Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ»

«Развитие творческих способностей учащихся с отклоняющимися поведением»
                  «ТОТ ИЛИ ИНОЙ РЕБЁНОК МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ ТРУДНЫМ ВОВСЕ НЕ В СИЛУ КАКОЙ-ЛИБО ДЕФЕКТНОСТИ ВООБЩЕ И УЖ ТЕМ БОЛЕЕ НЕ В СИЛУ МОРАЛЬНОЙ ДЕФЕКТИВНОСТИ В ЧАСТНОСТИ, А НАОБОРОТ - ПО ПРИЧИНЕ СЛОЖНОСТИ И БОГАТСТВА СВОЕЙ НАТУРЫ: СИЛЬНЫЕ И ТАЛАНТЛИВЫЕ НАТУРЫ  РАЗВИВАЮТСЯ ЗАЧАСТУЮ ОЧЕНЬ БУРНО, А С ДРУГОЙ СТОРОНЫ – УМЕРЕННОСТЬ И АККУРАТНОСТЬ, СТОЛЬ МИЛЫЕ СЕРДЦУ МНОГИХ ПЕДАГОГОВ, ВОВСЕ НЕ ВСЕГДА ГОВОРЯТ О ЧЁМ-НИБУДЬ ЦЕННОМ В ДУХОВНОМ ОТНОШЕНИИ».

         В.Н.СОРОКА-РОСИНСКИЙ
Уровень цивилизации общества во многом оценивается именно его отношением к  детям. Создание оптимальных условий для успешного воспитания детей, обучения, их социально-трудовой адаптации и интеграции в обществе относятся к числу важнейших задач любого государства.
         
К настоящему времени педагогика только определяет пути интеграции воспитательных сил общества, условия взаимодействия субъектов социального воспитания, разрабатывает теорию социального воспитания.

Процесс социальной адаптации личности – это сложнейшее общественное явление, которое включает в себя различные стороны жизнедеятельности человека. Экстремальные ситуации, возникающие в области экономических, политических, собственно социальных и духовных отношений в обществе требуют от индивида психического и физического здоровья для успешной деятельности, знания и умения в использовании наиболее эффективных механизмов адаптации в различных сферах функционирования государства, своего саморазвития.     
            
Ребёнок может вести себя неправильно, если с раннего возраста воспитывается в условиях безнадзорности, недостатка эмоциональных контактов в общении, безучастности к его развитию. При этом с задержкой формируются такие личностные свойства, как инициативность, любознательность, а также игровые и социально – коммуникативные навыки. Неблагополучные семейные условия с противоречивыми по своей направленности, конфликтными отношениями ведут к формированию особой модели поведения ребёнка. Ребята усваивают «дурной пример» для подражания, наблюдая привычное разрешение ссор с помощью драки, культивирование агрессии, физической силы в семье. Ребёнок может расплакаться при обидном замечании или ответить грубостью на требование, которое кажется ему неприемлемым. Он может вызывающе вести себя на уроках нелюбимой учительницы или «назло» испортить вещи. Эти явления могут иметь вид психологически понятной, вполне адекватной реакции или выходить за рамки условной нормы. 
            
Так как количество детей, требующих внимания со стороны педагогов, социально-психологической службы с каждым годом растет, этому вопросу школа уделяется пристальное внимание. При планировании воспитательной работы одним из основных направлений деятельности считаю организацию работы по сопровождению детей с отклонениями в поведении.
         
Особое внимание уделяется вовлечению данной категории учащихся в социально–значимую деятельность. По результатам анкетирования "Выявление склонностей, способностей и интересов младшего школьника” рекомендуется кружок, секция или занятия по интересам.

Немаловажную роль играет вовлечение детей с отклоняющимся поведением в конкурсы, праздники, выставки, акции. Каждый классный руководитель в "Дневнике классного руководителя” в графе "Участие учащихся в жизни класса и школы” должен фиксировать участие каждого ученика. Ведение мониторинга позволяет не упустить ни одного ученика, направить его возможности и способности в нужном направлении. Каждым  классным руководителем, в чьих классах есть проблемные дети, составляется индивидуальный план работы с учащимися и его родителями. Результативность выполнения данных планов видна в изменении поведения, отношении к порученным делам, участии родителей в общеклассных мероприятиях в качестве примера для своих детей.

