Главная » Статьи » Конкурсные работы » Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ»

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе «В поисках причастия»
Проводится после изучения темы «Причастие». Ведут мероприятие заранее подготовленные ученики в роли Шерлока Холмса и Доктора Ватсона. Весь класс делится на 3 группы – детективные агентства. В жюри находятся учителя русского языка и литературы.

Цели мероприятия:

В игровой форме повторить и закрепить полученные на уроках орфографические и пунктуационные умения и навыки по теме «Причастие».

Повторить образование причастий, создать творческую работу на заданную тему с использованием причастий и причастных оборотов.

Обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование: рисунки с изображением причастий, аудиозаписи, раздаточный материал.

Продолжение мероприятия: 45 минут.

Форма мероприятия: игра «Детектив-шоу».

Ход игры:

1-ое задание для агентств. Агентства должны придумать свои названия с использованием причастий или отглагольных имен прилагательных.

(У наших агентств появились следующие названия: «Улыбающийся слон», «Одержимые победой», «Падающие звезды»).

2-ое задание для агентств. Поскольку каждый уважающий себя детектив должен быть умным, знать закон и много других полезных вещей, 2-й конкурс мы назвали «Мозголомы».
В конкурсе принимает участие вся команда. Будем задавать вопросы, командам нужно на них ответить. Время на обсуждение – 30 секунд. По истечении времени еще раз повторяем вопрос и представитель от каждой команды отвечает на него. А за каждый правильный ответ команда получает балл. К ответу требуется придумать предложение с добавлением причастия или отглагольного имени прилагательного. Вопросы и ответы имеются у жюри.
Итак, мы начинаем.
Вопрос 1-й
То, с чего начинается детективный фильм. Время.
Спасибо за ответы. Правильный ответ – преступление (забытое, совершенное)
Вопрос 2-й
Это нарушает преступник. Время.
Спасибо за ответы. Правильный ответ – закон.
3-й вопрос
Как называется ручной «портрет» преступника? Время
Спасибо за ответы. Правильный ответ – отпечаток/отпечатки (например пальцев или обуви).
4-й вопрос
Эти браслеты не украшение дам. Время
Спасибо за ответы. Правильный ответ – наручники.
5-й вопрос.
Так на Западе (в США) называют участкового инспектора. Время.
Спасибо за ответы. Правильный ответ – шериф.
Вопрос 6-й
Тет-а-тет по- полицейски. Время.
Спасибо за ответы. Правильный ответ – допрос.
Вопрос 7-й
Этим методом пользовался Шерлок Холмс. Время.
Спасибо за ответы. Правильный ответ – дедукция.
Вопрос 8-й
Как называется собака с особым чутьем? Время.
Спасибо за ответы. Правильный ответ – ищейка.
Вопрос 9-й
Так называется процесс сбора и проверки доказательств по делу. Время.
Спасибо за ответы. Правильный ответ – следствие.
Вопрос 10-й, последний.
Внимание. Как называется особо опасное лицо, грубо нарушающее закон? Время.
Спасибо за ответы. Правильный ответ – преступник.
Подводятся итоги.

Мы убедились, что наши команды настроены серьезно. Ну, что ж, борьба продолжается и мы переходим ко следующему конкурсу.

3-ое задание для агентств. Детективные агенты отличаются прекрасной памятью и хорошо развитой речью. Необходимо найти «потерявшееся» причастие по особым уликам-подсказкам.

Для 1 агентства. Это причастие в форме женского рода единственного числа совершенного вида.

Корень в слове задержка, приставка в слове указка, добавьте возвратный постфикс и стандартный суффикс прошедшего времени причастий, суффикс а не помешает. Какое это слово? (удержавшаяся)

Для 2 агентства. Это причастие в форме множественного числа. Формообразующий суффикс настоящего времени действительного залога настоящего времени. Не забудьте постфикс. Корень из слова сметь. Какое это причастие? (смеющиеся)

Для 3 агентства. Это причастие в форме мужского рода единственного числа. Приставка из слова заработок, суффикс такой же, как в слове утренний. Возьмите корень из слова поговорка. Узнали причастие? ( заговоренный)

4-ое задание для агентств. Детективы наблюдательны, у них отлично развита интуиция. По уликам с места преступления составьте рассказ о том, как было совершено убийство, используя причастные обороты, которые обосабливаются и не обосабливаются на письме. На данное задание отводится 10 минут.

Для 1 агентства. Улики: зубная щетка, роман Ф.Достоевского «Преступление и наказание», вилка, носовой платок, роза с шипами.

Для 2 агентства. Улики: губная помада, зеркало, жестяная банка, скотч, аудиодиск.

Для 3 агентства. Улики: шляпа, гвоздь, обручальное кольцо, лупа, гитара.

5-ое задание для агентств. Проверка домашнего задания.

А теперь предлагаю проверить, как вы дома расшифровали полученное письмо. Нужно было вставить пропущенные слова, начинающиеся с букв алфавита от А до Я и действительные и страдательные причастия, обозначая их. Итак, мы слушаем команды-агентства с их предположениями, что же могло произойти.

Жюри оценивает правдоподобность рассказа, использование причастий, правильное определение их залога, сюжетный ход.

Текст шифрованного письма.

На столе стояла ваза с А_____________. Внезапно зазвенел Б ________. Он говорил о том, что пора В__________. В дверь позвонили и отдали Г____________. Я сел их читать на Д__________. На завтрак я съел Е___________. За окном квакали Ж__________ и прыгали З__________. У реки стояла плакучая И________. Я вышел через К и направился к причалу, где стояли Л___________. Я сел в одну из них и поплыл по реке, вскоре приплыв к М ________________. Уже близилась Н__________, но я поплыл по морю и вскоре высадился на безлюдном О___________, который оказался не таким уж необитаемым. Меня встретил одинокий абориген, которого я назвал П_____________, а сам стал Р_____________.
Здесь не было зимы, а следовательно, и белого пушистого С ___________. Мы питались рыбой Т_____________, жарили в раковинах У______. Изредка прилетали Ф___________ а дикие свиньи постоянно Х_____________. Вскоре из привезенных мною яиц вылупились Ц_______, которые уже на второй день, как воробьи, Ч________. Вдруг поднялся невероятный Ш ______, и я отложил тарелку с жареной Щ_________. Гремел гром,
в горах раздавалось гулкое Э_____. Когда все стихло, мы не заметили у берега судно. Подойдя ближе, мы увидели лишь молодого Ю_______,
который уцелел во время шторма. Мы с Пятницей сели на корабль, подняли Я________ и отправились домой.

Подведение итогов. Награждение. Каждая команда получает сертификат.



Автор: Таранда Наталья Станиславовна, учитель русского языка и литературы в ГБОУ ЦО№1883 "Бутово" г. Москва
Категория: Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» | Добавил: Ильгиз_Ринатович (20.08.2012)
Просмотров: 1653
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]