Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют»

Устный журнал «История Ростовской области. Твой край родной» (для средней возрастной группы)
Данное пособие предназначено для подготовки детей дополнительного образования по истории родного края и может быть использовано ими в самостоятельной практической деятельности по внеклассной работе для организации и проведения творческих занятий с детьми.
Данный материал может быть использован для организации тематических мероприятий по изучению народной культуры в теоретической деятельности работников дополнительного образования.

Цель: знакомство детей с историей и культурой родного края. Расширять кругозор, формировать чувство патриотизма у дет

План:

Посуда.
Жилища, дома.
Одежда.
Украшения.
Прическа.
Казак-земледелец.
Казак-рыболов.
Виноградарство.
Пища казаков.


«История Ростовской области».
«Города, станицы Дона».
Самым популярным материалом считалась древесина. Дерево – один из наиболее распространенных материалов для изготовления посуды и утвари небогатых крестьянских и казачьих хозяйств.
Для изготовления посуды умело использовали не только древесину разных пород дерева, но так, же кору, бересту, дуб. Бытовые предметы, выполненные из дерева, обладали целым рядом необходимых качеств: они были прочны, водонепроницаемы, служили не один год. Деревянную посуду вырезали вручную с помощью ножа и стамески, а во второй половине XIX века широкое применение находит токарный станок. Изготовляли токарные изделия в основном из осины, реже из клена. Распиленные бревна раскладывали на заготовки – баклуши, которым придавали топором первичную форму будущего изделия. Баклуши обтачивали на токарном станке, после чего изделия шлифовали вручную, затем покрывали олифой и окрашивали. Распространена на Дону была также и глиняная посуда: кувшины, махотки, горшки. Причем такую посуду можно было встретить и в семье бедного и в семье зажиточного казака. Гончарным производством в основном занимались в станицах Старо-Григорьевской, Ново-Григорьевской, Сиротинской. Глина имела свинцовый белый или красноватый цвет. Добывали ее на большой глубине. Каждый гончар летом делал в день до ста сорока горшков, зимой – до семидесяти. Сделав их до трех тысяч штук, он складывал их в горн, вырытый в земле, и выжигал. В среднем каждый гончар в год до 15 тысяч горшков, которые на месте продавал по 15-20 рублей за тысячу.
Широко была распространена на Дону и медная посуда. Красная медь издавна привлекала русских мастеров. Ее податливость любой обработке и пластичность были необходимы ценными качествами. Перед праздником медную посуду чистили до блеска и «горения» кислыми помидорами и песком.
Золотая и серебреная посуда считалась роскошью. Такая посуда встречается у богатых казаков.
На нижнем Дону, в большом количестве можно было увидеть плетенные бытовые изделия, основным преимуществом которых является маленький вес при больших объемах. Плетеные корзинки, короба, сапетки, сундучки хорошо вентилировались, что при хранении продуктов имело немаловажное значение, поэтому в них хранили зерно, рыбу, овощи. Изготовление плетеных изделий занимались издавна. Занятие это – одно из самых древнейших в истории человечества. Плетеные изделия занимали большое место в быту и хозяйственной деятельности казаков. Искусство плетения не утрачено и в наши дни.
Слово «станица», бытовавшее издавна на Дону во многих значениях, с конца XVIII века употреблялось только в значении «селение».
Со временем число станиц на Дону росло, некоторые из них казаки перенесли на новые, более удобные, не заливаемые водой места, многие перестраивали.
Естественно, что вид жилища зависел от состоятельности его хозяина. К середине XVII века казачество уже не было однородным по социальному составу: оно распалось на две неравные группы – домовитые, зажиточные казаки, и голутвенные, неимущие. Постепенно шло развитие жилища от землянки с глинобитными полами, состоявшей из одной теплой комнаты – избы, и холодных сеней – чулана, до многокомнатных жилых домов.
Сначала строили жилища, состоявшие из двух комнат – прихожки и горницы, разделенных между собой печью. К такому дому примыкали сени, чулан и галдарея. Сени использовались как кладовка. В комнате – стряпной была печь – грубка, небольшая русская печь с лежанкой, вдоль стен стояли лавки, в углах – полочки для посуды, заполненные медными кастрюлями, кружками, металлическими и деревянными ложками, деревянными чашками, горшками, ступками, медными и глиняными чайниками, кофейниками. В горнице, которая, несмотря на скромную обстановку, всегда имела нарядный вид, принимали и потчевали гостей, священника, служили молебны и панихиды. На окнах, над кроватью вешали ситцевые занавески. Сундук – скрыню покрывали лоскутной постилкой. Украшением комнаты служили рисунки, гравюры с изображением битв, парадов, осад крепостей, поздние семейные фотографии в деревянных рамках, а также портреты лиц царской семьи, казачьих атаманов. На стенах развешивали сбрую, оружие: шашки, сабли, ружья, пистолеты. На подоконниках и табуретках стояли в горшках комнатные цветы.
Дома на Дону чаще всего возводили из деревянных пластин. Наружные стены обмазывали глиной, а затем белили мелом или белой глиной. Большое значение придавалось окраске дома. Деревянные стены окрашивали в желтый цвет, ставни – в белый, часто ставни и карнизы делали синими.
Свои дома донские казаки называли курениями. Основными строительными материалами были глина и дерево, реже – камень. Кирпичи использовались для кладки и облицовки печей.
Пищу себе казаки летом должны были готовить в отдельно стоящих кухнях. Хлеб выпекали в русских печах. Топили обычно бурьяном, жар выгребали мокрой тряпкой, после чего хлеб сажали в печь на лопатках. В кухне пекли и варили не только в предосторожности от огня, но и для поддержки в курене чистоты. Эта традиция – строить кухни – сохранилась и по сей день во многих станицах. Казаки живут в кухнях с ранней весны и до поздней осени, в куренях только спят, поддерживая, таким образом, идеальный порядок в доме.