Если отмечены срывы в поведении, беседы классного руководителя не дают положительных результатов, по заявлению классного руководителя ученик приглашается на заседание Совета профилактики. Целью данного Совета является предотвращение правонарушений, помощь учащимся в осознании своих поступков и определение путей исправления в дальнейшей школьной жизни, охрана прав ребёнка, координация взаимодействий  педколлектива с родителями (методическая помощь, консультации,  индивидуальные беседы).

Говоря о развитии творческих способностей, необходимо дать определение такому понятию как креативность. Креативность (от лат. creatio – созидание) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. Высокая ценность и важность креативности для каждого индивида, как и для человечества в целом, неоспорима и никем не подвергается сомнению. Люди могут быть креативными по-разному. Креативность, - это исключительно врождённое свойство личности. С ними можно согласиться. Безусловно, врождённые способности индивида играют огромную роль в развитии его творческого мышления. Исследования показывают, что условия среды, воспитания и образования также влияют на проявление умственных способностей, однако они играют лишь второстепенную роль. Ребёнок суетлив, не может сидеть спокойно; выскакивает с места без разрешения; бесцельно бегает, ёрзает, карабкается и прочие в неподходящих для этого ситуациях; не может играть в тихие игры, отдыхать. А также импульсивны, выкрикивая ответ, не дослушав вопрос.

Термин «трудный школьник» не означает отрицательной характеристики, не содержит в себе осуждения или порицания. «Трудный» — не значит «плохой», «испорченный», «негодный» или тем более «безнадежный». «Трудный» — это такой школьник, который требует особого отношения, пристального внимания воспитателя и коллектива, ученик, к которому необходим индивидуальный подход в воспитании.

Индивидуальный подход предполагает в первую очередь знание и учет индивидуальных, специфических условий, которые повлияли на формирование той или иной черты личности. Это нужно знать потому, что, только понимая природу того или иного личностного проявления, можно правильно реагировать на него. Например, учитель поставил цель преодолеть упрямство ребёнка. Прежде чем реагировать и для того чтобы правильно реагировать, педагог должен знать, какова природа этого упрямства, в чем его причины, какой оно носит характер. И реакция на упрямство, порожденное различными причинами, должна быть различной. Одно дело — упрямство как своеобразный протест школьника против грубого с ним обращения, другое дело — упрямство как реакция избалованного ребенка; одно дело — упрямство эпизодическое, нетипичное для ученика (вызванное, например, глубокой обидой), другое дело — характерологическое, постоянное упрямство; упрямство, вызванное сильным утомлением, — это совсем иное упрямство, нежели упрямство как следствие неправильного представления школьника о самостоятельности и принципиальности.

Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.

Развитие основных процессов психики как мышление, память, внимание, воображение и т.д. как ни что иное, оказывает влияние на развитие творческих способностей детей.

На развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста большое влияние оказывают специальные развивающие программы, созданные на основе игры (игра лучше воспринимается ребёнком).
 Основным методом и одновременно средством воспитания поведения детей этого возраста является игра. В игре дети учатся общению и взаимодействию друг с другом, приучаются следовать принятым правилам, познают на практике значение простейших этических понятий: добро – зло, хорошо – плохо, честно – нечестно. В ходе занятий используются игры – инсценировки, игры – путешествия, дидактические игры, настольные игры, подвижные и музыкальные игры.
 Для младшего школьника характерно внимание к нравственной стороне поступка, желание дать ему моральную оценку, стремление быть хорошим в оценке окружающих. Структура этического занятия должна предполагать ориентацию ребенка на творческий процесс познания этических норм воспитанного человека путем разнообразных методик: диалога, игры, наглядной деятельности, сказкотерапии, анализа, обыгрывания ситуаций, эксперимента и творчества.
Возрастные особенности маленьких детей требуют, чтобы занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, насыщены примерами и конкретными фактами.

Игры для детей с синдромом нарушения (или дефицита) внимания с гиперактивностью.

«Найди отличие»

Цель: развить умение концентрировать внимание на деталях.
Ребёнок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передаёт её взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребёнок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребёнок могут поменяться ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок, и отворачивается (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
20 сентября был проведён классный час на тему: «Какая у меня память». Были разыграны игровые ситуации для концентрированного внимания. Водящий выходит из класса. В классе 2-3 ученика меняются местами, переложить или переставить вещи. Водящий заходит в класс и должен сказать, что изменилось. В качестве водящих выбрала детей, которые гиперактивные. С данной задачей они справились.

«Ласковые лапки»

Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие,  гармонизировать отношения между ребёнком и взрослым.
Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, бусы, вату и т.д. Всё это выкладывается на стол. Ребёнку предлагается оголить руку по локоть; учитель объясняет, что по руке будет ходить «зверёк» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверёк» прикасается к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

«Передай мяч»

Цель: снять излишнюю двигательную активность.

