Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют» |
Урок технологии с элементами исследовательской деятельности, 2 класс
Цели и задачи: 1.Познакомить со свойствами шерсти, льна, хлопка. 2.Развивать умения выявлять свойства исследуемых предметов. 3.Научить разбираться в свойствах натуральных тканей и применять эти знания в жизни. 4. Формировать через исследовательскую работу умение работать в группах: договариваться, контролировать умения, распределять обязанности. Методы исследования: дети пробуют самостоятельного открывать новые для них знания через опыты и эксперименты, анализировать, делать выводы. Оборудование: -для изготовления изделия: изображение людей; шаблоны одежды; наборы кусочков натуральных тканей (шерсть, хлопок, лен); Клей, ножницы. -для проведения исследовательской работы: 1) наборы кусочков натуральных тканей (шерсть, хлопок, лен); 2)блюдце с водой; 3) увеличительное стекло; 4) интерактивная доска; 5) шерстяная кофта и футболка их хлопка; 6) шерстяные ниточки. Учебник: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Уроки творчества: Учебник для 2 класса. Издательство «Учебная литература» 2008. Содержание Организационный момент 2.Актуализация ранее изученных знаний 3. Сообщение темы и цели урока 4.Практическое задание 5.Проблемная ситуация 6.Исследовательская работа 7.Выводы 8. Рефлексия 1.Организационный момент 1.Проверка готовности к уроку. 2.Подготовка учащихся к восприятию урока. ( До урока дети распределяются на 3 группы по 6 человек). 2. Актуализация ранее изученных знаний Учитель: Давайте с вами сейчас заполним на доске таблицу, а для этого нам надо вспомнить, что мы знаем о тканях. Ученики: Ткани состоят из нитей, которые расположены в определенной последовательности, в шахматном порядке. Виды тканей: натуральные и искусственные (на доске заполняется детьми схема). Учитель: На какие две основные группы можно разделить натуральные ткани? Ученики: Растительного и животного происхождения. Учитель: К растительному происхождению, какие можно отнести ткани? Ученики: Хлопок и лен. Учитель: Из чего изготавливают хлопковые и льняные ткани? Ученики: Хлопок - из хлопчатника, лен – из волокон стеблей лубяных растений. Учитель: А к животному происхождению? Ученики: шерсть и шелк. Учитель: Из чего изготавливают шелковые и шерстяные ткани? Ученики: Шелковые – из волокна шелкопряда, шерстяные – из шерсти животных. (на доске заполняется таблица, дети выходят по одному и в правильной последовательности развешивают рисунки – заполняя таблицу). (приложение 1) Сообщение темы и цели урока. Учитель: Интересно? А все ли мы знаем о натуральных тканях? Ученики: Нет. Учитель: Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Что бы вы хотели узнать о натуральной ткани? Ученики: Учитель: Сегодня на уроке мы расширим знания о натуральных тканях: шерсти, льна и хлопке, и попробуем выявить их свойства. Работать вы будете в группах, давайте вспомним правила работы в группах. Ученики: уметь договариваться, «главный» следит, чтобы у всех была работа, уметь слушать друг другу, уступать друг другу. 4.Практическое задание. Сейчас вы будете в роли дизайнера. Кто такие дизайнеры? Ученики: Дизайнеры – это люди, которые придумывают одежду. Учитель: Вам нужно создать зимнюю и летнюю коллекцию. Перед вами по два экземпляра изображения людей (мужчины и женщины), набор натуральных тканей в коробочках, которые подписаны и шаблоны вещей.(приложение 2, 3 –изображение людей). -Как вы думаете, что вы сейчас будете делать? Ученики: надевать в одежду изображения людей, для этого нам нужно выкроить по шаблонам одежду. Учитель: Вы создаете зимнюю коллекцию для одной пары и летнюю коллекцию для другой пары. При выборе фасона одежды, необходимо определить ее назначение, а в зависимости от этого выбрать подходящую ткань, отвечающую тем или иным требованиям. -Какие материалы нам понадобятся? (изображение людей, шаблоны, набор кусочков натуральных тканей). -Какие инструменты нам понадобятся? (мел (мыло), ножницы, клей). Учитель: Давайте повторим правила работы с ножницами (вывешивается таблица: ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ). (Приложение 4) Ученики: -не держать ножницы концами вверх, -не оставлять ножницы раскрытыми, -передавать ножницы закрытыми, кольцами вперед. Учитель: Правила работы с клеем. Ученики: -не оставлять клей открытым, -всегда плотно закрывать колпачок. Учитель: Приступаем к работе! Кладете ткань цветной стороной на парту (изнаночной стороной), прикладываете шаблон и мелом или мылом обводите. После этого аккуратно вырезаете и приклеиваете на изображение людей. После создания коллекции. Учитель: Посмотрите, какая замечательная коллекция у вас получилась. Что мы наденем зимой, а что летом? Какие ткани вы выбрали? Ученики: Зимой мы одеваем теплую одежду, поэтому брали ткань из шерсти (кофту, штаны); а для лета берем хлопок и лен (платье или сарафан). (приложение 5, 6, 7, 8) 5.Проблемная ситуация. Учитель: Почему вы выбрали для изготовления зимней коллекции шерсть, а летней коллекции лен и хлопок? Почему летом мы не надеваем шерстяной сарафан? (Возможно, кто-то из учеников сделает сарафан шерстяным: уточнить, в чем ошибка дизайнера). Ученики: Потому что в шерстяной одежде летом жарко, а в одежде изо льна и хлопка не так жарко. Учитель: А почему? (Ученики затрудняются ответить). Учитель: Если в вашу коллекцию я положу шерстяную шаль, в какое время года вы бы рекомендовали ее надеть? Ученики: Зимой. Учитель: Почему летом мы не надеваем шаль? Ученики: Летом жарко будет в шерстяной ткани. Учитель: А почему? (Ученики затрудняются ответить). Учитель: Почему не можете ответить на вопрос? Ученики: Не все знаем про ткани. Учитель: Верно, мы знаем не все свойства тканей, поэтому и затрудняетесь ответить. 