Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют»

Классный час на тему: «Искусство в нашей жизни»
Цель: дать понять учащимся, какую роль играет искусство в человеческой жизни. Суметь разобраться, в сущности, законах функционирования и общественной роли искусства, знакомство с которым является важнейшим условием духовного развития человека.

Искусство это праздник души, сердца, праздник самой жизни. Конечно праздник в определённом смысле, а не во всех значениях этого слова. Мы, привыкшие к такому пониманию роли искусства, не всегда задумываемся над тем. Что же даёт нам искусство в нашей обыденной жизни, то есть в буднях, в повседневности, в том, что нас окружает, в чём мы существуем, чем живём постоянно. Действительно, если подойти с этой точки зрения к искусству, то вроде бы ничего особенного здесь нет.

Жизнь есть жизнь, а искусство есть искусство. Но это только кажется. А кажется так потому, что мы привыкли считать искусством только наивысшие его достижения: театр, поэзию, музыку, живопись.

Только это мы считаем искусством, только то, что в музеях, в театрах, в книгах. Но это не верно. Всё это лишь часть искусства. И за всем этим стоят великие имена творцов: Микеланджело, Рублёв, Рембрандт, Пушкин, Суриков, Гоголь и многие другие. Великое искусство ценится нами как нечто святое и неприкосновенное. Оно незыблемо. Оно – классика. А это значит: оно принадлежит всему человечеству и навсегда.

А где же другая часть всего искусства, кроме классического, совершенного? Оно в нашей повседневной жизни. И то, чем мы живём постоянно, не обращая внимания на искусство, и есть искусство. Искусство в нашей жизни в него мы окунаемся с детских лет, в нём мы живём, работаем. Искусство нас встречает, когда мы вступаем в жизнь, и провожает, когда мы покидаем её, уходя в последний путь. Мы живём и дышим атмосферой, пронизанной искусством. Посмотрите внимательно на всё, что нас окружает, и вы увидите, что мы действительно живём в мире искусства.

Вспомните свои детские годы. Ведь первые шаги наши тоже связаны с искусством: колыбельные песни матери, первые её ласковые слова, улыбка – во всём этом тепло человеческой души, тепло человеческой любви. Это искусство. Оно не только в песне как одном из жанров музыкального искусства, но и в отношении к нам к матери, в нашем отношении к ней, ещё не осознанном. А первые сказки? Сначала самые простые: «Жили – были дед да баба…» А потом посложнее, сказки про зверей, волшебников, про чудеса земные и небесные, сказки про всё, на что способна человеческая фантазия. Сказки – чудесное искусство народа. Они нас учат добру с самых первых шагов наших, и образы их мы потом помним всю жизнь. Помним сказки и помним себя, как мы их переживали и как им радовались. И как верно, тепло передан этот мир сказок Пушкиным:

У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том

И днём , и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Идёт направо – песнь заводит,

Налево сказку говорит.

Там чудеса, там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит…

Детство поэта прошло под сильным впечатлением сказок его няни – Арины Родионовны.

Не это ли стало первым мощным толчком в пробуждении его яркой поэтической фантазии? Мы все помним сказки своего детства, прекрасные русские сказки, сказки других народов. Помним потому, что выросли в них, начинали думать образами сказок, ставить себя на место сказочных героев. И первые оценки поступков людей мы выводим из сказок, первые понятия ценностей человеческой жизни мы черпаем тоже оттуда. Добро, зло, истина, красота, геройство, трусость, верность, предательство – всё это сначала прошло через наше сознание образами сказок. И конечно, первые свои шаги в жизни, первые свои поступки мы тоже оценивали поступками героев сказок. Это только один пример того. Какую роль начинает играть искусство с первых моментов нашей жизни. Он говорит о том, что первый контакт с людьми происходит через искусство.

Сюда же можно отнести и живую человеческую речь, которой мы овладеваем. Что мы слышим с самого начала? Не только первые слова, но и шутки прибаутки, стишки. Овладевая речью, мы часто используем то, что слышим из первых детских книжек. И даже то, что нам читают, запоминается ярче, чем разговорная речь взрослых, потому что она ещё непонятна для нас. И конечно чудесные стихи для детей – это уже подлинное искусство, искусство С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, В.В. Маяковского, не говоря о сказках Пушкина, - они входят в нашу жизнь сразу и навсегда остаются в нашей памяти, потому что мы пережили их своим детским чувством.

