Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют»

Исследовательский проект
Введение

В настоящее время перед школой стоит задача дальнейшего повышения эффективности обучения в связи с введением стандарта общего среднего образования второго поколения, принятием федерального закона о ЕГЭ как основной форме итоговой аттестации. Применительно к преподаванию русского языка это означает усиление практической направленности обучения, привитие учащимся умений и навыков самообразования, повышение внимания к развитию культуры речи школьников, воспитание у них негативного отношения к отступлениям от норм русского языка, стремления к речевому самосовершенствованию.
Вопросы нормализации русского языка, борьба за повышение речевой культуры приобрели в последние десятилетия невиданную доселе актуальность в связи с резким снижением уровня культуры речи, что вызвано, как ни странно это звучит, демократизацией общества, сменой приоритетов. Свобода слова, подчас воспринятая многими буквально, привела к анархии и вседозволенности и в речи. В результате была потеряна практика тщательного редактирования и шлифовки печатного и звучащего слова. Иные горячие головы пытались «бросить с парохода современности» нормы литературного языка, проповедуя целесообразность использования грубого просторечия, жаргонных и даже «непечатных» слов, то есть ненормативной лексики. Досталось и нормам орфоэпии. Но разгул неуправляемой стихии в устной речи начал понемногу стихать к 2000 году, когда стало понятно, что снижение уровня культуры устной и письменной публичной речи — это путь в никуда.
Между тем отметим, что литературному языку свойственны отличительные особенности, среди которых выделяется нормативный характер произношения и ударения, словоупотребления. Эти и другие нормы носят обязательный характер для каждого человека независимо от социального происхождения, места жительства, профессии и других факторов.

Формирование орфоэпической грамотности учащихся в процессе подготовки к егэ

Актуальность проблемы
Внимание к орфоэпической стороне речи учащихся определяется множеством факторов, среди которых первое место занимают социальные. Грамотная устная речь способствует быстроте, легкости общения между людьми, придает речи коммуникативное совершенство. В жизни современного общества необычайно расширилась сфера воздействия живого, звучащего слова на человека. Все это заставляет предъявлять высокие требования к правильности звучащей речи. Задача сознательного овладения нормами устной речи, воспитания максимального уважения к богатым традициям русского языка сейчас не только выдвигается на первый план, но и определяется как важнейшая общественная задача нашего времени, как социальный заказ общества.
Велика и эстетическая ценность правильного произношения, так как это своеобразное зеркало, которое наиболее ярко отражает степень общего интеллектуального развития человека. Кому из нас не режут слух формы типа "дОговор", "докУмент", "пРоздравить", "кажНый", встречающиеся в речи и детей, и взрослых? Разве подобные факты не свидетельствуют о невысоком культурном уровне говорящих?
К сожалению, в современной школе не изжита привычка изучать язык в письменном виде, насаждать грамотность исключительно в виде орфографии. До сих пор актуальными остаются слова Л. Богоявленского, сказанные более полувека назад: "... мысль о правильности произношения в школе не есть постоянная хозяйка нашей речи, а гостья, да еще редкая гостья, парадная, так сказать..."
Что же делать, чтобы вернуть устной речи ее законные права?
Отвечая на этот вопрос, вспомним, что говорить правильно учат семья, школа, средства массовой информации, театр, кино. Но школе здесь отводится приоритетное место. Поскольку орфоэпия не изучается как отдельный раздел, представляется принципиально важным в методическом отношении рассмотреть возможности решения орфоэпических вопросов двумя путями:
проследить взаимосвязь орфоэпии с другими разделами школьного курса русского языка;
представить изучение орфоэпии поэтапно, с 5-ого по 11-ый класс.
Важно отметить, что предлагаемая система работы, которую я представляю в своем исследовательском проекте, родилась в результате поиска наиболее эффективной подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ, где есть задания по орфоэпии и выпускники средней школы должны продемонстрировать уровень владения орфоэпическими нормами русского языка. Иначе говоря, русское литературное произношение и ударение с введением ЕГЭ становится полноправным элементом урока в 5-11-х классах. Все это обусловливает актуальность выбранной темы исследования.

Цель исследования:
представление системы работы в сфере преемственности над формированием орфоэпической грамотности учащихся 5-11-х классах.

Задачи исследования:
познакомить учащихся с основными нормами современного русского литературного произношения и ударения (к началу 21века);
формировать и развивать речевой слух учащихся;
развивать языковой вкус, языковое чутье у учащихся к произносительным ошибкам и способствовать формированию навыков речевого самоконтроля;
организовать систематическую и целенаправленную работу по формированию орфоэпических умений и навыков на теоретической основе;
воспитывать стремление учащихся к речевому самосовер-шенствованию, языковому самообразованию;
налаживать единый речевой режим в школе.

Объект исследования: процесс поэтапного формирования орфоэпической грамотности учащихся.

Предмет исследования: пути и средства формирования орфоэпической грамотности учащихся.

Гипотеза: через обоснование связи орфоэпии с другими разделами русского языка и поэтапного распределения обучения орфоэпическим навыкам и умениям можно прийти к определенной системе работы над формированием орфографической грамотности учащихся 5-11 классов.

Результаты проекта:
Анкета для учащихся.
Памятка учащимся «Говори правильно!».
Словарик специальных слов и слов-терминов для учителей-предметников.