6.Исследование Учитель: Давайте проведем эксперимент: (приглашается ученик) Представим, что у нас зима, перед вами шерстяная кофта и футболка из хлопка. Попробуйте надеть на футболку кофту, а теперь на кофту футболку, что вы заметили? Ученики: на футболку кофту надеть можно, а футболку на кофту уже не наденешь. Учитель: Как вы думаете почему? Ученики: Шерстяная ткань тянется, а ткань из хлопка нет. Учитель: Действительно, мы под низ кофты иногда надеваем много одежды, а вот под футболку много одежды уже не наденем. Первое свойство – растяжимость, шерсть обладает эластичным волокном, которое сильнее тянется, чем хлопок и лен. Учитель: Проведем следующий эксперимент, у вас на столах блюдце с водой и кусочки тканей, промокните сначала шерсть, потом хлопок и лен, что заметили? Ученики: шерсть не впитала в себя всю воду, а хлопок и лен впитал, тарелка почти сухая. Учитель: Какой можно сделать вывод? Какая ткань обладает больше впитываемостью. Ученики: Лен и хлопок. Учитель: Почему? Ученики: Шерсть влагу не впитывает, а хлопок и лен впитывает лучше. Учитель: Где еще это свойство может пригодиться в жизни, чем мы пользуемся ежедневно? Ученики: Носовые платки, кухонные полотенца. Учитель: Второе свойство –впитываемость, нагревание льняное полотно переносит более легко, лучше впитывает пот, поэтому из льняных тканей рекомендуют шить летнюю одежду, а хлопок - за счет впитываемых свойств. Учитель: Ребята, вот мы с вами сказали, что шерстяные вещи мы носим, когда холодно, а вот у меня в руках шаль и у вас на столах маленькая шерстяная шаль, как вы думаете, она теплая? Ученики: Да. Учитель: А почему, рассмотрите ее, ведь посмотрите, шаль в решето, как может согреть дырявая вещь? (Ученики затрудняются ответить). Учитель: Из чего связана шаль? Ученики: Из шерстяных волокон. Учитель: В чем же секрет шали? Дело в том, что шерстяное волокно обладает уникальным свойством. У вас на столе лежит увеличительное стекло и шерстяное волокно, рассмотрите, через увеличительное стекло волокно, из которой связана шаль, что вы заметили? Ученики: Структура шерстяной нити рыхлая и все промежутки между волокон заполнены воздухом, там и сохраняется тепло. Учитель: Верно, но через увеличительное стекло, мы не можем увидеть внутреннюю часть шерстяной ниточки, то, что внутри. Есть такой замечательный прибор, с которым вы познакомитесь в старших классах, кто знает, как он называется? (показываю микроскоп). Ученики: Микроскоп. Учитель: Верно, микроскоп обладает таким уникальным свойством, что он увеличивает предмет во много много раз, и с помощью микроскопа можно увидеть то, что внутри ниточки. Но так как мы не умеем пользоваться микроскопами, я покажу вам картинку, как выглядит шерстяная ниточка на интерактивной доске, если ее рассматривать под микроскопом (показ рисунка «волокна шерсти под микроскопом»). Рассмотрите, внимательно, рисунок, шерстяная ниточка состоит из волокон, если волокно рассмотреть через микроскоп, то мы увидим следующее: На рис. «А» изображено, как выглядит шерстяное волокно; Если увеличить еще, то увидим (рис. «В»), что внутри клеточек, есть еще клеточки; Если увеличить еще, то увидим, много других клеточек (рис. «С»). А если увеличить еще волокно, то увидим, что сердцевина очень узкая, состоит из 1-4 рядов круглых или продолговатых клеточек, (это вы видите на рисунке), заполненных мелкозернистой массой и воздухом, и под микроскопом представляется более темной, сравнительно с остальными частями: третье свойство – теплопроводность. Учитель: Теперь мы можем ответить на вопрос, почему «дырявая» шаль согревает нас в холодную погоду? Ученики: 1) шерстяные нити сами по себе теплые; 2)структура волокна рыхлая, между волосками сохраняется тепло; 3)внутри клеточек имеется воздух, который так же сохраняет тепло, поэтому «дырявая» вещь сохраняет тепло. 7.Выводы Учитель: Теперь мы можем ответить на вопрос, почему для изготовления зимней коллекции вы выбрали шерсть, а для изготовления летней коллекции вы взяли хлопок и лен? Ученики: Ткани обладают определенными свойствами: - впитываемость - хлопок и лен; -теплозащитность (шерсть); -растяжимость (шерсть). Учитель: Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Ученики: Свойства натуральных тканей. Учитель: Что бы вы еще хотели узнать на следующих уроках? Ученики: 8. Рефлексия. Учитель: Давайте вернемся к началу нашего урока, когда вы осваивали профессию дизайнера. Мы с вами только учимся работать в группах, что у вас получилось, почему получилось? Что у вас не получилось, почему не получилось? В следующий раз, когда мы будем работать в группах, на что нам надо обратить внимание и не совершать больше таких ошибок. Ученики: Договариваться. Учитель: Спасибо за урок! Автор: Поляк Наталья Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №53, г. Томска. | |
Категория: Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (29.09.2012) | |
Просмотров: 888 | Комментарии: 3 |
Всего комментариев: 2 | |
| |