Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ»

Классный час «Моя Республика Коми»
УКП «РДБ» ГВ(с)ОУ «Республиканский центр образования» - образовательное  учреждение, в котором обучаются дети со всей Республики Коми, находящиеся на длительном стационарном лечении в Республиканской детской больнице. Данный классный час я обычно провожу в начале учебного года. В ходе мероприятия ребята не только демонстрируют и расширяют свои знания о Республике Коми, но и рассказывают о себе и своих увлечениях, о своих родных местах. Классный час способствует формированию благоприятного психологического климата в классном коллективе, создаёт условия для успешной адаптации учащихся в новой учебной обстановке. 
 
Цель: расширение знаний учащихся о родном крае.

Задачи:
- обобщить и дополнить знания учащихся о Республике Коми, познакомить учащихся с историей возникновения городов и районных центров РК;
- воспитывать у учащихся чувство патриотизма, любовь и уважительное  отношение  к  родным  местам;
- развивать  у учащихся желание  больше  узнать  о родном  крае; развивать  речь, творческие  способности  учащихся.

Оборудование:
- карта  Республики Коми;
- плакаты с изображениями  государственных  символов  Республики Коми; 
- набор открыток  «Республика Коми»;
- стихотворение  коми  поэта  А. Ванеева «Как  прекрасны  места  родные!»;
- альбом, цветная бумага, фломастеры, цветные карандаши, клей (для создания творческих  работ  учащихся);
- гимн  РК (музыкальное  оформление).

Ход классного часа:

