Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют» |
Что значит интеллигентность сегодня?
Классный час с приглашением члена Союза писателей России В.У.Калуцкого и члена родительского комитета О.Д.Чувилиной для заместителей директоров по воспитательной работе школ района в рамках районного семинара управления образования Красногвардейского района. «Информация» - это одна из форм воспитания, это суждения учащихся. «Плюс» - это продукт самопознания, самосовершенствования. В течение занятия обучающиеся постигают главные на этой Земле истины: для чего человек рождается, в чем смысл жизни, каковы должны быть его ориентиры. Тема разговора актуальна. Прийти к определенным выводам помогают философские и народные мудрости, встречи с интересными людьми, мысли великих. На занятии используется видеокассета бесед А. Лиханова с представителями духовной жизни России под названием «Уроки нравственности». Это бесценный материал для раздумий и выбора. А.Лиханов беседует с директором Музея изобразительных искусств имени Пушкина Ириной Антоновой. Обращение к искусству не случайно, ибо это жизнь, наследие, ценность, это Прекрасное, которое пробуждает, воспитывает поколение. О становлении личности вел разговор и настоятель нашего Покровского храма отец Олег. Для урока выпущена небольшая брошюра из книги нашего земляка Н.С.Игрунова «И после нас зеленая трава», ныне живущего в Г. Москве. Его «Нессоженные тетради. Крохотки» считаю не просто собранием мыслей, а кладом, способствующим развитию ума и сердца. (Презентация начинается песней «Воспитание») Слово учителя. «Информация + » - это одна из форм воспитания, это рассказ, комментарий, интервью, живое общение. Плюс – это суждения учащихся в процессе диалога, это продукт самопознания и самосовершенствования. Эпиграфом станут следующие слова: Юности безоблачное небо, Золотая звонкая заря. Наступление дня, в котором не был И в который входишь ты не зря. Входишь ты – безудержный и щедрый – Открывать, бороться и любить. И души сияющие недра – Как источник счастья отворить. (Демонстрируются фрагменты из фильмов: «Построй храм своей души» (7 класс) , «Мой нравственный выбор» (8 класс) ) Мой юный друг, эти кадры – путешествие из нашей прожитой жизни, это откровенные разговоры, в которых мы старались постичь, разгадать, усвоить главные на этой Земле истины: для чего человек рождается, в чем смысл жизни, каковы должны быть нравственные ориентиры. Сегодня наша очередная встреча посвящена не менее важной проблеме. «Что значит интеллигентность сегодня?» - так звучит тема нашего разговора. Но для начала давайте разберемся в себе. Вам были предложены вопросы для диалога: 1.Каков ( какова) ты? 2.Что ты можешь сказать о своих достоинствах и недостатках? 3.Каким бы ты хотел быть в окружающем мире? 4.Правда ли, что «Я» всегда зависит от ситуации: в кругу семьи «Я» - одно, в школе «Я» - другое, в компании друзей «Я» - третье? 5.Ощущаете ли вы себя временами подобно героине сказки Л.Кэрролла Алисе: «Видите ли, сэр, я просто не знаю, кто я сейчас такая. Нет, я, конечно, примерно знаю, кто такая я была утром, когда вставала, но с тех пор я все время то такая, то сякая – словом, какая-то не такая». 6.Возникает ли у вас впечатление, что внутри вас спорят и борются два разных человека, как в случае с той же Алисой: «Алиса вообще давала себе превосходные советы; иногда она закатывала себе такие выговоры, что еле могла удержаться от слез, а как-то она, помнится, даже попробовала выдрать себя за уши за то, что сжульничала, играя сама с собой в крокет. Эта выдумщица любила понарошку быть двумя разными людьми сразу». ( Ответы учащихся) Мне отрадно, что в ваших ответах звучат ноты скромности по оценке своих достоинств, искренние признания в своих слабостях, недостатках, маленьких огорчениях. Ваши стремления сделать себя лучше заслуживают похвалы и внимания. Поэтому наша встреча не случайна: мы будем вести сегодня разговор о том, как же и посредством чего достичь достойного уровня воспитания. Стремление к самопознанию, самосовершенствованию уходит своими корнями в глубокое прошлое. Обратимся к философской и народной мудрости и обсудим понравившиеся изречения: «Всем людям свойственно познавать самого себя и мыслить» (Гераклит) «Нет наиболее плодотворного занятия, как познание самого себя» (Р.