоть на виток (То взрыв, то лязг - такое безгитарье!),- Вот череп вскрыл отбойный молоток, Задев кору большого полушарья. Не бойся заблудиться в темноте И захлебнуться пылью - не один ты! Вперед и вниз! Мы будем на щите - Мы сами рыли эти лабиринты! Взорвано, Уложено, Сколото Черное Надежное Золото. 1970 5.Подведение итогов урока: Учитель: - Есть ли вопросы к выступавшим? Спасибо всем участникам нашего урока-семинара. Сегодня вы узнали больше о своей малой Родине, профессии шахтеров. Давайте подведем его итоги. -Кого из выступавших ребят на семинаре можно отметить? -Чье чтение стихов звучало проникновеннее? В заключение хочется сказать: любите поэзию. Она очищает наши души. Настоящая поэзия несет в себе доброе начало. Активнее включайтесь в литературное краеведение. И пробуйте свои силы в художественном слове. А самое главное: мы должны любить свою Кемеровскую область, богатую «черным золотом»; гордиться нашими шахтерами! Спасибо всем! Автор: Ильина Наталья Юльевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №110» города Новокузнецка Кемеровской области. | |
Категория: Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (05.10.2012) | |
Просмотров: 1351 | Комментарии: 2 |
Всего комментариев: 2 | |
| |