Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют» |
«Что мы знаем о войне?» (интеллектуально-познавательная игра).
«Не зная истории героической борьбы своего народа, нельзя по-настоящему научиться любить Родину!» Данная методическая разработка сценария: «Что мы знаем о войне?» (интеллектуально-познавательная игра, посвященная Великой Победе в Великой Отечественной войне) написана в номинации: «Тематическое внеклассное мероприятие», посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне». Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из важнейших задач нашего общества, если не сказать самая главная. Ведь каким будет завтрашний день, завтрашнее общество, какие в нем будут преобладать нравственные ценности – зависит от нас, молодых, живущих в современном мире. Все дальше и дальше уходит тот день, когда прозвучал первый салют в честь Победы над фашистами. Все меньше и меньше остается очевидцев реальных событий тех лет. Что знаем мы об испытаниях, выпавших на долю, что им пришлось пережить, через что пройти. Решать эту задачу нужно сегодня, сейчас. Именно поэтому, мы с воспитанниками работаем над социальным проектом «Живая память». Этим самым мы проводим работу над возрождением традиций патриотического воспитания. Своим примером мы хотим, чтобы наши ровесники научились, как и мы ценить историческое прошлое Родины, быть настоящими патриотами своего края, села Пригородного Сердобского района. К сожалению, в настоящее время патриотическое воспитание во многом сошло на нет… У некоторых подростков проявляются явления вандализма, неуважение к прошлому, черствость и жестокость по отношению к пожилым людям. Впервые мы ощутили значимость своей работы, прикоснувшись к патриотической теме, и внесли свой небольшой вклад для участников военных событий, проживающих на территории села Пригородного Сердобского района. Поэтому целью работы по созданию воспитательных мероприятий патриотической направленности стало: Создание условий и возможностей для воспитания у учащихся чувства патриотизма, милосердия, любви и уважения к прошлому своего народа; Для реализации главной цели необходимо решение следующих задач: Воспитание культуры, чувства ответственности и гордости за свою страну; Повышение интереса к событиям Великой Отечественной войны, путем привлечения учащихся Сердобского района к организации и проведения мероприятий к празднованию Великой Победы. Представленные материалы носят многоплановый характер. Большей частью - это мероприятие, смысл которого заключается в формировании реальных понятий добра и зла, в обращении сознания учащихся к высоким идеалам, которые имели место в отечественной истории, и создания у них тем самым самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России. Если к данной проблеме воспитания подрастающего поколения регулярно обращаться посредством работы по данной тематике, то это поможет вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и ёмким словом – «патриот». Гордость за свою Родину, понимание неповторимости богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. Необходимо воспитывать детей гражданами России, формируя у них сознание своей причастности к судьбе России. Традиционные встречи с ветеранами и участниками Великой Отечественной войны проводятся в объединении ежегодно как традиционные мероприятия, предполагающие работу по воспитательному блоку авторской образовательной программы «Напевы Родины любимой». Воспитанники ансамбля русских народных инструментов (8-14 лет) ежегодно осуществляют данную деятельность по патриотическому воспитанию. Поэтому в результате: мероприятия всегда проходят на эмоциональном подъеме, пробуждают чувства сопричастности к событиям прошлого и желания приобщиться к событиям настоящего времени. Данные материалы помогают нашим воспитанникам уделить внимание таким важным датам российского и международного календаря, как День Великой Победы над фашистской Германией. Ведь историческая память – одна из основ воспитания Гражданина. И лучше, если с детских лет