Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» |
«Организация внеклассной работы по русскому языку в начальной школе»
Правильно организованная внеклассная воспитательная деятельность дает возможность отвлечь детей от улицы, поднять качество учебно-воспитательного процесса, служит средством развития познавательной активности, кругозора и интересов школьников, а так же является стимулом к заинтересованности учебным материалом, в частности, материалом непосредственно связанным с русским языком. Основной целью внеклассной работы является развитие у школьников интереса к русскому языку, как учебному предмету, воспитанию у них бережного отношения к слову, к богатству языка и стремления настойчиво овладевать этими богатствами, воспитанию любви и уважения к русскому языку – языку великого русского народа. В отличие от урока внеклассная работа носит характер развлечений, игр, соревнований. Здесь широко используются упражнения в занимательной форме. Однако, используя занимательность, каждый учитель должен помнить, что она ценна лишь в том случае, если способствует пониманию сущности того или иного вопроса, уточнению и углублению знаний по русскому языку. Учитель должен тщательно продумывать организацию внеурочной работы по русскому языку, с тем, чтобы она обеспечивала активность, инициативу и самостоятельность учащихся. Нужно заметить, что внеклассная работа в 1 и 4 классах имеет существенные отличия. В 4 классе осуществлять внеклассную деятельность намного проще, так как дети имеют представления о разных видах внеклассной деятельности, а вот первоклассники таких представлений не имеют. Однако уровень заинтересованности и в 1, и в 4 классах практически одинаковый. В отличие от уроков внеклассная работа по русскому языку характеризуется многообразием форм и видов. Во внеклассной работе по русскому языку преобладают, особенно в младших классах, устные формы, что объясняется оперативностью устной речи и задачей развития в первую очередь устной речи. К письменным формам внеклассной работы по русскому языку относятся стенная газета, листки русского языка, стенды. Все они характеризуются массовостью: вывешенные на видном месте, они становятся достоянием учащихся всей школы. Все остальные виды внеклассной работы по русскому языку проводятся в устной форме. По охвату учащихся они могут быть индивидуальными, групповыми и массовыми. К индивидуальным видам внеклассной работы относятся; заучивание наизусть стихотворение и прозаических отрывков, работа над ролью (при подготовке инсценировок к утреннику), подбор языкового материала (эта работа выполняется преимущественно в письменной форме), чтение детских книг, сказок на русском языке и некоторые другие. Все эти виды индивидуальной работы являются по существу подготовительным этапом к проведению групповых и. массовых внеклассных мероприятий. К групповым относятся следующие виды работы: кружок русского языка, экскурсии (в библиотеку, на природу, на производство и т. д.), викторины и некоторые другие. Среди них наиболее приемлемым видом работы на начальном этапе обучения русскому языку является работа в кружке. К массовым видам внеклассной работы относятся: утренники русского языка, праздники (например, праздник сказки, праздник детской книги и т. п.), выставки (например, выставка детских книг, выставка лучших тетрадей, детских рисунков), конкурсы (например, на лучшую тетрадь, на лучшую письменную работу, на лучшего чтеца), радиопередачи на русском языке, олимпиады, дни русского языка, кукольный театр и др. Одни из видов работы проводятся систематически, по особому расписанию, другие - эпизодически, 1-2 раза в год. Например, регулярно - один раз в две недели - проводятся занятия кружка русского языка; регулярно - раз в месяц - выпускаются листки русского языка и стенная газета. Такие массовые виды внеклассной работы, как утренник русского языка, праздник поэзии (или другие праздники), выставка лучших тетрадей, конкурсы, проводятся обычно эпизодически, 1-2 раза в год. Первый класс особый – это период, когда ребенок должен вступить в школьную жизнь, чтобы при этом у него сложилось положительное отношение к процессу обучения. Поэтому и внеклассная работа должна носить яркий, занимательный, игровой характер (так как игра в данном возрасте все еще выступает на первом месте). В связи с этим в первом классе провожу ряд экскурсий в природу, цель которых привитие любви к природе, всему живому; развитие творческого мышления, речи, культуры общения и поведения; создать условия для заинтересованности русским языком в дальнейшем через выполнение творческих работ. Экскурсия дает возможность не только активно общаться друг с другом, но служит еще и средством развития речи. Наши экскурсии сопровождаются большим количеством загадок, стихотворений, рассказов (во время экскурсии), игр. Дети ближе знакомятся друг с другом, постепенно показывают, раскрывают свое отношение к окружающей действительности, товарищам; раскрывают свои способности и интересы. После экскурсии мы обсуждаем все увиденное нами, а затем ребята самостоятельно придумывают рассказы, стихотворения, истории, а некоторые рисуют картинки к ним. Вообще экскурсия дает возможность для проведения различных продуктивных форм работы с детьми. Это и сочинения, и составление бесед, рисование, составление кроссвордов и ребусов, анализы и разборы слов (происхождение, произношение и т.