Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» |
Конспект занятия по декоративному рисованию с детьми 5-6 лет, «Русская матрёшка»
Тема: «Русская матрёшка» Цель: Продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством. Возраст: 5-6 лет Программные задачи: • Продолжать знакомить детей с народной игрушкой – матрёшкой; • учить составлять узор из отдельных элементов; • упражнять в рисовании узора всем ворсом кисти и её концом, а также ватной палочкой; • развивать чувство цвета, ритма в узоре. Оборудование и материалы: силуэты матрёшек из альбомного листа, гуашь, кисти №1-3,ватная палочка, стакан с водой, салфетка, подставка под кисти, таблица узоров для росписи матрёшек, иллюстрации и игрушки – матрёшки, заготовки матрёшек для росписи у доски, пробники, образцы сделанные педагогом, русская народная музыка, сундучок. Ход занятия: 1.Организационный момент. Дети входят в комнату под русскую народную музыку. Их встречает Сказительница в русском народном костюме и приглашает пройти на стульчики (они стоят полукругом перед столом, на котором стоит сундучок). Сказительница: Здравствуйте, мои дорогие! Как я рада, что вы ко мне в гости зашли. А знаете кто я? Я хранительница русских сказок. Знаю я их великое множество. Только сегодня я хочу вам не сказки рассказывать, а показать маленькое чудо. Вот сундучок расписной. Что в нём? А вот угадайте, только уж загадку до конца дослушайте, она вам о многом расскажет: Словно репка, она крутобока, А под алым платочком на нас Смотрит весело, бойко, широко Парой чёрных смородинок – глаз. Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть: Может, три, а может, шесть. Разрумянилась немножко Наша русская… Дети: матрёшка Сказительница: Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрёшки. Вот ещё, какая загадка про матрёшек есть, послушайте: Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они живут друг в дружке, А всего одна игрушка. Сказительница: (рассказ сопровождается показом иллюстраций и игрушек – матрёшек) Кажется, что матрёшка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Много есть версий, как и когда она родилась. Но одна из них это то, что её прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрёшка – присмотритесь, даже её форма в чем-то напоминает яйцо. Почему игрушку назвали матрёшкой, точно неизвестно. Может быть, потому, что имя Матрёна было наиболее распространённым на Руси. На Руси в давние времена у людей в разных местностях были свои особенности костюма. Поэтому есть такие названия матрёшкам в зависимости от той местности, откуда она родом: Загорские, Семёновские, Полхов-майданские и т.д. Все эти матрёшки отличаются друг от друга и имеют свои особенности. Сегодня матрёшку знают во всём мире. Дарят её на память о нашей стране, она стала традиционным русским сувениром. Для того чтобы матрёшки получились красивыми, сначала их вытачивают на станке, затем грунтуют, расписывают и после этого покрывают несколько раз лаком. Каждая игрушка хороша по-своему: одна – весёлая, другая задумчивая, третья – озорная. Всё зависит от художника, который старается выполнить неповторимый образ для своей любимицы. Сказительница: Как вы считаете, почему матрёшка – это русская игрушка? (Педагог обобщает ответы детей.) Сказительница: Матрёшка отражает образ русской женщины. Она одета в русский костюм. Русские женщины в старину ходили с покрытыми головами: это были платки, кокошники или вышитые повязки. Раньше русские женщины носили очень длинные кофты, их называли рубахами. Они были под горло и с длинными рукавами, одного цвета. Поверх рубах носили очень длинные сарафаны, поэтому и у матрёшки ног не видно. Рубаха и сарафан украшены различными узорами. Иногда у матрёшки на сарафан надет фартук, он тоже всегда украшен цветами или узорами. 2. Основная часть. Сказительница: Я сегодня предлагаю вам стать мастерами по росписи матрёшек. Проходите в мастерскую за столы. И первое, что вы должны сейчас решить и начать расписывать это: какого цвета у вас будет платок, лямки и низ сарафана (если окантовка и лямки сарафана красные, то и платок тоже красный) (Педагог показывает заготовки матрёшек, у которых разного цвета платки с лямками 2-3 варианта.) Дети закрашивают платок, лямки и окантовку сарафана. Физкультминутка Сказительница: А пока наша краска подсыхает, мы с вами поиграем. На Руси издавна умели не только работать, но и веселиться. А какое же веселье без игры! вот и давайте-ка сейчас поиграем в русскую народную игру «Заря». Проводится игра «Заря» (3-4 минуты) Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить ленту. Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит: Заря-зарница, красная девица, По полю ходила, ключи обронила, Ключи золотые, ленты голубые, Кольца обвитые – за водой пошла! С последними словами водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарёй. Игра повторяется. Педагог показывает таблицу узоров для росписи матрёшек. Сказительница: А вот и набор узоров, которые использовали мастера при росписи. Они немного отличались друг от друга в зависимости от той местности, откуда пришла матрёшка. Со многими из них вы уже знакомы. Давайте вспомним, как правильно их рисовать кисточкой и ватной палочкой. К доске вызываются 2-3 ребёнка для показа некоторых элементов всей кистью и концом кисти, ватной палочкой (цветы, ягодки, стебельки) сначала на пробниках, а потом на заготовках. Со всеми детьми вспомнить движение руки при рисовании цветка в «воздухе» (повороты кисти руки). Сказительница: Узор располагается в центре сарафана (или фартука), а на рубахе украшение по вороту и по краю рукава. (Показ образцов с разными вариантами использования узоров). Дети приступают к росписи своих матрёшек. Во время их работы тихо звучит русская народная музыка. Педагог подходит и подсказывает, подводит детей к тому: как лучше сделать, какие цвета более сочетаются, что ещё можно добавить. 3. Итог занятия. После окончания работы все матрёшки вывешиваются на ширму. И дети вместе со Сказительницей рассматривают их и выбирают: самую весёлую, яркую, с интересным рисунком на сарафане, самую грустную и т.д. Сказительница: Ну что ж, за такую замечательную работу положена награда. Вот я вам приготовила медаль, на которой написано «Мастер». Вы её заслужили, потому что поработали на славу. Длительность занятия 30 минут. Использованная литература 1. Алексахин Н.Н. Матрёшка: Методика преподавания росписи матрёшки. – М.: Народное образование, 1998. – 96с. 2. Дидактическая игра «Народные промыслы» из серии «Учись играя» , ООО «Десятое королевство», 2004 3. Скольникова Н.М. Изобразительное искусство для детей. Волшебный мир красок. – М.: АСТ: Астрель, 2010. - 139 Материал опубликован на сайте «ПочемуЧка» Автор: Маркина Наталья Алексеевна, ГБУДОД ООДТДМ им. В.П.Поляничко, ДОК «Полянка» г. Оренбург | |
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (02.08.2012) | |
Просмотров: 1211 | Комментарии: 3 |
Всего комментариев: 3 | |
| |