Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют»

Что значит интеллигентность сегодня?
Классный час с приглашением члена Союза писателей России В.У.Калуцкого и члена родительского комитета О.Д.Чувилиной для заместителей директоров по воспитательной работе школ района в рамках районного семинара управления образования Красногвардейского района.
«Информация» - это одна из форм воспитания, это суждения учащихся. «Плюс» - это продукт самопознания, самосовершенствования. В течение занятия обучающиеся постигают главные на этой Земле истины: для чего человек рождается, в чем смысл жизни, каковы должны быть его ориентиры. Тема разговора актуальна. Прийти к определенным выводам помогают философские и народные мудрости, встречи с интересными людьми, мысли великих. На занятии используется видеокассета бесед А. Лиханова с представителями духовной жизни России под названием «Уроки нравственности». Это бесценный материал для раздумий и выбора. А.Лиханов беседует с директором Музея изобразительных искусств имени Пушкина Ириной Антоновой. Обращение к искусству не случайно, ибо это жизнь, наследие, ценность, это Прекрасное, которое пробуждает, воспитывает поколение. О становлении личности вел разговор и настоятель нашего Покровского храма отец Олег. Для урока выпущена небольшая брошюра из книги нашего земляка Н.С.Игрунова «И после нас зеленая трава», ныне живущего в Г. Москве. Его «Нессоженные тетради. Крохотки» считаю не просто собранием мыслей, а кладом, способствующим развитию ума и сердца.
(Презентация начинается песней «Воспитание»)

Слово учителя.
«Информация + » - это одна из форм воспитания, это рассказ, комментарий, интервью, живое общение. Плюс – это суждения учащихся в процессе диалога, это продукт самопознания и самосовершенствования.

Эпиграфом станут следующие слова:

Юности безоблачное небо,
Золотая звонкая заря.
Наступление дня, в котором не был
И в который входишь ты не зря.
Входишь ты – безудержный и щедрый –
Открывать, бороться и любить.
И души сияющие недра –
Как источник счастья отворить.


(Демонстрируются фрагменты из фильмов: «Построй храм своей души» (7 класс) , «Мой нравственный выбор» (8 класс) )

Мой юный друг, эти кадры – путешествие из нашей прожитой жизни, это откровенные разговоры, в которых мы старались постичь, разгадать, усвоить главные на этой Земле истины: для чего человек рождается, в чем смысл жизни, каковы должны быть нравственные ориентиры.
Сегодня наша очередная встреча посвящена не менее важной проблеме. «Что значит интеллигентность сегодня?» - так звучит тема нашего разговора.
Но для начала давайте разберемся в себе.

Вам были предложены вопросы для диалога:

1.Каков ( какова) ты?
2.Что ты можешь сказать о своих достоинствах и недостатках?
3.Каким бы ты хотел быть в окружающем мире?
4.Правда ли, что «Я» всегда зависит от ситуации: в кругу семьи «Я» - одно, в школе «Я» - другое, в компании друзей «Я» - третье?
5.Ощущаете ли вы себя временами подобно героине сказки Л.Кэрролла Алисе: «Видите ли, сэр, я просто не знаю, кто я сейчас такая. Нет, я, конечно, примерно знаю, кто такая я была утром, когда вставала, но с тех пор я все время то такая, то сякая – словом, какая-то не такая».
6.Возникает ли у вас впечатление, что внутри вас спорят и борются два разных человека, как в случае с той же Алисой: «Алиса вообще давала себе превосходные советы; иногда она закатывала себе такие выговоры, что еле могла удержаться от слез, а как-то она, помнится, даже попробовала выдрать себя за уши за то, что сжульничала, играя сама с собой в крокет. Эта выдумщица любила понарошку быть двумя разными людьми сразу».