Декарт) «Человек сам по себе глубок прежде всего своей собственной жизнью, он иногда даже не догадывается о своей глубине и не пользуется ее содержанием. Скребет, что называется, поверху, не заглядывая внутрь. Обидно, что часто, не заглянув, так и уходит из жизни, себя не познав, не познав своих возможностей». (В.Распутин) (Обсуждение мудрых изречений) Да, бесспорно, сам человек должен и обязан заниматься собой, но большую, если не львиную долю познания мира он постигает посредством общения. Общение – это взаимодействие двух или нескольких человек. Известный философ Л.Фейербах определял значение общения как «обработку человеком самого себя». Но! «Чем многообразнее и гармоничнее развит человек, тем более готов он к счастью. Для него мир богат, увлекателен, а главное – добр и открыт. Общение – это наше, если можно так выразиться, социальное дыхание». Подтвердим высказывание следующими слайдами. (Демонстрируются ролик о проходившей конференции в районной библиотеке) Сколько их уже было, общений…Районная библиотека, районный музей, встречи с поэтами, художниками, просто с интересными людьми. И каждый раз мы в отдельности уносим с собой крупицы познания жизни, чьи-то взгляды, мировоззрение, суждения, открытия. И опять на выручку приходят мудрые мысли великих: «Есть только одна подлинная ценность – это связь человека с человеком» (Сент – Экзюпери) «Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться стать человеком в общении с людьми» (А.Пьерон) «Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще больше» (Ф.Ларошфуко) Согласен ли ты с этими высказываниями? (Ответы учащихся) Воспитание нравственности – и это всем очевидно - не школьная дисциплина, не предмет, по которому надлежит сдать экзамен, но в то же время это, может быть, самая главная цель формирования Личности. Мы не раз уже обращались с вами к видеофильмам «Уроки нравственности», потому что это ценный материал для самопознания, для раздумий и выбора. Выдающиеся представители духовной жизни России беседуют с известным писателем Альбертом Лихановым. Сегодня мы встречаемся с директором Музея изобразительных искусств имени Пушкина Ириной Антоновой. (Просмотр видеофильма) А теперь я приглашаю вас к обсуждению диалога: Какое впечатление оставил у вас диалог? Помните, Ирина Александровна говорит: «..я думаю, что интеллигентность - это многослойное понятие любви к родителям, Родине, к добру, к противоположному полу, к искусству…». Можно ли из всего сказанного вычленить самое главное? (На мой взгляд, это сопричастность своего Я к другим.) А почему на ваш взгляд так много внимания уделено искусству? (Искусство – это жизнь, это прошлое, это наследие, это ценность, это воспитание поколения. Это Прекрасное, которое пробуждает такие же чувства.) Прикоснемся и мы к этим удивительным видам искусства. (Презентации учащихся о Музее изобразительных искусств имени Пушкина, о музыке, о кинематографе.) Все это и есть «механизм удивления» перед возвышенным, который весьма важен в развитии человека. Среди вопросов для своих исследований был и вопрос: « Кто из твоих знакомых, близких является интеллигентным?» Готовясь к данной встрече, я ни минуты не раздумывая, решила, что гостем нашим вполне может стать наш земляк, краевед, член Союза писателей России Владимир Устинович Калуцкий. В моем понятии он заслуживает такого звания как « интеллигентный человек». Во-первых, он обладает драгоценным запасом знаний по истории нашего края, бережно сохраняет материал и передает в форме написанных книг, подтверждая тем самым свою безграничную любовь к Родине, людям, жившим на этой земле. Во- вторых, издавна народ называл интеллигентного человека просто хорошим, живущим в согласии с людьми и собой. Вам слово, Владимир Устинович. (Выступление Калуцкого В.У.) Мне кажется, что все-таки в процессе обучения в школе большее значение играет воспитание. Надо, и еще раз надо воспитывать чувства добрые. Да, на примерах, на искусстве. Но надо, и это в первую очередь, конечно же в семье. Вклад родительский в развитии интеллигентности нельзя недооценивать. По-разному учатся дети в школе: одни- лучше, другие- похуже. Но к окружающему миру должны относиться по-доброму. А как считают наши родители? (Выступление родителей) Два мира есть у человека – Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере сил. (Н.Заболоцкий) Не так уж давно в районном музее в День православной молодежи, накануне праздника Сретения Господня мы встречались с отцом Олегом, настоятелем Покровского храма. Вопрос о понятии интеллигенции был задан и ему. (Просмотр ролика, интервью с отцом Олегом) Мне вспомнились слова М.