Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют»

Методическая разработка экскурсии в зимнюю природу по теме:«Определение растений в зимний период».(Из опыта работы).
Ранний возраст – золотая пора сенсорного воспитания детей. В этот период дети впечатлительны, восприимчивы, их любознательность направлена на окружающий мир. Рассматривание объектов живой природы, их ощупывание, сравнение между собой способствуют развитию наблюдательности, творчества, активизируют умственные процессы, обогащают словарь, воспитывают умение работать вместе, учат самостоятельности, умению видеть и понимать красоту.

Я сама очень люблю природу, черпаю от неё живительную силу. И хочу привить моим ученикам такую же любовь ко всему живому. Хочу, чтобы дети были в тесной связи с живительной природой, составной частью которой мы все являемся.

Мои дети очень любят экскурсии. Живое восприятие света, причудливость ветвей, стволов деревьев вызывает в них восторг, удивление, любовь к русской природе, побуждает к исследованию-распознаванию молчаливых друзей из растительного царства. А.Я.Герд писал:…всякий должен бы знать свои родные деревья не только во время их цветения и не только по форме листьев, но угадывать каждое дерево по его общей форме, характеру, чтобы быть в состоянии уже издали приветствовать дерево его именем.  

Экскурсию стараюсь превратить в увлекательную дидактическую игру, где я чаще всего бываю учёным-ботаником. А мои дети помогают мне узнать название растений. В этих целях я пользуюсь разработанным мною по методу Б .Е. Балковского цифровым политомическим ключом определения растений по их декоративным признакам.

Для себя составила таблицу «Декоративные признаки деревьев».

Таблица №1

I.Жизненная форма
II.Форма кроны
III.Окраска коры ствола.
1-листопадные деревья

1-широкораскидистая
1-желтовато- бурая(бурая, серовато-коричневая)
2-вечнозелённые деревья
2-пирамидальная
2-красно-бурая

3-широкопирамидальная
3-серо-бурая

4-узкопирамидальная
4-буро-коричневая

5-широкоокруглая
5-светло-серая

6-широкоовальная
6-тёмно-серая

7-овальная
7-пепельно-серая

8-конусоообразная
8-черновато-серая

9-узкояйцевидная
9-красновато-коричневая


10-тёмно-коричневая


11-почти чёрная


12-тёмно-зелёная


13-зеленовато-тёмно-серая
IV.Хвоя
1-четырёхгранная,жёсткая,острая,дл.до 2,5см
2-мягкая,на вершине тупая, снизу с двумя беловатыми полосками, дл. до 3,5см
3-жёсткая,острая,в пучках по две, дл. До 7см
4-чешуйчатой формы; чешуйки покрывают одна другую в виде черепицы
V.Плоды(соплодия)или шишки
1-шишки веретенообразные, висячие, дл. до 15см
2-шишки продолговато-яйцевидные, дл. до 4см
3-шишки овально-цилиндрические, прямостоячие, до 9см
4-шишки одиночные по 2-3,яйцевидные.дл.до 7см
5-шишки продолговатые,стоячие.дл.до1.5см
6-шишечки светло-коричневые, мелкие. сидячие
7-шишечки чёрные яйцевидные. до 2см,на ножках
8-желуди овальные. дл. до 3.5см
9-орешки шаровидные или овальные до 0,8см с крыловидным придатком
10-крупные двукрылки. до 0,5 см, с почти горизонтальными крыльями; собраны в щитки
11-двукрылатки,расходящиеся под острым углом; собраны в густые длинные кисти
12- двукрылатки, расходящиеся под острым углом. загнуты внутрь; собраны в короткие кисти
13-крылатки(одно крыло), дл. до 5см,на верхушке расширенные; собраны в плотные, крупные «лохматые»пучки или метёлки
Далее идёт сам политомический ключ для определения растений по декоративным признакам (в зимний период).