Этапы исследовательской работы

Первым этапом моей работы является установление взаимосвязи орфоэпии с другими разделами школьного курса русского языка. Данная установка будет тем путем, который поможет учителю систематически работать над формированием орфографической грамотности учащихся в процессе изучения разных разделов русского языка.


Схема 1 - Орфоэпия и разделы русского языка

Графика и орфоэпия
Вопросы обучения графике и орфоэпии целесообразно решать в сопоставительном варианте, выявляя соотношение между буквами и звуками.
Так например, нуждается в орфоэпическом комментарии уже сам термин алфавит, широко используемый в школьной практике и нередко произносимый с неверным ударением. Кроме того, необходимо отрабатывать произношение названий ряда букв, таких, как й, л, с, ф, х, ш. Все это позволит предупредить или исправить орфоэпические ошибки учащихся.

Орфография и орфоэпия
Задачи орфоэпии и орфографии заключаются в том, чтобы, минуя все индивидуальные особенности речи, а также особенности местных говоров, сделать язык наиболее совершенным средством широкого общения. Прежде всего, следует учитывать соотношение произношения и правописания, потому что звучащее и написанное слова различаются: буквы не всегда адекватно передают звуки в слове на письме. Это и приводит к соответствующим ошибкам как в устной, так и в письменной речи. Наряду с этим в наше время наблюдается тенденция сближения произношения и написания.
Поэтому на уроках целесообразно использовать упражнения двух видов, когда:
1) произношение и написание слов, условно говоря, совпадают;
2) произношение и написание слов не совпадают.
Они должны выполняться на основе наблюдений над зрительным и звуковым обликом слова, то есть его нужно записать, произнести, сопоставить и сделать вывод.
Орфоэпические умения и навыки учащихся окажут им помощь, в частности, в работе над следующими орфографическими правилами: правописание твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных в разных частях слова; правописание твёрдого и мягкого знаков; правописание безударных гласных в морфемах разных частей речи. Вместе с тем, организуя обучение орфоэпии, важно развить навык мышления, рождающийся от остро воспринятой идеи, что письмо не совпадает с произношением. Чтобы этот навык стал необходимо сопутствующим процессу письма, надо раз и навсегда пережить эту идею разницы произношения и письма, в ней убеждаться много раз.
Вместе с тем обучение грамотному письму облегчается при единстве норм произношения.

Фонетика и орфоэпия
Взаимосвязь этих разделов очевидна. Фонетика является тем фундаментом, на котором возводится здание орфоэпии, фонетика даёт возможность познакомиться с составом фонем, различающихся в каждом положении, с чередованиями звуков, то есть со всем тем, что входит в понятие звуковая система языка.
Фонетика классифицирует звуки с точки зрения артикуляционной и акустической. Артикуляционная характеристика основана на различении звуков по движению органов речи, необходимому для их произнесения, поэтому для воспитания звуковой культуры необходима систематическая тренировка речевого аппарата детей, чтобы добиться, с одной стороны, чистого, отчётливого произнесения звуков речи, а с другой - исправить поддающиеся исправлению артикуляционные погрешности отдельных учащихся. Это в конечном итоге обеспечивает немалую часть успеха в обучении литературному произношению и ударению.
Обучение орфоэпии в школе опирается на элементарные сведения в области фонетики. Помимо фонем есть звуковые единицы, играющие смыслоразличительную роль, это ударение. Уяснение сущности русского ударения и его основных особенностей представляется существенным при усвоении норм литературного произношения.
Учащиеся на конкретных примерах должны получить представление о том, что русскому языку свойственно количественно-динамическое словесное ударение, при котором ударный слог отличается от безударного большей длительностью и напряжённостью артикуляции гласного звука.
Необходимо также познакомить учащихся с сущностью разноместности и подвижности русского ударения как важнейшими его особенностями, знание (понимание) которых облегчает усвоение норм орфоэпии.
Особо стоит подчеркнуть, что знание основных законов фонетической системы русского литературного языка помогает изжить из речи учащихся проявления произносительных особенностей, свойственных диалектам. Так, знание способа образования диалектных [у], [ш] и литературных [г], [ш'] даст возможность ученику сознательно подойти к корректировке своего произношения.



Лексика и орфоэпия
Ввиду разноместности ударения, чтобы знать место ударения в каждом данном слове, надо знать само это слово. В тех случаях, когда язык является родным, правильность ударения слов (то есть место его) до известной степени обеспечивается традицией, с детства усвоенными нормами. Однако это относится прежде всего к слою общеупотребительной и часто употребляемой лексики. Что же касается слов малоупотребительных и вновь усваиваемых говорящими, то в них делают ошибки. Внимание к различительной роли ударения становится обязательным условием успешной работы с омографами замо́к- за́мок, пари́шь — па́ришь, омоформами пи́щи — пищи́. В языке нередки случаи колебаний ударения, не имеющих смыслоразличигельных функций, когда говорящие сталкиваются с вариантами произношения: кулина́рия — и кулинари́я. В отдельных случаях колебания в ударении, равно как и в произношении, не создавая нового значения, ведут к стилистической дифференциации слов (п[о]эт, ш[о]ссе — высокий стиль; п[а]эт, ш[а]ссе — нейтральный стиль). Такого рода особенности нельзя не учитывать при подготовке и проведении уроков по изучению словарного состава русского языка.

