Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют» |
Профориентационное занятие «Ориентир»
Цель: актуализация темы «Выбор профессии». Задачи: - установление контакта с учащимися; - знакомство с моделью профессионального выбора: треугольник Е.А. Климова; - изучение личностных особенностей учащихся. Материалы и оборудование: класс, рабочая тетрадь. Ход занятия: Знакомство. На занятии очень важно установить контакт с подростками. Вначале нужно представиться и познакомиться с ребятами, объяснить, с какой целью все собрались, и познакомить с режимом работы. Я представилась, теперь, пожалуйста, представьтесь вы, кроме имени и фамилии постарайтесь сказать о себе еще что-нибудь, например, чем увлекаетесь, что любите и т.д. - Спасибо, мне приятно с вами познакомиться. А сейчас я расскажу, зачем нам нужны такие занятия? Беседа о важности профессионального самоопределения. - Представьте, что вы пришли в огромный супермаркет, где более пяти тысяч наименований товаров, и они сложены в огромную непонятную кучу. Как долго вы будете выбирать из нее то, что вам нужно? Сколько времени на это уйдет? Так и в выборе профессии. Вы можете перебирать их одну за другой, и целой жизни не хватит. Если же разложить все по полочкам, задача упрощается. И цель наших занятий – познакомить вас с ориентирами в мире профессий. На сколько важен правильный выбор профессии?. Например, вы поступили в медицинский институт. Чтобы стать хорошим врачом, понадобится 6 лет учебы и 3 года практики. И к 30 годам вы можете стать хорошим врачом или… поймете, что занялись не своим делом и нужно срочно что-то менять. Сколько времени остается на то, чтобы переквалифицироваться? Кроме того в сегодняшних условиях при приеме на работу существует ограничение по возрасту до 35 лет. Таким образом, очевидно, что важен осознанный выбор профессии как можно раньше. - Что же необходимо для правильного выбора? Психолог Е.А. Климов предложил треугольник профессионального выбора: ХОЧУ – МОГУ – НАДО. Хочу – ваши желания, интересы, стремления. Могу – ваши таланты, способности, состояние здоровья. Надо – состояние рынка труда, востребованность профессий. - Хочу, Могу, Надо могут пересекаться очень по-разному: так, как в образце, или, в самом лучшем случае, могут полностью совпасть, или, наоборот, даже не соприкасаться, что может быть тоже редко. - Что такое ХОЧУ при выборе профессии? ХОЧУ – это ваш интерес, желание заниматься любимым делом. Подчеркнем, что это ваш собственный, внутренний мотив достижений. Очень часто происходит подмена ХОЧУ НАДО. Но НАДО выражает не внутренние побуждения человека, а внешние требования родителей, родственников, учителей, а могут быть как бы вашими собственными, но труднообъяснимыми. Поэтому мы можем наблюдать два вида мотивации. Первый мотив направлен на внутренний рост, сепарацию от среды, все большую опору на себя и доверие к себе, и мы называем его мотивом достижений. Второй мотив связан с исполнением. Как любая исполнительская деятельность, он влечет за собой целую вереницу страхов, и мы называем его мотивом избегания неудач. Оба мотива имеют отношение к ХОЧУ. Если первый обеспечивает успех в освоении любого начатого предприятия, то второй служит целям внутреннего побега от риска, открытий, потрясений и любопытства. Нередки случаи, когда вчерашний выпускник, поступив в институт, вдруг забрасывает учебу. Родители в панике. Что делать? Как заставить его учиться? Однако совсем немногие взрослые готовы рискнуть и отдать решение на откуп ребенку. Опять тот же мотив избегания неудач. И это тупик. По окончании учебы начинается трудовая деятельность. Что происходит, если человек занимается тем, что ему неинтересно? Он изо дня в день ходит на работу, которая ему не нравится. Он придумывает для себя различные объяснения, почему ему нужно это делать. И чем больше себя заставляет, тем меньше хочет это делать. Грустно, не так ли? - Что такое МОГУ при выборе профессии? ( «это то, что я могу», «что я умею») - МОГУ – это ваши способности, склонности, образование и опыт. Вы знаете, что в любой профессии необходим набор определенных знаний, умений и навыков. Допустим, что кто-то из вас хочет стать профессиональным футболистом. Получится ли у него это? Возможно – да, возможно – нет. Тут многое зависит от физических способностей и потраченного на тренировки времени. Если этого багажа у вас за плечами не окажется, то играть лучше всего в дворовой команде. Так и с любой профессиональной деятельностью. Если вы приходите на работу, которая вам нравится, но вы с ней не справляетесь, то через некоторое время вас, скорее всего, уволят и найдут более подходящего сотрудника. - Что такое НАДО при выборе профессии? ( «может, то, что я умею, никому не надо») Слово НАДО подразумевает под собой требование. НАДО в данном случае означает тот круг профессий, который востребован на рынке труда. Допустим, вы стали программистом, имеете соответствующее образование и даже склонности заниматься именно такой деятельностью. Те, кто знаком с ситуацией поближе, знают, что востребованы, бывают не просто программисты (в особенности, если ориентироваться на европейский и американский рынок), а специалисты, владеющие тем или иным языком программирования и разбирающиеся в тех или иных специальных вопросах. Безусловно, программисты – неглупые люди и в состоянии многое освоить, но за это время уходит вакансия, и обучение становится бессмысленным. Поэтому найти рабочее место, где ваши знания, способности и опыт получат достойное применение и оплату, совсем не просто. Здесь все зависит от вашей активной позиции, амбиций и удачи. Упражнение про «ХОЧУ» и «ДОЛЖЕН». Цель: осознание разницы между желаемым и необходимым. Инструкция: напишите на листке 5 утверждений, начинающихся словами: «Я должен…», теперь запишите эти же самые утверждения, заменив слово «должен» на слово «хочу». Посмотрите на эти утверждения со словом «хочу» и отметьте + те, с которыми вы готовы согласиться. Что изменилось? (ребята отмечают, что их желания не всегда совпадают с тем, что они должны). Каково для вас соотношение между «должен» и «хочу»? как меняется ваше отношение к деятельности? («когда я знаю, что хочу что-то делать, я делаю это с удовольствием») Рефлексия. Литература: 1. Артемьева Л.Н. Выбор профессии: предпочтения школьников и родителей / Л.Н. Артемьева // Школа и производство. – 2006. - № 7.- С. 68-69. 2. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь, 2007. – 366с. 3. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Книга для учащихся ст. классов сред. шк. – 2-е изд., доп. и дораб. – М., 1990. 4. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального самоопределения. – М.: Институт практической психологии, 1997. Автор: Горькова Ирина Александровна, учитель физики, МБОУ Воршинская СОШ, Собинский район, Владимирская область. | |
Категория: Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (05.10.2012) | |
Просмотров: 645 | Комментарии: 1 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||