На Дону существовало несколько различных комплексов одежды с кубелеком, поневой (юбкой), сарафаном и сукманом.
Верхнее платье кубелек напоминало по форме и названию татарское платье – камзол. Шилось из дорогих тканей – парчи, шелка. Эти ткани казаки закупали в Москве. Кубелек до пояса застегивался серебряными, позолоченными или жемчужными пуговицами. Выше талии, поверх кубелька надевался пояс – татаур, шитый из бархата и украшенный жемчугом. Богатые казачки носили серебряные кованые пояса. Кубелечный костюм сохранился в течение всего XVIII века.
Обувью служили мягкие сафьяновые сапожки, украшенные на подъеме вышивкой. Поверх сапожек надевали туфли из сафьяновой кожи на невысоком каблуке.
Головы казачки должны были покрывать. Это связано с поверьем древних славян в том, что волосы женщины обладают магической силой. Выходя замуж, она становилась членом чужого рода, и чтобы не принести вреда своему мужу и его родне, она должна была скрывать все до единого волоска.
Интересно название русских женских головных уборов. И действительно, они имеют птичьи названия: кичка (кика – утка), кокошник от «кокош» - петух, сорока.
На Дону головные уборы у замужних и незамужних казачек были различны: девушки носили челоуч – налобную повязку, косу украшали лентами. Женщины носили повойники – мягкая шапочка, поверх которой повязывался платок.
Традиционным зимним нарядом казачек считалась донская шуба. Она шилась из меха лисы, куницы, а сверху покрывалось парчой или бархатом. Ее длина доходила до пят. Она была без застежки, с удлиненными рукавами. Вместе с шубой носили шали, а по праздникам шапки, которые шились из собольего меха с верхом из малинового бархата прямоугольной формы. Верх шапки декорировался жемчугом. Жемчуг являлся любимым украшением казачек. Добывали жемчуг в русских реках. В народе существовало твердое мнение, что ловлей раковин с жемчугом могли заниматься люди с чистой душой. Перед тем как отправляться на добычу жемчуга необходимо было вымыться в бане. Не давался он в руки людям пустым, жадным, прельщавшимся наживой.
Богатые казаки носили серебряные и золотые браслеты – безлики, а также золотые перстни и кольца. Серебряное кольцо на левой руке девушки означало, что она на выданье, на правой – просватана. Если кольцо с бирюзой – жених служит, либо бирюза была символом тоски. Золотое кольцо на правой руке – замужняя, на левой – разведенная. Два золотых кольца на одном пальце левой руки – вдова: второе кольцо умершего мужа.
Походная одежда казака состояла из грубого суконного зипуна кавказского покроя, подпоясанного ремнем, широких шаровар, убранных в голенища сапог и шапки из овчины. Зимой носили широкие овчины шубы до земли и валенки.
Помимо одежды, казаки заботились и о прическе. Волосы на голове постригали «кружком», «под горшок». Любили носить бороды среднего размера и усы.
Юноши и женатые мужчины носили рубахи с «воротом» – яркой вышивкой на груди, одевалась она на выпуск поверх портов – шаровар. В будние дни носили синие шаровары, а в праздничные и свадебные дни наряжались в красные. Сверху рубахи надевали бешмет – стеганый зипун без застежки, желто-оранжевого цвета.
Кардинальные изменения в мужском казачьем костюме произошли при Екатерине II, в результате введения в 1769 году военной формы. Форменная одежда состояла из куртки, шаровар, заправленных в сапоги, пояса с портупеей, чекменя (кафтана), шинели и кивера. Куртку, чекмень и шаровары шили из синего сукна с красными лампасами. У казаков лампас означал свободное состояние донцов.
Особое место в комплексе мужской одежды занимала шапка. Казак мог продать или пропить все, но только не крест, шапку и шашку. Вызовом на поединок была сбитая с головы шапка. Фуражку убитого или умершего казака везли домой и клали на полочку перед иконой. Это означало, что защитника в доме нет, и защита семьи поручается Богу. В поминальные дни перед фуражкой ставили стопку вина и кусочек хлеба.