Словообразование и орфоэпия
Взаимосвязь этих разделов тоже довольно очевидна и требует учёта на занятиях по русскому языку, поскольку решение орфоэпических задач будет затруднено без умения опознавать морфемы, парадигмы.
Если говорить об ударении, то оно часто имеет словообразовательный характер, то есть передвигается с одного слога на другой в группе однокоренных слов. Так, от глаголов могут образовываться при помощи суффикса –ниj’-э (-ениj’- э, -аниj’-э) существительные со значением отвлечённого действия и сохранением места ударения, свойственного неопределённой форме (формировать — формирование, завоевать — завоевание). Существительные женского рода на -а с уменьшительно-ласкательным суффиксом -к- принимают ударение на основу вне зависимости от места ударения у существительных, от которых они образованы (струна — струнка и птица — птичка).

Морфология и орфоэпия
В данном разделе стоит обратить внимание на различение служебных и знаменательных частей речи, которое служит основанием для решения вопроса о наличии или отсутствии ударения в конкретном слове. Большая часть служебных слов не имеет на себе ударения, примыкая к ударяемым знаменательным словам.
Как известно, основными грамматическими разрядами в русском языке считаются существительное и глагол. Изучение акцентологических закономерностей этих частей речи показывает, что они противоположны по месту ударения. Для имени существительного, как правило, характерно ударение на корне, для глагола — на аффиксах. Подвижность ударения также имеет разную направленность (у существительного — в сторону корня, у глагола — в сторону окончания).
Итак, практическое изучение морфологии должно быть связано с выбором места ударения в слове.

Синтаксис и орфоэпия
Изучение систематического курса синтаксиса открывает большие возможности для продолжения работы по орфоэпии в 8-9 классах. Подбор соответствующего дидактического материала предполагает сравнение произношения слов в потоке речи (в предложении, фразе) и в изолированном положении (с вычленением их из контекста). Кроме того, на уроках синтаксиса можно и нужно проводить работу над ударением, но не только словесным, но и логическим, смысловым — в предложении, фразе, что, естественно, выходит за рамки собственно орфоэпии, однако служит цели обучения культуре устной речи в более широком плане. Синтаксический материал — это хорошая основа для закрепления и развития орфоэпических умений и навыков, полученных в предыдущие годы обучения.

Вывод:
Исследуя возможности присутствия орфоэпии в связи с изучение разделов русского языка, необходимо отметить, что положительные результаты в взаимосвязанном обучении зависят от определения круга умений и навыков, которые следует систематически и целенаправленно формировать, закреплять и развивать.
Во-первых, это умение фиксировать внимание на фонетических особенностях звучащего слова и производить орфоэпический разбор. Иными словами, учащиеся должны слышать и даже видеть (при использовании фонетической транскрипции) в каждом звучащем слове его произносительные особенности и особенности ударения и уметь анализировать их с точки зрения соблюдения норм орфоэпии, то есть проводить орфоэпический разбор. Например, в словах счастье, конечно, поляна и др. учащиеся обратят внима­ние на произношение гласных и (или) согласных звуков (на месте выделенных букв), а при произношении слов начать, квартал, облегчить — прежде всего на выбор места ударения.
Во-вторых, важно научить учащихся анализировать свою речь с позиций самооценки произношения и ударения.
Имеется в виду развитие внимания к своей собственной речи, умение слышать себя как бы со стороны и оценивать с позиций орфоэпической грамотности, иными словами, необходимость выработки речевого самоконтроля, обеспечивающего в конечном итоге результативность в совершенствовании культуры устной речи.
В-третьих, следует формировать у учащихся потребность давать аргументированную оценку фонетических и акцентологических особенностей речи других носителей языка. Речь идёт об умении тактично оценивать произноше­ние окружающих людей — взрослых и сверстников, оцени­вать доказательно, ссылаясь на рекомендации авторитетных словарей, речевые образцы, а также на соответствующие орфоэпические правила, если таковые учащимся известны.
И наконец, следует обучать правильному и рациональному пользованию орфоэпическими словарями и справочниками, формировать умение читать и адекватно понимать словарные статьи. Речь идёт о том, чтобы научить свободно ориентироваться учащихся в существующем арсенале справочной лингвистической литературы с целью правильного и оперативного извлечения из неё орфоэпической информации. Учащиеся должны ясно себе представлять, в каких словарях они могут справиться о произношении и ударении и что делать, если под руками нет специальных словарей, то есть в данном случае орфоэпических. Так, ударение обозначается в любом лингвистическом словаре в каждом слове, содержащем более одного слога. Пометы же произношения можно найти в орфоэпических словарях, «Словаре ударений...», словарях трудностей русского языка и в некоторых толковых словарях, созданных уже в XXI веке.

