Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют» |
Театральная постановка по мотивам стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» в рамках школьного конкурса «Театральная весна 2012»
Актуальность: Отечественная война 1812 года, славная победа русского оружия, самоотверженность всего народа, память поколений – все эти темы никогда не потеряют актуальность, они часть нашего бытия. Вехи истории страны, отраженные в песнях и сказаниях, поэмах и стихах, навсегда увековечили подвиг и героизм русских воинов. Особое место в этом строю занимает произведение М.Ю. Лермонтова «Бородино». Цели: - воспитание у подрастающего поколения духовно-нравственных и патриотических чувств; - пропаганда художественными средствами героической истории и воинской славы Отечества; - сплотить коллектив класса общим делом. Задачи: - воспитание добра, сочувствия и отзывчивости к людям и окружающему миру; - воспитание у детей уважения и бережного отношения к национальной и русской культуре, народным традициям, а также к ветеранам войн и людям старшего поколения; - творческое развитие личности ребенка - его эстетического и эмоционального познания мира; - формирование у детей интереса к песенному творчеству России 1Х века; - знакомство учащихся со знаменательными датами истории России; - развитие у детей творческой инициативы, образного мышления и воображения, артистизма, познавательной активности; - подготовка к творческой деятельности. Оформление зала: Плакаты с высказываниями великих людей: Дым отечества сладок. (Гомер) Отрадно и почетно умереть за отечество. (Гораций) Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — В Россию можно только верить. (Тютчев Ф. И.) Самое лучшее предназначение есть защищать свое отечество. (Державин Г. Р.) Пасть за отечество — счастливая чреда: Умерший доблестно бессмертен навсегда. (Корнель П.) Участники: учащиеся 7 класса На сцену под барабанную дробь выходят чтецы, одетые в костюмы солдат 1812 года. Ведущих двое. 1 ведущий: 2012 год – особенный год. В этом году исполняется ровно 200 лет со дня легендарного Бородинского сражения – генеральной битвы кампании между русскими и наполеоновскими войсками в районе с. Бородина, в 124 км к западу от Москвы. 2 ведущий: Не раз поднимался русский народ на защиту своей земли от захватчиков, приходивших и с запада, и с востока. Но никогда прежде угроза порабощения не порождала такого сплочения сил, такого духовного пробуждения нации, как это произошло в дни нашествия Наполеона. Вспомним, как это было. На сцену выходят трое детей (2девочки и один мальчик) в костюмах того времени и старый солдат в крестьянской одежде, но с медалями на груди. Он садится на стул и начинает приколачивать молоточком подошву к сапогу. Девочки играют между собой в тряпичную куклу, а мальчик им мешает. 1ая девочка: не мешай нам! Видишь, мы играем! Мальчик продолжает ходить около них и тыкать маленькой сабелькой в куклу. 2ая девочка: Неужели тебе нечем больше заняться? Мальчик: нечем! 1ая девочка: Видимо, он нам не даст сегодня поиграть! Пойдёмте тогда лучше к дяде. Попросим его рассказать про войну с Наполеоном. Подходят к старому солдату. 1ая девочка: Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спалённая пожаром, французу отдана? 2ая девочка: Ведь были ж схватки боевые? Да, говорят, ещё какие! Мальчик: Недаром помнит вся Россия про день Бородина! Дядя: Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы! Плохая им досталась доля: Не многие вернулись с поля… Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы! Встаёт, обнимает детей, и они вместе уходят со сцены. На ходу дядя, как бы вспоминая, продолжает говорить: Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: На сцену выходят солдаты. Кто-то садиться на пол, кто-то стоя чистит ружья, кто-то зашивает порванную одежду. 1ый солдат: Что ж мы? На зимние квартиры? 2ой солдат: Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки? Исполняют хором песню «Солдатушки, малы ребятушки». Один запевает. (Марш Преображенского полка). Солдатушки, бравы ребятушки, Кто же ваши деды? Наши деды — славные победы Вот кто наши деды! Солдатушки, бравы ребятушки, Кто же ваши отцы? Наши отцы — русски полководцы, Вот кто "наши отцы! Солдатушки, бравы ребятушки, Кто же ваши матки? Наши матки — белые палатки, Вот кто наши матки! Солдатушки, бравы ребятушки, Кто же ваши сестры? Наши сестры — пики, сабли остры, Вот кто наши сестры! Солдатушки, бравы ребятушки* Кто же ваши жены? Наши жены — пушки заряжены, Вот кто наши жены! Солдатушки, бравы ребятушки, Кто же ваши детки? Наши детки — пули в врагов метки, Вот кто наши детки! Солдатушки, бравы ребятушки, Кто же ваши братцы? Наши братцы — полевые ранцы, Вот кто наши братцы! Солдатушки, бравы ребятушки, Где же ваша слава? Наша слава — русская держава, Вот где наша слава! Солдатушки, бравы ребятушки, Где же ваша сила? Нашу силу на груди носили — Крест — вот наша сила! 2ой ведущий: Только после того, как было достигнуто примерное равенство сил, прибывший к войскам 30 августа новый главнокомандующий М. И. Голенищев-Кутузов решил дать генеральное сражение, чтобы не допустить французов к Москве. В это время на сцену выходит сам Кутузов: Друзья! Мы на брегах Колочи, Врагов к нам близок стан; Мы сну не покоряем очи, Не слышим боли ран!.. Друзья, бодрей! Друзья, смелей! Не до покоя нам! Идет злодей, грозит злодей Москвы златым верхам! (Ф.