Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют»

Проект по внеурочной деятельности «Живая красавица» для учащихся 1-2 классов
Тип проекта: смешанный (информационно-исследовательский, практико-ориентированный), групповой, краткосрочный (2 недели)
Класс:1 и 2 классы
Цель: Обеспечить каждому ребенку максимум участия в общей работе.
Задачи: 
1. Развивать творческие способности.
2. Способствовать развитию познавательного интереса.
3. Экологическое воспитание.
Занятие 1. Литературное чтение. 2 класс.
С. Михалков «Новогодняя красавица»
Цели: 
Ознакомить детей с произведением Михалкова;
Отрабатывать навыки беглого осознанного чтения;
Развивать внимание, память, речь учащихся;
Отрабатывать умение работать с иллюстрацией.
Ход урока
І. Организационный момент
ІІ. Проверка домашнего задания
ІІІ. Речевая разминка
-Прочитайте стихотворение, вставив пропущенные слова.
                                  Елка
Есть одна игра для вас:
Я начну стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте!
Хором дружно отвечайте.
На дворе снежок идет,
Скоро праздник …
 
Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идет от …
 
Ветви слабо шелестят,
Бусы яркие …
 
И качаются игрушки-
Флаги, звездочки …
И верхушку украшая,
Там сияет, как всегда,
Очень яркая, большая,
Пятикрылая …
                    Е. Благинина
ІV. Постановка цели урока
-Скоро наступит Новый год. А почему вы так любите этот праздник?
-Сегодня мы прочитаем новогоднюю сказку, которую написал С. Михалков.
V. Работа по теме урока
(Чтение сказки учителем)
-Почему автор назвал эту сказку былью?
-Что в этой сказке реально, а что вымышлено?
-Что вам понравилось в этой истории?
-От чьего лица ведется рассказ? (от лица автора)
VІ. Физминутка
VІІ. Закрепление изученного
1.      Чтение произведения детьми
2.      Анализ произведения
-Где происходят события?
-Где жила Елочка?
-Прочитайте описание Елочки.
-Были ли у нее друзья?
-Как жилось Елочке одной в лесу?
-Что заставило Елочку забеспокоиться? (Сорока рассказала ей, что под Новый год ее срубят.)
-Какие чувства возникли у Елочки? Представьте себя в такой ситуации.
-Что произошло с Елочкой дальше?
-Что с ней случилось, когда она очнулась?
-Принесла ли Елочка кому-нибудь радость? Почему?
-Какой характер был у Елочки? (Добрая, скромная, вежливая, воспитанная …)
3. Тест
1. Кто автор сказки?
а) С. Маршак
б) С. Михалков
в) Н. Сладков
2. Елочка росла недалеко от:
а) леса;
б) города;
в) дома лесничего.
3. С кем она однажды познакомилась?
а) с зайцем;
б) с лисой;
в) с волком.
4. Кто рассказал Елочке про Новый год?
а) ворона;
б) сорока;
в) сова.
5. В страхе и беспокойстве Елочка прожила:
а) весну и лето;
б) лето и осень;
в) осень и зиму.
6. Когда нашли Елочку?
а) 30 декабря;
б)31 декабря;
в) 1 января.
7. Елочку:
а) срубили;
б) нарядили;
в) срубили и нарядили.
VІІІ. Рефлексия
-Какое произведение читали на уроке?
-Кто его автор?
-Как была украшена Елочка?
Выделение проблемы.
-Ребята, вы уже побывали во всех корпусах нашего санатория. Какие елочки для вас украшены? (Искусственные.)
-Хотелось бы водить хороводы возле живой, пахнущей смолой елочки?
-Что можно придумать? (Украсить елочку в парке.)
-Наш санаторий находится в сосновом бору. Можно ли украсить сосну?
ІX. Домашнее задание
Найти информацию о том, какие деревья можно украшать в Новый год.
X. Работа по теме урока
-Прочитаем еще одно новогоднее стихотворение А. Барто «Дело было в январе…»
Первичное чтение стихотворения
-Прочитайте стихотворение самостоятельно.
Обсуждение после чтения
-Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
-Как зайчата перехитрили волка?
Выразительное чтение стихотворения.
       Выход на исследовательскую работу.
-Знаете ли вы, откуда пошла традиция наряжать елку под Новый год?
XІ  Домашнее задание.
-Найти информацию,  как и откуда появилась традиция украшать елку на Новый год?
- Какие деревья можно украшать в Новый год?
       -Где найти информацию? (В библиотеке, спросить у воспитателей, попросить родителей найти информацию в интернете.)
 