Средством развития таких умений и навыков, конечно, будут являться специально подобранные упражнения на уроках русского языка. Подбирая дидактический материал, очень важно использовать тексты на лингвистические темы, поскольку они способствуют одновременно и расширению лингвистического кругозора учащихся, и пробуждению у них интереса к орфоэпии.
Вот для примера текст и задание к нему.
Прочитайте текст. Какова роль «Орфоэпического словаря»? О каком конкретно словаре идёт речь? Вспомните его точное название. Какие слова из текста нуждаются в орфоэпических комментариях?
Появление «Орфоэпического словаря» более чем своевременно...
Чем более широкий круг лиц ознакомится со Словарём, тем лучше... Орфоэпические нормы нужно не только соблюдать, но и пропагандировать. Услышав ошибку в чьей-то устной речи, надо в тактичной форме указать на неё говорившему, ссылаясь не на свои ощущения, а на авторитет специального руководства, которое теперь есть в нашем распоряжении. И тот, кому адресовано замечание, должен не обижаться, а принять его к сведению. Наличие в нашем распоряжении «Орфоэпического словаря», безусловно, будет способствовать повышению культуры устной речи.
(По И. Грековой)
И на уроках литературы можно найти средства для формирования умения и навыков в усвоении норм орфоэпии.
Имеющиеся в распоряжении учителя современные аудио- и видеозаписи по литературе открывают возможности обучать образцам выразительной и правильной речи.
Организуя прослушивание и просмотр соответствующих материалов, желательно заранее на доске записать вопросы, акцентирующие внимание школьников на произносительной стороне речи актёров и чтецов, например: как произносит актёр слово...? А как вы его произносите? Как правильно? Почему слово... произнесено чтецом не так, как принято сейчас?
Наряду с этим рекомендуется практиковать работу с магнитозаписями в двух вариантах. Одна должна быть образцовой и выполняется учителем или подготовленным учеником, другая — без специальной подготовки одним или несколькими учениками (на текстовом материале одного и того же художественного произведения). После прослушивания и срав­нения записей учащиеся получают возможность проанализировать допущенные орфоэпические ошибки либо указать на варианты произношения в пределах нормы.
Назову некоторые произведения, использование которых в записи даёт положительные результаты: Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» (5 класс), М.М. Пришвин «Кладовая солнца» (6 класс), А.П. Чехов «Хамелеон» (7 класс), А.Т. Твардовский «Василий Тёркин» (8 класс).
На мой взгляд, удачным средством будет и орфоэпическая разметка текстов.
Под орфоэпической разметкой подразумеваются предваряющие чтение художественного произведения расстановка ударения и обозначение звуков в словах для предупреждения орфоэпических ошибок или неточностей во время чтения.
Учащиеся под руководством учителя прежде всего устанавливают, какие слова требуют соответствующих помет, и делают их, а затем читают текст (отрывок), соблюдая правила произношения и ударения.
Вести такую работу лучше всего перед чтением учащимися произведения целиком либо его частей в основном на уроках литературы или в качестве домашнего задания. Таким образом, орфоэпическая работа на уроках литературы закрепляет соответствующие умения и навыки, полученные на уроках русского языка.
И еще очень важным средством и условием формирования орфоэпической грамотности учащихся будет соблюдение единого речевого режима в школе.
Единый орфоэпический режим включает в себя речевое самосовершенствование учителей-предметников, наблюдения за речью школьников на уроках и во внеурочное время и исправление их произносительных ошибок.
Всем учителям следует оценивать устные ответы учащихся на уроках по единым критериям, один из которых предусматривает соблюдение норм произношения и ударения.
Полезно предложить учащимся памятку «Говорите правильно!» и попросить соблюдать её положения.
Вот возможный ее вариант:

Памятка « Говорите правильно!»
Следите не только за тем, что сказать, но и как сказать.
Говоря вслух, слушайте себя как бы со стороны — это помогает избавиться от произносительных ошибок.
Если сомневаетесь в правильности произношения того или иного слова, обратитесь к школьному орфоэпическому словарю русского языка либо спросите у учителя русского языка и литературы, других учителей; если нет возможности узнать в данный момент, как произносится слово, то постарайтесь временно исключить его из речи, заменив синонимом, пока не узнаете, как надо произносить это слово.
Чтобы не ошибиться в дальнейшем, почаще произносите «трудные» слова вслух правильно.
Вежливо исправляйте своих товарищей по классу, школе, если заметите ошибки в их речи; с благодарностью воспринимайте, если обоснованно исправят вас.
Учитесь говорить выразительно и правильно у актёров, чтецов, учителей.
Помните, что говорить с ошибками так же стыдно, как и неправильно писать.
Каждому учителю-предметнику целесообразно иметь по своим дисциплинам списки терминов, нуждающихся во внимании с точки зрения их произношения и ударения. Важно при этом самому учителю не ошибаться в их произношении, а также предупреждать и исправлять соответствующие ошибки в устной речи учащихся.
Для учителей-предметников можно разработать словарик специальных слов и слов-терминов. Примерно это будет выглядеть так:
Литература
Аллего́рия, амфибра́хий [м], ана́пест, антите́за [тэ], были́на, гипе́рбола, гроте́ск [тэ́], да́ктиль, зачи́н, классици́зм [цы́зм], компози́ция [цы], мета́фора, мировоззре́ние, о́браз, па́уза, пейза́ж — пейза́жа, подте́кст [т'э́], [реали́зм [зм], ри́фма, романти́зм [зм], си́мвол, сине́кдоха, строфа́, сюже́т, хоре́й [рэ́] и [р'э], эзо́пов язы́к [э], [j’иэ], эпи́граф [э], эпи́тет [э], эсте́тика [э], [тэ́], Бальмо́нт, Анто́ша Чехонте́ [тэ́].

