Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют»

Час занимательной зоологии по теме «Рыбы»
Педагогическая цель мероприятия: Формировать познавательный интерес обучающихся к миру водных обитателей, активизировать познавательную деятельность детей.

Воспитательные задачи:
Обобщение и углубление знаний о рыбах.
Развитие творческой активности и фантазии.
Воспитание бережного отношения к окружающему миру.

Участники мероприятия: воспитанники объединений МБОУ ДОД ДЭБЦ, возраст 8-9 лет.

Оборудование: листы бумаги, краски, фломастеры, карандаши, музыкальное сопровождение, иллюстрации рыб, кроссворд.

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
Словесные: изложение информации, ускорение запоминания, сопоставление, выделение главного, обсуждение ответов, формирование выводов.
Наглядные: иллюстрации, обеспечение лучшей видимости, обсуждение результатов.
Практические: упражнения, трудовые задания, постановка задания, организация выполнения, контроль, анализ итогов.
Ход мероприятия
I. Подготовительный этап.
Подготовка педагога к будущему мероприятию: подготовка иллюстративного материала, подбор музыки, оформление классной комнаты. Воспитанникам сообщается заранее о проведении мероприятия и его направленности.
II. Организационный этап.
Приветствие. Сообщение темы мероприятия. Педагог предлагает детям разделиться на две команды и придумать своей команде название. Звучит музыка фоном.
III. Основной этап.
Конкурс №1. "Мои соседи по планете".
Командам предлагают выполнить на больших листах бумаги коллективный рисунок, на котором они должны изобразить водных обитателей (ведущий не уточняет, кого именно). Время выполнения - 10-15 мин. Команды должны прокомментировать свои работы. Критерии оценки:
воспитанники должны пояснить кого или что они изобразили на рисунке,
почему они именно его изобразили,
что-либо рассказать о его особенностях (где живет, чем питается, и.т.д.),
оценивается сходство рисунка с изображаемым объектом.
За каждый из пунктов выдается от нуля до двух жетонов (Приложение 1), в зависимости от качества ответов.

Конкурс №2. "Найди пару".
От каждой команды в конкурсе участвует один или два человека (этот конкурс проводится, пока команды готовят коллективный рисунок). Ведущий предлагает участникам по очереди решить познавательные задачи:
1. Прав ли был ученик, сказав: «Рыбы зимой спят с закрытыми глазами»? Почему?
Ответ: Нет, не прав. Рыбы не имеют век. Некоторые рыбы: сом, карась, карп и некоторые другие зимой впадают в состояние оцепенения и зимуют на дне глубоких ям, «окутавшись» толстым слоем слизи. Большинство рыб не впадает в спячку.
2. Почему рыбы имеют разную окраску тела? Что определяет окраску тела рыб?
Ответ: Окраска тела рыб – результат приспособления к условиям жизни в воде. Она зависит от цвета грунта, толщи воды, освещенности, водной и прибрежно-водной растительности. В толще воды рыбы имеют зеленоватую или синеватую окраску на спине, серебристую на боках и животе. Тело многих донных рыб не окрашено. Окраска тела рыб изменяется также с возрастом.
3. В аквариуме к слепой щуке пустили рыб Не видя их, цука бросилась на них и без промаха переловила всех. Каким образом она их обнаружила?
Ответ: Боковая линия – орган чувств – заменяет рыбам зрение, она позволяет: а) определять направление и скорость движения воды; б) воспринимать колебания воды и отраженные от различных предметов волны. в) определять величину движущихся объектов. Все это вместе взятое позволяет рыбам не натыкаться на предметы и успешно схватывать добычу.
4. Рыба, вынутая из воды погибает. Почему?
Ответ: Большинство рыб дышит растворенным в воде кислородом. В 1 м2 воды содержится до 40 г кислорода.
5. В горном ручье, берега которого были покрыты лесом, обитала форель. Лес вырубили. Через некоторое время форели в ручье не стало. Как можно объяснить этот факт?
Ответ: Форель обитает в холодных реках и ручьях. Холодная вода – важнейшее условие существование форели, так как в холодной воде растворяется и содержится больше кислорода. Температура воды после вырубки леса повысилась на несколько градусов, а содержание кислорода понизилось. Развитие молодой форели поисходит, если концентрация кислорода в воде составляет 2 мг на литр. Понижение концентрации кислорода в воде до 1,6 мг на литр приводит к полной гибели форели.

За каждый верный выбор участникам дается по одному жетону.

Конкурс №3. "Зашифрованная восьмерка".
Команды по очереди вместо точек проставляют буквы так, чтобы получились названия восьми рыб, в которые входит буква «Р»:
.р……. (аргентина)
..р.. (жерех)
..р… (карась)
..р… (горчак)
..р…. (горбуша)
…..р.. (иглобрюх)
…р.. (катран)
……р.. (латимерия)
За каждое правильно названное слово команда получает один жетон, если песня исполняется – два жетона.

Конкурс №4. "Отгадай ребус".
По очереди командам предлагаются ребусы (Приложение 2). За каждый отгаданный ребус команда зарабатывает 1 жетон.

Конкурс №5. ."Кто же это?"
Одному участнику из команды на грудь прикрепляют картинку с изображением водного обитателя (Приложение 3). Он стоит спиной к залу. Команда может задавать вопросы об этом животном с целью его угадать, на которые тот может отвечать только "да" или "нет". Задача - быстро и правильно "разгадать" изображение на картинке. Отгадывать имеет право и вторая команда тоже (не задавая вопросов). Чья команда быстрее отгадает задание, та получает жетон.

Конкурс №6. Путаница
Командам предлагается из слов, в которых перепутаны буквы, составить названия рыб. Выигрывает та команда (1 жетон), которая первой назовет ключевое слово кроссворда.
Рьфлео – (форель)
Тамний – (минтай)
Акстре – (треска)
Азнса – (сазан)
Отлплав – (плотва)
Аеуглб – (белуга)
Дьстреял – (стерлядь)
Уборгаш – (горбуша)
Юврсеаг – (севрюга)
Яалтмреии – (латимерия)
Месаг – (семга)
Анагва – (навага)

Конкурс №7. Закончите пословицы (для капитанов)
Капитаны должны закончить пословицы. Ответившей команде дается 1 жетон.
Была бы рыба, а … (а рыбак найдется)
Будешь спать на берегу, не … (наловишь на уху)
Рыба в реке – еще … (не в руке)
Рыба мелка, да … (уха сладка)
Закидываешь удочку вперед, … (оглянись назад)
Чем больше зависти, тем … (меньше рыбы)
Итоговый этап.
Подводятся итоги игры посредством прямого подсчета жетонов, находящихся у капитанов команд. Ведущий награждает победителей.
Литература:

Жизнь животных. М., Просвещение, 1971, т. 4.
Советы друзьям природы. М., Московский рабочий, 1977.
Франк Станислав. Иллюстрированная энциклопедия рыб (на русском языке).
Никольский Г. В. Экология рыб. М., Высшая школа, 1974.
Полканов Ф. М. Подводный мир в комнате. М., Детгиз, 1970.



Автор: Желтова Юлия Владимировна, методист МБОУ ДОД Детский эколого-биологический центр города Ростова-на-Дону, Ростовская область.
Категория: Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (25.09.2012)
Просмотров: 1026 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]