Большую роль в жизни человека играет музыка. Конечно классика, эстрада это высшие её достижения. Но музыка и в обыденной жизни очень многообразна. Каждый из нас – что – то напевает себе, каждый начинает подпевать, если слышит пение других. Сначала мы слышим колыбельные песни – поёт каждая мать, успокаивая и укладывая спать ребёнка. Потом слышим, как поют взрослые во время весёлого застолья: это тоже искусство, хотя и навсегда совершенное, но искусство. Люди вообще поют всегда. И песня поднимает их настроение, бодрит дух, придаёт силы. Поют не только в праздники, но и будни. Мы сейчас уже привыкли к тому, что ежедневно слышим множество песен по радио, в кино и.т.д. Слышим очень много и часто, и наверное, даже слишком много. Но до появления радио, телевидения люди передавали песни от поколения к поколению только в момент исполнения, по слуху. Пели во время работы, пели грустные песни, изливая тоску.

Водили хороводы. Песня была всегда в искусстве народа спутником его жизни. И не только спутником, но и верным помощником. До сих пор сохранились в памяти народа песни ямщиков,

Песни бурлаков, песни крестьян в разные времена года, песни рабочих заводских окраин. Сейчас тоже наши композиторы пишут песни, посвящённые, например, геологам, монтажникам, строителям и так далее. Но конечно, песня всегда была зеркалом настроения человека. В песне звучала душа народа. Звучит она и сейчас в нашей повседневной жизни. Можно сказать вполне определённо, что песня сопровождает нас всю жизнь. А песня это искусство, искусство массовое, доступное всем нам. Музыкальное творчество народа безгранично, как безгранично и художественное творчество мастеров, умельцев. Например – изобразительное искусство, ведь с ним мы сталкиваемся в повседневной жизни повсюду.

Мне вспоминается такой случай из моего детства. В комнате висела у нас на стене картина. Написана она была маслом. Изображён там был простенький, наивный пейзаж: летняя поляна, вдали лес, на переднем плане две берёзы и домик. Всё это изображено в ярких красках «чистым цветом», и чувствовалась неумелая рука этого безвестного живописца. Потом уже эта картина показалась мне наивным искусством. Собственно так это и было. Но это теперь. А вот в детские годы я смотрела на эту картину совсем по-другому.

Живописи настоящей я ещё не видела. Но просыпаясь, каждый раз я видела этот пейзаж с берёзами и домиком. И так было тепло на душе от этого красочного пробуждения, так приятно было разглядывать цвет, мазки на холсте, зелень берёз и далёкий силуэт леса, что стала эта картина моим молчаливым спутником детства.

Я помню, любила эту картину. Она первая познакомила меня с живописью, с цветом, с фактурой. Сейчас она кажется смешной, но в своё время она дала мне первые уроки искусства. И теперь глядя на неё, вспоминаешь и свои первые яркие впечатления детства, и своё первое приобщение к изобразительному искусству. А главное, что эта картина стала спутником моей жизни, спутником детства. Есть и другие формы искусства, с которыми мы сталкиваемся на каждом шагу. Например, наша одежда: её покрой, расцветка. Наряды девушек, праздничные наряды, наряды свадебные.

Цвет и форма играют здесь особую роль и это тоже искусство. Предметы домашнего обихода: мебель, посуда, инструменты – на всём лежит печать искусства – они имеют цвет. Форму, благородную отделку. Это тоже искусство, которое нас окружает.

Человек с незапамятных времён украшал своё жилище. И он поступал как художник. Украшают люди и сейчас свои жилища – кто как может. Но украшают. Редкая комната не несёт на себе следов, даже какого – то подобия художественного оформления. Человек не может жить, не создавая вокруг себя красоту.

Теперь я хотела бы остановиться на одном очень важном моменте как игра детей.

Дело в том , что игра детей есть тоже искусство. Это искусство детей. И без игры дети не могут, как не могут без искусства жить взрослые. В игре есть все элементы искусства: фантазия, чувство, творчество, активность, подражание. Зачем всё это нужно детям? Затем, чтобы познать жизнь, которая для них ещё сплошная загадка, получить опыт общения, опыт отношений между людьми; научиться ориентироваться в главных ценностях жизни, понять себя. Своё место во всём, что их окружает. Другого способа получить эти навыки жизни, у детей просто нет. Игра единственный возможный способ познания себя и окружения, способ проверки себя в человеческом общении.

Если же посмотреть на игры сквозь призму искусства, то мы увидим, что, например игра в солдатики, в войну – будущий батальный жанр; передразнивание – начало актёрского мастерства; «дочки – матери» - возможность художественного выражения вечных тем – темы материнства, темы любви к людям, проблемы отцов и детей». Это искусство детей и без него они не могут приобщиться к общественной жизни. К ответственному делу. Короче говоря, игра – это не только искусство детей. Но и необходимое условие их жизни. И в этом мы видим ещё одно проявление огромной роли искусства в жизни человека.

