Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют» |
Сценарий внеклассное мероприятие (по краеведческому материалу), посвященное Дню победы.
Цели: - расширение и углубление представлений учащихся об истории родного края на конкретных примерах мужества и героизма наших земляков, приобщение их к социальному опыту, духовным ценностям предшествующего поколения; - воспитание патриотических чувств подрастающего поколения; - развитие творческих способностей ребят. Оборудование: Картина «Бессмертие». Н. Толкунов. Картина «Комсомольцы на строительстве оборонительных рубежей». Н. Осенев. Картина «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года». А. Дейнека. Картина «Таня». Кукрыниксы (П. Крылов, М. Куприянов, Н. Соколов). Картина «Победа». П. Кривоногов. Плакат «Родина мать зовет!». Первый концерт для фортепьяно с оркестром П.И. Чайковского. «Священная война», музыка А. В. Александрова, слова В.Лебедева-Кумача. Песня «Довоенный вальс». Слова Феликса Лаубе. Музыка Павла Аедоницкого. Песня «Журавли», музыка Я. Френкеля, слова Р. Гамзатова. Песня «День Победы», музыка Д. Тухманова. Литература: В.Балачан. Огненная колесница. Омск, 1993. В. Балачан. Защитники державы. Омск, 1988. Н. Березовский. Подарък за спомен. (Подарок на память). Омск, 2001. Вибе П.П., Михеев А.П., Пугачева Н.М. Омский историко-краеведческий словарь. М. Отечество, 1994. Их именами названы улицы Омска. Омск, 1988. В.А. Михайлева, Н.Н. Кузина. Смена за сменой. Омск, 1982. Победа. Стихи Военных лет 1941-1945 гг. М.,1985. Предметные области: история, краеведенье, литература, музыка, изобразительное искусство. Сцена 1 На сцене двое ведущих. Звучит отрывок из «Первого концерта для фортепьяно с оркестром» П.И. Чайковского. Ведущий. 27 миллионам павших, не вернувшимся с кровавых полей войны, посвящается. Ведущая. Славным ветеранам Великой Отечественной войны, выстоявшим, победившим, подарившим миру жизнь и счастье, посвящается. Ведущий. Поколению, вступающему в жизнь, посвящается. Ведущая. Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам о горьком победном пути. Поэтому должен хотя бы наш разум дорогой победы пройти. Ведущий. И мы разобраться обязаны сами в той боли, что мир перенес, конечно, мы смотрим иными глазами, такими же полными слез. Ансамбль девочек поёт песню «Довоенный вальс». На экране довоенные фото из семейных альбомов учеников. Ведущая. Война началась 22 июня 1941 года. По стране прошли выпускные вечера в школах, закончились последние выпускные экзамены. 1-й исполнитель. Та ночь полна июньской прелести, Для них не пожалела света. Грядущим аттестатом зрелости Их озарило это лето. 2-й исполнитель. С утра – экзамен по истории. Им так хотелось отличиться! Бессоннице счастливой вторили Века, события и лица. 3-й исполнитель. Какие им отметки выставит Учитель завтра, напоследок? Над Прииртышьем колосистым Витали вздохи однолеток. 4-й исполнитель. Но вдруг рвануло за околицей, И в брызгах стекол, в туче щебня Волной воздушной с подоконника Смело тетрадку и учебник. (Р. Гамзатов). Звучат слова Левитана о начале войны. Звучит «Священная война» А.В. Александрова. 1-й исполнитель. Со всего Прииртышского края, Мужиков на войну собирая, От низовья, со всех деревень, Пароходы гудели весь день. 2-й исполнитель. Тишины и людей не жалея, Подгоняя всеобщий аврал, Через силу хрипел «Менделеев», А «Урал» во всю глотку орал. 3-й исполнитель. Голосили без удержу бабы. Задыхалась гармонь на ремне. Ребятня колготилась - хотя бы От событий Не быть В стороне. (В. Балачан, омский поэт). Звучит «Прощание славянки». Сцена 2. Ведущий 1-ый. 23 июня 1941 года в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР, в Омске началась мобилизация военнообязанных 1905-1918 годов рождения. В райвоенкомате поступило около 2250 заявлений о посылке добровольцем на фронт. В Омске было сформировано несколько воинских соединений и частей, которые прошли боевой путь от Подмосковья до Берлина. Ведущий 2-ой. В ноябре 1941 г. из Омска было направлена на фронт 364-я стрелковая дивизия, оборонявшая Ленинград и участвовавшая в прорыве блокады города. Ведущий 3-ий. Боевой путь от Сталинграда до берегов Эльбы прошла сформированная в 1942 году на базе Омского военного пехотного училища 308-я стрелковая дивизия под командованием начальника училища полковника Леонтия Никопаевича Гуртьева. Ведущий 4-ый. В сражающийся Сталинград дивизия Л.