В XIX веке сельское хозяйство являлось уже основой экономической жизни казаков. Жизнь земледельца проходила в постоянных трудах, особенно в летнее время. Сеяли в основном рожь, пшеницу, овес, хотя выращивали и гречиху, и горох, и фасоль, картофель и другие культуры. Начало весенне-полевых работ сопровождалось обрядами, которые должны были способствовать хорошему урожаю. В крестопоклонную неделю пекли «кресты». При выезде в поле брали с собой «крест» и «жаворонка» и клали их по углам на десятину. После проведения первой борозды съедали «крест» и «жаворонка».
Перед началом сева устраивали обед прямо в поле. Брали с собой свяченую воду и веником брызгали поле, приговаривая: «Зароди, Господи, жито и пшеницу на всякую пашницу, на вдов и сирот, на проходящего и просящего». После чего начинали сеять. По окончании сева был обычай весьма распространенный – хождение духовенства с иконами (икона Божьей Матери и крест). Если долго не было дождя, то просили его так: «Иди, иди дождь, да на бабину рожь, на бабину кичку, на нашу пшеничку, на наш ячмень, поливай весь день…». Наоборот, если дождь шел несколько недель кряду, то чтобы дождь перестал, говорили так: «Дождь перестань куплю тебе сарафан, и с ленточками, позументочками, с махорчиками, с колокольчиками…».
Перед началом жатвы клали хлеб, соль и серпы в начале заломов. Помолившись Богу, съедали хлеб-соль, срезали три раза по три колоса и, заткнувши их за спины, приговаривали: «Чтобы наши спины не болели». После того, нажавши сноп, его ударяли о землю, приговаривали: «На сто копен и на тысячу».
В каждом дворе была скотина. В каждой станице были свои пастухи. Платили им как деньгами, так и «харчами». Породы овец, разводимых на Дону, были немногочисленны. Шерсть, в основном, шла на продажу вывозилась за пределы Донской области.
В казачьей семье рабочий день начинался рано, до восхода солнца. Доили коров (пока муха не села), выгоняли скот в стадо.


Дон в XVIII – XIX вв. изобиловал рыбой. Одним из древнейших занятий донских казаков было рыболовство. Казачий стол трудно себе представить без рыбы. Вылавливались такие рыбы как белуга, севрюга, осетр, сазан, щука, судак, окунь, ерш, карп, сельдь, тарань, чехонь, сом и другие. Самой вкусной из закусок по праву считали икру. Черную икру добывали из осетровых (белуга, севрюга). Каждый рыбак должен был иметь билет от войсковой канцелярии, дающий право свободного промысла в дозволенных местах. Хранящаяся в ставах рыба продавалась на месте. Чтобы взять рыбу из става воду спускали через нижний желоб, и рабочий, опустившись в яму, бил большим обухом топора по рыбьей голове. Затем рыбу бечевой вытаскивали наверх. Здесь ее резали. Если рыба была икряной, то икру пробивали сквозь грохот (ситце). Рыбу мыли, взвешивали и укладывали на повозку, засыпая солью.