Ю.Лермонтова: Находишь корень мук в себе самом И небо обвинить нельзя ни в чем. Корень мыслей, мук, суждений испытывает по жизни всякий. Мы не раз приходили к этому в своих разговорах во внеурочное время и на уроках. Так было и во время изучения творчества Л.Н.Толстого, когда мы размышляли о становлении личности. ( Мысли учащихся о становлении личности) Рефлексия Д.С.Лихачев сказал, что «жизнь интеллигента, как правило, сопряжена с судьбой важного для общества дела. Интеллигентный человек – непременно личность, способная на неповторимость мыслей и чувств, смелость решений и поступков. В нем преобладает сила добра, внутренняя свобода, твердая уверенность в себе, способность пострадать за правду». В.П.Катаев утверждал, что «чем больше интеллигенции в обществе, тем могучее строй». А как думаете вы? (Презентации исследований учащихся) На распутье в диком древнем поле Черный ворон на кресте сидит. Заросла бурьяном степь на воле, И в траве заржавел старый щит. На распутье люди начертали Роковую надпись: «Путь прямой Много бед готовит, и едва ли Ты по нем воротишься домой. Путь направо без коня оставит – Побредешь один и сир и наг, - А того, кто влево путь направит, Встретит смерть в незнаемых полях…» Дремлет полдень. На тропах звериных Тлеют кости в травах. Три пути Вижу я в желтеющих равнинах… Но куда и как по ним идти?.. Этот вопрос остается риторическим. Какую бы вы ни избрали дорогу, оставайтесь Людьми! Об этом и слова поэтессы Юлии Друниной: Зачем нам дарит жизнь Любовь и дружбу? Теряем близких мы, Теряют нас они. Зачем же прикипать Сердцами нужно? Сосчитаны у человека дни. О, как бы стали мы Неуязвимы, Ни за кого на свете Не страшась! И сколько пуль бы Пролетало мимо, И сколько бедствий Миновало нас! Порой рассудка голосу Не внемля, Устав метаться, Мучиться, терять, Я в гневе проклинаю землю, Как дети, злую, Проклинают мать. Мне не под силу Новых бедствий глыбы, Мне не под силу Горя целина... Потом, опомнясь, Говорю: «Спасибо За то, что все мне Выдано сполна, Что сердце не горело Вполнакала, Что скидок мне Не сделано нигде. Благодарю судьбу - Я испытала Все то, что делает Людьми людей». Среди наглядности для нашего разговора я выпустила такаю небольшую по размеру и броскости брошюру. Н.С. Игрунов Несожженные тетради. Крохотки Это собрание мыслей афористически метких и кратких, способствующих развитию ума и сердца. Обратимся к этим мудрым словам, обращенным ко всем нам. (Учащиеся читают эти высказывания друг за другом) Люди, которые отмахиваются от вопросов нравственности, как от назойливых мух, не поняли в жизни важного. Прежде всего – нравственность. Потом все остальное: деньги, имущество, дело. Да, собственно, что бы мы ни делали, все будет носить нравственный характер. Нравственность – то, с чем слабому человеку жить неуютно, но без чего нельзя жить достойно. Это не то, что навевает скуку и тоску, но – великий океан жизни и радости, у которого свои берега. К великому – только через великих. Человеческое в человеке произрастает по мере развития его ума и сердца! Что хочу, что могу и что должен – вот вопросы, которые надлежит решать каждому из нас, если хотим оставаться Людьми. Любовь – как прекрасное дерево: ее надо растить. Доброта открывает замки, к которым не подходят никакие другие ключи. Не будь у человечества такой великой литературы и культуры, оно давно бы залезло на дерево. Сколько бы великого и прекрасного мы не знали и не понимали в жизни, если бы не писатели, поэты, художники, философы! Лишенные неба, мы потеряли бы высоту духа. Как важно, чтобы в жизни было бы больше добра, правды, товарищеского отношения друг к другу! Между деспотом и рабом есть еще Человек. Золотое сечение Имеет в науке значение. А в жизни имеет значение Даже простое сечение. Н.С.Игрунов Лично для меня интеллигентность - это что-то возвышенное, к чему необходимо стремиться, вытянув руки. Всем ли и всегда удается дотронуться к этому чуду? Но стремиться надо! Надо при этом еще быть добрым, идти дорогою добра. Автор: Афанасьева Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы, город Бирюч, Красногвардейский район, Белгородская область | |
Категория: Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (29.09.2012) | |
Просмотров: 831 | Комментарии: 8 |
Всего комментариев: 8 | |||||||
| |||||||