воспитывается такая память, воспитывается уважение к традициям, к знаковым датам – печальным и радостным, к готовности выполнения гражданского долга и конституционным обязанностям по защите Родины. Цель: Воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма русской армии, храбрости и мужества народа; расширение кругозора детей, развитие их мыслительной деятельности, эрудиции на основе использованного материала. Задачи: развитие навыков самостоятельной творческой и поисковой работы индивидуально и в команде; развитие у учащихся умений аргументировано отстаивать свою точку зрения; формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству, формирование опыта нравственного поведения личности. Оборудование: музыкальный центр; изображения русских наград и памятных знаков; портреты участников – героев Великой Отечественной войны; Подготовительная работа: организовать выставку рисунков детей по теме: «Слава тебе, Победитель солдат!» изготовить сувениры для ветеранов; организовать выставку книг, посвященную Великой Отечественной войне. подготовить вопросы для викторины на военную тематику; подготовить ведущих для проведения мероприятия; приготовить презентацию на мультимедиа к сценарию; записать фонограммы песен военных лет: «С чего начинается, Родина?» ( сл.: М.Матусовского, муз.: В.Блантера), «На безымянной высоте» (сл.: М.Матусовского, муз.: В.Блантера), «Фронтовики, оденьте ордена» (сл.: В.Сергеева, муз.: О.Фельцмана), «День победы» ( сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова), «Синий платочек» (сл. М.Максимова, 1942.), «В землянке» (сл.: А.Суркова, муз.: К.Листова, 1942г.), «Прощание Славянки»( муз. В.Агапкина). Педагог: Дорогие ребята! В этом году 9 мая салют прогремит в честь Великой Победы. Прошло уже столько лет, но в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа. Солдаты сражались во имя мира и мечтали о будущем мире в передышках между боями, в тесных землянках и холодных окопах. Такие молодые! Встретили они грудью врага, защитили Родину. И стар и млад встал на защиту своей родной земли. На нашем празднике много гостей. Среди них ветераны Великой Отечественной войны: Бортникова Анастасия Федоровна, Ускова Мария Ивановна, Савельева Тамара Семеновна, Жиганов Алексей Павлович. Давайте поприветствуем Героев Великой Победы (дети вручают цветы и сувениры, приготовленные своими руками). Учащийся: Июнь… Клонился к вечеру закат И белой ночи разливалось море. И раздавался звонкий смех ребят, Не знающих, не ведающих горя. Учащийся: Июнь. Тогда ещё не знал никто, Со школьных вечеров шагая, Что завтра будет первый день войны, А кончится она, лишь в 45-м мая. ( звучит музыка «С чего начинается, Родина?» ( сл.: М.Матусовский, муз.: В.Баснер) Учащийся: Казалось, было холодно цветам, И от росы они слегка поблекли. Зарю, что шла по травам и кустам Обшарили немецкие бинокли. Учащийся: Такою все дышало тишиной, Что вся земля ещё спала, казалось, Кто знал, что между миром и войной Всего каких-то пять минут осталось. (звучит марш «Прощание Славянки» муз. В.Агапкина) Учащийся: Впрочем, это было так давно, Что как будто не было и выдумано… Может быть увидено в кино Может быть в романе вычитано. (беседуют мальчик и девочка) - Вы помните этот день? - А вы? - Война – 4 года. - 1418 дней. - и 27000000 погибших русских людей. - Это значит 30 человек на каждые 2 метра земли. - Это значит 15 человек в каждую минуту. (звучит фонограмма «На безымянной высоте» (сл.: М.Матусовского, муз.: В.Баснера) Педагог: Война оставила след почти в каждой семье. 27000000 своих сыновей и дочерей не досчиталась страна. Они не пощадили своих жизней ради нашей Победы. Разрушено 1725 городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень. Взорвано около 32000 промышленных предприятий, 65000 километров железных дорог. Уничтожено то, что было создано трудом нашего народа. Выведены из строя заводы, фабрики, затоплены шахты, истоптаны плодородные нивы. Тяжелую войну вынес на своих плечах наш народ. Он проливал кровь, голодал, отдавал фронту последнее. И выстоял, победил! Учащийся: Видела вся планета В тучах огня дыша – Слава твоя бессмертна, Воля несокрушима. Учащийся: Сила твоя стальная Двигалась как лавина, По берегам Дуная, По площадям Берлина. Учащийся: Мы на огне горели, Мы по сугробам спали, Многие постарели, Многие – в поле пали. Учащийся: Многое нынче память Восстановить не может Новый день наступает – Старый со славой прожит… (звучит фонограмма песни «Фронтовики, оденьте ордена» (сл.: В.