Математика
Абсци́сса [цы], ве́ктор, интегра́л [тыэ], компью́тер [т], ко́синус, масшта́б [маштап], мо́дуль, планиме́трия, пло́скость [с'т'], при́зма [зм], проце́нт, сфе́ра (нельзя свера), счисле́ние [щ’], Э́ВМ [э́-вэ́-э́м], симме́трия и симметри́я.
Физика
Ампе́р [п'э́], а́том, баро́метр, вольтме́тр, гидравли́ческий [в л'и], Гю́йгенс, дете́ктор [дыэ], [тэ́], динамо́метр, диспе́рсия [п'э́], дифра́кция [цы], заря́женные тел́а, ине́рция [нэ́], [цы], интерфере́нция [тъ], [цы], и́скра, кинем́атика, когере́нтность, конденса́тор [дыэ], ко́нтур — ко́нтуры, кпд [ка́-пэ́-дэ́], ла́зер [зъ], Ло́ренц [ръ], мано́метр, МГД-генера́тор [э́м-гэ́-дэ́], [н'иэ], Ньюто́н, Паска́ль, потенциа́льная эне́ргия [тъ], [цы], пре́сс [р'э́], реле́ [рыэл'э́], терморези́стор, термоя́дерный, ферромагне́тик [ф] и [ф'], электро́н [э], эми́ссия [э], эне́ргия [энэ́], эффе́кт [эф'э́].

Биология
Антропогене́з [нэ́], арте́рия [тэ́] и [т'э́], АТФ [а́-тэ́-э́ф], биосфе́ра [ф'э́], гене́тика [нэ́], гормо́н, Да́рвин, ДНК [дэ́-э́н-ка́], иммуните́т [т'э́], корнепло́ды — корнепло́дов, лиле́йные, ма́сличные культу́ры, ма́тричный, мембра́на [м'и м], млекопи́тающие (нельзя млекопита́ющиеся), не́рест, осетро́вые, популя́ция [цы], рибосо́ма, секрето́рный, селе́кция [цы], симбио́з, фено́лог [к], фотоси́нтез те — [тъ], эколо́гия [э], эпите́лий [э], [тэ́], эритроци́ты [э], [цы́].

Иностранные языки
Арти́кль [арт'и́кл'], дифто́нг [к], пре́фикс [рэ́], су́ффикс[ф'].

Химия
Аллотро́пия, альдеги́ды [дыэ], аммофо́с, амфоте́рность [тэ́], а́том, бензо́л, гексо́зы, гидро́лиз, дегидри́рование [дъ], изометри́я, ката́лиз, каучу́к, конве́ртер [тъ], корро́зия, кре́кинг [р'э́], мономе́р, мыла́ (мн.ч.), нейтро́н [н'иэ], нитрофо́ска, окси́ды, поликонденса́ция [дыэ], полиэтиле́н, при́нцип [цы], де Шателье́ [тыэ], синтети́ческие [тыэ] сре́дства, спирты́ — спирто́в, термохими́ческий [т'э], фено́л [ф'иэ], хлори́рование, щёлочь, электро́лиз [э], я́дохимика́ты — я́дохимика́тов.


История и обществознание
Ана́рхия, атеи́зм [ты3], [зм], бытие́ [jэ́], дворяни́н — дворяни́на, декре́т [д'иэ], демокра́тия [д'ь], де́мос [дэ́], де́ньги [г'] — денег [к] — деньга́м [г], диктату́ра, империали́зм [зм], инквизи́ция [цы], интенсифика́ция [тъ], [цы], интерве́нция [цы], интернационали́зм [зм], [цы], капитали́зм [зм], коллективиза́ция [цы], колониали́зм [зм], конкуре́нция [цы], конститу́ция [цы], марксизм-ленини́зм [зм], материали́зм [зм], милитари́зм [зм], мышле́ние, мэр [мэ], неофаши́зм [н'ь] и [нъ], [зм], нэп [нэп], обществе́нно-экономи́ческая форма́ция [э], [цы], о́бщина — о́бщины, но: русская крестьянская общи́на, патриоти́зм [зм], перехо́дный пери́од, приватиза́ция, прогре́сс [р'э́] и доп. [рэ́], развито́е о́бщество, ремесло́ — ремёсла, рента́бельность [р'иэ], РФ [э́р-э́ф], самодержа́вие, социали́зм [цы], [зм], средневеко́вый, СССР [э́с-э́с-э́с-э́р], субъе́кт федера́ции [д'], США [сэ́-шэ́-а́], филосо́фия, формирова́ние, ФРГ [фэ́-э́р-гэ́], хроноло́гия, эксплуата́ция [э], [цы].

Информатика и информационно-коммуникационные технологии
Алгори́тм, интегра́льная схе́ма [тыэ], клавиату́ра, компью́тер [т], ми́крокалькуля́тор, ми́кропроце́ссор [цэ́], ми́кроэлектро́ника, моде́м [дэ́], при́нтер [т], реги́стр, ска́нер [н], сумма́тор, экра́н [э].