Н. Гуртьева вступила в ночь на 2 октября. Заняла боевые позиции на направлении главного удара немцев - в районе завода «Баррикады» и удерживала в течение месяца. Ведущий 5-ый. В боях под Сталинградом отличился связист Матвей Путилов. В один из октябрьских дней прервалась телефонная связь комдива Л.Н. Гуртьева с 339-м полком. Восстановить связь вырвался девятнадцатилетний рядовой Путилов. Ведущий 6-ой. Он пошел по линии, но отыскать разрыв было не так просто. Внезапно Путилов почувствовал сильную боль в руке и упал: ему перебило руки. Превозмогая острую боль, Матвей пополз дальше. На месте обрыва его вторично ранило. Путилов попытался соединить концы, но перебитые кровоточащие руки не слушались. И умирая, он, чтобы восстановить связь, сделал то, что было в его силах,- сжал зубами концы оборванного провода. Таким и нашел телефониста начальник связи лейтенант Хамицкий. Солдат был мертв, но связь восстановлена. Ведущий 1-ый. Похоронен в деревне… Получила известие мать… Похоронен, конечно, заочно. Только правды Ей долго не знать. Соберутся соседи - оплачут. Только мать - Не поверит тому! Но - пришла похоронка. И, значит, Ты останешься горем в дому… (В. Балачан, омский поэт) Ведущий 2-ой. В августе 1942 года из числа комсомольцев Омской области был организован добровольческий партизанский отряд «Сибиряк». Действовал в районе Витебской области. Партизаны, партизаны, белорусские сыны! Бейте воронов поганых, Режьте свору окаянных, Свору черных псов войны. (Янка Купала) Ведущий 3-ий. Подпольной организацией в годы войны в городе Херсоне и Николаеве руководил наш земляк Филипп Антонович Комков. Он создал подпольную группу, в состав которой вошло 21 человек. Группа установила связь с лагерем советских военнопленных, организовала побеги, обеспечила документами. Ведущий 4-ый. В 1943 году гитлеровцы начали повальные ареста. Подпольщиков схватили. Несколько недель допрашивали Комкова, но он молчал. 17 июля 1943 года полуживого его расстреляли в застенках тюрьмы. Ведущий 5-ый. В двадцать один год погиб Сергей Ермолаев. Его последний бой был 11 января 1945 года, когда окруженные гитлеровцы бросили против советских войск большую группу своих танков. Позицию артиллеристов Ермолаева атаковало сразу несколько машин. Несли потери обе стороны. Оглянувшись вокруг, Ермолаев понял, что остался один. Раненый в обе руки, Ермолаев с трудом прицепил на пояс противотанковые гранаты и поднялся на встречу врагу. Он рывком бросился под танк. «Тигр» дернулся и замер, окутанный черным дымом. Ведущий 6-ой. …И говорили офицеры: - Пошел в атаку - сильным будь! Неужто «тигры» и «пантеры» Нам преградят к победе путь?! Сильны отвагою без меры, И я бил Гитлера и ты… Бежали «тигры» и «пантеры», Поджав железные хвосты. (В. Балачан, омский поэт) Ведущий 1-ый. Победа доставалась ценой самого дорогого, что есть у человека,- жизни. Но дороже жизни была честь. Много мужей и сыновей погибло на поле боя, не вернулось домой. Ведущий 2-ой. Нас все меньше и меньше, А ведь было нас много. А ведь было нас столько- Аж качалась дорога. Ведущий 3-ий. Наши раны болели, Наши кости болели, Мы солдатское лихо Вместе с кашею ели. Ведущий 4-ый. Нас все меньше и меньше… Мы уходим далече. Этот мы погасили Бухенвальдские печи. Ведущий 5-ый. В трудных снах оживая, Бьет миттель фронтовая - Вся в рубцах и ожогах Наша память живая. Ведущий 6-ой. Нас все меньше и меньше… Нас все меньше и меньше… Нас все меньше и меньше… (В. Балачан, омский поэт) Ведущий 1-ый. Свыше 130 омичей удостоены звания Героя Советского Союза, а более 30 стали полными кавалерами солдатского ордена Славы. Сцена 3 Фрагмент 1. Ведущий. На передовой шли бои, а в тылу ждали вестей с фронта - скромных треугольников (писем). Письма, приходившие от бойцов, зачитывались вслух всеми близкими и знакомыми. Сценка по стихотворению В. Балачана «Письмо». Деревенская изба. Стол. За столом мать и четверо ребятишек. На другом краю сцены отец в землянке. Пишет письмо. Младший сын. Помню: Настя читает, Мать сидит за столом И с письмом начинает Разговор, Как с отцом. Отец. «Добрый день или вечер!»