Казаки стали заниматься виноградарством в конце XVII века. Сухость климата, жаркое лето, не столь суровая зима давали возможность выращивать большое число сортов винограда. На виноградниках работали в основном старики, старухи и молодые девушки. Виноградная лоза возделывалась на Дону на конструкции, получившей название «Донская чаша». Основные лозы виноградного куста от корня развивались на четыре стороны и закреплялись на вершинах конструкции. Т.е. создавались возможности оптимальной инсоляции всех плодоносящих побегов и накопление сахара всеми созревающими гроздьями винограда. Весной виноград поднимали с земли, вбивали сохи и привязывали к ним виноградные плети, летом прорывали листья и погоны (в июне и августе). На зиму срезали ягоды, снова укрывали старым сеном и зарывали. Виноградарь средней руки мог заработать в год до 200 рублей, затрачивая не более 50 рублей. В Цимлянской станице виноградники разводились не кустами, как в других станицах, а рядами или шпалерами. Средние и зажиточные хозяева, занимавшиеся виноградарством, сами давили вино. Лучшим считалось вино, сделанное ручным способом. Такое вино давили руками в особых мешочках, в корытцах или на желобе (точиле). Существовал и кавказский способ давки винограда – ногами. После дробления вся масса сливалась в дубовые или деревянные чаны для брожения. Чистый виноградный сок сливали в бочки, затем его очищали, процеживали сквозь войлочные колпаки, после чего разливали в бутылки, купорили и развозили по России.
Лучшими донскими винами считалось «Цимлянское» и «Раздорское», производившееся, соответственно в Цимлянской и Раздорской станицах. Официальным центром донского виноградарства в начале XX века во всех справочниках назывался хутор Пухляковский, где находиться Донская войсковая школа виноделия.
Несмотря на употребление вин в больших количествах, пьяниц было немного. Казаки говорили: «Пей, но с умом». Тех казаков, которые злоупотребляли вином, отправляли на трудовые исправительные работы: на каменоломни и кирпичные заводы.


Говоря о пище донских казаков, следует сказать, что она была достаточно разнообразна и обильна. Ее употребление регулировалось соблюдением церковных постов. Продукты казаки покупали в станичных магазинах, на рынках. В станицах были и свои пекарни, где выпекали хлеб.
Самым популярным горячим блюдом была уха. Отличие донской ухи было в том, что ее варили с томатом. Особенно вкусной была уха, сваренная в котле, на костре.
Из мясных блюд популярным была дулма. Готовили фарш из мяса, заворачивали в капустные или виноградные листья. Складывали в кастрюлю, пересыпали морковью, белым корнем, луком, добавляли томат, клали чернослив.
Из теста казачки пекли огромное количество пирогов с мясом, рыбой, овощами, кашей, и со сладостями: яблоки, курага, ежевика, творогом.
Пили казаки взвар, сваренный из сухофруктов. Ну, и, конечно, любили пить чай (индийский или цейлонский) и кофе (вывезли из Турции). Кофе обычно пили в 12 часов дня. Обычно приглашали соседей или родственников. Сегодня пили кофе у одних, на завтра шли пить к другим.


Используемая литература:


«История Донского края». Ростовское книжное издательство 1978 г. Ю.А. Жданов.
«Домоводство на Дону». Ростов-на- Дону 2010 г., Издательство «Артель».
«Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков 17-20 веков». Ростов-на-Дону 2002 г. Галина Остапенко.
«Картины былого Тихого Дона: краткий очерк истории войска донского». Т.1. – М, Граница, 1992 г.
Казаки Концепция серии Б.А. Алмазов, М.Б. Гаврилов, ООО «Золотой век», ООО «Диамант» 1999 г.



Автор: Моисеева Светлана Ивановна, методист МБОУ ДОД Детский эколого-биологический центр города Ростова-на-Дону, Ростовская область.
Категория: Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (25.09.2012)
Просмотров: 892 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]