География
Австра́лия, а́зимут, альтиме́тр, Антаркти́да, Анта́рктика, антицикло́н [цы], атмосфе́ра, баро́метр, бассе́йн [с'э́] и доп. [сэ́] (водный), вулкани́́зм [зм], грунтовы́е воды, Евра́зия []'иэ], кли́мат, ко́мпас, леднико́вый, литосфе́ра, масшт́аб [маштап], машинострое́ние, металлурги́я и доп. металлу́ргия, пасса́т, план — пла́на — пла́ны, релье́ф [р'иэ], развиты́е страны, РФ [э́р-э́ф], СССР [э́с-э́с-э́с-э́р], ту́ндра, цикло́н [цы], эколо́гия [э], энерге́тика [э], [н], эро́зия [э].



Черчение
Масшта́б [маштап], инструм́нт, план — пла́на — пл́аны, при́зма [зм], проеци́рование е — [э], [цы], форма́т, шрифт — шри́фта — шри́фты, штрихпункти́рная ли́ния, э́ллипс [э́], эски́з [э].

Изобразительное искусство
Акваре́ль, декорати́вно-прикладно́е иску́сство [д'ь], натюрмо́рт, орнамент́альная решетка, ти́тул книги, эскиз [э], фо́рзац — фо́рзаца.

Физическое воспитание
Акроба́тика, бадминто́н, баскетбо́л, волейбо́л, гигие́на е — [э́], гимна́стика, ко́мплекс, кро́ссовый, ла́занье, легкоатле́т [л'ь], [хк], рапорт — ра́порты и рапорта́, ритми́ческая гимна́стика, строево́й, те́ннис [тэ́], футбо́л, хокке́й.
Кроме работы над произношением терминов, важно использование средств наглядности для поддержания единого орфоэпического режима в школе. В этой связи рекомендуется в каждом предметном кабинете иметь стенды, на которых были бы записаны слова-термины.

Второй этап моей работы показывает, как организовать систему работы (с 5по11класс) над орфоэпической грамотностью учащихся. Это еще один путь к соблюдению орфоэпических норм учащимися.
При организации поэтапной работы представляется мне целесообразным руководствоваться следующими положениями:
Обучение орфоэпии должно проводиться рассредоточено, порциями с 5 по 11 классы с одновременным совершенствованием речевого слуха.
Выбор норм для изучения по классам необходимо осуществлять с учётом их доступности для учащихся, связи с темами и разделами основного курса русского языка, частотности ошибок в речи русскоязычных школьников применительно к данной местности, рекомендаций справочной литературы по орфоэпии.
Учащиеся должны знать важнейшие нормы произношения и ударения. Вместе с тем знакомство с трудными для усвоения в теоретическом плане нормами проводится практическим путём.
Обучение целесообразно осуществлять на основе поклассных словарей-минимумов, состоящих из терминологической и общеупотребительной лексики.
Необходимо использовать научную, хотя и адаптированную, фонетическую транскрипцию, которая служит средством наглядного сопоставления и различения звуков и букв, предупреждения произносительных ошибок, особенно во время чтения вслух слов, предложений, текстов.
Учитывая вышесказанное, можно предложить следующую систему работы по орфоэпии.
5 класс
Произношение терминов русского языка. Произношение гласных звуков под ударением. Произношение безударных гласных звуков. Редукция гласных.
Произношение звуков [г]—[г' ] в сильной и слабой позиции.
Произношение звука [г] на месте буквы г в окончаниях прилагательных и некоторых местоимений -ого, -его.
Твёрдое и мягкое произношение согласных перед е в заимствованных словах.
Согласные на месте буквенных сочетаний чн, жд, чт.
Особенности русского словесного ударения.
Произношение употребительных глаголов. Ударение в глаголах прошедшего времени.
Произношение употребительных имён существительных. Произношение сложносокращённых слов.
Произношение употребительных имён прилагательных. Ударение в кратких именах прилагательных. Произношение имён прилагательных в сравнительной и превосходной степени (собственно произношение и/или ударение).
Логическое ударение.
Интонация в простых повествовательных, вопросительных, побудительных предложениях. Интонация восклицательных предложений.

6 класс
Произношение терминов русского языка.
Произношение употребительных имён числительных.
Произношение употребительных местоимений.
Произношение употребительных особых форм глагола — причастий и деепричастий.
Ударение в кратких страдательных причастиях прошедшего времени.

7 класс
Произношение терминов русского языка.
Произношение употребительных наречий.
Безударные и слабоударяемые слова. Произношение употребительных предлогов, союзов, частиц. Особенности произношения междометий и звукоподражательных слов.

8 класс
Произношение терминов русского языка. Особенности произношения русских имён в сочетании с отчествами.
Произношение слов ранее изученных частей речи в составе словосочетания, предложения.
Русская интонация и её особенности. Интонация простого осложнённого предложения.

9 класс
Произношение терминов русского языка.
Произношение слов ранее изученных частей речи в составе сложного предложения.
Интонация сложносочинённого предложения.
Интонация сложноподчинённого предложения.
Интонация бессоюзного сложного предложения.
Интонация в сложных предложениях с разными видами связи.
Повторение и обобщение изученного по орфоэпии в 5-9 классах

Вывод:
Основным принципом преемственности обучения орфоэпии в данной системе работы будет являться принцип развития речевого слуха.

