Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют» |
Познавательная викторина «Мир под ногами» (по литературным произведениям)
Класс: 2- 3 Название материала: познавательная викторина «Мир под ногами» (по литературным произведениям). Предназначение: для проведения внеклассного занятия. Цель мероприятия: вспомнить содержание книги В. Бианки «Лесная газета», которую дети знают по урокам внеклассного чтения во 2 классе; познакомить ребят с научно-популярной литературой по энтомологии; в игровой форме повторить литературные произведения, героями которых являются насекомые. Задачи: научить понимать красоту окружающего мира через непосредственное соприкосновение с природой; воспитать творческую личность, умеющую настойчиво трудиться, думать; научить самостоятельно ставить проблему и искать пути её решения; формировать коммуникативные умения; развивать творчество и фантазию детей; развивать познавательные интересы; развивать речь детей; развивать логическое мышление; познакомить детей с произведениями о насекомых; учить бережно относиться к природе. Оборудование: колокольчик для подачи сигналов времени, буквы, кубик с точками на гранях из любой настольной игры, две книжных выставки, по возможности мультимедиапроектор, экран, компьютер. Данную викторину можно провести с использованием компьютера, мультимедиапроектора. В таком случае используется презентация (она прилагается, смена слайдов по щелчку). Если возможности нет, то используется наглядный материал, представленный в приложении. Викторину можно проводить «на личное первенство», а можно разбить играющих на команды, тогда вопросы задаются каждой команде по очереди; за каждый правильный ответ - один балл. Баллы присуждает сам ведущий, а подсчет очков ведет жюри. Если соревнуются не команды, то игрок, ответивший верно, получает жетон (можно в виде силуэта бабочки, вырезанного из цветной бумаги. Выигрывает тот, кто наберет больше жетонов. Ход викторины: - Ребята, мы поговорим с вами об увлекательной науке, изучающей насекомых,— энтомологии. Мы перелистаем страницы знакомых вам книг, где рассказывается о насекомых, поиграем в игры, где надо будет вспомнить имена некоторых маленьких жителей наших садов и парков. Наша встреча называется «Мир под ногами», и состоять она будет из трех раундов. Первый раунд посвящен книге писателя Виталия Бианки «Лесная газета». Когда вы впервые знакомились с этой книгой, возможно, многим из вас она показалась слишком скучной и устаревшей. Но сегодня я попробую с вашей помощью доказать, что «Лесная газета» так же познавательна и интересна, как и весь животный мир, который в ней описывается, в том числе и мир насекомых. Если вы помните, в конце каждого из двенадцати номеров «Лесной газеты» имеется викторина, в вопросах которой подмечены любопытные приметы окружающей нас природы. А ответы требуют смекалки и наблюдательности. Поскольку сегодня мы беседуем об энтомологии, я выбрала для вас вопросы, имеющие отношение к миру насекомых. Первый раунд - Итак, внимательно слушаем вопросы и отвечаем на них. (Если ребята затрудняются с ответом на вопрос, ведущий сам дает ответ, ссылаясь на книгу В. Бианки «Лесная газета».) - Кто раньше появляется весной — летучие мыши или летучие насекомые? (Насекомые. А уж после их вылета появляются летучие мыши, для которых насекомые служат пищей.) - Зачем грачи ходят по полю за пахарем? (Пахарь плугом выворачивает из земли много червей, личинок, жуков и других насекомых, которых подбирают грачи.) - Зачем скворцы и галки катаются верхом на коровах, овцах и лошадях? (Таскают шерсть для гнезд, а также выклевывают насекомых и их личинок из кожи старых животных.) - Какие жуки носят названия тех месяцев, в которых появляются? (Жуки, или другое их название хрущи, майский и июньский.) - Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закупоривают все входы в него.) - Куда осенью деваются бабочки? (Большинство из них гибнет с первыми же холодами, но некоторые забираются под кору деревьев, в щели заборов, домов и там перезимовывают.) - А теперь несколько вопросов о существах, которые очень похожи на насекомых, но ими не являются,— о пауках. