Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» |
Мастер-класс "Проектная деятельность"
Слайд 1,2 Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Всё чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основной, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определённых целях. Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний. Слайд 3 В последние годы было предпринято много усилий, чтобы решить эту проблему, вводились старые забытые педагогические технологии, использовался опыт зарубежных стан или появлялись новые концепции. Сейчас, помимо так называемой традиционной системы обучения, существует несколько альтернативных. Кроме того, активно начинают использоваться и различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, "портфель ученика”, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, проектная деятельность. Слайд 4 Тема нашего мастер – класса: " Проектная деятельность учащихся начальных классов”. А что такое проект? Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д. Проект – это одна из форм исследовательской работы. В педагогике под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом. Слайд 5 Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся. Слайд 6 Что такое проект для учителя? Проект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности. Слайд 7 Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует развитию общеучебных навыков: социальные, коммуникативные, мыслительные, исследовательские. Рассмотрим эти навыки в отдельности. Слайд 8 Первое – это социальные навыки. Умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают. Слайд 9 Следующие навыки – коммуникативные: учиться не только говорить, но и важно научиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё. Слайд 10 Навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности – это и мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д. Слайд 11 Навыки, тесно связанные с мыслительными – это исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить. Слайд 12 Классификация проектов может основываться по профилю знаний: монопроекты – в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные темы или разделы программы; укладываются в классно-урочную систему; межпредметные – по двум или более предметам; чаще выполняются во внеурочное время; надпредметные – выходят за рамки предметов. Если проекты основываются на уровне контактов, то они могут быть: внутриклассные – проекты, проводимые в одном классе; внутришкольные – проекты, организуемые внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные; региональные – проекты, организуемые между школами, классами внутри региона, внутри одной страны; международные – в них реализуется диалог культур. Классификация проектов может основываться по числу участников: индивидуальные (личностные); парные; групповые. По продолжительности проекты могут быть: краткосрочные (1 урок, максимум 3 – 6 уроков); среднесрочные (1 – 2 месяца); долговременные (до года). Слайд 13 Типы проектов по доминирующей деятельности учащихся: исследовательские; творческие; игровые; информационные; социально-значимые. Слайд 14 Давайте рассмотрим особенности проектов, основанных на доминирующей деятельности учеников. Исследовательские проекты совпадают со структурой реального научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы. Примеры таких проектов: Республиканский конкурс творческих работ дошкольников и младших школьников «Зелёный мир глазами детей». «Любимый уголок малой Родины. Мой любимый парк». В нём участвовала ученица нашего класса Нагоркина Евгения во 2 классе 2010 года, которая рассказала и показала о нашей достопримечательности города – парк; о его прелестях в разные времена года, об истории создания парка. Получила сертификат участника. Слайд 15 Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Такие проекты каждый из нас выполняет по должностным обязанностям классного руководителя. C 5 октября по 5 декабря 2011 года ребята моего класса участвовали в Республиканском Дистанционном творческом конкурсе работ учащихся 2-4 классов общеобразовательных учреждений Чувашской Республики «Почемучка - 2011» в номинации «От чего и почему?», где нужно было написать рассказ о заинтересовавшем событии, явлении, факте с отношением к произошедшему. Это Бармакова Виктория - «Почему листья зелёные?» и Нагоркина Евгения - «Почему животные разговаривают?». В выборе темы, конечно, была проведена консультация классного руководителя, которая направила учащихся на выбор темы, которая стала ближе и интереснее детям. Большую помощь оказали ребятам их родители. Они стали победителями. Слайд 16 Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение. К такому виду проекта я отнесла работу "Футбол – моя жизнь” – Димитриев Александр, у которого 1 место по школе в 2010 году, а также «Здоровому всё здорово!» - Нагоркина Евгения, у которой 2 место по школе, в марте 2011 года. Ребята участвовали в школьном конкурсе репортажных работ. Собрали интересные фотографии о спортивных достижениях нашего класса и были оценены. Слайд 17 4 марта 2011 года ученики моего класса стали участниками школьного конкурса исследовательских работ Нагоркина Евгения с проектом «Здоровый образ жизни», Маканин Михаил – «Чтобы улыбка была красивой». Со своими проектами ребята выступили перед учителями школы, а также перед родителями 3 «б» и 3 «в» классов на родительском собрании. Слайд 18 А Маканин Миша со своим проектом участвовал в 1 городском конкурсе «Минута Славы» на тему «Приготовление зубной пасты», где всем присутствующим и жюри рассказал и показал, как изготовить зубную пасту в домашних условиях и стал лауриатом. Слайд 19 Особенно большое значение имеют практико-ориентированные или социально-значимые проекты. Эти проекты содержат чётко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников. Примером социально-значимого проекта может стать проект "Воздух и мы”, написанный Маканином Михаилом. Он стал участником 3 городского конкурса исследовательских работ «Маленький Всезнамус». Получил грамоту в номинации «Лучший эксперимент». Слайд 20 Итак, что такое проект, виды проектов мы уже представляем. А теперь остановимся на этапах работы над проектом: мотивационный планирующе-подготовительный информационно-операционный рефлексивно-оценочный Слайд 21 1 этап – мотивационный. Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт. В нашем классе много ребят, которые занимаются спортом, участвуют в Республиканских и Всероссийских соревнованиях. Они привозят сувениры, буклеты, альбомы. А также дать возможность в выборе темы, интересной для каждого ученика по отдельности. Ведь каждый ребёнок, по-своему индивидуален. Слайд 22 2 этап – планирующее - подготовительный. Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, делятся на группы. Сначала в группы я разрешила объединиться ребятам самостоятельно, чтобы работать было комфортно. Большую помощь оказывают родители учащихся. Главная цель – дети должны учиться выстраивать свои отношения с любым коллективом. В этом этапе обговариваем, где будем искать информацию. Мы решаем искать материал в городских библиотеках, музеях, городском архиве и, конечно, в Интернете; составили план действий. Стали собирать информацию. Слайд 23 3 этап. Информационно- операционный. Здесь идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации. Слайд 24 4 этап. Рефлексивно-оценочный. 1. Выбор формы представления проекта 2. Составление текста для представления 3. Репетиция представления 4. Представление проекта Слайд 25,26 Существует несколько форм, позволяющих представить свою работу. Слайд 27 Достижение конечного результата. Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем Результат проекта использован другими коллективами Информация о проекте широко распространена Получено удовольствие от своей деятельности Слайд 28 Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний. Автор: Александрова Ольга Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ "СОШ №6" г Канаш, Чувашия
| |
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (27.07.2012) | |
Просмотров: 1450 | Комментарии: 3 |
Всего комментариев: 3 | |
| |