Теперь я хотела бы остановиться на творениях человека – художника!

Когда мы выходим за пределы своей квартиры первое что мы видим это дома – постройки архитектора, скульптурные украшения. Витрины магазинов оформлены художником. Идём мы в парк – он разбит по законам красоты и в этом опять же труд художника. А городской транспорт. Оно творение не только инженера, но и художника. Но не живописца или графика, а художника дизайнера. Художник – дизайнер есть творец – красоты вещи, предмета, машины, станка, обстановки на производстве. Он придаёт им нужную форму, причём форму удобную для человека и наиболее выгодную для самой вещи с точки зрения её использования. Зайдя в магазин, где продаются продовольственные товары, можно заметить, что упаковка их тоже несёт на себе печать художественного творчества. Вся современная торговля немыслима без искусства. Потому что любой готовый продукт нуждается в оформлении. А сделать это может только художник. Всевозможные этикетки, красочные коробки, обёртки, бутылки, флаконы и так далее – всё это художественно оформлено, и на всём этом лежит печать красоты выявленной человеком, который повсюду творит её вокруг себя. Мир искусства – сложный, красочный – сопровождает человека во всём и человек не может жить без этого. Но есть ещё один момент в жизни человека – это праздники. Праздник то же несёт в себе искусство. Можно сказать, праздник – это искусство, искусство сложное, большое, захватывающее огромные массы людей. Здесь мы видим, как в жизнь входят все виды художественного творчества: театр, музыка, танец, литература, декоративно – прикладное искусство. В праздничные шествия, народные гуляния вовлекаются огромные массы людей. Каждый человек становится участником, творцом, исполнителем и зрителем этого грандиозного зрелища одновременно. Давайте только на минуту представим себе: что было на земле, если бы не было искусства? Не того высокого искусства, которое представлено в музеях, в театрах, в книгах, в музыке, а самых обыденных проявлений его. Страшно подумать даже, как обеднялась бы наша жизнь, насколько примитивен и дик был бы человек, насколько тосклива и удручающе была бы вся наша действительность.

Искусство зародилось вместе с человеком. Человек творит искусство для себя. И в нём он осознаёт своё наивысшее назначение – назначение творца, преобразователя, который познаёт, чувствует, мыслит и ищет пути разрешения своих противоречий. В любом виде, жанре искусства человек воспроизводит свою общественную сущность, утверждает себя как человек. И если наивысшие достижения художественного гения – это праздник искусства, то повседневное искусство, искусство в жизни, в быту, в общении это своеобразные будни художественного творчества, которые сопутствуют человеку в течение всей его жизни.




Заключение:

Таким образом, искусство нельзя считать необязательным приложением к более насущным благам и потребностям людей. Оно играет огромную роль в жизни человеческого общества, обеспечивая создание, накопление и трансляцию духовного опыта и эстетических ценностей от поколения к поколению, от человека к человеку, от культуры к культуре. Искусство является своеобразным зеркалом и самосознанием любой культуры, в котором отражаются ее сущностные черты. Осваивая произведения искусства, человек социализируется, познает мир, его прошлое, настоящее и будущее, научается постигать эмоционально-интеллектуальный мир другого. Потребность в искусстве никогда не покидает человека; даже в самые тяжелые исторические моменты он испытывает ее. Отказ от художественной деятельности способен вернуть человека в первобытное состояние, пренебрежение к высокой культуре и ее ценностям может привести и приводит к падению нравственности и, как следствие, разгулу преступности, наркомании и т.п. явлениям. И культурная политика любого государства должна обеспечивать поддержку высокого искусства, которое в условиях рынка переживает далеко не лучшие времена.

Вкус формируется не только в общении с искусством, но в ходе всей жизни индивидуума, под влиянием непосредственно окружающей среды, и, стало быть, от того, каково искусство и какова среда, будет зависеть качество эстетического вкуса.

Закончить я бы хотела словами немецкого писателя, поэта и государственного деятеля ГДР Иоганесса Бехер:

«Красиво жить – не просто звук пустой,
Лишь тот, кто в мире красоту умножил
Трудом, борьбой,- тот жизнь красиво прожил,
Воистину увенчан красотой!».



СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
1. Нежнов Г.Г. Искусство в нашей жизни. – «Знание», 1975
2. Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика.- Искусство, 1984



Автор: Жукова Татьяна Валентиновна, преподаватель художественного отделения Балабановской детской школы искусств.
Категория: Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (24.09.2012)
Просмотров: 6473 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]