п.). Все это выступает довольно эффективным средством развития устной связной речи. Да и детям такая работа нравится. Ребята с удовольствием шли навстречу и выполняли все, что от них требовалось. Помимо традиционного "Праздника букваря", который отмечают первоклассники, в каждом классе 1-2 раза в год готовим и проводим утренники по русскому языку, приглашая на них ребят из других младших классов. Тематика таких утренников может быть весьма разнообразной, например: "Хорошо знай русский язык", "Слово русское родное", "Сколько у тебя слов про запас?", "Наша азбука", "Весёлое путешествие от А до Я", "Русские загадки и пословицы", "Почему мы так говорим?", "Волшебные слова", "Мы грамотными стали", "Что портит нашу речь?", "Говори и пиши правильно" и др. С целью развития самостоятельности и инициативы у детей к следующему занятию даю иногда и домашние задания. Например: выучить определённое стихотворение, подготовить карточки с буквами для намечаемой игры, найти и выписать из книг в специально заведенной тетради нужные слова, загадки, поговорки. Чтобы добиться большей активности во время внеклассных занятий, ответы ребят нужно оценивать; желательно отмечать и поощрять тех, кто победил в игре, раньше и лучше других справился с загадкой, ребусом, шарадой. Когда дети прошли букварь и приобрели определённые навыки в чтении и письме, организую занятия со всем классом в форме "часов занимательной грамматики" продолжительностью 30 минут после уроков. Такой час проводится раз в две недели, что позволяет учителю лучше подготовиться к нему, подобрать содержательный литературный и игровой материал: сказки, шуточные рассказы и стихи, загадки, скороговорки, шарады, ребусы и т. п. В младших классах, особенно в первом и втором, по каждой теме провожу два-три занятия, поскольку малышам требуется значительно больше времени, чем 4 - классникам, для усвоения того, что они узнали на внеклассных занятиях. Дети любят играть в одну и ту же игру, пока не усвоят её полностью, поэтому вполне допустимо в одном и том же классе через несколько занятий повторять понравившиеся ученикам игры и упражнения. Последние проводятся в таких случаях на более сложном материале. Кроме часов занимательной грамматики, с учащимися начальной школы практикую другие формы внеклассной работы по языку, которые обычно используются в старших классах. Например, грамматические бои, викторины, КВН между параллельными классами, беседы по культуре речи, оформление альбомов загадок, пословиц, поговорок, собранных учащимися, и др. В 3 классе попробовали выпустить календарь, («Занимательный календарь». Тема: Фразеологизмы), который привлек к себе большое внимание, в значительной мере от того, что подобное ранее не делалось в классе, да и само содержание было занимательным. Интерес ребят был настолько велик, что они предложили следующий выпуск сделать самим с небольшой помощью учителя. Вместе с учениками периодически выпускаем стенную газету. Проводим выставки детских творческих работ. Газета дает возможность лишний раз поработать учителю и над повышением грамотности, и над расширением кругозора, памяти, внимания, мышления учеников, а так же служит средством заинтересованности предметом, конкретно, русским языком. Ежегодно в школе проходит «Неделя русского языка», проводится как заранее подготовленный праздник, пробуждающий интерес к русскому языку и оказывающий массовое воздействие на учащихся. Содержание этого вида внеклассной работы весьма разнообразно: различные беседы и доклады, конкурсы и олимпиады, вечера и утренники. Конечно, организация таких массовых мероприятий – дело чрезвычайно трудоёмкое. В программу данного внеклассного мероприятия включены следующие виды работ: I. Беседы о русском языке; II. Олимпиада; III. Конкурс чистописания; IV. Конкурсное сочинение; V. Конкурс плакатов о русском языке. Большое значение имеет праздник, который ждет каждый ребенок с нетерпением. «День именинника» - это праздник, во время которого весь класс создает «портрет» «виновника» торжества: каких успехов удалось достигнуть за год, чему научился, что преодолел, т.е. в чем «возрос» ребенок, тем самым создавая стимул и мотивизацию на следующий год. Связь этого праздника с русским языком в том, что поздравляя именинника, дети учатся связно высказывать свои пожелания, учатся «конструировать свою речь», делать ее правильной и красивой. Считаю, что роль внеклассной работы по русскому языку в процессе воспитания и обучения младших школьников действительно очень велика. И проводить такую работу нужно. Внеклассная работа объединяет все виды деятельности учащихся, в том или ином виде обогащающее их развитие в рамках языковой личности. Внеклассная работа по русскому языку способствует не только накоплению знаний по данному предмету, но и расширяет кругозор детей, повышает уровень их культуры. А отсутствие системы оценок позволяет вести детям себя более раскрепощено, не бояться проявить себя, сделать неверный шаг. Организуя внеклассную работу по русскому языку, я учитываю, что она должна быть эмоциональна, увлекательна, т.е. чтобы смогла заинтересовать детей, заставить работать их мысли, пробудить чувства, желания стать лучше. Подводя итог всей проделанной работы, могу с уверенностью сказать, что внеклассная работа по русскому языку необходима. Систематически и планомерно осуществляемая внеклассная работа по русскому языку в начальной школе имеет большое образовательно-воспитательное значение и способствует овладению русским языком как средством общения. Литература: 1. Богданова О.С., Петрова В.М. Методика воспитательной работы в начальной школе – М. Просвещение. 1986 2. Герасимова И.Е. Экскурсии – походы по родному краю. Начальная школа № 5 2000 г. 3. Калюкина А.Г. Об опыте детского творчества – журнал Начальная школа - № 12 2000 г. с.23 4. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка – М. Академия 2000 с. 443 5. Константинова Л.Б. Развитие творческих способностей младших школьников – журнал Начальная школа № 7 2000 с. 45 6. Лаптев Л. Учитель и родители – соавторы процесса воспитания - журнал Начальная школа № 1 1999 с. 56 7. Смирнов Педагогические системы, теории, технологии – М. Академия 1998 г. 8. Темина С. Вести или сопровождать развитие через творчество – журнал «Директор школы» № 6 1999 с. 49 Автор: Лезина Елена Геннадьевна, МОУ "СОШ №5" г. Саратов | |
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (09.08.2012) | |
Просмотров: 1883 |
Всего комментариев: 0 | |