Занятие 2. Творческая мастерская.
-Ребята, вы умеете изготавливать елочные игрушки?
-Предлагаем 2 варианта изготовления елочных игрушек. Выберите понравившуюся модель и подойдите к ребятам-консультантам, которые разъяснят вам последовательность изготовления игрушки.
Где мы можем использовать наши поделки?
Домашнее задание.
Выбрать на территории санатория елочку, которую мы будем наряжать.
 
Занятие 3. Внеклассное мероприятие «Живая красавица».
       Класс празднично украшен новогодними рисунками, елочными игрушками, гирляндами. Звучат новогодние песни.
- Скоро праздник Новый год. Ученики 2 класса нашли интересную информацию об истории празднования Нового года и готовы рассказать об обычаях и традициях этого праздника.
І. Рассказы детей.
    1 ученик.  Традиция наряжать елку на Рождество и Новый год пришла к нам из древних времен и связана с культом (почитанием) зелени. В Греции и Риме дома с наступлением Нового года украшали зелеными ветками. Считалось, что они принесут здоровье и счастье в будущем году. Сначала это были ветви слив, яблонь и вишен, которые заранее ставили в воду, но они не всегда распускались, поэтому предпочтение было отдано вечнозеленым растениям.
Обычай украшать деревья существовал у наших предков еще до наступления новой эры. В те времена считалось. Что в ветвях деревьев нашли приют добрые и злые духи, а для того чтобы договориться с ними, приносили дары, развешивая их на ветвях.
2 ученик. Елку впервые стали украшать в XVІ в. в Германии. Вслед за Германией наряжать елку стали и в других странах.
В России первое новогоднее торжество состоялось в Москве в честь нового 1700 года. Но в 1918 году праздновать Новый год было запрещено. Традиция наряжать красавицу  вернулась спустя 17 лет.
       3 ученик. Как и почему родилась традиция украшать елку под новый год? Обычай этот имеет глубокие корни. Древние земледельцы верили, что вечнозеленые деревья могут оказывать благотворное влияние на урожай. У германских народов зародился обычай приносить в дом еловые ветки. С XVІІІ в. в городах Германии, а затем и в ряде других стран (Голландии, Англии) распространился обычай ставить в доме целую елку, украшать ее и освящать свечами.
4 ученик. В нашей стране первыми встречают  Новый год жители острова Ратманова. Новый год на территории нашей страны длится 9 часов – столько требуется времени Солнцу, чтобы «пройти» от восточных до западных границ.
           5 ученик. В жарких странах вместо ели украшают другие растения:
На Кубе - пальму;
В Японии- ветки бамбука, сосны и вишни, символизирующие долголетие;
В Австралии и Новой Зеландии – дерево метросидерос, усыпанное алыми цветами;
В Никарагуа – ветвями кофейного дерева с красными плодами.
 
