Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ»

Конспект занятия по декоративному рисованию с детьми 5-6 лет, «Русская матрёшка»
Тема: «Русская матрёшка»

Цель: Продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством.

Возраст: 5-6 лет

Программные задачи: 

Продолжать знакомить детей с народной игрушкой – матрёшкой; 
учить составлять узор из отдельных элементов; 
упражнять в рисовании узора всем ворсом кисти и её концом, а также ватной палочкой; 
развивать чувство цвета, ритма в узоре.
Оборудование и материалы: силуэты матрёшек из альбомного листа, гуашь, кисти №1-3,ватная палочка,  стакан с водой, салфетка, подставка под кисти, таблица узоров для росписи матрёшек, иллюстрации и игрушки – матрёшки, заготовки матрёшек для росписи у доски, пробники, образцы сделанные педагогом, русская народная музыка, сундучок.

Ход занятия:

1.Организационный момент.
     
Дети входят в комнату под русскую народную музыку. Их встречает Сказительница в русском народном костюме и приглашает пройти на стульчики (они стоят полукругом перед столом, на котором стоит сундучок).
Сказительница: Здравствуйте, мои дорогие! Как я рада, что вы ко мне в гости зашли. А знаете кто я? Я хранительница русских сказок. Знаю я их великое множество. Только сегодня я хочу вам не сказки рассказывать, а показать маленькое чудо.
 Вот сундучок расписной. Что в нём? А вот угадайте, только уж загадку до конца дослушайте, она вам о многом расскажет:
Словно репка, она крутобока,
А под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой чёрных смородинок – глаз.
Алый шёлковый платочек, 
Яркий сарафан в цветочек, 
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская… 
Дети: матрёшка
Сказительница: Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрёшки. Вот ещё, какая загадка про матрёшек есть, послушайте:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Сказительница: (рассказ сопровождается показом иллюстраций и игрушек – матрёшек) 
         
Кажется, что матрёшка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Много есть версий, как и когда она родилась. Но одна из них это то, что её прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрёшка – присмотритесь, даже её форма в чем-то напоминает яйцо. Почему игрушку назвали матрёшкой, точно неизвестно. Может быть, потому, что имя Матрёна было наиболее распространённым на Руси.
         
На Руси в давние времена у людей в разных местностях были свои особенности костюма. Поэтому есть такие названия матрёшкам в зависимости от той местности, откуда она родом: Загорские, Семёновские, Полхов-майданские и т.д. Все эти матрёшки отличаются друг от друга и имеют свои особенности. Сегодня матрёшку знают во всём мире. Дарят её на память о нашей стране,  она стала традиционным русским сувениром. 
          
Для того чтобы матрёшки получились красивыми, сначала их вытачивают на станке, затем грунтуют, расписывают и после этого покрывают несколько раз лаком. Каждая игрушка хороша по-своему: одна – весёлая, другая задумчивая, третья – озорная. Всё зависит от художника, который старается выполнить неповторимый образ для своей любимицы.
Сказительница: Как вы считаете, почему матрёшка – это русская игрушка? 
(Педагог обобщает ответы детей.)
Сказительница: Матрёшка отражает образ русской женщины. Она одета в русский костюм. Русские женщины в старину ходили с покрытыми головами: это были платки, кокошники или вышитые повязки. 
Раньше русские женщины носили очень длинные кофты, их называли рубахами. Они были под горло и с длинными рукавами, одного цвета. Поверх рубах носили очень длинные сарафаны, поэтому и у матрёшки ног не видно. Рубаха и сарафан украшены различными узорами. Иногда у матрёшки на сарафан надет фартук, он тоже всегда украшен цветами или узорами.  

2. Основная часть.       
Сказительница: Я сегодня предлагаю вам стать мастерами по росписи матрёшек. Проходите в мастерскую за столы. И первое, что вы должны сейчас решить и начать расписывать это: какого цвета у вас будет платок, лямки и низ сарафана (если окантовка и лямки сарафана красные, то и платок тоже красный)                 
         
(Педагог показывает заготовки матрёшек, у которых разного цвета платки с лямками      2-3 варианта.)
Дети закрашивают платок, лямки и окантовку сарафана.
Физкультминутка
Сказительница: А пока наша краска подсыхает, мы с вами поиграем. На Руси издавна умели не только работать, но и веселиться. А какое же веселье без игры! вот и давайте-ка сейчас поиграем в русскую народную игру «Заря».
Проводится игра «Заря» (3-4 минуты)
Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить ленту.
     
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница, красная девица, 
По полю ходила, ключи обронила, 
Ключи золотые, ленты голубые, 
Кольца обвитые – за водой пошла!
     
С последними словами водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих,  который, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарёй. Игра повторяется. 
         
Педагог показывает таблицу узоров для росписи матрёшек.
Сказительница: А вот и набор узоров,  которые использовали мастера при росписи. Они немного отличались друг от друга в зависимости от той местности, откуда пришла матрёшка. Со многими из них вы уже знакомы. Давайте вспомним, как правильно их рисовать кисточкой и ватной палочкой. 
         
К доске вызываются 2-3 ребёнка для показа некоторых элементов всей кистью и концом кисти, ватной палочкой (цветы, ягодки, стебельки) сначала на пробниках, а потом на заготовках. 
         
Со всеми детьми вспомнить движение руки при рисовании цветка в «воздухе» (повороты кисти руки).
Сказительница: Узор располагается в центре сарафана (или фартука), а на рубахе украшение по вороту и по краю рукава.
 (Показ образцов с разными вариантами использования узоров).   
Дети приступают к росписи своих матрёшек. Во время их работы тихо звучит русская народная музыка. Педагог подходит и подсказывает, подводит детей к тому: как лучше сделать, какие цвета более сочетаются, что ещё можно добавить. 

3. Итог занятия.
После окончания работы все матрёшки вывешиваются на ширму. И дети вместе со Сказительницей рассматривают их и выбирают: самую весёлую, яркую, с интересным рисунком на сарафане, самую грустную и т.д.
Сказительница: Ну что ж, за такую замечательную работу положена награда.
Вот я вам приготовила медаль, на которой написано «Мастер». Вы её заслужили, потому что поработали на славу.

Длительность занятия 30 минут.


Использованная литература 
1. Алексахин Н.Н. Матрёшка: Методика преподавания росписи матрёшки. – М.: Народное образование, 1998. – 96с.
2. Дидактическая игра «Народные промыслы» из серии «Учись играя» , ООО «Десятое королевство», 2004
3. Скольникова Н.М. Изобразительное искусство для детей. Волшебный мир красок. – М.: АСТ: Астрель, 2010. - 139


Материал опубликован на сайте «ПочемуЧка» 


Автор: Маркина Наталья Алексеевна, ГБУДОД ООДТДМ им. В.П.Поляничко, ДОК «Полянка» г. Оренбург
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (02.08.2012)
Просмотров: 1211 | Комментарии: 3
Всего комментариев: 3
3  
Уважаемая Наталья Алексеевна!
Спасибо за такой интересный материал. Он будет полезен не только дошкольникам, но и коллегам из начальной школы.
С уважением, Юлия Михайловна. smile

Наталья Алексеевна, так интересно! И всё в одном русско-народном стиле, и итог подведён просто замечательно! Прямо вижу глаза ребятишек, демонстрирующих свой "шедевр".

1  
Наконец-то дошкольники активизировались!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]