Главная » Статьи » Конкурсные работы » Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют»

Путешествие в Царство Часов.
Цель:

-развитие творческого воображения, через использование методов фантазирования;
-развитие памяти, через систему игр и заучивания стихотворений;
-развитие речи, через пальчиковые игры и метод сочинения сказок;
-развитие координации и мелкой моторики;
- воспитывать любознательность; бережное отношение к времени;
Оборудование и материалы: Спички,  набор геометрических фигур,  изображения солнечных, водяных, огненных и звездных часов, песочные часы, игра  « Солнечные зайчики», игра «Сложи квадрат», рисунки «Соедини точки», «Вьетнамская игра», игра «Листик», коллекция часов,

Ход занятия.
I Орг.момент.
II Основная часть:
1.Повторени пальчиковых игр
2.Дыхательные упражнения.
«Как на горке  на пригорке
Жили 33 Егорки»
3.История.
- Мы ходим ночью, ходим днем,
но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно, каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас (часы)
-Сегодня мы поговорим о часах. Что такое часы? (прибор для измерения времени).Для чего они нужны человеку? Необходимы ли часы человеку? Почему?
Возьмите спички и изобразите часы (ребята складывают часы  при помощи спичек)
-Все вы изобразили современные часы, но такими они были не всегда. Давайте представим, что все часы исчезли. Как же нам не опоздать в школу?
-А как же жили без часов древние люди?
-Оказывается, существует много способов определения времени. Сегодня мы отправимся в Царство Часов. Оно очень большое,  состоит из нескольких городов, в каждом городе свой царь и в каждом царстве пользуются своими часами.
Отправляемся в путь. Выкладываем дорожку  из  геометрических фигур ( дети выкладывают дорожку, запоминают ее, потом смешивают фигуры и, по памяти, восстанавливают дорожку)
1). - Мы попали в первое Царство, в котором Царь - солнце. Люди в этом царстве пользуются  самыми древними - солнечными часами (стих-е о солнечных часах) 
Их изобрели древние люди. Сначала они по солнцу вставали и ложились спать. Вскоре люди заметили, что солнце в течение дня движется по небу, и тень, отбрасываемая предметами, тоже движется за солнцем. Смотрел человек, как тень  по кругу бегает и придумал солнечные часы (Учитель показывает изображение солнечных часов и рассказывает принцип их действия).
-Циферблат таких часов помещали на открытом ярко освещаемом солнцем месте, а стрелкой часов служил стержень, отбрасывающий тень на циферблат.

Но у этих часов много недостатков. Какие? (в пасмурную погоду и зимой не работают, нельзя  всегда носить с собой, нельзя пользоваться ночью и т. д.)
Царь - солнце очень могучий, но и очень добрый и веселый. Он хочет, чтобы мы поиграли с его подданными - солнечными зайчиками (игра на развитие памяти - солнечные зайчики)
2).-Следующее город. Здесь правит Царь - вода. Как вы думаете, какими часами пользуются жители этого Царства? Конечно же водяными ( стих-е о водяных часах).
-Эти часы изобрели во 2 веке до н.э. (Учитель показывает изображение водяных часов и рассказывает принцип их действия). Иногда люди наливали в сосуд не только воду, а молоко, квас и любую другую жидкость. Давайте нальем в сосуд молоко.
-Однажды Катя налила в сосуд молоко и поставила его на окошко……Что могло случиться с часами? ( дети придумывают окончание сказки: молоко скисло и превратилось в кефир или  выпил котенок).
- Значит водяные часы тоже не очень удобные? Почему? (нужно постоянно доливать воду, в мороз вода замерзнет, нельзя носить с собой). Давайте усовершенствуем эти часы.. Нарисуйте.
3). Следующий город. Куда же мы попали? Царь ходит по двору, важно хлопает крыльями и ,взлетев на забор, кричит: «Ку-ка-ре-ку!» В этом городе Царь-петух. Почему? (По крику петуха можно определить время).
-В старину в деревне такими живыми часами был, конечно, Петя-петушок. Крестьяне заметили, что первый раз петух кукарекает около двух часов ночи, а второй раз — примерно в четыре часа утра.
Послушайте об этом стихотворение "Петушок".
 
 Ку- ка- ре- ку, ку- ка- ре- ку!
 Звонко петушок поет.
 Озарило солнце реку, 
 В небе облако плывет.
 Просыпайтесь, звери, птицы! 
 Принимайтесь за дела.
 На траве роса искрится, 
 Ночь июльская прошла. 
 Как будильник настоящий, 
 Разбудил нас петушок. 
 Распушил он хвост блестящий
 И расправил гребешок. 

 
Давайте изобразим этого Царя ( игра «Сложи квадрат»).
Скажите, надежны ли эти часы? ( нет, петуха можно отвлечь или спугнуть и он не прокричит, петух показывает только утро). Еще у петуха может быть свой характер. Послушайте историю.
Обиделся однажды Царь - петух на своих подданных и поставил условие: Буду кукарекать только за подарки. Как же быть жителям? ( дети придумывают).
4).-Путь с следующий город зашифрован.Петух нам дал  помощников-зернышки. Соедини зернышки и узнай,  в какой город мы отправимся дальше. ( Соединяют точки и получаются цветочки)
- Закройте глазки и представьте летнюю полянку. Кругом зеленая травка, пестрые цветочки. Гудят пчелки, летают  красивые бабочки. А запахи!!! Чувствуете, как пахнет кругом? Наверное петух ошибся и отправил нас  не туда? Нет, все правильно. Оказывается, по цветам тоже можно определить время… Здесь правит Царь-цветок. Давным – давно люди заметили, что одни цветы раскрываются утром, а днем закрываются; другие раскрываются под вечер; третьи – только ночью, а днем всегда закрыты. Раскрываются цветы не когда им вздумается, а в «свое время».Так появились цветочные часы. Давайте сделаем цветок из «Вьетнамской игры». 
-Удобны ли эти часы? Почему? (нужно знать, когда какие цветы распускаются, можно пользоваться только летом и в солнечную погоду).
Дополнительные сведения:
-Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики.
Послушайте стихотворение об одуванчиках.
 
