Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют»

Классный час «Совесть – лучший советчик» ( для 3 - 4 класса)
Цель: развивать чувство нравственной ответственности за свои поступки перед собой и другими людьми, способность к объективной самооценке

Задачи:

- Воспитание нравственных качеств человека через осознание чувства совести

- Формирование интереса к активной творческой деятельности, навыков работы с литературой по подбору стихов и пословиц о совести

- Развитие чувства собственного достоинства, самоуважения, самоанализа.

Оборудование: плакаты с эпиграфами, отрывок из произведения В.П. Астафьева «Ода русскому огороду», статья из газеты «Муромский край» В. Мещерской «Возьми, мне не жалко», листья с определениями слов, нарисованный ствол дерева.




Ничто не может нас среди

Мирских печалей успокоить;

Ничто, ничто… едина разве совесть.

А.С. Пушкин

Совесть, благородство и достоинство

Вот оно святое наше воинство

Б. Окуджава

Прочитайте строки двух замечательных поэтов и скажите, о каком из человеческих качеств пойдет сегодня речь на классном часе.

Давайте вспомним рассказ А. П. Гайдара «Совесть»

Ответьте на вопросы:

- Почему плакала Нина? Что значит «грызла беспощадная совесть»? Что же такое совесть?

Совесть - чувство, свойственное человеку, чувство нравственной ответственности за своё поведение, за свои поступки перед самим собой и другими людьми. (Толковый словарь)

Совесть – это хорошее или плохое качество человеческой души? А еще какое чувство похоже на совесть? (Стыд)

Какие русские пословицы о совести вы знаете? (Если дети не назовут, на доске открывается запись)

В ком стыд, в том и совесть

Есть совесть – есть и стыд, а стыда нет и совести нет.

Совесть без зубов, а грызет.

Какая из пословиц больше подходит к рассказу А. П. Гайдара?

Как называют человека, у которого есть совесть? Совестливый

В русском языке очень много устойчивых сочетаний со словом совесть:

1. на совесть

2 против совести

3. на (его) совести

4. по совести

5. без зазрения совести

6. со спокойной совестью

Соотнесите эти сочетания с теми выражениями, которые я вам зачитаю.

1. Поступить вопреки убеждениям

2. Жить честно, справедливо

3. Делать что – либо хорошо, добросовестно

4. Жить совершенно спокойно, не испытывая угрызений совести

5. Поступать без стыда, без стеснения

6. Когда человек не выполнил того, что обязан был сделать, или поступил не так, как следовало, то говорят, что этот поступок…

Еще в народе говорят:

Счастлив тот, у кого совесть спокойна.

Случалось ли вам испытывать угрызения совести? Было и стыдно за свои поступки?

Какие еще качества, свойства человеческой души вы знаете? ( открывается запись)

хитрость справедливость

жестокость СОВЕСТЬ доброта

искренность лживость

честность благородство

достоинство

С какими из этих качеств уживется совесть? (соединить стрелками)

Сейчас я вам прочитаю отрывок из произведения В. П. Астафьева «Ода русскому огороду» (о ласточке)

Что случилось с веселой ласточкой?

Как мальчик пытался оживить птичку?

Можете ли вы простить герою рассказа его поступок?

Почему?

Чтение статьи из газеты «Муромский край» В. Мещерская «Возьми, мне не жалко»

Этот день как –то не задался с самого начала - утром, чуть не опоздала на работу, в обеденный перерыв напрасно простояла в очереди за продуктами, а вечером по дороге домой оборвался ремешок у туфли. Приволакивая ногу в хлябающей обуви, я тащилась по улице, мрачно размышляя о том, что теперь не миновать покупать новую пару.

В прихожей ко мне, как всегда, радостно кинулась собака. Глаза её сияли такой радостью, будто мы не виделись целый год. Но сегодня неуклюжая суета огромной овчарки только раздражала меня, я сердито откинула её, закричала: «Отстань, и так тошно, а тут ты ещё…»

Почудилось ли мне или действительно в глазах собаки мелькнул упрек? Расстроенно развесив уши, она поплелась в свой угол, но через минуту вернулась и … положила к моим ногам изрядно замусоленную кость – единственное своё богатство. Глаза старой собаки смотрели печально и виновато, будто говоря: «Прости меня за то, что я есть, за то, что ем… Вот всё, что у меня есть – возьми, мне не жаль».

Слёзы стыда и облегчения брызнули у меня из глаз. Обхватив собачью шею, я шептала в чутко вздрагивающее ухо: «Прости, прости меня, пёс, что в минуту слабости попрекнула тебя куском. Кстати, не таким уж и сытным. Мне ль не знать, что при необходимости ты отдашь свою жизнь так же, как кость, не раздумывая и не сожалея.

Не бойся, пёс, ты никогда не окажешься на улице или в чужих руках – не вам, собакам, расхлёбывать наши человеческие трудности»

Попробуйте дома написать сочинение – миниатюру «Что такое совесть?»

И в заключение нашего классного часа поговорим о других человеческих качествах и чувствах. Перед вами ствол дерева. Чего на нем не хватает?

Давайте прикрепим к нему листья. (Листья двух цветов. На них написаны определения. Синие листья – отрицательные качества, зелёные положительные качества. Дети зачитывают эти определения и прикрепляют нужные листья.)

Листья : Благородство, гордость, доброта, зависть, справедливость, хитрость, обида, печаль, совесть, честность, лживость, жалость, радость, стыд, достоинство, жестокость, искренность, скромность.

Желаю, чтоб дерево ваших человеческих качеств было только зелёным!

Каждый ребёнок получает памятку - пожелание:

«Храни совесть свою чистою и в мыслях, и в словах, и в делах, да будет она всегда безукоризненна и никогда не осуждает, и не грызёт тебя ни за что…» (из книги Христианская жизнь по Добротолюбию»)



Автор: Мартель Галина Ивановна, учитель начальных классов, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением предметов художественно – эстетического цикла» г. Муром, Владимирская область
Категория: Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (25.09.2012)
Просмотров: 3949 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 2
2  
Сборник получен. Спасибо!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
x