Немалую роль в возникновении и закреплении орфоэпических ошибок играет недостаточный уровень развития речевого слуха. Речевой слух как способность человека помогает улавливать и одновременно воспроизводить во внутренней речи все фонологические средства языка, артикулируя и интонируя слышимую речь. Чтобы оценить речевой слух учащихся, можно предложить послушать отдельные фразы, в словах которых обязательно должны быть орфоэпические ошибки, а также варианты произношения и ударения, сосуществующие в пределах нормы.
Перед чтением и после него можно спросить учащегося: «Заметил(а) ли ты какие-либо произносительные ошибки или особенности в моём чтении по сравнению с твоим?»
В случае серьёзных затруднений им задаются вопросы типа: чем отличается произношение одного и того же слова, например: сне[к] — «сне[х]», могущий — могущий и т. д.
А также для проверки уровня не только орфоэпической грамотности, но и речевого слуха учащихся может служить анкета.
Вариант анкеты может быть такой:
1. Что значит правильно произнести слово?
2. Всегда ли произношение слов совпадает с их написанием? Для доказательства приведите примеры.
3. Можно ли произнести букву? А записать звук?
4. Задумываетесь ли вы, как произнести то или иное слово? А может быть, говорите не задумываясь?
5. Замечаете ли вы произносительные ошибки, то есть ошибки в произношении звуков и в выборе места ударения в словах? Если да, то как вы к таким ошибкам относитесь (безразлично; отмечаете про себя; поправляете того, кто допустил ошибку)?
6. Где и у кого можно узнать (проверить) правильность произношения слова в случае затруднений?
А теперь какие же средства можно предложить для развития речевого слуха учащихся?
В первую очередь, это будут средства звуковой наглядности. В настоящее время для учителя существует большой выбор фонохрестоматии по литературе для 5-9 классов. Есть возможность использовать и диктофон, который дает возможность неоднократно записывать и воспроизводить речь учащихся, анализируя их типичные ошибки.
В связи с тем, что почти каждое упражнение может сопровождаться использованием звуковых технических средств, покажу на конкретных примерах, как может быть организована такая работа.

5 класс
Какой звук произносится на месте буквы с в словах, записанных на диктофон? Обратите внимание на произношение слова здесь. Повторяйте слова в паузы, соблюдая правильное произношение.
Слезть, сбить, сжать, сгиб, свалиться, здесь.
Перед уроком учитель либо подготовленный ученик под руководством учителя начитывает на диктофон указанные слова с паузами, достаточными для устного повторения, имитации услышанного вслед за диктором, соблюдая орфоэпические нормы. Запись однократно или чаще несколько раз воспроизводится на уроке. После первого воспроизведения работа осуществляется в такой последовательности:
1) орфоэпический анализ услышанного;
2) повторное воспроизведение записи целиком;
3) воспроизведение записи с повторением вслед за диктором в паузах. (Это касается образцовых записей.)

6 класс
Запишите на диктофон слова случай, свекла, рубль, почерк, восемь, баловаться. Сравните с образцовой записью. Если вы допустили ошибки, прочитайте несколько раз вслух правильно.
Во внеурочное время учитель или подготовленный ученик выполняет запись с правильным произношением слов, а учащиеся (несколько человек разной языковой подготовки) один за другим прочитают их на уроке, после чего, сравнивая записи и выявляя ошибки, если таковые встретятся, выполняется приведённое задание.

7 класс
Слушая аудиозапись, одновременно расставляйте ударение в глаголах. Какие из них имеют неподвижное ударение, а какие — подвижное? Какие слова допускают двоякое произношение? Прочитайте вслух без ошибок.
Включить — включишь, включат; клеить — клеишь, клеят; ржаветь — ржавеет, ржавеют; добраться — добрался, добралась, добралось, добрались; остаться — остался, осталась, осталось, остались; догнать — догнал, догнала, догнало, догнали; родиться — родился, родилась, родилось, родились; класть — кладу, кладёшь, клала, клали, послать — послала, послали. Затем учащиеся записывают эти слова(с карточки) и расставляют ударения. Вновь прослушивается аудиозапись для исправления ошибок.

8 класс
Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворного отрывка. Расставьте ударение и обозначьте произношение звуков в трудных словах. Особое внимание обратите на произношение выделенных слов. Охарактеризуйте звук, который обозначает буква ё.
И мне от жгучей боли весело,
И мне желанен мой костёр,
И небо чёрный полог свесило
На мой полуослепший взор.
(В. Брюсов)
Прослушивается аудиозапись фрагмента для анализа ошибок.

9класс
Какое слово поэт записал не так, как требует современная орфография? Для чего он это делает? Считаете ли вы такое написание своеобразной орфоэпической пометой? Почему? Найдите ещё слова, требующие орфоэпических пояснений. Прочитайте стихи правильно.
Уступи мне, скворец, уголок,
Посели меня в старом скворешнике.
Отдаю тебе душу в залог
За твои голубые подснежники.
(Н. Заболоцкий)
Такое упражнение проводится с предварительной орфоэпической подготовкой, осуществляемой самими учащимися под контролем учителя. Имеется в виду обозначение ударения и произношения (перед чтением) в словах, вызывающих орфоэпические затруднения. Прослушивается аудиозапись правильного чтения фрагмента. На данном этапе обучения учащиеся, приученные к аудированию, не будут испытывать затруднений на экзамене( ГИА) во время написания сжатого изложения при демонстрации аудиозаписи текста.