1. Вступительное  слово  учителя. Объявление  темы  классного  часа. 
На  земле  много  красивых  мест, но  для  каждого  из  нас  самым  дорогим  и  любимым является место, где мы родились и  выросли, где  живут  наши  родители, друзья. И  когда  мы  находимся  вдали  от  родного  дома, мы  чувствуем  себя  одинокими, вырванными  из  привычной  жизни, мы  скучаем  по  родным  сердцу  местам  и близким  людям, мечтаем  поскорее  вернуться  домой.
Наш  дом – это наша  Республика, любимый  город,  родной  посёлок, далёкая  маленькая  деревенька. 
Звучит  гимн  Республики  Коми. 
2. Я  уверена, что  на  классном  часе  присутствуют  ребята  из  всех  городов и  районов  нашей  республики. Ребята! Расскажите о себе и своих увлечениях. Откуда  вы  приехали? Что  вы  знаете из истории своего города, посёлка, деревни? Почему населённый пункт, в котором вы живёте, получил именно такое  название? Чем славятся  ваши  родные  места?   
Придумайте и изобразите «герб»  своего  города, посёлка, деревни, расскажите  о себе и о своих родных  местах.
Самостоятельная работа учащихся (5-7 минут). 
3. Рассказы учащихся о своих родных местах.
Ребята по очереди (по желанию) выходят к доске, на карте находят  местоположение  своего  города, посёлка  или  деревни, прикрепляют «гербы» и рассказывают о своей малой родине.
Учитель может дополнить рассказы учащихся  интересной информацией о городах и районных центрах Республики Коми.  
Сыктывкар – это столица Республики Коми. До 1930 года город носил название – Усть-Сысольск. Действительно, город расположен в устье реки Сысола. Современное название города с коми языка переводится как «город на Сысоле» (Сыктыв – «Сысола», кар – «город»).
Эжва – районный центр, расположенный в 14 км от Сыктывкара на левом берегу реки Вычегда. Древнее название реки на языке коми – Эжва, что значит «луговая вода». В Эжве находится один из крупнейших целлюлозно-бумажных комбинатов России – «Монди Сыктывкарский лесопромышленный комплекс». Предприятие выпускает офисную и газетную бумагу, картон, обеспечивает своей продукцией более 40 % рынка России и стран СНГ.
Воркута – один из крупных городов Республики Коми. Воркута находится за полярным кругом, в зоне распространения вечной мерзлоты. В переводе с  ненецкого языка Воркута означает – «медвежий угол». Первое упоминание о  населённом пункте Воркута относится к 1931 году, статус города ему был присвоен 26 ноября 1943 года. Город был основан как центр добычи каменного угля в Печорском угольном бассейне. Сегодня компания «Воркутауголь» – одно из крупнейших в России предприятий по производству коксующегося угля.
Печора занимает четвёртое место по численности жителей в РК. Расположен город на реке Печора, в 588 км от Сыктывкара. Этот город по праву называют «энергетической столицей». Ведущей отраслью промышленности города является электроэнергетика. Печорская ГРЭС является одним из крупнейших электроэнергетических предприятий на Европейском Севере России, вырабатывает около 30  % электроэнергии в Республике Коми.
Ухта – один из крупных городов Республики Коми, занимает второе место по количеству жителей после Сыктывкара.  Город был основан в 1929 году, его возникновение было связано с разработкой нефтяных месторождений. Сегодня основу экономики города составляет газовая и нефтяная промышленность.
Вуктыл. Статус города населённому пункту был присвоен в 1984 году. Город расположен на правом берегу реки Печора, в 530 км от Сыктывкара. Своим появлением и существованием Вуктыл обязан Вуктыльскому нефтегазоконденсатному месторождению, здесь берёт начало газопровод «Сияние Севера» (Вуктыл — Ухта — Торжок). В Вуктыльском районе находится национальный парк «Югыд ва», его название переводится с коми языка как «чистая вода».
Емва – районный центр Княжпогостского района Республики Коми. Расположен город на реке Вымь, недалеко от столицы республики. Первоначальное название этого населённого пункта – Княжпогост, с 1941 года – посёлок городского типа Железнодорожный. В 1985 году посёлок получил статус города и был переименован в город Емва.
Троицко-Печорск – административный центр, один из крупнейших населённых пунктов Троицко-Печорского района Республики Коми. В Троицко-Печорском районе находится геологический памятник – Столбы выветривания. В 2008 году этот геологический памятник вошёл в число семи чудес России.
Ижма – село в Республике Коми, административный центр Ижемского района. Находится село в центральной части Республики Коми на берегу реки Ижма. Славной страницей в истории района является лыжный спорт. Три уроженца Ижемского района – Раиса Сметанина, Василий Рочев и Александр Ануфриев – стали олимпийскими чемпионами.
Демонстрируются открытки с изображениями городов Республики Коми.
4. Словарная  работа.  
Ребята! А кто  такой   ПАТРИОТ? 
Это слово греческого происхождения (patriotes – «земляк»).
Патриот – это  человек, любящий  свою  Родину.
Ребята! Вы  очень  интересно, с  любовью рассказали  о  своих  родных  местах. Очень  приятно, что  вы  интересуетесь  прошлым  своей  Родины. Я  надеюсь, что  в будущем вы многое сделаете для своего родного края, а значит и для  Республики  Коми.
5.  Чтение стихотворения коми поэта Альберта Ванеева: 
  
                                     Как прекрасны места родные!
                                     Всё здесь кажется чистым, светлым.
                                     Как легко, захлебнувшись ветром,
                                     Через заросли мчать лесные.

                                     Здесь светлей весенние ночи,
                                     Здесь стройней и красивей сосны.
                                     Как легко тут сияет солнце,
                                     Ручейку заглядевшись в очи.

                                     И дожди осенние даже – 
                                     Как привет из родного дома.
                                     Верь не верь, о Родине нашей  
                                     Не могу говорить по-другому.   