( Ответы учащихся)

Мне отрадно, что в ваших ответах звучат ноты скромности по оценке своих достоинств, искренние признания в своих слабостях, недостатках, маленьких огорчениях. Ваши стремления сделать себя лучше заслуживают похвалы и внимания. Поэтому наша встреча не случайна: мы будем вести сегодня разговор о том, как же и посредством чего достичь достойного уровня воспитания.
Стремление к самопознанию, самосовершенствованию уходит своими корнями в глубокое прошлое.
Обратимся к философской и народной мудрости и обсудим понравившиеся изречения:

«Всем людям свойственно познавать самого себя и мыслить» (Гераклит)

«Нет наиболее плодотворного занятия, как познание самого себя» (Р.Декарт)

«Человек сам по себе глубок прежде всего своей собственной жизнью, он иногда даже не догадывается о своей глубине и не пользуется ее содержанием. Скребет, что называется, поверху, не заглядывая внутрь. Обидно, что часто, не заглянув, так и уходит из жизни, себя не познав, не познав своих возможностей». (В.Распутин)

(Обсуждение мудрых изречений)

Да, бесспорно, сам человек должен и обязан заниматься собой, но большую, если не львиную долю познания мира он постигает посредством общения.
Общение – это взаимодействие двух или нескольких человек.
Известный философ Л.Фейербах определял значение общения как «обработку человеком самого себя». Но! «Чем многообразнее и гармоничнее развит человек, тем более готов он к счастью. Для него мир богат, увлекателен, а главное – добр и открыт. Общение – это наше, если можно так выразиться, социальное дыхание».
Подтвердим высказывание следующими слайдами.

(Демонстрируются ролик о проходившей конференции в районной библиотеке)

Сколько их уже было, общений…Районная библиотека, районный музей, встречи с поэтами, художниками, просто с интересными людьми. И каждый раз мы в отдельности уносим с собой крупицы познания жизни, чьи-то взгляды, мировоззрение, суждения, открытия.

И опять на выручку приходят мудрые мысли великих:

«Есть только одна подлинная ценность – это связь человека с человеком»
(Сент – Экзюпери)
«Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться стать человеком в общении с людьми»
(А.Пьерон)
«Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще больше»
(Ф.Ларошфуко)

Согласен ли ты с этими высказываниями?
(Ответы учащихся)


Воспитание нравственности – и это всем очевидно - не школьная дисциплина, не предмет, по которому надлежит сдать экзамен, но в то же время это, может быть, самая главная цель формирования Личности. Мы не раз уже обращались с вами к видеофильмам «Уроки нравственности», потому что это ценный материал для самопознания, для раздумий и выбора. Выдающиеся представители духовной жизни России беседуют с известным писателем Альбертом Лихановым. Сегодня мы встречаемся с директором Музея изобразительных искусств имени Пушкина Ириной Антоновой.
(Просмотр видеофильма)

А теперь я приглашаю вас к обсуждению диалога:

Какое впечатление оставил у вас диалог?

Помните, Ирина Александровна говорит: «..я думаю, что интеллигентность - это многослойное понятие любви к родителям, Родине, к добру, к противоположному полу, к искусству…».
Можно ли из всего сказанного вычленить самое главное?
(На мой взгляд, это сопричастность своего Я к другим.)

А почему на ваш взгляд так много внимания уделено искусству?

(Искусство – это жизнь, это прошлое, это наследие, это ценность, это воспитание поколения. Это Прекрасное, которое пробуждает такие же чувства.)


Прикоснемся и мы к этим удивительным видам искусства.

(Презентации учащихся о Музее изобразительных искусств имени Пушкина, о музыке, о кинематографе.)

Все это и есть «механизм удивления» перед возвышенным, который весьма важен в развитии человека.