- Младший сын. Пишет с фронта отец. Настя. - Вечер, родненький, вечер. Вся семья наша здесь. Нынче вечер погожий- Ветерок по логам… Отец. «Жив - здоров И того же Я желаю и вам». Мать. - Помаленечку, Федя, Слава Богу, живем. И поправились дети. И хозяйство ведем… Отец. «Я теперь не на фронте,- Младший сын. Дальше пишет отец,- Отец. А в хозяйственной роте, Снова, значит,- кузнец. Дела - много. И строго Даже в кузнеце тут». Мать. - Ничего, слава Богу, Может быть, не убьют… Отец. «Если помнишь, В Бертени Кучерявый такой Жил Сафронов Арсений- Передай, что живой. Были ранены вместе, А теперь вот вдвоем По железу, по жести Славно дело ведем. Как там сами живете? Как Натолька- окреп? Есть ли что в огороде? Уродился ли хлеб?» Настя. -Есть для хлеба основа- Дождь пошел поливать… Отец. «Слышишь, Марья, корову Не надумай продавать! Без коровушки, знаешь, Будет голодна вам. Как-то зиму промаешь…» Мать. - Хорошо, не продам… Младший сын. Я письмо это слышу, Слышу мамин рассказ. А отец - будто вышел И вернется сейчас… Фрагмент 2. Омская школа №6. Учитель. Здравствуйте, дети! Садитесь! Кого сегодня нет? Дети. Шура Сорокин заболел, а у Гриши Желенкова брата убили. Похоронка вчера пришла. Мама у него сильно болеет, не встает поcле того, как отец без вести пропал, а тут и Федю убили. Учитель. Возьмешь булочки в буфете и отнесешь ребятам, вы ведь в одном бараке живете? Саша! Ты отметил на карте красными флажками наши города, которые освободили. Молодец! Сдайте тетради с домашней работой. Дети собирают тетради, которые сделаны из газеты. Входит директор школы. Дети встают. Директор. Ребята к нам в школу пришла правительственная телеграмма от товарища Сталина! «Директору школы №6 тов. Агеевой, секретарю комитета ВЛКСМ Розенблюм, старшей вожатой Фарбер, председателю учкома Белогородскому. Передайте учащимся школы №6 города Омска, собравшим 15000 рублей на строительство эскадрильи «Омский школьник», благодарность Красной Армии и мои пожелания им здоровья и успехов в учебе и общественной работе. И. Сталин». Мы и дальше будем помогать нашим отцам бить фашистов! Вы знаете, что мы оборудовали в школе столярную мастерскую, где мальчики делают лыжные палочки для лыжников на фронт. К 25 годовщине Октября собрали 4800 кг. черного и 105 кг. цветного металла, 210 бутылок для зажигательной смеси. Для посылок на фронт девочка сшили 150 носовых платков, 236 кисетов, связали 150 пар носков, склеили 220 конвертов. Мы ответили тов. Сталину хорошей учебой ударным трудом. Пионеры! К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будьте готовы! Дети. Всегда готовы! Учитель. Ребята урок закончен. Не забудьте, что к 4 часам мы идем в госпиталь! Сцена 4. На сцену выходят учащиеся, говорящие от имени тех, кто не дожил до Победы. 1-й исполнитель. Я убит подо Ржевом, Тот убит под Москвой. Где вы, воины, где вы, Кто остался живой? 2-й исполнитель. В городах миллионных, В селах, дома, в семье, В боевых гарнизонах? Не на нашей земле? 3-й исполнитель. Ах, своя ли, чужая, Вся в цветах иль снегу… Я вам жить завещаю, Что я больше могу! 4-й исполнитель. От неизвестных и до знаменитых, сразить которых годы не вольны, нас двадцать семь миллионов незабытых, убитых, не вернувшихся с войны. Звучит песня «Журавли», музыка Я. Френкеля, слова Р. Гамзатова. Выходят две девушки, одна в черном, другая, в белом , в руках лавровые венки. Первая. Пусть не все герои- Те, кто погибли. Павшим - вечная слава! Вечная слава! Вторая. Вспомним всех поименно, Горем вспомним своим. Это нужно не мертвым, Это нужно живым. Первая. Люди Земли! Убейте войну, Прокляните войну, Люди Земли!!! Вторая. Мечту пронесите через года И жизнью наполните! Но о тех, кто уже не придет никогда,- Заклинаю,- ПОМНИТЕ! Ведущий. 8 мая 1945 года фашисткой Германией был подписан акт о капитуляции. 9 мая был объявлен Днем Победы. Ведущая. Под сенью собственного флага На стенах взятого рейхстага Мы начертали письмена: «Конец войне! Победа! Слава! Тебе, Советская держава!» А рядом - наши имена. Звучит песня «День Победы». Работа была опубликована: Международная педагогическая олимпиада. Лауреат IV конкурс 2012 года «Знаем! Помним! Гордимся! (средняя и старшая школа)» http://pedolimp.ru/konkurs.php?kid=303 Автор: Иванина Алёна Геннадьевна, учитель истории и обществознания, БОУ города Омска «Гимназия№43», г. Омск, Омская область. | |
Категория: Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (02.10.2012) | |
Просмотров: 877 | Комментарии: 2 |
Всего комментариев: 2 | |
| |