6 ученик. Новый год встречают:
В Иране- 22 марта
В Афганистане- 21 марта
В Камбодже- 12- 13 апреля
На острове Бали (Индонезия)- новогодний праздник приходится на разные месяцы, так как по местному календарю год равен 210 дням.
            7 ученик. Традиции
Новый год в Иране встречают в полночь 22 марта. В городах его наступление встречают выстрелом из пушек или ружей. В момент выстрела все держат серебряную монетку в руке, так как тот, кто не сделает этого, по народному поверью, может весь год провести на чужбине. С незапамятных времен существует обычай менять в Новый год всю глиняную посуду в доме.Старая посуда разбивается, и в замен покупается новая. Когда хотят сказать про кого-нибудь, что он беден, говорят: «У него в доме двухлетняя посуда» или «У него в доме глиняная посуда не менялась несколько лет».
Интересный новогодний обычай существует у немцев. В новогоднюю ночь они составляют прогноз погоды на весь наступающий год. На столе расскладываются двенадцать луковиц- по числу месяцев в году. У каждой предварительно отрезается «хвост», и в этом месте делается небольшое углубление, в которое насыпают соль. Как только часы пробьют двенадцать ударов, прогноз готов. Луковицы, которые «съели» всю соль, означают дождливые месяцы, а те, в которых соль осталась, - сухие.
8 ученик. В Афганистане Новый год  совпадает с праздником весны (21 марта), началом полевых работ. Начинается он в каждом селении с торжественного обряда первой борозды, которую проводит самый уважаемуй человек. После окончания обряда- праздничный стол, причем мужчины и женщины пируют отдельно. Мужчины поют, едят сладости, но вина не пьют (это запрещено Кораном).
В Монголии Новый год совпадает с праздником скотоводов. Новогодние празднества не обходятся без традиционных спортивных состязаний в ловкости, силе, смелости. Как и в европейских странах, монголы встречают Новый год у елки и обязательно с Дедом Морозом, который одет в костюм скотовода. В руках у него длинный бичь и, кроме того, огниво, кремень и табакерка- древние атрибуты кочевника, который не боится странствий и одиночества.
9 ученик. В Судане существует новогодняя традиция подшучивать друг над другом. Так, например, старикам посылают письма с просьбой исполнить на площади какой-нибудь танец, а от юноши требуют исполнить детскую песенку. Отказываться нельзя. И обижаться на смех публики тоже.
В Румынии к новогоднему столу пекут пироги с сюрпризами – запекают в них монеты, кольца, фарфоровые куколки, стручки красного перца. Возьмет кто-либо кусок пирога, а в нем запечен горький перец. Ест «пострадавший» свой кусок, а слезы брызжут из глаз, а все хохочут. Но вот в качестве сюрприза на зуб девушки попадает кольцо, по народным поверьям это значит, что в наступающем году она выйдет замуж.
10 ученик. В Камбодже за несколько дней до Нового года, который наступает здесь 12-13 апреля, в городах и деревнях появляется множество небольших холмиков из песка. Поповерьям, каждая песчинка, составляющая холм, «избавляет от какого нибудь» греха. Люди хотят войти в новый год добрыми, хорошими, очищенными от всех грехов. В домах горки делают из сырого или вареного риса, иногда из пирогов. А чтобы в новом году не было засухи, статую Будды в этот день моют водой.
Пожалуй, самый необыкновенный стол у Иракцев. На нем сосуд с водой, в котором плавает зеленый лист; в другом сосуде с водой- живая рыба. Здесь же проросшие семена, крашенные яйца. И все это имеет особое новогоднее значение.
На острове Бали (Индонезия) новогодний праздник приходится на разные месяцы, так как по местному календарю год равен 210 дням. Подготовка к встрече Нового года начинается за две недели. Из подкрашенного риса делаются двухметровые колонны, предназначенные «в дар богам». Празднество длится 10 дней, после чего рисовые колонны съедаются, а «богам» приходится довольствоваться лишь недолгим лицезрением роскошных «даров».
11 ученик. В нашей стране новогоднюю елку ввел Петр І. Специальным указом он повелел 1 января 1700 г. украсить все дома еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветками по образцам выставленным в Гостином дворе, и в «знак веселия друг друга обязательно поздравлять с Новым годом». В этот день в Москве палили из пушек, жгли на больших площадях смоляные бочки, устраивали фейерверки.
- Ученики 1 класса получили задание найти елочку на территории санатория. Мы вместе отправимся наряжать ее.
Ребята с удовольствием рассказали возле елочки стихотворения и спели песенки.
По материалам выступлений оформили стенд «Как встречают Новый год».



Автор: Остапова Елена Васильевна, учитель начальных классов Лозымского филиала ГВ(с)ОУ "Республиканский центр образования" г. Сыктывкара Республики Коми 
Категория: Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (29.09.2012)
Просмотров: 1104 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]