Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют»

Познавательная викторина «Мир под ногами» (по литературным произведениям)
Класс: 2- 3

Название материала: познавательная викторина «Мир под ногами» (по литературным произведениям).

Предназначение: для проведения внеклассного занятия.

Цель мероприятия: вспомнить содержа­ние книги В. Бианки «Лесная газета», которую дети знают по урокам внеклассно­го чтения во 2 классе; познакомить ребят с научно-популярной литературой по энтомологии; в игровой форме повто­рить литературные произведения, героями которых являются насекомые.

Задачи:

научить понимать красоту окружающего мира через непосредственное соприкосновение с природой;

воспитать творческую личность, умеющую настойчиво трудиться, думать;

научить самостоятельно ставить проблему и искать пути её решения;

формировать коммуникативные умения;

развивать творчество и фантазию детей;

развивать познавательные интересы;

развивать речь детей;

развивать логическое мышление;

познакомить детей с произведениями о насекомых;

учить бережно относиться к природе.

Оборудование: колокольчик для подачи сигналов времени, буквы, кубик с точками на гранях из любой настольной игры, две книжных выставки, по возможности мультимедиапроектор, экран, компьютер.

Данную викторину можно провести с использованием компьютера, мультимедиапроектора. В таком случае используется презентация (она прилагается, смена слайдов по щелчку). Если возможности нет, то используется наглядный материал, представленный в приложении.

Викторину можно проводить «на личное первенство», а можно разбить играющих на команды, тогда вопросы задаются каждой команде по очереди; за каждый правильный ответ - один балл. Баллы присуждает сам ведущий, а подсчет очков ведет жюри. Если сорев­нуются не команды, то игрок, ответивший верно, получает жетон (можно в виде си­луэта бабочки, вырезанного из цветной бумаги.

Выигрывает тот, кто наберет боль­ше жетонов.


Ход викторины:

- Ребята, мы поговорим с вами об увле­кательной науке, изучающей насекомых,— энтомологии. Мы перелистаем страницы знакомых вам книг, где рассказывается о насекомых, поиграем в игры, где надо будет вспомнить имена некоторых малень­ких жителей наших садов и парков. На­ша встреча называется «Мир под ногами», и состоять она будет из трех раундов.

Первый раунд посвящен книге писате­ля Виталия Бианки «Лесная газета». Когда вы впервые знакомились с этой книгой, возможно, многим из вас она показалась слишком скучной и устаревшей. Но сегодня я попробую с вашей помощью доказать, что «Лесная газета» так же познаватель­на и интересна, как и весь животный мир, который в ней описывается, в том чис­ле и мир насекомых.

Если вы помните, в конце каждого из двенадцати номеров «Лесной газеты» имеется викторина, в вопросах которой подмечены любопытные приметы окружающей нас при­роды. А ответы требуют смекалки и наблю­дательности. Поскольку сегодня мы бесе­дуем об энтомологии, я выбрала для вас вопросы, имеющие отношение к миру насекомых.

Первый раунд

- Итак, внимательно слушаем во­просы и отвечаем на них. (Если ребята затрудняются с ответом на вопрос, ведущий сам дает ответ, ссылаясь на книгу В. Би­анки «Лесная газета».)

- Кто раньше появляется весной — ле­тучие мыши или летучие насекомые?

(На­секомые. А уж после их вылета появля­ются летучие мыши, для которых насекомые служат пищей.)




- Зачем грачи ходят по полю за паха­рем?

(Пахарь плугом выворачивает из земли много червей, личинок, жуков и других насекомых, которых подбирают грачи.)




- Зачем скворцы и галки катаются верхом на коровах, овцах и лошадях?

(Таскают шерсть для гнезд, а также выклевывают насекомых и их личинок из кожи старых животных.)




- Какие жуки носят названия тех месяцев, в которых появляются?

(Жуки, или другое их название хрущи, майский и июньский.)




- Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником?

(Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закупори­вают все входы в него.)




- Куда осенью деваются бабочки?

(Большинство из них гибнет с первы­ми же холодами, но некоторые забира­ются под кору деревьев, в щели заборов, домов и там перезимовывают.)




- А теперь несколько вопросов о су­ществах, которые очень похожи на насеко­мых, но ими не являются,— о пауках. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в любой справочник, например, в «Книгу природы» Ю. Дмитриева. В ключе - таблице существа под названием «пауки» стоят особ­няком, отдельно от всех насекомых.