Среди вопросов для своих исследований был и вопрос: « Кто из твоих знакомых, близких является интеллигентным?» Готовясь к данной встрече, я ни минуты не раздумывая, решила, что гостем нашим вполне может стать наш земляк, краевед, член Союза писателей России Владимир Устинович Калуцкий. В моем понятии он заслуживает такого звания как « интеллигентный человек». Во-первых, он обладает драгоценным запасом знаний по истории нашего края, бережно сохраняет материал и передает в форме написанных книг, подтверждая тем самым свою безграничную любовь к Родине, людям, жившим на этой земле.
Во- вторых, издавна народ называл интеллигентного человека просто хорошим, живущим в согласии с людьми и собой. Вам слово, Владимир Устинович.

(Выступление Калуцкого В.У.)


Мне кажется, что все-таки в процессе обучения в школе большее значение играет воспитание. Надо, и еще раз надо воспитывать чувства добрые. Да, на примерах, на искусстве. Но надо, и это в первую очередь, конечно же в семье. Вклад родительский в развитии интеллигентности нельзя недооценивать. По-разному учатся дети в школе: одни- лучше, другие- похуже. Но к окружающему миру должны относиться по-доброму. А как считают наши родители?

(Выступление родителей)


Два мира есть у человека –
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере сил.
(Н.Заболоцкий)
Не так уж давно в районном музее в День православной молодежи, накануне праздника Сретения Господня мы встречались с отцом Олегом, настоятелем Покровского храма. Вопрос о понятии интеллигенции был задан и ему.

(Просмотр ролика, интервью с отцом Олегом)
Мне вспомнились слова М.Ю.Лермонтова:
Находишь корень мук в себе самом
И небо обвинить нельзя ни в чем.

Корень мыслей, мук, суждений испытывает по жизни всякий. Мы не раз приходили к этому в своих разговорах во внеурочное время и на уроках. Так было и во время изучения творчества Л.Н.Толстого, когда мы размышляли о становлении личности.

( Мысли учащихся о становлении личности)

Рефлексия
Д.С.Лихачев сказал, что «жизнь интеллигента, как правило, сопряжена с судьбой важного для общества дела. Интеллигентный человек – непременно личность, способная на неповторимость мыслей и чувств, смелость решений и поступков. В нем преобладает сила добра, внутренняя свобода, твердая уверенность в себе, способность пострадать за правду».

В.П.Катаев утверждал, что «чем больше интеллигенции в обществе, тем могучее строй».

А как думаете вы?

(Презентации исследований учащихся)

На распутье в диком древнем поле
Черный ворон на кресте сидит.
Заросла бурьяном степь на воле,
И в траве заржавел старый щит.

На распутье люди начертали
Роковую надпись: «Путь прямой
Много бед готовит, и едва ли
Ты по нем воротишься домой.

Путь направо без коня оставит –
Побредешь один и сир и наг, -
А того, кто влево путь направит,
Встретит смерть в незнаемых полях…»

Дремлет полдень. На тропах звериных
Тлеют кости в травах. Три пути
Вижу я в желтеющих равнинах…
Но куда и как по ним идти?..
Этот вопрос остается риторическим. Какую бы вы ни избрали дорогу, оставайтесь Людьми! Об этом и слова поэтессы Юлии Друниной:


Зачем нам дарит жизнь
Любовь и дружбу?
Теряем близких мы,
Теряют нас они.
Зачем же прикипать
Сердцами нужно?
Сосчитаны у человека дни.
О, как бы стали мы
Неуязвимы,
Ни за кого на свете
Не страшась!
И сколько пуль бы
Пролетало мимо,
И сколько бедствий
Миновало нас!
Порой рассудка голосу
Не внемля,
Устав метаться,
Мучиться, терять,

Я в гневе проклинаю землю,
Как дети, злую,
Проклинают мать.
Мне не под силу
Новых бедствий глыбы,
Мне не под силу
Горя целина...
Потом, опомнясь,
Говорю: «Спасибо
За то, что все мне
Выдано сполна,
Что сердце не горело
Вполнакала,
Что скидок мне
Не сделано нигде.
Благодарю судьбу -
Я испытала
Все то, что делает
Людьми людей».