10-11класс
Упражнения на развитие речевого слуха закрепляют умения и навыки, полученные в 5-9классе. Можно предложить такой вид устной контрольной работы. При этом учитель дает задание прочитать предложения последовательно каждому ученику, а сам фиксирует произносительные ошибки, возникающие во время чтения.

Контрольная работа
Скучно сидеть без дела. Мне, конечно, не повезло. Каталог доставили в два часа. Что бы это значило? Крем для обуви стоит 160 рублей. В бассейн начала поступать вода. Проливной дождь не дал возможности сходить в магазин. Ты повторишь алфавит? Свеклу убрала молодежь из соседнего дома. Эти сапоги красивее и удобнее. Мусоропровод был вовремя исправлен. Новая программа была принята и утверждена за короткий срок. Пишущие должны отличать тире от дефиса. К сожалению, кухонный нож затупился. До деревни я мог добраться за шесть-семь минут. Щавель продали мне недорого. Нога вообще не болела. Народы борются против экстремизма. Анна Николаевна и Александр Александрович пришли позже. Словарь облегчит понимание терминов русского языка. Во время обеда она осталась одна. Не балуйся! Подожди немного! Асфальт привезли второго января. Кабелей в продаже не было. Дверь приоткрылась. В километре от нашего дома открыт магазин, где есть отдел «Кулинария». Газ поражает органы дыхания. Орган — музыкальный инструмент. Этот предмет длиннее?/длиньше? и красивше?/красивсе? (Выбрать правильный вариант). Задание первого квартала выполнено. Мы позвоним вам завтра. Принято решение премировать отличившихся. Комиссия создана вчера. Он принял подарок с благодарностью. Наша цель близка. Вы не правы. Одновременно прозвучал громкий выстрел. Ничто не предвещало беды, но произошло нечто странное. В городе развит малый бизнес. Ему завидно. Бог им судья! Положив дневник, ученик встал с места.
Данный вид работы проверяет знания учащихся некоторых правил орфоэпии в области ударения (правила печатаются в КИМах) и готовит к успешному выполнению на экзамене (ЕГЭ) задания А1.
Заключение

Орфоэпическое образование учащихся – работа нелегкая и кропотливая. Но она приносит большие плоды. Какие же?
Во-первых, разовьётся речевой слух детей, который поможет им не только слушать, но слышать и правильно понимать речь учителя, сверстника, взрослого, ведущего теле- и радиопередачи, артиста, других носителей языка, воспринимать и анализировать её фонетические особенности с позиций правильности-неправильности, чёткости-нечёткости, выразительности-невыразительности. Более того, развитой речевой слух — непременное условие не только грамотного говорения и чтения, но и грамотного письма. В самом деле, слышащий ученик способен сомневаться, что, в свою очередь, предполагает поиск правильного ответа с помощью словаря, на страницах учебника, у учителя, использование собственного языкового опыта.
Во-вторых, будут сформированы языковой вкус, языковое чутьё, негативное отношение к произносительным ошибкам, нерадивости и небрежности в пользовании русской речью.
В-третьих, появится стремление к речевому самосовершенствованию, языковому самообразованию, так как постоянное обращение к справочной лингвистической литературе станет потребностью.
В-четвёртых (а может быть, и во-первых!), уроки, включающие в себя орфоэпическую составляющую, будут способствовать повышению интереса к русскому языку как школьному предмету, так как прикосновение к живому звучащему русскому слову никогда и никого не оставляет равнодушным.
Наконец, систематическая орфоэпическая работа позволит основательно подготовиться к государственной итоговой аттестации за курс основной (после 9 класса) и полной (после 11 класса) средней школы.


Список использованной литературы


Еськова, Н.А. Орфографические словари // Русский язык. Энциклопедия / Ю.Н.Караулов (гл. ред.) — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая российская энциклопедия, Дрофа, 1997. — С. 306—307. — 703 с.
Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И.Аванесова — М., 1988. — С. 4.
Шанский, Н.М. Современный русский язык. Учеб. для студентов пед. институтов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» В 3 ч. Ч. 1. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография / Н.М.Шанский, В.В.Иванов, — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1987. — С. 105. — 192 с.
Канакина, Г.И. Учимся работать с текстом. Пенза, «Аз.Репетитор», 2009.
Львов, В.В. Орфоэпия на уроках русского языка. – М.: Экзамен, 2011.
Абрамова, С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. – М.: Просвещение, 2011.
Еремина, О.Е. Литературный кружок в школе. 5-6 классы. –М.: Просвещение, 2012.
Павлова, С.А.Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку.-М.: Просвещение, 2009.


Автор: Стенина Нина Викторовна, учитель русского языка и литературы,МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 47» г. Пенза

Категория: Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (17.09.2012)
Просмотров: 1504 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 2
1  
Уважаемая Нина Викторовна, Вы составили очень ВАЖНЫЙ, СВОЕВРЕМЕННЫЙ сценарий: русский язык (речь) просто "болен", но мало кто обращает на это внимание. Вы - профессионал! Не сдавайте своих позиций ни при каких обстоятельствах!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]