- Вспомните, сколько ног у паука?

(Восемь. Именно этим они и отличаются, например, от жука — у жука шесть ног.)




- Как паук-крестовик, сидящий в засаде, узнает, что к нему в паутину попала до­быча?

(Он лапкой держит туго натянутую паутинку, прикрепленную другим концом к паутине. Муха, попав в паутину, сотрясает ее, ниточка дергает паука за ногу и таким образом дает ему знать, что добыча по­палась.)




- Кто строит себе дом из пузырьков воздуха под водой?

(Водяной паук-сереб­рянка)

Ответ комментируется иллюстрацией из книги Н. Пожарицкой «Как живешь, Озеренка?»



- Каких пауков называют «бродяга­ми»?

(Тех, кто не ткут паутину для ловли добычи.)

Второй раунд

- Десять вопросов позади. Пришло время для небольшой передышки. Наш второй раунд — «Игровой». Послушайте условия игры.

- Сейчас я должна выложить название красивой бабоч­ки. Вы по очереди будете мне называть буквы алфавита, и если названная буква есть в имени бабочки, вы получаете жетон. А если кто по нескольким буквам догадается, о какой бабочке идет речь, может сразу назвать ее, не дожидаясь, пока на щите будут выложены все буквы. (Если игра идет по командам, выигрывает команда, которая раньше определит название.)

В име­ни бабочки семь букв. (Название бабоч­ки — адмирал).

А
Д
М
И
Р
А
Л



Игра повторяется дважды. (Слово для второго варианта — аполлон.) (слайд 3)

А
П
О
Л
Л
О
Н



- Вторая игра — вспомнить имя бабочки из шести букв. Поможет нам в определении слова кубик. Его надо бросить шесть раз, и та буква, чей порядковый номер выпадет на верхней грани, будет выставлена на магнитном щите. (Если игра идет по коман­дам, каждая из них бросает кубик по три раза. Слово для угадывания — махаон. Демонстрируется книга В. Мурзина «Синий махаон».)

- Я включила в наш игровой раунд вопрос-шутку. Подумайте, о ком говорится в этих стихах. (Читает стихотворение А. Шибаева «Взялись за руки друзья»):

Однажды по темному лесу

Пошли погулять вечерком

Стенограф, типограф, садовник

И дровосек с грибником.

В лесу разбрелись. Угощались —

Кто вкусной корой, кто грибком —

Стенограф, типограф, садовник

И дровосек с грибником.

Но вот прилетела пичужка,

И в рот ей пошли — целиком! —

Стенограф, типограф, садовник

И дровосек с грибником.

- Объясните, пожалуйста, что это за фанта­стическое событие описано в стихотворе­нии? Верно, это вовсе не названия про­фессий, а имена, которые дали некоторым насекомым ученые-энтомологи. Давайте по­листаем книги, стоящие на выставке, и по­смотрим, какие еще интересные, а порой и смешные названия носят насекомые. Вот в книге «Энтомология в картинках» показан жук - пилильщик, вредная черепашка, жук - карапузик. В книге «Зоопарк в твоей книжке» — притворяшка шелковистый.

- Давайте пофантазируем. Представьте себе, что мы хотим открыть свой соб­ственный зоопарк. Ответьте мне, можно ли устроить такой зоопарк, чтобы он весь со слонами, носорогами, оленями и медведями уместился на столе? Правильно, такой зверинец можно составить из насекомых, на­званных именами крупных животных. Кто может напомнить нам такие имена? (Если ребята затрудняются, ведущий сам дает нужные ответы, комментируя их иллюстра­циями. Жук-олень — его разветвленные усы имеют сходство с оленьими рогами; жук-носорог — а его усы похожи на би­вень носорога; бабочка - медведица — ее личинка покрыта мохнатыми коричневыми волосками, словно шерсть у медвежонка; жук - сосновый слоник, чья сильно вытянутая головка напоминает хоботок; муравьиный лев, чья личинка устраивает засаду в специальной вырытой ямке и ждет, когда туда упадет муравей.) (слайд 4)