 У реки — зеленый луг, 
 Одуванчики вокруг 
 Росами умылись, 
 Дружно приоткрылись. 
 Как фонарики горят,
 Нам с тобою говорят: 
 "На часах ровно пять, 
 Можете еще поспать!" 
 
Одуванчики — это часы луговые… А вот кувшинки — часы речные. Недаром их называют "часами туристов". В семь часов утра они открывают навстречу солнечным лучам свои белоснежные лепестки и в течение всего дня поворачиваются за солнцем.
-Давайте представим, что одуванчик обиделся на  людей и перестал раскрываться. Что делать?
 ( дети придумывают)
5).Физминутка.
-Давайте отдохнем на нашей полянке.
6).Следующий город, где Царь-песок. Люди здесь пользуются песочными часами. Это одни из самых древних часов, они ровесники водяных. Перепробовав все способы определения времени, люди захотели придумать часы, которые бы одинаково точно показывали время и днем и ночью, и летом и зимой, и в любую погоду. И придумали. У них нет стрелок и циферблата. Этими часами люди пользуются до сих пор. Где их можно увидеть? ( На кухне, а поликлинике).
 -Песочные часы представляют собой два небольших сосуда, имеющих форму конусов, соединенных вершинами друг с другом, с узким отверстием в месте соединения сосудов. В верхнем сосуде находится песок, который тонкой струйкой просачивается сквозь отверстие в нижний сосуд. Когда весь песок из верхнего сосуда окажется в нижнем, проходит определенное время, например, одна минута.
-Может эти часы действительно  самые удобные? (нет, они показывают только промежуток времени, переносить неудобно). Давайте сложим песочные часы из игры  «Сложи квадрат», а из чего можно самим сделать песочные часы? ( дети фантазируют)
7).Следующий Царь - огонь, значит какими часами пользуются  жители? ( Учитель показывает изображение огненных часов и рассказывает принцип их действия). Дети складывают Свечу из игры «Листик».Какие недостатки у этих часов? ( очень опасные, нельзя переносить, показывают только промежуток времени)
8).Следующий Царь - Звезда, и часы будут звездные.(Учитель  рассказывает принцип  действия)
Удобны ли эти часы?( нет, т.к. пользоваться можно только ночью, нужно хорошо знать карту звездного неба, не всегда звезды видны на небе)
9).Последний город. Здесь пользуются самыми удобными, ныне придуманными часами. Сейчас мы  поговорим о современных часах. В доме каждого из нас есть часы. Может быть, и не одни. Это домашние часы. Попробуйте рассказать о них. Где они находятся? Какая у них форма? 
-Часы бывают наручными. Их надевают на руку с помощью браслета или ремешка.
-Модницам нравятся красивые часики в виде кулона или перстня. Кулон на цепочке надевают на шею, а перстень — на палец.
-Некоторые мужчины предпочитают массивные карманные часы. Их прикрепляют цепочкой к ремню и носят в кармане брюк.
-У вас дома наверняка есть часы - будильник.
-Зачем нужны такие часы? - Будильник можно завести на определенный час, и своим звоночком или мелодией он разбудит нас в нужное время.
-Часы, которые обычно ставят на письменный стол, — называются настольными, часы, висящие на стене, — настенными.
-Как вы думаете, где стоят напольные часы? - Такие часы стоят на полу. Они высокие, массивные, с тяжелыми гирями, укрепленными на цепях, и с мелодичным боем. Каминные часы украшают комнатные камины.
-На городских улицах и площадях тоже есть часы. Их устанавливают на башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров. Это уличные часы.
-Самые знаменитые часы России — Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля. Первые часы на Спасской башне появились в начале XVII в. Их создал английский мастер Христофор Галовей. За свою работу он получил царский подарок — серебряный кубок и в придачу к нему атласу, меха соболей и куниц.
-Часы, которыми пользуется современный человек, бывают механическими. Тогда их нужно заводить через определенные промежутки времени. Механические часы изобрел в XVII в. ученый Христиан Гюйгенс, с тех пор они верно служат нам.
-Во втором десятилетии XX в. появились электронные и кварцевые часы. Они работают на батарейках или от сети с электрическим током. А самые точные часы — атомные.
III. Итог.
В каких городах мы побывали? Какие часы вы запомнили? Что нового узнали?  Какими будете, при необходимости, пользоваться?
 
Знают взрослые и дети,
Знают всюду на планете-
В городах, в селе таежном,
У обоих полюсов-
Знают твердо:
Невозможно,
Невозможно
Без часов!


Автор: Халилова Лилия Альбертовна, учитель начальных классов МКОУ «Шайковская СОШ№2» Калужская область Кировский район пос. Шайковка 
Категория: Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (08.09.2012)
Просмотров: 1022 | Комментарии: 7
Всего комментариев: 7
6  
адрес для получения сборника.
249455 Калужская обл.
Кировский р-н
пос. Шайковка
д.10 кв.25
Халиловой Л.А.

7  
Сборник выслан!!!!

4  
Спасибо, Надежда Владимировна!

Лилия Альбертовна, интересная разработка! Спасибо!

2  
Спасибо, Юлия Михайловна!

1  
Уважаемая Лилия Альбертовна!
Интересное занятие! Столько любопытного для детей!
С уважением, Юлия Михайловна. smile

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]