Среди наглядности для нашего разговора я выпустила такаю небольшую по размеру и броскости брошюру.
Н.С. Игрунов

Несожженные тетради.
Крохотки




Это собрание мыслей афористически метких и кратких, способствующих развитию ума и сердца.

Обратимся к этим мудрым словам, обращенным ко всем нам.
(Учащиеся читают эти высказывания друг за другом)

Люди, которые отмахиваются от вопросов нравственности, как от назойливых мух, не поняли в жизни важного. Прежде всего – нравственность. Потом все остальное: деньги, имущество, дело. Да, собственно, что бы мы ни делали, все будет носить нравственный характер.

Нравственность – то, с чем слабому человеку жить неуютно, но без чего нельзя жить достойно. Это не то, что навевает скуку и тоску, но – великий океан жизни и радости, у которого свои берега.

К великому – только через великих.

Человеческое в человеке произрастает по мере развития его ума и сердца!

Что хочу, что могу и что должен – вот вопросы, которые надлежит решать каждому из нас, если хотим оставаться Людьми.

Любовь – как прекрасное дерево: ее надо растить.

Доброта открывает замки, к которым не подходят никакие другие ключи.

Не будь у человечества такой великой литературы и культуры, оно давно бы залезло на дерево.

Сколько бы великого и прекрасного мы не знали и не понимали в жизни, если бы не писатели, поэты, художники, философы! Лишенные неба, мы потеряли бы высоту духа.

Как важно, чтобы в жизни было бы больше добра, правды, товарищеского отношения друг к другу!

Между деспотом и рабом есть еще Человек.

Золотое сечение
Имеет в науке значение.
А в жизни имеет значение
Даже простое сечение.

Н.С.Игрунов

Лично для меня интеллигентность - это что-то возвышенное, к чему необходимо стремиться, вытянув руки. Всем ли и всегда удается дотронуться к этому чуду? Но стремиться надо! Надо при этом еще быть добрым, идти дорогою добра.




Автор: Афанасьева Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы, город Бирюч, Красногвардейский район, Белгородская область
Категория: Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (29.09.2012)
Просмотров: 831 | Комментарии: 8
Всего комментариев: 8
8  
Мне тоже стыдно, что есть такие коллеги! Интеллигентность, толерантность, терпимость - где это?
Или в интернете все можно?
Представляю, как такие учителя учат детей.
Стыдно, товарищи взрослые.

Как стыдно за нас, взрослых, учителей! Где терпимость? Где интеллигентность? Примечательно, что такой неприятный диалог возник на странице с названием "Что значит интеллигентность сегодня?" Видимо, ничего, пустой звук.
Лично я увидела оскорбления со стороны участников. Не участвуйте, если не можете ждать.

6  
Спасибо. А вот по поводу угроз - это уже слишком! Вам уже писали в комментариях, что на сайте попахивает маленькой наглостью, невоспитанностью. Вы еще такие юные, чтобы нам, взрослым, учителям, женщинам так писать и так общаться! Поучитесь взаимному уважительному общению! Прислушайтесь...

5  
ПОЛУЧИТЕ! http://s017.radikal.ru/i437/1211/e9/4d71bc309528.jpg
А на будущее помните, мы тоже люди!

4  
Добрый день, обращаюсь к взрослым работникам сайта! Когда был заявлен фестиваль, сроки были одни, мы, учителя. рассчитываем, чтобы были документы, подтверждающие наше участие в первой четверти, а теперь мы не можем получить итоговый документ по вине сайта. Значит, организуйте работу так, чтобы были довольны и мы, публикующиеся, и вы, чтобы успевали. Прошу выслать сертификат!

2  
Сегодня 4 ноября, а сертификата нет! Вот это работа!

3  
Мы написали о том,что рассылка временно прекращена

1  
Сегодня 31 октября, а сертификата по-прежнему нет!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]