6. А сейчас, ребята, я предлагаю вам проверить свои знания о Республике Коми. Викторина «Знаешь ли ты  свой родной Коми край?»  
1) Как  раньше  называлась  наша  республика? (Зырянский  край, а  ещё ранее – Пермь Вычегодская.)
2) Назовите  государственные  символы  Республики Коми. (Флаг, герб, гимн.)
3) Какие цвета и в какой последовательности расположены на флаге РК? Что означает каждый из цветов? (Синий, зелёный, белый. Синий цвет является символом небесного начала и бескрайности северных просторов. Зелёный  цвет обозначает основное богатство Республики Коми и среды жизнедеятельности коренного народа – коми пармы. Белая полоса флага, воплотила белизну и чистоту снега, суровую красоту северной природы, символизирует принадлежность республики к Северу.) 
Демонстрируется плакат с изображением флага РК.
4) Что изображено на гербе Республики Коми? 
(На гербе РК на красном геральдическом щите изображена золотая хищная птица; на груди птицы помещён лик женщины в обрамлении шести лосиных голов. Птица является символом солнца. Лик женщины связан с образом Зарни Ань (в переводе с коми языка – Золотой Бабы), жизнедарующей солнечной богини. Образ лося символизирует силу, благородство и красоту.) 
Демонстрируется плакат с изображением герба РК.
5) Кто является автором слов Государственного гимна Республики Коми? (Виктор Савин, коми поэт, основоположник коми литературы, общественный деятель.) Звучит фрагмент гимна РК.
6) Какие языки являются государственными  языками Республики Коми? (В Республике Коми два государственных языка – русский и коми. Русский  язык на  территории  РК  является  основным средством  межнационального общения. Коми  язык – язык коренного народа, проживающего на территории республики.)
7) Какова  площадь РК? (416, 8 тыс. кв. км)
8) Назовите  столицу  Республики  Коми. (Сыктывкар.)
9) Назовите  прежнее  название  города  Сыктывкара. Почему  город  получил  такое название? (Усть-Сысольск. Город расположен в устье реки Сысола. Современное название переводится с коми языка как «город на Сысоле».)
10) Какие реки протекают по территории РК? (Сысола, Вычегда, Печора, Ижма, Мезень, Уса, Луза, Вашка, Вымь и др.)
11) Назовите  самую  крупную  реку  в  Республике  Коми. (Печора. Притоки  Печоры – Уса, Ижма, Илыч. Начинается  Печора  на  Северном  Урале  и  впадает  в  Печорскую  губу Баренцева  моря. Длина – 1809  км, по  территории  РК – 1596 км. Вторая  после  Печоры  водная  артерия – Вычегда  с  притоками  Сысолой, Вымью, Вишерой  и  др. Её  длина – 1130  км,  в  пределах  РК – 870 км.)
12) Назовите  самое  крупное  болото  в  Европе, находящееся  в  Республике Коми. (Океан.)
13) Чем  богата  Республика  Коми? (Огромные  лесные  массивы, крупные  запасы энергетического и  коксующего  угля, месторождения  нефти  и  природного  газа, горючих  сланцев, каменной  и  поваренной  соли, бокситов  и  титановых руд, цветных  и  редких  металлов – исключительно  велики  и  разнообразны  богатства  земли  Коми.)
14) Назовите  самое  распространённое  дерево, растущее  в Республике Коми. (Ель.)
15) С какими районами граничит Республика Коми? (На западе и севере  проходит граница с Архангельской  областью и с  Ненецким  автономным округом, на юге – с Кировской и Пермской  областями. На  востоке  Республика Коми граничит с Ямало-Ненецким и Ханты-мансийским округами, составившими территорию Тюменской области. На юго-востоке до РК  «дотянулась» самой своей  северной частью Свердловская область. Таково доброе соседство нашей  республики.) 
Работа  по  карте  РК, демонстрация границ Республики Коми.  
7. Подведение  итогов  викторины. Награждение. 
Учащиеся награждаются наборами открыток «Республика Коми», сувенирами с государственной символикой РК.  

Автор: Стефанова Лариса Михайловна, УКП «РДБ» ГВ(с)ОУ «Республиканский центр образования» г. Сыктывкара Республики Коми   
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (02.08.2012)
Просмотров: 1446 | Комментарии: 4
Всего комментариев: 4
3  
Уважаемая Лариса Михайловна!
Спасибо за интересный, насыщенный материал!
Узнала много нового для себя. Думаю, что Ваши ученики станут эрудированными.
Желаю Вам дальнейших творческих успехов.
С уважением, Юлия Михайловна. smile

4  
Юлия Михайловна! Спасибо Вам за комментарий к работе и добрые пожелания!

2  
Надежда Владимировна! Спасибо за внимание к моей работе! biggrin

Лариса Михайловна, спасибо за интересную разработку! Сколько нового могут узнать дети из уст друг друга и из рассказа учителя!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]