Сергеева, муз.: О.Фельцмана) Педагог: Сегодня у нас всех есть уникальная возможность поговорить с человеком, который на себе испытал все трудности войны. Я думаю, всем приятно будет пообщаться с Жигановым Алексеем Павловичем и задать ему вопросы, связанные с военными событиями 1941-1945 годов ( общение ребят с ветераном). Педагог: Я предлагаю вам, ребята, пройтись дорогами войны, вспомнить значимые события. Наше путешествие носит название «Что мы знаем о войне?» Лицом к лицу встретятся две команды, остальные будут болельщиками. Пожалуйста, команды займите свои места и представьтесь! Ход игры: I. Презентация команд: А) название; Б) девиз. 1 команда «Звезда» Девиз: Светить всегда, Светить везде! 2 команда «Победа». Девиз: Ни пяди врагу, Ни шагу назад. II. Разминка. Педагог: Ребята, для разминки вам было дано домашнее задание, подготовить пословицы и поговорки о войне, победе, военном оружии, Родине. Для жюри: А) полный ответ – 5 баллов. Б) неполный ответ – 3 балла. В) неправильный ответ – 0 баллов. Г) болельщики могут помочь своей команде – 1 балл. Итак, начнем. В бою побывать – цену жизни узнать. Дружно за мир стоять, войне не бывать. Честь солдата береги свято. Храбрость – сестра Победы. Умелый боец везде молодец. Фашисты нам яму рыли, да сами в неё угодили. Славу свою добывай в бою. Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается. Смело иди в бой, Родина за тобой. Если народ един, он непобедим. Если по-русски скроен и один в поле воин. Любовь к Родине сильнее смерти. Нет в мире краше Родины нашей. Войной да огнем не шутят. За Москву – мать не страшно умирать. Москва, что гранить, никто Москву не победит. Говорят в Москве, а слушают по всей стране. Педагог: Молодцы, спасибо! А теперь несколько загадок об оружии. 1. Ползет черепаха – Стальная рубаха, Враг в овраг, Черепаха – куда враг (танк). 2. На горе – горушке Стоят старушки Вздохнут они да охнут, Вблизи все люди глохнут. Враг подвернется Один прах остается (пушки). 3. На пушку не похоже А палит – дай боже (миномет). 4. Красная девица – Гроза для фрицев, Стоит её запеть, Как немцу верная смерть («Катюша») 5. Летит – воет, упал - землю роет (снаряд). 6. Крышкой закрыта, В землю зарыта, Ждет – поджидает, Немца – бандита (мина). 7. Летит ворон – весь окован, Кого клюнет, тому смерть (пуля). Педагог: Спасибо, молодцы! И пока жюри подсчитывает баллы, мы берем музыкальную паузу (ансамбль русских народных инструментов «Наигрыш» исполнит песню «Соловей на веточке» фольклор Сердобского района село Н-Студеновка) III. Исторические события: 1. Каким русским женским именем называлась установка реактивной артиллерии? («Катюша») 2. По названию, какого хищника назывались немецкие танки? (тигры) 3. Как назывались советские военные формирования, которые вели борьбу с фашистами в тылу? (партизаны) 4. Как называлось здание в Берлине, на крыше которого в мае 1945 года было водружено Красное знамя? (рейхстаг) 5. В каком месяце началась Великая Отечественная война? (в июне 1941 года) 6. Назовите имя и фамилию девочки, которая в блокадном Ленинграде вела дневник? (Таня Савичева) 7. Когда мы празднует День Победы? (9 мая). Музыкальная пауза (ансамбль русских народных инструментов «Наигрыш» исполнят песню «Катюша» (сл.: М.Исаковского, муз. : М.Блантера). IV. Исторические места. 1. Как называлась пограничная крепость, первая подвергшаяся нападению фашистской Германии? (Брестская крепость) 2. Какой город выдержал 900-дневную осаду немецких войск? (Ленинград). 3. «Дорога жизни» - единственная транспортная магистраль, которая соединяла блокадный Ленинград с Большой Землей. По какому озеру она проходила? (Ладожское озеро) 4. 