Таблица№2


Наименование пород
Ряды
I
II
III
IV
V
Ель обыкновенная
2
8
9
1
1
Лиственница европейская
1
3
1
-
2
Пихта сибирская
2
8
12
2
3
Сосна обыкновенная
2
5
2
3
4
Туя западная
2
2
3
4
5
Дуб обыкновенный
1
1
11
-
8
Клён остролистный
1
5
8
-
10
Клён ясенелистный
1
1
4
-
12
Липа мелколистная
1
7
6
-
9
Ольха серая
1
9
5
-
6
Ольха клейкая(чёрная)
1
4
10
-
7
Осина(тополь дрожащий)
1
5
13
-
-
Тополь
1
5
6
-
-
Ясень обыкновенный
1
6
7
-
13
Как пользоваться ключом? В таблице №1 находим декоративные признаки определяемого растения, а в таблице №2 –цифровые выражения этих признаков. В результате можно прочесть название породы. Например, перед вами дерево листопадное, крона широкоовальной формы, кора серо-пепельная, плоды(крылатки)собраны в густые, крупные метёлки. Конечно же, это ясень обыкновенный. Это совершенно нетрудно и интересно. Дети любят эту работу.

Перед экскурсией 1)я обследую окружающую местность(пришкольный участок, выезжали в дендросад по ул.Юрина) и природные объекты избранного для экскурсий маршрута, определяю, корректирую морфологические и дендрологические с учётом доступности учащимися(более понятным, но грамотным языком);

2)готовлю дополнительный дидактический материал для уточнения цвета и архитектуры растений(на обычной белой бумаге изображаю геометрические фигуры, передающие форму кроны);

3)составляю план проведения экскурсии, провожу познавательную подготовку учащихся(дети должны чётко знать, что надо увидеть, рассмотреть, узнать о природе).

Определение осуществляется фронтально, ученики в скопе обсуждают соответствие признаков рассматриваемого дерева содержанию декоративной характеристики, которую зачитываю я(если ребята сами не смогли предварительно охарактеризовать цвет, форму и т.д.).Познакомившись с растением, ученики изучают рисунок коры, трогают- какая она на ощупь, сравнивают зимний запах с осенним, выделяют что-то смешное, красивое, необычное во внешнем облике растения.

В процессе такой работы школьники испытывают интеллектуальное и эмоциональное возбуждение, желание поточнее ответить, побольше вспомнить-ускорить радость от победы над незнанием. После результативного труда можно и повеселиться, взявшись за уки, поводить около дерева хоровод, попрыгать около него. Исполнить для полуспящего друга какую-нибудь песенку.

В классе после экскурсии оформляем из детских рисунков большую общую картину на тему «Зимнее знакомство».Для этого дети получают задание на дом: нарисовать понравившееся растение и передать цветом своё настроение от зимнего знакомства с этим растением. Рисуя школьники вновь переживают радостные минуты познания, человеческого общения и эмоционального наслаждения.

Природа даёт нам множество средств для глубокого осмысления жизни, места человека в природе, учит нас, ориентирует на гармонию бытия. Чтобы донести эту мысль до моих учеников, я предлагаю подумать и порассуждать над вопросами: что общего у человека и дерева? Чем они отличаются? Желающие могут написать сочинение-рассуждение по данному вопросу. Ответов ,предположений, выводов дети высказывают много. Сколько ребят, столько мнений. Но всё сводится к одному: принципиальное отличие человека от дерева- наличие разума и возможность влиять на жизнь планеты- созидать или разрушать. Ребёнок должен понять, что ему нужны знания и доброе сердце, одно без другого немыслимо.  

Список литературы:

1.Балковский Б.Е. «Цифровой политомический ключ для определения растений». Киев. Наукова думка. 1964г.

2. А. А. Калецкий «Калейдоскоп натуралиста».Издательство «Лесная промышленность».Москва. 1976г.

3.В.В.Петров «Растительный мир нашей Родины».Москва. «Просвещение».1991г.

4.И.Соколов-Микитов «Найдёнов луг».Московский рабочий.1977г.

5.Л.А.Введенская,Р.Я.Саакьян «Наш родной язык».Издательство «Просвещение».Москва.1971г.





Автор: Курцева Ольга Леонидовна, учитель начальных классов, г.Барнаул, Алтайский край.
Категория: Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (02.10.2012)
Просмотров: 639 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]