Н.Глинка. Песнь сторожевого воина перед Бородинской битвою) 3ий солдат вскакивает и кричит: Батюшки! Да ведь это сам Кутузов! Михайло Илларионович! Защитник наш! Все солдаты кричат: Ура! Ура-а-а! Поднимают Кутузова на руки и уносят за кулисы. На сцену выходит Наполеон: Наконец-то они попались. Идем открывать ворота Москвы! Шахматы поставлены, игра начнется завтра. Воины! Вот сражение, которого вы столь желали. Победа зависит от вас. Она нам необходима; она даст нам все нужное, удобные квартиры и скорое возвращение в отечество. …Пусть позднейшее потомство с гордостью вспомнит о ваших подвигах в сей день. Да скажут о каждом из вас: «Он был в великой битве под Москвой!” 1ый чтец: И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки _ Французы тут как тут! Из-за кулис слышится французская речь, выкрики. Раздаются первые выстрелы. На сцену выскакивает русский барабанщик: Ребята, тревога! Тревога! С другой стороны от французов из-за кулис выбегают русские солдаты. Стреляют, колют воображаемых французов пиками, саблями, размахивают стягами, падают от ран. 3ий солдат: Забил снаряд я в пушку туго И думал, угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! 4ый солдат: Что тут хитрить, пожалуй, к бою; Уж мы пойдём ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою! 2ой чтец: Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день. Повсюду стали слышны речи: 5ый солдат: Пора добраться до картечи. Пора добраться до картечи!!! Продолжается бой. 6ой солдат, склонившись над раненым полковником: Полковник наш рожден был хватом Слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражён булатом, Он спит в земле сырой. И молвил он, сверкнув очами: Смертельно раненый полковник, приподнявшись на локоть, из последних сил: Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали! 7ой солдат: И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой! 3ий чтец: Вам не видать таких сражений! Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. Русские солдаты, измождённые боем, кричат: Ура! Победа! Помогают раненым подняться и уходят со сцены. На сцену выходит, прихрамывая, без шляпы, Наполеон: Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвою. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми. 1ыйведущий: В этом кровавом бою легло с обеих сторон в общей сложности 80.000 человек и между прочим 49 генералов. 2ой ведущий: Хотя Бородинское сражение и закончилось ничейным исходом, оно навсегда останется в истории как пример исключительного героизма русских воинов. 1ыйчтец: Грозный день сей Бородинский Им и нам в почет равно. Славься битвой исполинской, Славься ввек, Бородино! На сцену выходят дядя и дети. Дядя: Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри – не вы! Плохая им досталась доля: Не многие вернулись с поля… Когда б на то не божья воля, Не отдали б Москвы! Уходят со сцены. Список использованных источников. Филологический портал - http://www.philology.ru/ Виртуальная библиотека - http://www.velib.com/shcool_ru_1.html http://www.klassika.ru:8014/ Иллюстративный материал "Бородинская битва”. Литература 1. Голиченко Т. Три поля русской славы: (для учеников V-VIII классов) / Т. Голиченко //Воспитание школьников. - 2006. - N 4. - С. 63-69. - (Публикация по вашей просьбе). 2. Дронова, Тамара Михайловна. "Бессмертен тот, кто отечество спас... "/ Т. М. Дронова. //Литература в школе. - 2008. - N 8. - С. 42-47.- (Душа обязана трудиться). 3. Попова, Е. Н.. Подвиг доблести и чести / Е. Н. Попова // Игровая библиотека. - 2011. - N 3. - С. 4-15. - (Расписание уроков). 4. Щербакова, А. А. "Недаром помнит вся Россия про день Бородина... ": к 200-летию истор. битвы / А. А. Щербакова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2011. - N 8. - С. 31-32. - (О Родине, о подвигах, о славе...). Автор: Еремеева Ольга Ивановна, учитель математики МБЩУ «СОШ №1» г. Чернушка Пермского Края | |
Категория: Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (27.09.2012) | |
Просмотров: 1388 | Комментарии: 3 |
Всего комментариев: 3 | |
| |