Третий раунд

Третий раунд — «Энтомология в сказках». Сейчас мы вспомним насекомых, с которы­ми повстречались на страницах любимых книг. Для этого от стенда с книгами научно - популярными перейдем к стенду с книгами художественными. Пусть худо­жественная выставка послужит нам под­сказкой. Итак, думаем и отвечаем:

В кого превращала князя Гвидона царевна Лебедь в сказке А. Пушкина «Сказка о царе Салтане»? (В комара, муху, шмеля.)
Один из лесных докторов, лечивших Буратино,— насекомое. Назовите его. (Бо­гомол.)
Один из женихов Дюймовочки тоже был насекомым. Кто он? (Майский жук.)
В кого превращались Юра Баранкин и Костя Малинин в книге В. Медведева «Баранкин, будь человеком!»? (В бабочек — махаона и капустницу, в муравьев.)
В книге Р. Киплинга «Маугли» Ма­ленький Народ не любил запаха человека. Что за насекомые скрываются под этим названием? Вспомните, зачем Маугли натер­ся диким чесноком? (Дикие пчелы. Маугли натерся чесноком, чтобы отпугнуть от себя пчел в тот момент, когда он прыгал с обры­ва в реку, увлекая за собой свору крас­ных собак.)
В какой книге обыкновенная стрекоза вдруг оказалась для двух ребят огромной, как самолет, а трава на берегу лужи — высо­кой, как зеленая стена леса. Стрекоза, на которой летели дети, без устали поеда­ла мух, бабочек и комаров. Если бы ребята решили дать своему живому самолету имя, то лучше, чем «смерть комарам и мухам» они, пожалуй, не могли бы придумать. (Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали».)

- Это был последний вопрос. Наша викто­рина — путешествие в таинственный и зага­дочный Мир под ногами — закончилась. Пока жюри подводит итоги, я хотела бы познакомить вас еще с одной книгой. Кни­га писателя В. Бульванкера «От кота до кита» рассказывает о памятниках, постав­ленных животным. Среди них есть и памят­ник насекомым. Например, в Польше и Япо­нии существуют памятники пчелам. В 2005 году в Москве на даче Ю. Лужкова тоже был установлен памятник пчеле. Выполнен памятник в виде трех маленьких колон, выполненных в вид по форме напоминающих шестигранники пчелиных сот. На центральной колонне сидит бронзовая двадцати пяти килограммовая пчела (слайд 5). Как вы думаете, за что их поставили, какие заслу­ги у пчел? А вот самый, пожалуй, не­ожиданный памятник стоит в США, в штате Алабама. Это фонтан, изображающий богиню плодородия Цереру, держащую в руке чашу с бронзовым жуком долгоносиком. А на цоколе фонтана имеется надпись, поясняющая, почему жуку оказали такую честь: «В знак глубокой признательности долгоносику за указанный путь к благополу­чию воздвигнут этот памятник гражданами города Энтерпрайз район Алабама, США» (слайд 6). Оказывается, много лет назад жуки долгоно­сики привели в негодность целые поля хлопка, выращиваемого местными фермера­ми. Замученные фермеры перестали тра­вить свои поля ядохимикатами. Просто вместо хлопка они принялись сажать арахис, начали снимать большие урожаи и разбо­гатели. Вот как фермерам «помог» долго­носик. А теперь слово за жюри — кто же победил в сегодняшней викторине.

Поздравление победителей. Просмотр книг с выставок.




Книги и материалы для выставки:

Бианки В. Лесная газета (любое издание).

Зоопарк в твоей книге. Харьков, 1992.

Мурзин В. Синий махаон. М., 1990.

Танасийчуков В. Энтомология в картин­ках. М., 1980.

Пожарицкая Н. Как живешь, Озеренка? М., 1989.

Бульванкер В. От кота до кита. Л., 1991.

Дмитриев Ю. Лесные загадки. М., 1967.

Пушкин А. Сказка о царе Салтане (любое издание).

Андерсен Г. X. Дюймовочка (любое из­дание).

Толстой А. Золотой ключик, или Приклю­чения Буратино (любое издание).

Медведев В. Баранкин, будь человеком! (любое издание).

Киплинг Р. Маугли (любое издание). Ларри Я. Необыкновенные приключения

Карика и Вали (любое издание).




Автор: Аверьянова Екатерина Фёдоровна, учитель начальных классов, с. Залесово, Залесовский район, Алтайский край.
Категория: Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (20.09.2012)
Просмотров: 1591 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]