58 суток сержант Павлов и его бойцы отбивали атаки вражеской пехоты, танков и самолетов, ведя оборону в одном из домов города. В каком городе находился этот знаменитый дом Павлова? (Волгоград). 5. В годы Великой Отечественной войны 28 бойцов И.В.Панфилова отразили несколько танковых атак фашистов. Почти все погибли, но врага не пропустили. Какой город защищали герои-панфиловцы? (Москва). 6. Одно из крупных сражений Великой Отечественной войны проходило под Сталинградом. Какое современное название города? (Волгоград). Музыкальная пауза (ансамбль русских народных инструментов «Наигрыш» исполнит песню «День победы» ( сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова). V. Полководцы Великой Отечественной войны. 1. Этого выдающегося русского полководца, героя Великой Отечественной войны, называли Маршалом Победы. Он принимал парад Победы на Красной площади в Москве (24 июля 1945г. Георгий Константинович Жуков) 2. В честь каких выдающихся полководцев в годы Великой Отечественной войны были учреждены ордена? (Александра Невского, Михаила Илларионовича Кутузова, Александра Васильевича Суворова, Богдана Хмельницкого). 3. Кто был Верховным главнокомандующим во время Великой Отечественной войны и руководил страной с 1924 по 1953 годы? (Иосиф Виссарионович Сталин) Музыкальная пауза (ансамбль русских народных инструментов «Наигрыш» исполнит песню «Синий платочек» (сл. М.Максимова, 1942.). VI. Подвиг солдата. 1. Летчик, Герой Советского Союза, 26 июня 1941 года направил свой самолет в скопление танков противника (Николай Гастелло). 2. Назовите фамилии солдат, водрузивших красное знамя над рейхстагом в берлине (Кантария, Егоров). VII. Солдатская песня. Педагог: А сейчас я предлагаю исполнить солдатскую песню «Катюша». 1-я команда – 1-й куплет; 2-ая команда – 2-ой куплет; 3-ий куплет - все вместе. (жюри подсчитывает баллы) Педагог: Вот и подошло к концу наше путешествие. Если в ваших душах, ребята, загорелся огонек благодарности к тем людям, которые ценой своей жизни завоевали Победу и право на счастливую жизнь, то наша встреча была не напрасна. Педагог: Небеса давно уже чисты, Жизнь идет, и солнце так же светит, Но кладут на парапет цветы С трепетом и со смущением дети. И мы с ними будем наравне, Потому что много не видали, Ведь не мы погибли на войне, Ради Жизни жизнь свою отдали! Хоть на миг оставьте все дела, Вспомните, и мир светлее станет! Время все стирает, но должна В наших душах оставаться память! Спасибо всем! Педагог: А сейчас, ребята, эту свечу, мы будем передавать друг другу с пожеланиями мира, добра и счастья. И право это сделать первому, мы предоставляем нашим гостям - ветеранам Великой Отечественной войны. - Пусть будет мир во всем мире. - Чтобы никогда не было войны. - Чтобы дети не теряли своих отцов, родных и близких. - Только мирного неба над головой. - Пусть на глазах появляются только слезы радости и счастья. - Чтобы люди дружили, а не воевали. Список использованной литературы Краткий психологический словарь. Под ред. А. Петровского, М.Т. Ярошевского. М., 1985. Медушевский В.В. Сущность и специфика музыки. Просвещение, 1993. Музыкальное восприятие школьников. (Белобородова В.К., Ригина В.С., Алиев Ю.Б.) М,1975. Тихонов Б.Д. Основы методики музыкальных занятий в самодеятельном оркестре народных инструментов. М., 1978. Терентьева Н.А. Музыкально – эстетическое воспитание. М.. 1994. 6. Энциклопедия юного музыканта. 7. Классный руководитель. Москва, 2008 /№ 8. 8. Классный руководитель. Москва, 2009 /№ 7. 9. Классный руководитель. Москва, 2006 /№ 2. 10.Классный руководитель. Москва, 2005 /№ 2. 11. Классный руководитель. Москва, 2006 / №3. Автор: Медведвева Светлана Николаевна, педагог дополнительного образования, г. Сердобск, Пензенская область, Российская Федерация. | |
Категория: Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (05.10.2012) | |
Просмотров: 1085 | Комментарии: 1 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||