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в любой справочник, например, в «Книгу природы» Ю. Дмитриева. В ключе - таблице существа под названием «пауки» стоят особняком, отдельно от всех насекомых. - Вспомните, сколько ног у паука? (Восемь. Именно этим они и отличаются, например, от жука — у жука шесть ног.) - Как паук-крестовик, сидящий в засаде, узнает, что к нему в паутину попала добыча? (Он лапкой держит туго натянутую паутинку, прикрепленную другим концом к паутине. Муха, попав в паутину, сотрясает ее, ниточка дергает паука за ногу и таким образом дает ему знать, что добыча попалась.) - Кто строит себе дом из пузырьков воздуха под водой? (Водяной паук-серебрянка) Ответ комментируется иллюстрацией из книги Н. Пожарицкой «Как живешь, Озеренка?» - Каких пауков называют «бродягами»? (Тех, кто не ткут паутину для ловли добычи.) Второй раунд - Десять вопросов позади. Пришло время для небольшой передышки. Наш второй раунд — «Игровой». Послушайте условия игры. - Сейчас я должна выложить название красивой бабочки. Вы по очереди будете мне называть буквы алфавита, и если названная буква есть в имени бабочки, вы получаете жетон. А если кто по нескольким буквам догадается, о какой бабочке идет речь, может сразу назвать ее, не дожидаясь, пока на щите будут выложены все буквы. (Если игра идет по командам, выигрывает команда, которая раньше определит название.) В имени бабочки семь букв. (Название бабочки — адмирал). А Д М И Р А Л Игра повторяется дважды. (Слово для второго варианта — аполлон.) (слайд 3) А П О Л Л О Н - Вторая игра — вспомнить имя бабочки из шести букв. Поможет нам в определении слова кубик. Его надо бросить шесть раз, и та буква, чей порядковый номер выпадет на верхней грани, будет выставлена на магнитном щите. (Если игра идет по командам, каждая из них бросает кубик по три раза. Слово для угадывания — махаон. Демонстрируется книга В. Мурзина «Синий махаон».) - Я включила в наш игровой раунд вопрос-шутку. Подумайте, о ком говорится в этих стихах. (Читает стихотворение А. Шибаева «Взялись за руки друзья»): Однажды по темному лесу Пошли погулять вечерком Стенограф, типограф, садовник И дровосек с грибником. В лесу разбрелись. Угощались — Кто вкусной корой, кто грибком — Стенограф, типограф, садовник И дровосек с грибником. Но вот прилетела пичужка, И в рот ей пошли — целиком! — Стенограф, типограф, садовник И дровосек с грибником. - Объясните, пожалуйста, что это за фантастическое событие описано в стихотворении? Верно, это вовсе не названия профессий, а имена, которые дали некоторым насекомым ученые-энтомологи. Давайте полистаем книги, стоящие на выставке, и посмотрим, какие еще интересные, а порой и смешные названия носят насекомые. Вот в книге «Энтомология в картинках» показан жук - пилильщик, вредная черепашка, жук - карапузик. В книге «Зоопарк в твоей книжке» — притворяшка шелковистый. - Давайте пофантазируем. Представьте себе, что мы хотим открыть свой собственный зоопарк. Ответьте мне, можно ли устроить такой зоопарк, чтобы он весь со слонами, носорогами, оленями и медведями уместился на столе? Правильно, такой зверинец можно составить из насекомых, названных именами крупных животных. Кто может напомнить нам такие имена? (Если ребята затрудняются, ведущий сам дает нужные ответы, комментируя их иллюстрациями. Жук-олень — его разветвленные усы имеют сходство с оленьими рогами; жук-носорог — а его усы похожи на бивень носорога; бабочка - медведица — ее личинка покрыта мохнатыми коричневыми волосками, словно шерсть у медвежонка; жук - сосновый слоник, чья сильно вытянутая головка напоминает хоботок; муравьиный лев, чья личинка устраивает засаду в специальной вырытой ямке и ждет, когда туда упадет муравей.) (слайд 4) Третий раунд Третий раунд — «Энтомология в сказках». Сейчас мы вспомним насекомых, с которыми повстречались на страницах любимых книг. Для этого от стенда с книгами научно - популярными перейдем к стенду с книгами художественными. Пусть художественная выставка послужит нам подсказкой. Итак, думаем и отвечаем: В кого превращала князя Гвидона царевна Лебедь в сказке А. Пушкина «Сказка о царе Салтане»? (В комара, муху, шмеля.) Один из лесных докторов, лечивших Буратино,— насекомое. Назовите его. (Богомол.) Один из женихов Дюймовочки тоже был насекомым. Кто он? (Майский жук.) В кого превращались Юра Баранкин и Костя Малинин в книге В. Медведева «Баранкин, будь человеком!»? (В бабочек — махаона и капустницу, в муравьев.) В книге Р. Киплинга «Маугли» Маленький Народ не любил запаха человека. Что за насекомые скрываются под этим названием? Вспомните, зачем Маугли натерся диким чесноком? (Дикие пчелы. Маугли натерся чесноком, чтобы отпугнуть от себя пчел в тот момент, когда он прыгал с обрыва в реку, увлекая за собой свору красных собак.) В какой книге обыкновенная стрекоза вдруг оказалась для двух ребят огромной, как самолет, а трава на берегу лужи — высокой, как зеленая стена леса. Стрекоза, на которой летели дети, без устали поедала мух, бабочек и комаров. Если бы ребята решили дать своему живому самолету имя, то лучше, чем «смерть комарам и мухам» они, пожалуй, не могли бы придумать. (Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали».) - Это был последний вопрос. Наша викторина — путешествие в таинственный и загадочный Мир под ногами — закончилась. Пока жюри подводит итоги, я хотела бы познакомить вас еще с одной книгой. Книга писателя В. Бульванкера «От кота до кита» рассказывает о памятниках, поставленных животным. Среди них есть и памятник насекомым. Например, в Польше и Японии существуют памятники пчелам. В 2005 году в Москве на даче Ю. Лужкова тоже был установлен памятник пчеле. Выполнен памятник в виде трех маленьких колон, выполненных в вид по форме напоминающих шестигранники пчелиных сот. На центральной колонне сидит бронзовая двадцати пяти килограммовая пчела (слайд 5). Как вы думаете, за что их поставили, какие заслуги у пчел? А вот самый, пожалуй, неожиданный памятник стоит в США, в штате Алабама. Это фонтан, изображающий богиню плодородия Цереру, держащую в руке чашу с бронзовым жуком долгоносиком. А на цоколе фонтана имеется надпись, поясняющая, почему жуку оказали такую честь: «В знак глубокой признательности долгоносику за указанный путь к благополучию воздвигнут этот памятник гражданами города Энтерпрайз район Алабама, США» (слайд 6). Оказывается, много лет назад жуки долгоносики привели в негодность целые поля хлопка, выращиваемого местными фермерами. Замученные фермеры перестали травить свои поля ядохимикатами. Просто вместо хлопка они принялись сажать арахис, начали снимать большие урожаи и разбогатели. Вот как фермерам «помог» долгоносик. А теперь слово за жюри — кто же победил в сегодняшней викторине. Поздравление победителей. Просмотр книг с выставок. Книги и материалы для выставки: Бианки В. Лесная газета (любое издание). Зоопарк в твоей книге. Харьков, 1992. Мурзин В. Синий махаон. М., 1990. Танасийчуков В. Энтомология в картинках. М., 1980. Пожарицкая Н. Как живешь, Озеренка? М., 1989. Бульванкер В. От кота до кита. Л., 1991. Дмитриев Ю. Лесные загадки. М., 1967. Пушкин А. Сказка о царе Салтане (любое издание). Андерсен Г. X. Дюймовочка (любое издание). Толстой А. Золотой ключик, или Приключения Буратино (любое издание). Медведев В. Баранкин, будь человеком! (любое издание). Киплинг Р. Маугли (любое издание). Ларри Я. Необыкновенные приключения Карика и Вали (любое издание). Автор: Аверьянова Екатерина Фёдоровна, учитель начальных классов, с. Залесово, Залесовский район, Алтайский край. | |
Категория: Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (20.09.2012) | |
Просмотров: 1591 | Комментарии: 1 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||