Сидя на стульях или стоя в кругу играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами, или использовать в игре одновременно несколько мячей.

Что касается творческих способностей как неотъемлемого качества ребенка, то главное внимание на данном этапе уделяется проявлениям интеллектуальной инициативы. Например, ребенок выполняет тест словаря. И вот первые три слова, значение которых он должен объяснить: велосипед, молоток, книга. Но если вдобавок к этому ребенок еще и пытается как-то связать друг с другом объясняемые слова, хотя это от него и не требуется (например: молоток — вид инструмента, которым наносят удары по разным материалам и деталям; его можно использовать при ремонте велосипеда; книга — вид учебного пособия; из нее можно узнать, как с помощью молотка отремонтировать велосипед, и т. д.), значит, этот ребенок с неординарным мышлением и воображением.

Младшие школьники испытывают трудности, связанные с недостаточным умением осознавать, анализировать, выражать словами свои проблемы. Здесь необходимо установление длительного доверительного контакта, в ходе которого становится возможным свободное, откровенное обсуждение конкретных переживаний ребенка. Таким образом, не имея необходимых условий для продолжительного контакта, используются графические методы исследования. При исследовании использовать тест на изучение оригинальности решения задач на воображение.
 Подготовка исследования: подобрать альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок — голова с двумя ушами и т. д., и простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.). Подготовить цветные карандаши, фломастеры. Проведение исследования Ребенка 7-8 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Предварительно можно провести вступительную беседу об умении фантазировать (вспомнить, на что бывают, похожи облака на небе и т. д.).

Обработка данных: выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Устанавливают тип решения задач на воображение. 

Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование). 
Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей. 

Второй тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями. 
Третий тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).

Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой). 
Пятый тип. Заданная фигура используется качественно по - новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок — голова и т. д.), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).

Необходимо как можно больше включать в практику виды деятельности направленные на активизацию процессов воображения. Хочу предложить следующую работу в этом направлении. Данное мероприятие проводится в форме игры. В ней могут участвовать весь класс, роль ведущего лучше взять на себя учителю. Дети с помощью ведущего выбираю 2-3 человека, которые должны на несколько минут быть изолированы от общей группы. В это время все остальные загадывают какое-то слово, желательно предмет. Затем приглашаются изолированные ребята. Их задача — отгадать то, что было загадано с помощью вопроса: «На что это похоже?». Например, если загадано слово «бантик», то на вопрос: «На что это похоже?» из зала могут поступать такие ответы: «На пропеллер у самолета» и т. д. Как только водящие догадываются о том, что было загадано, ведущий меняет их, и игра повторяется снова. Такой вид работы позволяет развивать у детей образное мышление, способствует активизации навыков работы в коллективе. В моем классе такая работа показала, что у детей не достаточно развито образное мышление. Им довольно трудно было справиться, что говорит о низком уровне ассоциирования. Безусловно, такая работа оказалась полезна.

Таким образом, в общении с такими детьми очень важно теплое, сердечное, доброжелательное отношение. Озлобленности, подозрительности, недоверчивости ребёнка надо противопоставить доброту, душевную теплоту и мягкость.
Педагогу  необходимо уметь выявлять то положительное, что имеется в личности каждого школьника, даже самого трудного, самого педагогически запущенного, и стараться опереться на это положительное в работе по его перевоспитанию.
Дети очень ценят то, что им доверяют, несмотря на их плохую славу, дурную репутацию, доверяют им, которым еще никто ничего не доверял!

Если мы сумеем правильно поставить воспитательную работу со школьниками с первых дней их пребывания в школе и нейтрализовать отрицательное (в иных случаях) влияние семьи, (а мы к этому обязательно придем!), то не будет ни трудных детей, ни неудач, ни провалов в благородном деле формирования личности человека.


Автор: Александрова Ольга Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ "СОШ №6" г. Канаш, Чувашия
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (27.07.2012)
Просмотров: 915 | Комментарии: 4
Всего комментариев: 4
4  
Статья очень познавательная,интересная.Спасибо за опыт.

3  
Спасибо! Статья не только интересная. но и полезная.

Ольга Анатольевна, спасибо за интересную статью!

1  
Уважаемая Ольга Анатольевна, спасибо за статью!
Думаю, многим коллегам будет интересно с ней познакомиться, как и мне.
С уважением, Юлия Михайловна.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]